Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:46, реферат
Компьютерные модели, как и другие разновидности компьютерных технологий обработки информации, появились во второй половине ХХ века в связи с созданием соответствующих технических устройств – электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Они позволили резко увеличить скорость и объемы обработки информации, а также достаточно быстро и точно решать системы уравнений, описывающие различные явления и процессы.
Введение…………………………………………………………………………3
I. Применение компьютерного моделирования в социально-политической сфере. Введение в теорию и практику…………………………………………7
II. Анализ и сравнение политической ориентации методом компьютерного тестирования («Экспресс»). ………………18
1. Общая постановка проблемы
2. Формализация проблемы………………………………………...………19
3. Концептуальная модель учебной задачи………………………………..20
4. Информационная модель учебной задачи……………………………...25
5. Работа с моделью…………………………………………………………27
6. Границы применимости модели
IV. Компьютерное моделирование последствий экономической политики.…………………………….……………...…………...29
Заключение…………………………………………………………………..33
Список литературы…………………………………………………………34
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Троицкий филиал государственного бюджетного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
(Троицкий филиал ФГБОУ ВПО ЧелГУ)
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ
Реферат
На тему: Компьютерное моделирование в прогнозировании политических процессов
Выполнила: студентка группы ТУ-401
Петунина Елена
Дмитриевна
Проверил: Кокорев А.Б.
г. Троицк – 2012 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
I. Применение компьютерного моделирования в социально-политической сфере. Введение в теорию и практику…………………………………………7
II. Анализ и сравнение политической ориентации методом компьютерного тестирования («Экспресс»). ……………………………………………………18
1. Общая постановка проблемы
2. Формализация
проблемы………………………………………...………
3. Концептуальная модель учебной задачи………………………………..20
4. Информационная модель учебной задачи……………………………...25
5. Работа
с моделью………………………………………………………
6. Границы применимости модели
IV. Компьютерное моделирование
последствий экономической политики.…………………………….……………...…
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Компьютерные
модели, как и другие разновидности
компьютерных технологий обработки
информации, появились во второй половине
ХХ века в связи с созданием
соответствующих технических
За последние десятилетия было разработано
большое количество специализированных
баз данных, пакетов программного обеспечения
для статистической обработки данных,
различных регрессионных, теоретико-игровых
и динамических моделей. К сожалению, в
СССР, а затем и в России эти направления
по ряду причин не получили значительного
развития.
Множество
разновидностей компьютерных моделей,
позволяющих анализировать международные
ситуации, и можно разбить на несколько
групп, в зависимости от задач, которые
решаются с их помощью.
К наиболее простым компьютерным
моделям по международной проблематике
относятся международные системы антикризисного
реагирования, используемые в ситуационно-кризисных
центрах, функционирующих в составе национальных
министерств по чрезвычайным ситуациям,
министерств иностранных дел, советах
безопасности. Главная задача данных систем
– наиболее оперативно – в автоматическом
режиме – предупредить все компетентные
министерства и ведомства в случае возникновения
кризисных ситуаций, в том числе за рубежом,
в которые оказались вовлечены граждане
страны. Следует отметить, что говорить
об использовании компьютерного моделирования
в такого рода системах можно с известной
долей условности, поскольку по существу
не проводится каких-либо вычислений.
Например, в случае наводнения в одной
из зарубежных стран необходимо оперативно
выяснить, какие районы им затронуты, есть
ли там граждане и компании данной страны,
сколько их, какими туроператорами и авиакомпаниями
они пользовались, не просрочены ли у них
визы. При помощи информационной системы
на основе оперативных сообщений, поступающих
из зарубежного государства (включая загранучреждения),
будут автоматически (на основе классификации
кризисных ситуаций и типовых взаимосвязей
для каждого вида ситуации) проинформированы
те министерства и ведомства, которых
данная чрезвычайная ситуация непосредственно
касается (МЧС, консульские учреждения,
регулятор туристического рынка).
Данные системы используются, например,
в Оперативном центре Государственного
департамента США, в Центре кризисного
реагирования МИД ФРГ, в Кризисном центре
системы МИД Италии. Используют
данные системы кадровые сотрудники этих
министерств, при этом в их задачи, как
правило, не входит углубленный анализ
причин и следствий возникших кризисных
ситуаций. На основе первичной информации,
которая может быть визуализирована в
удобной форме на экране таких ситуационных
центров с использованием современных
геоинформационных систем, проводятся
селекторные совещания, принимаются оперативные
меры по устранению последствий чрезвычайных
ситуаций.
