Информационные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 09:28, контрольная работа

Описание работы

Информационное общество - одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
3
1 Теоретические аспекты информатизации…………………...……………….
4
1.1 Определение, сущность и значение информации………………..……..
4
1.2 Основы информационного общества……………………………………
8
2 Информационные таможенные технологии, как средства управления таможенной информации………………………………………………………..

11
2.1 Использование и внедрение информационных технологий…………..
11
2.2 Автоматизация управления в таможенной службе России…………...
16
Заключение……………………………………………………………………….
20
Список литературы………………………………………………………………
21

Файлы: 1 файл

Информационное общество.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

Подводя итог можно  сказать, что информационные технологии - это система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которые используются для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации. Новые информационные технологии позволяют использовать при работе с информацией компьютерную технику и телекоммуникационные средства связи. Внедрение новых информационных технологий существенно изменяет содержание различных видов деятельности, прежде всего управленческой, повышает эффективность управления, выводит на новый, более высокий уровень информационное обеспечение процессов принятия решений органами государственной власти.

 

1.2 Основы  информационного общества

 

Общество, в  котором мы с вами живем в начале XXI века, называют информационным обществом. Термин «информационное общество» появился в США в одноименной теории в 70-е годы XX столетия. Так стали называть общество, которое переросло индустриальное. Итак, между постиндустриальным обществом и информационным можно поставить знак равенства, т.к. современное постиндустриальное общество в своей повседневной деятельности не обходится без информационных технологий.

Информационное общество (Information society) - концепция постиндустриального  общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой  главными продуктами производства являются информация и знания.

Постиндустриальное общество (Postindustrial society) в свою очередь являет собой общество, в котором сфера услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции.

В социальной структуре постиндустриального общества возрастает численность людей, занятых в сфере услуг и формируются новые элиты: технократы, сциентисты.

 Отличительными чертами информационного общества являются:

1.)   увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

2.)   возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

3.) создание глобального информационного пространства, обеспечивающего

а) эффективное информационное взаимодействие людей;

б) их доступ к мировым информационным ресурсам;

в) удовлетворение их потребностей в  информационных продуктах и услугах.

Сфера услуг подразумевает массовое обслуживание населения. Именно благодаря  зарождению такой сферы как сферы  услуг произошло зарождение глобальной информационной инфраструктуры, пользователями которой является все информационное общество. Новые информационные технологии используются практически во всех областях деятельности и оказывают огромное влияние на социальную реальность, сильно ее изменяют [4, с.79].

Главное изменение философы связывают с появлением новой общественной структуры - информационной инфраструктуры. Информационная инфраструктура - это совокупность средств по обработке и использованию информации, объединенных в компьютерные и информационные сети. Тоффлер считает, что информационная инфраструктура станет основой социальной и экономической деятельности будущего, а также позволит любому человеку в любое время и в любом месте получить всю интересующую его информацию.

Глобальная информационная инфраструктура разрабатывается как общемировая информационная сеть массового обслуживания населения планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи.

Самой актуальной и острой в мире является проблема создания, сохранения и эффективного использования информационных ресурсов. Произошло формирование еще одного самостоятельного вида общественного  ресурса - информационного, позволяющего экономить большинство других ресурсов общества. Дальнейший прогресс общества в значительной степени связан сегодня с совершенствованием информационной инфраструктуры, эффективностью формирования, размещения и использования информационных ресурсов и продуктов.

Понятие информационного  ресурса находится в стадии формирования, трудность его однозначного определения  связана с неоднозначностью и  сложностью таких понятий как  “знания”, “информация”, “данные” и  т.д.

Информационный  ресурс общества может быть определен  как накопленные в обществе знания, подготовленные для целесообразного социального использования [6, с.121].

 Наиболее важным  понятием, которое необходимо определить  при изучении информационной  среды общества является понятие  “информационный потенциал общества”.

Информационный потенциал  общества в широком смысле - это  накопленный в обществе информационный ресурс.

Информационный  потенциал общества в узком смысле - это активизированный, введенный  в действие информационный ресурс.

Информационный  потенциал общества - это информационный ресурс общества в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его активизировать и эффективно использовать.

   В эту совокупность  средств, методов и условий  должны быть включены не только  средства информационной техносферы, но также социальные средства, методы и структуры, способствующие воспроизводству и развитию инфосферы, повышению информационной культуры общества, его интеллектуального потенциала. Таким образом, необходимо единство процессов компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации.

Социальные структуры  и институты, необходимые для  активизации информационных ресурсов общества - это, например, институты  образования и семьи. Особое значение в плане интеллектуализации социальных систем имеют подбор и расстановка кадров, подбор талантов, определение места и роли каждого индивидуального интеллекта (каждой личности) в системе. Здесь важно использовать методику определения интеллектуальных способностей, профессиональной ориентации и другие, широко используемые за рубежом.

Информатизация  общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена. Появление и развитие компьютеров - это необходимая составляющая процесса информатизации общества и образования [4, с.73]. 

Общество  с высоким уровнем развития и  использования информационных технологий, развитыми инфраструктурами, обеспечивающими производство информационных ресурсов и возможность доступа к информации, называют информационным (ИО). Само название "информационное общество" впервые появилось в Японии в середине 60-х годов XX века. Оно стало основным в докладе специальной группы по научным, техническим и экономическим исследованиям, созданной японским правительством для выработки перспектив развития экономики страны. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он характеризует общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому.

