Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 09:28, контрольная работа
Информационное общество - одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ).
Введение………………………………………………………………………….
3
1 Теоретические аспекты информатизации…………………...……………….
4
1.1 Определение, сущность и значение информации………………..……..
4
1.2 Основы информационного общества……………………………………
8
2 Информационные таможенные технологии, как средства управления таможенной информации………………………………………………………..
11
2.1 Использование и внедрение информационных технологий…………..
11
2.2 Автоматизация управления в таможенной службе России…………...
16
Заключение……………………………………………………………………….
20
Список литературы………………………………………………………………
21
Правовой статус и содержание информационных ресурсов таможенных органов определяется статьей 425 Таможенного Кодекса. В соответствии с п.1 указанной статьи такие информационные ресурсы составляют:
А) документы и сведения, представляемые лицами при совершении таможенных операций в соответствии с ТК РФ;
Б) иные документы и сведения, имеющиеся в распоряжении таможенных органов в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.
При несоответствии сведений на бумажных носителях и сведений в электронном виде приоритет имеют сведения на бумажных носителях. Данная норма связана с тем, что вероятность фальсификации и незаконного изменения содержания информации в электронном виде в современных условиях гораздо выше, чем вероятность фальсификации документов на бумажных носителях.
Таможенное дело и
внешнеэкономическая
Так же выделены приоритеты использования информационных технологий в сфере внешнеэкономической деятельности. Среди достаточно обширного перечня места деятельности. Среди достаточно обширного перечня места проблеме обеспечения информационной безопасности деятельности таможенных органов не нашлось, что представляется довольно опасным, так как широкое применение информационных систем и технологий без использования средств защиты в конечном итоге неминуемо приведет к невозможности нормального функционирования всей системы в целом.
Угрозами безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем таможенных органов могут являться:
- нарушения технологии обработки информации ограниченного доступа, обрабатываемой в таможенных органах;
- нарушение законных
ограничений на
- противоправные сбор и использование информации ограниченного доступа, обрабатываемой в таможенных органах;
- компрометация ключей и средств криптографической защиты информации;
- перехват информации
в сетях передачи данных и
на линиях связи, дешифрование
этой информации или ее
- несанкционированный доступ к информации, находящейся в базах данных таможенных органов;
- внедрение в аппаратные
и программные изделия
- разработка и распространение
программ (компьютерных вирусов), нарушающих нормальное
функционирование информационных и информационно-
- уничтожение, повреждение,
радиоэлектронное подавление
- воздействие на парольно-
- утечка информации по техническим каналам;
- внедрение электронных
устройств для перехвата
- уничтожение, повреждение,
разрушение или хищение
- использование
Данный список угроз в полной мере относится в целом к информационной сфере таможенных органов: как к документированной информации и средствам ее обработки, так и к информации, представленной в электронном виде, и техническим средствам обработки такой информации.
Таможенные органы, являясь на сегодняшний день федеральным органом исполнительной власти, в котором информационные технологии получили наибольшее развитие, имеет централизованную информационную систему - Единую автоматизированную информационную систему (далее ЕАИС).
ЕАИС ФТС России - автоматизированная система управления процессами таможенной деятельности и состоит из организационно упорядоченной совокупности документов или массивов документов и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы на всех уровнях системы таможенных органов [9, с.88].
Порядок работы с информацией, находящейся в ЕАИС, а так же меры по ее защите, регулируются приказом ФТС от 02 февраля 2007 № 168 «Об утверждении Порядка предоставления должностным лицам таможенных органов доступа к ресурсам центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов», приказом ФТС от 12 ноября 2007 г. №1393 «Об утверждении Требований по обеспечению информационной безопасности при работе с ресурсами Центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов». Согласно этим приказам доступ к базам данных ЕАИС (далее БД ЕАИС) таможенных органов может быть предоставлен:
с автоматизированного рабочего места пользователя (далее - АРМ доступа) с использованием программных средств доступа;
с абонентских пунктов доступа (АПД).
Помимо защиты компьютерной информации от непосредственных противоправных действий человека информационные системы необходимо защищать от «бича 21 века» - компьютерных вирусов, то есть программных средств, обладающих способностью к самостоятельному копированию и специально созданных для выполнения функций в программном обеспечении «зараженной» ЭВМ, непредусмотренных характеристиками этого программного обеспечения.