Схожие ситуационные кризисные центры
имеются и в федеральных органах власти
России, а также в ряде научно-образовательных
центров. Например, в МГИМО (У) МИД России
функционирует несколько таких центров.
Согласно п.107 Стратегии национальной
безопасности РФ до 2020 г. предусмотрено
создание системы распределенных ситуационных
центров, которые будут работать по единому
регламенту и объединят заинтересованные
органы государственной власти и государственные
научные учреждения.
Формирование единой системы ситуационных
кризисных центров государства, включающей
ситуационные центры сети загранучреждений,
федеральных и региональных властей, исследовательских
организаций, является важным направлением
развития данных систем. Отдельное направление
повышения эффективности – организация
международного обмена информацией. В
настоящее время уже функционируют системы
международного обмена геопространственной
информацией, например, Глобальная система
наблюдения земли. Спектр использования
данных систем огромен – от улучшения
климатического мониторинга и прогнозирования
эпидемий редких заболеваний до картирования
и классификации экосистем и управления
водными ресурсами.
К более сложным системам компьютерного
моделирования, связанным с интерпретацией
полученных первичных данных, относятся
системы анализа и прогнозирования. Четкой
границы между моделями кризисного реагирования
и системами анализа не существует, ведь
если на основании выставления пороговых
(критических значений) и последующего
краткосрочного прогнозирования ситуации
(а это элементы систем анализа и прогнозирования),
будет сделан вывод о большой вероятности
возникновения в скором времени кризисной
ситуации, то необходимо будет принимать
меры по автоматическому оповещению все
соответствующие министерства и ведомства
(а это уже элементы систем кризисного
реагирования). Если для оперативного
мониторинга и анализа ситуации в большей
степени подходят именно первичные данные,
то для предотвращения и анализа долгосрочных
последствий необходимо использование
целого ряда методов и моделей обработки
информации.
Как правило, данные модели используются
исследовательскими организациями, в
единичных случаях – под эгидой государственных
органов власти, в первую очередь, специальных
служб. Например, в рамках ЦРУ широко используется
целый ряд компьютерных аналитических
моделей, в том числе «Factions», позволяющие
анализировать внутриполитическую ситуацию
в стране с позиций различных групп влияния,
выявлять на основании сопоставления
моделей поведения иностранных агентов.
Можно выделить несколько основных
целей применения систем анализа и прогнозирования.
В ряде случаев речь идет о постоянном
мониторинге и предупреждении возникновения
кризисных ситуаций. Зачастую компьютерное
моделирование осуществляется на основе
обширных баз данных коллективного доступа,
создаваемых несколькими университетами
или исследовательскими организациями.
Разработчики таких баз изначально не
могут предвидеть весь спектр задач, которые
будут решаться с использованием их данных.
В дальнейшем, как правило, они формируют
подборку научных исследований, выполненных
с использованием их баз данных. Наконец,
зачастую создание баз данных связано
с проверкой какой-либо локальной гипотезы
в рамках предлагаемой модели, то есть
ad hoc. Для проверки гипотезы и правильности
модели исследователи собирают обширную
базу данных, которая в дальнейшем используется
для эмпирических доказательств.
I. Ознакомление теории и практики.
Применение компьютерного моделирования в социально – политической сфере.
Политической жизни
Рост политической активности
– явление, особенно характерное
для переходного состояния
В этих условиях, – а именно
они имеют место в современной
России, – особенно возрастает потребность
в эффективном инструменте
Не случайно с ликвидацией авторитарного режима и административно-командной системы управления появился устойчивый спрос на данные социологов, экспертные оценки ситуации, мониторинговые исследования общественных настроений.
Практика показала, однако, что сложность и динамизм современного политического процесса ставят предел эффективности традиционных методов анализа результатов социологического исследования. Основанные на использовании опыта, аналитических возможностей и интуиции экспертов, они не в состоянии охватить целиком громоздкий и многоплановый эмпирический материал, уловить многочисленные взаимосвязи между разнообразными параметрами общественного развития. Не может не сказываться и неоднозначность возможной интерпретации, делающая результат исследования зависящим от идеологической предвзятости аналитика, желания удовлетворить ожидания заказчика и т.п.
