Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 09:20, курсовая работа
Цель работы – подготовить фрагмент электронного учебного пособия для последующего включения в общую электронную оболочку. Поставленная нами цель предполагает решение ряда задач:
Определить понятие "электронное учебное пособие", изучить его особенности и принципы построения;
В соответствии с выделенными принципами отобрать, систематизировать и выразить в электронной форме текстовый материал;
Подобрать наглядный и справочный материал и связать с полученным текстом при помощи гиперссылок.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.Теоретические основы разработки электронного учебного курса
1.1 Понятие электронного учебного курса: сущность, этапы, содержание, структура
1.2 Требования к ЭУК
1.3 Требования к содержанию ЭУК
1.4 Требования к структуре ЭУК
1.5 Требования к техническому исполнению ЭУК
1.6 Этапы проектирования ЭУК
1.7 Обзор средств разработки обучающих программ и программ проверки знаний
2. Автоматизированная информационная система PLATONUS
3. Автоматизированная информационная система «Экзамен»
Глава 2. Техническая составляющая разработки электронного учебного курса
2.1 Анализ основных вопросов по предмету «Математика»
2.2. Цели и задачи разработки электронного учебного курса по дисциплине «Математика»
2.3. Выбор средств реализации
2.4. Разработка электронного пособия.
2.5 Разработка модуля «Тест»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
В современном понимании ЭУК представляет собой сложную дидактическую систему, функционирование которой поддерживает учебно-воспитательный процесс средствами ИТО. Как система ЭУК может совмещать в себе функции автоматизированных обучающих и контролирующих систем, моделирующих программ и других программных средств ИТО. В целях мониторинга и необходимой коррекции процесса обучения, в рамках ЭУК также могут быть сформированы базы данных для хранения текущей и обобщенной информации о результатах работы. В законченном виде ЭУК как система включает в себя следующие функциональные блоки:
Информацuонно-содержательный блок в свою очередь включает два подблока.
Информационный:
• общие сведения об изучаемом курсе или о конкретной теме;
• сроки изучения данного курса (темы);
• график прохождения тем и разделов по данной учебной дисциплине;
• формы и время отчетности;
• график проведения практических
и семинарских занятий с
• график консультаций.
Содержательный:
• учебные планы, учебные и рабочие программы;
• учебники, сборники задач, учебные пособия, методические рекомендации, справочники, энциклопедии, хрестоматии;
развернутые планы семинаров;
• список основной и дополнительной литературы, включающий также гиперссылки на ресурсы электронной библиотеки и образовательного Web-сервера учебного заведения, материалы Internet;
• список тем творческих работ по дисциплине;
• методические рекомендации по работе с электронными материалами.
На последний пункт хотелось бы обратить особое внимание.
Дело в том, что многие электронные учебники зачастую используются весьма поверхностно, поскольку учащиеся просто не представляют всех их возможностей. То же касается и ряда образовательных ресурсов Internet, доступных только специально подготовленному пользователю: сложность навигации, излишние динамические эффекты, постоянно изменяющие вид Web-страницы, - все это только отпугивает новичка.
Информация, относящаяся к информационно-содержательному блоку (отдельные компьютерные программы, электронные учебные пособия и т.п.), может быть представлена как на компакт-дисках, так и на сервере сети учебного заведения. В частности, если для выполнения исследовательской работы используются базы данных «общего пользования», например для занесения результатов экспериментальных работ или натурных наблюдений или, наоборот, для использования этих данных в каких-либо расчетах, то их целесообразно разместить на сервере Internet или локальной сети учебного заведения. Это будет наиболее удачным решением даже в том случае, когда сам ЭУК записан на дискету или компакт-диск и с ним работают автономно.
Формируя информационно-
Анализ опыта применения ЭУК в учебно-воспитательном процессе показывает, что наиболее эффективными являются курсы, основанные на альтернативных способах предъявления учебного материала: на основе линейной и нелинейной схем. В рамках линейной схемы ЭУК предъявляет учебные материалы, последовательная работа с которыми позволяет обучаемому достигнуть необходимого в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта уровня знаний. Нелинейная схема обеспечивает работу с ЭУК на более высоком уровне, когда обучаемому в зависимости от успешности освоения той или иной темы предлагается дополнительный теоретический материал, к которому он может обратиться для углубленного изучения рассматриваемого вопроса. Кроме того, обучаемому могут быть предложены дополнительные разделы курса, материал которых важен для его профессионального и творческого роста; этот вопрос должен быть изучен педагогом при отборе содержания.
Практика работы с
электронными материалами показывает,
что единица учебной
Контрольно-коммуникативный бло
• системы тестирования с реализацией обратной связи для определения уровня начальной подготовки обучаемого, промежуточного и итогового контроля;
•вопросы для текущего самоконтроля;
•вопросы к зачетам и экзаменам;
• критерии оценивания.