Отличительными  особенностями  ИО являются: открытость, технологичность (особенность информатизации), интеллектуальность, доступ к мировым информационным ресурсам, высокая степень обеспечения безопасности, гибкость и самоорганизация выше указанных систем.

В таком  обществе наблюдается ускоренная автоматизация и роботизация всех отраслей производства и управления, происходят радикальные изменения социальных структур. Эти изменения приводят к расширению сферы информационной деятельности и вызывают необходимость подготовки специалистов в области разработки и сопровождения информационных технологий, требуют повышения информационной культуры граждан.

Информационное  общество (ИО) - это общество с высоким уровнем развития и использования информационных технологий, развитыми инфраструктурами, обеспечивающими производство информационных ресурсов и возможность доступа к информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Информационные  таможенные технологии, как средства  управления таможенной информацией

2.1 Использование  и внедрение информационных технологий

 

Использование информационных технологий является неотъемлемой составляющей в реализации современной таможенной политики. Особую роль информационных технологий в таможенном деле подчеркивает тот факт, что в Таможенном кодексе  РФ есть отдельный раздел (глава 40 ТК РФ), посвященный информационным системам и технологиям. Ни в одном другом кодексе Российской Федерации подобного раздела не существует.

Главной задачей информационных технологий является управление информацией  внутри таможенной системы с целью повышения эффективности таможенного оформления и контроля, создания благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности и при этом максимальное выявление нарушений таможенного законодательства. В современных условиях без использования информационных технологий практически невозможно сделать таможенное оформление быстрым и прозрачным. Основным направлением развития информационных таможенных систем является внедрение технологий электронного декларирования, интегрированных с системами управления рисками.

Внедрение электронного декларирования стало одним из серьезнейших шагов  на пути к упрощению таможенных процедур. Позволяя не только сэкономить время  участников ВЭД, но и делая процесс  таможенного оформления более прозрачным и менее подверженным влиянию различных субъективных факторов, процедура электронного декларирования позволила участникам ВЭД и таможенным брокерам довольно быстро ощутить все ее преимущества.

По внедрению новых технологий Таможенная служба России является лидером среди государственных структур. Идя навстречу добросовестным участникам внешнеэкономической деятельности, разрабатываются оптимальные пути решения проблем, связанных с унификацией таможенных процедур и переходом работы таможни на уровень международных стандартов. В условиях постоянного роста объема внешней торговли и возрастающей нагрузки на таможенные органы применение информационных систем и технологий приобретает все большее значение для таможенного дела. Передовые таможенные службы стремятся к всемерному развитию информационных систем и технологий, а правительства выделяют для этих целей гигантские суммы [7, с.94].

Важность применения информационных технологий очевидна: они позволяют не только повысить контроль над участниками внешнеэкономической деятельности, но и значительно ускорить процесс таможенного оформления и контроля, что, в свою очередь, увеличивает товарооборот и ведет к экономическому росту. Кроме того, вступление России во Всемирную Торговую Организацию привело к увеличению грузопотока, как следствие, увеличится нагрузка на таможенные органы. Уже сегодня не редкость многокилометровые очереди в пунктах пропуска через государственную границу. Чтобы этого избежать в будущем существуют два пути развития таможенной системы: первый - увеличение числа таможен, количества служащих (экстенсивный путь), второй - внедрение информационных технологий, «автоматизация» таможенного контроля и оформления (интенсивный путь).

Правовое регулирование  отношений, возникающих при создании, внедрении и применении информационных систем и технологий в таможенном деле приобретает всё большую значимость.

Использование информационных систем и технологий в деятельности таможенных органов позволяет решать много задач, связанных с эффективным  осуществлением таможенного администрирования. Среди таких задач можно выделить следующие:

упрощение и ускорение  таможенного оформления и таможенного  контроля, в том числе за счет использования электронной формы  декларирования, внедрения экспериментальных  технологий таможенного оформления;

использование системы  управления рисками;

накопление информации об участниках внешнеэкономической  деятельности и иных лицах, если такое  накопление предусмотрено в порядке, установленном законодательством;

ведение баз данных, реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

оперативное осуществление  информационного обмена с иными  органами государственной власти и  зарубежными органами в порядке  и на условиях, установленных законодательством.

Информационным системам и информационным технологиям в таможенном деле посвящена глава 40 ТК РФ, содержащая пять статей. Таможенный Кодекс регулирует такие вопросы применения информационных систем и технологий как: функции, задачи и полномочия таможенных органов в связи с использованием информационных технологий; унификацию информационных систем и технологий со стандартами, действующими в Российской Федерации, а также международными стандартами; обязательность сертификации информационных систем, информационных технологий, средств их обеспечения, а также программно-технических средств защиты информации, применяемых в таможенном деле в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ; правовой статус и содержание информационных ресурсов таможенных органов; требования к информационным системам, информационным технологиям и средствам их обеспечения; защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации. Таким образом, новый Таможенный Кодекс придает существенное значение информационным технологиям. Это является безусловным шагом вперед, поскольку предыдущий Таможенный Кодекс в части использования информационных технологий лишь предусматривал возможность декларирования товаров и транспортных средств в электронной форме [3].

Информация о работе Информационные технологии