Все это побудило искать
возможность формализации реальных
взаимосвязей, определяющих социально-политическое
развитие, переложения его на язык
строгих логических, а затем математических
процедур. В итоге возникают
Проникновение математических методов и компьютерных средств в практику социально-политического исследования имеет в то же время и более глубокие причины, не сводимые ни к особенностям политического процесса, ни к специфике российских условий. Человечество в целом переживает переломный момент, связанный с лавинообразным нарастанием информационных потоков.
Не случайно специалисты заговорили об информационном барьере, преодоление которого возможно лишь при качественном изменении механизма переработки информации в системе управления.
С первым таким барьером люди столкнулись, когда сказались ограниченные возможности мозга отдельно взятого человека. Общество заплатило за это ломкой первобытнообщинных форм самоорганизации, разделением управленческого труда, созданием иерархических организационных структур и превращением большинства индивидов в подчиненных.
К середине двадцатого столетия
человечество созрело до нового кризиса.
На начало 70-х годов переработка
информации в процессе управления только
в экономической сфере и только
в нашей стране требовала, по оценкам
специалистов, совершения 10 в 16-той
степени операций в год. Для их
выполнения вручную потребовалось
бы до 10 млрд. человек. Человечество подошло
ко второму информационному
Потребность управления сложными
общественными, в том числе и
политическими процессами, необходимость
прогнозировать последствия действий
по осуществлению поставленных целей
делает актуальным применение системного
анализа, рассмотрение участвующих
в процессе элементов и воздействующих
на него факторов во взаимосвязи. Управление
теми или иными элементами общественной
конструкции без учета реакции
на него других элементов, изменения
характера имеющихся между ними
отношений чревато
Сама по себе постановка задачи логической формализации и математического описания процессов полезна еще и тем, что при ее осуществлении исследователь по необходимости конкретизирует свое представление о нем, строго организует имеющуюся информацию, обнаруживает имеющиеся проблемы в понимании структуры и межэлементных взаимосвязей в интересующем его объекте. Иными словами, сам процесс формализации является хорошим стимулом для системного восприятия рассматриваемого явления.[3]
Понятие системы употребляется часто, но далеко не всегда в строгом значении этого слова. Для того, чтобы имела место система, необходима, во-первых, совокупность элементов числом, как минимум, более одного. Вторым признаком системы является наличие взаимосвязи между этими элементами, отношений, соединяющих их в единое целое. А признаком целого является качественная определенность, – порожденное совокупностью соединенных данными отношениями элементов системное качество. Существенно, что качество это становится присущим не только всей совокупности, но и каждому из ее элементов.
Таким образом, необходимыми
компонентами системы являются составляющие
ее структурные элементы, соединяющие
их отношения и системное
Осуществление системного подхода предполагает исследование явления в различных его аспектах, – во всех или в некоторых из них. Прежде всего, это – системно-компонентный аспект, в рамках которого выявляются элементы или компоненты системы, их функциональное назначение. Системно-структурный аспект предполагает рассмотрение межэлементных взаимосвязей, отношений между элементами, из которых складывается система, а также между элементами и системой в целом. Необходимым аспектом системного подхода является системно-интегративный аспект, т.е. исследование системного качества и его проявлений в функционировании как всей системы, так и каждого из ее элементов. Если же система рассматривается в качестве подсистемы более сложной системы, то системный подход означает и ее рассмотрение в системно-функциональном аспекте, т.е. в ее взаимодействии с другими подсистемами и со всей более сложной системой. Можно вычленить, наконец, системно-коммуникативный аспект, предполагающий исследование каналов и процессов коммуникации, обмена информационными сигналами между системой и окружающей ее средой, а также внутри системы.
Актуальность тех или
иных аспектов системного подхода зависит
от конкретной задачи. Если, к примеру,
исследователя интересует проблема
реорганизации системы, изучение и
изменение ее структуры, на первый план
выступают системно-
Для характеристики политической обстановки в современной России применимо понятие системного кризиса. В этой ситуации необходимо радикальное изменение ее структуры, формирование новых элементов и упразднение старых, изменение нормативной основы их взаимодействия. Подобного рода изменения не проходят мгновенно, и важно обеспечить надежное функционирование этой системы в любой момент переходного состояния, когда прежние элементы в значительной мере ликвидированы, а новые еще не сформированы. При этом важно постоянно учитывать реакцию общества, способную разрушить неустойчивую на переходном этапе политическую систему, а вместе с ней и весь общественный организм.
Информация о работе Компьютерное моделирование в прогнозировании политических процессов