Программно - информационная составляющая в контрольно - коммуникативном блоке может обеспечивать несколько видов контроля: предварительный, текущий, рубежный и итоговый. В ЭУК возможна реализация нескольких подходов к организации работы систем тестирования. Так, для самоконтроля и текущего контроля могут использоваться контролирующие программы с обратной связью, интегрированные в основной теоретический и практический материал и доступные обучаемому в любое удобное для него время, в том числе и при работе на локальном компьютере. В этом случае интеграция будет обеспечивать реализацию индивидуальной образовательной траектории в зависимости от результатов текущего контроля качества обучения. А для педагога наиболее приемлем сетевой вариант контролирующих систем, при котором механизмы оценивания могут обеспечивать оптимальную обратную связь между обучаемым и преподавателем (например, направляя педагогу результаты контроля по электронной почте или формируя электронный журнал успеваемости). Итоговое тестирование, естественно, должно основываться на базах данных с вопросами и заданиями, размещенных на сервере Internet или локальной сети учебного заведения. Для общеобразовательных учебных заведений дополнительную возможность организовать независимую и объективную проверку качества обучения дает централизованное тестирование.
В коррекцuонно - обобщающuй блок (результаты педагогического мониторинга образовательного процесса) входят: итоговые результаты учебной работы обучающегося; диагностика учебно-познавательной деятельности; анализ результатов различных видов контроля. Из этих данных в образовательном учреждении может быть сформирована база данных, включающая информацию о каждом обучаемом. Право доступа к ней должны иметь администрация учреждения и педагоги, ведущие соответствующие учебные дисциплины. Корректно организованный мониторинг позволяет прогнозировать развитие обучаемых, совершенствовать содержание, структуру ЭУК и принципы организации учебно-воспитательного процесса.
Естественно, что рассмотренная
структура ЭУК формируется
Для эффективного использования ЭУК в учебно-воспитательном процесс е важно не только его содержание, но и технические параметры - работоспособность, эргономические и художественные особенности. Основные требования при этом таковы:
• оптимальность объема требующейся памяти, корректность автоматической установки, ее доступность для пользователя-непрофессионала;
• выполнение всех заявленных для ЭУК как программного продукта функций и
логических переходов;
• качественность программной
реализации, включая поведение при
запуске параллельных приложений, скорость
ответа на запросы, корректность работы
с периферийными устройствами;
• адекватность
использования и гармония
• оптимальность организации интерактивной работы ЭУК;
• эргономичность программного продукта, обеспечение требований HCL (интуитивная ясность, дружественность, удобство навигации и пр.).
Возможности современных инфopмационныx технологий, рост информационной культуры преподавательских кадров позволяют привлечь к разработке ЭУК самих педагогов, а потребность обучаемых в учебных материалах нового поколения делает эту сторону профессиональной деятельности преподавателя просто необходимой. Однако широкое вовлечение педагогов в создание ЭУК требует разработки определенных технологических принципов, позволяющих и облегчить эту работу, и добиться эффективных результатов.
В проектировании ЭУК можно выделить следующие основные направления деятельности: идентификацию проблемы, концептуализацию, формализацию, реализацию и тестирование.
Идентификация включает определение ролей участников процесса, характеристик решаемых задач, целей и использующихся ресурсов. На этом этапе определяется состав рабочей группы, при необходимости решаются вопросы дополнительной подготовки: для педагогов - в области информационных технологий, для программистов - по вопросам, связанным с особенностями представления дидактических материалов конкретной предметной области.
Концептуализация предполагает определение содержания, целей и задач изучения учебной дисциплины, что фиксирует концептуальную основу базы знаний. Педагог определяет, какие виды информации будут представлены в ЭУК (тексты, графика, анимация, звуковые и видеофрагменты), какие связи должны будут устанавливаться между ними. Например, какое звуковое сопровождение наиболее предпочтительно при проверке знаний, а какие материалы должны быть представлены и в виде статичных графиков с текстовым комментарием, и анимационными роликами и т.д.
Формализация предполагает анализ дидактических задач, которые должны решаться путем использования ЭУК, поиск и формализацию возможных методов их решения на основе модели процесса обучения и характеристик имеющихся данных и технологий, лежащих в основе ЭУК. На этом этапе изучаются возможные сценарии предъявления обучаемым дидактических материалов, принципы оценивания и обратной связи, а затем строятся алгоритмы, по которым будет проходить взаимодействие обучаемых с ЭУК.
Реализация проекта
подразумевает перевод
На этапе тестирования обучаемым предлагаются такие задачи, которые с наибольшей вероятностью подвергнут испытанию работоспособность ЭУК и позволят выявить его возможные слабости. Наиболее важно проверить сценарии, заложенные в ЭУК, доказав или опровергнув эффективность используемых методов обучения. Очень перспективными представляются конкурсы поурочных разработок, ориентированных на использование в ходе занятия электронных учебников. Такие конкурсы проводятся и отдельными учебными заведениями, и крупными фирмами, выпускающими электронные учебные издания ( «Кирилл и Мефодий», «Физикон» и др.).
Проектирование может вестись и с учетом оптимизации ряда параметров ЭУК: это может быть и минимизация затрат на его создание, и повышение качества обучения, и расширение доступности учебных материалов, и т. п.