На защиту информационных систем таможенных органов от вредоносных программ направлен приказ ФТС России от 28 мая 2007 г. «О системе антивирусной защиты информации в таможенных органах Российской Федерации». Данный документ предполагает единый порядок оснащения средствами антивирусной защиты информации (САВЗИ) таможенных органов. Система антивирусной защиты информации предназначена для предотвращения заражения программными вирусами информационно-вычислительных ресурсов таможенных органов. Программные средства САВЗИ подлежат своевременному обновлению. Поставщиками САВЗИ для таможенных органов могут быть организации, имеющие лицензию ФСТЭК России на проведение деятельности в области защиты информации. Поставляемые САВЗИ должны иметь сертификаты ФСТЭК России и ФСБ России по требованиям безопасности информации.
Своевременное централизованное информирование таможенных органов о вирусной активности является составной частью системы антивирусной защиты информации. По фактам заражения компьютерными вирусами проводятся служебные проверки. В заключении необходимо отметить особую роль информационных технологий в таможенном деле и необходимость обеспечения компьютерной безопасности деятельности таможенных органов. Административных мер защиты компьютерной информации в таможенном деле, осуществляемых ФТС России, для полноценного обеспечения компьютерной безопасности недостаточно. Необходимо применение правовых средств защиты, а в особенности мер уголовно-правового характера, как реакции на наиболее опасные виды посягательств [6, с.158].
В таможне внедрят новые информационные технологии.
16 августа 2010 года Президентом
России Д. Медведевым по
Преимущество электронного декларирования через Интернет перед бумажным документооборотом налицо: без существенных дополнительных затрат участник внешнеэкономической деятельности получает возможность подать таможенную декларацию на любой российский таможенный пост, имеющий для этого достаточную оснащенность. Значительно ускоряется и упрощается процесс совершения таможенных операций и таможенного контроля. Экономится время и бумага. Совершить таможенное оформление товаров можно вообще без посещения таможни. А это ведёт к информационной прозрачности таможенных органов. И что немаловажно, исключается прямое общение должностных лиц и участников ВЭД. Это способствует снижению коррупционных нарушений. Новая технология позволяет также сократить время таможенного оформления с одного рабочего дня до нескольких часов. А среднее время проверки одной электронной декларации, как показывает практика, составляет 25-30 минут вместо нескольких часов по старинке. Федеральная таможенная служба намерена максимально упростить доступ участников ВЭД к электронному декларированию. Программное обеспечения для его применения будет предоставляться бесплатно, непосредственно с сайта ФТС России. При этом прорабатывается вопрос применения электронного декларирования посредством Web-интерфейса. Также разрабатывается подробный, с установлением конкретных сроков, регламент получения электронной цифровой подписи [8, с.49].
В ходе рабочих встреч
обсуждены вопросы
2.2 Автоматизация управления в таможенной службе России
Таможенное дело государства составляют его таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров, транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики.
Анализ деятельности таможенной службы России показал, что за достаточно короткий срок она завершила этап своего становления, однако проблема исследования ее деятельности приобретает все большую остроту и значимость. Современная таможенная система занимает строго определенное место в экономической системе Российского государства. Вместе с тем она имеет ряд недостатков, наличие которых отражается на качестве и оперативности таможенного обслуживания участников ВЭД, создает проблемы с наполнением доходной части государственного бюджета, а также приводит к нарушениям таможенных правил и увеличению числа преступлений в сфере таможенной деятельности. Устранение указанных недостатков и создание высокоэффективной таможенной службы, отвечающей как внутренним, так и внешним интересам России, является главной целью модернизации таможенных органов [6, с.86].
Центральное место в общей проблеме модернизации таможенной системы занимает проблема оценки и, соответственно, повышения эффективности ее системы управления. Одна из ключевых причин, определяющих наличие проблемы – низкий уровень автоматизации процессов оперативного, оперативно-стратегического и стратегического управления деятельностью таможенных органов. К задачам оценки эффективности и оптимизации деятельности таможенных органов добавляются вопросы приведения их штатной численности в соответствии с целями, функциями, задачами и объемами деятельности.
В настоящее время вопросы автоматизации частично решаются в рамках единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) ФТС России. При этом в ЕАИС реализованы лишь некоторые отдельные задачи, такие как автоматизация функций ввода информации, ее обработки, хранения, контроля, формирования отчетов и других информационно-справочных документов о деятельности таможенных органов [3].
Популярное
среди бизнес-аналитиков выражение
"автоматизация хаоса
Таким образом, первый обязательный этап создания ЕАИС – анализ и необходимая реорганизация деятельности таможенной службы. Такое обследование эффективно выявляет плохо формализуемые, а значит, заведомо слабые места в организации таможенной службы и позволяет спланировать комплекс мер по реинженирингу (реорганизации) таможенных процессов.