Подготовка фрагмента электронного учебного пособия для включения в общую электронную оболочку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – подготовить фрагмент электронного учебного пособия для последующего включения в общую электронную оболочку. Поставленная нами цель предполагает решение ряда задач:
Определить понятие "электронное учебное пособие", изучить его особенности и принципы построения;
В соответствии с выделенными принципами отобрать, систематизировать и выразить в электронной форме текстовый материал;
Подобрать наглядный и справочный материал и связать с полученным текстом при помощи гиперссылок.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.Теоретические основы разработки электронного учебного курса
1.1 Понятие электронного учебного курса: сущность, этапы, содержание, структура
1.2 Требования к ЭУК
1.3 Требования к содержанию ЭУК
1.4 Требования к структуре ЭУК
1.5 Требования к техническому исполнению ЭУК
1.6 Этапы проектирования ЭУК
1.7 Обзор средств разработки обучающих программ и программ проверки знаний
2. Автоматизированная информационная система PLATONUS
3. Автоматизированная информационная система «Экзамен»
Глава 2. Техническая составляющая разработки электронного учебного курса
2.1 Анализ основных вопросов по предмету «Математика»
2.2. Цели и задачи разработки электронного учебного курса по дисциплине «Математика»
2.3. Выбор средств реализации
2.4. Разработка электронного пособия.
2.5 Разработка модуля «Тест»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Андре.doc

— 1.48 Мб (Скачать файл)

В основу технологии подготовки ЭУК можно заложить один из возможных альтернативных подходов: снизу вверх или сверху вниз.

Подход снизу вверх  предполагает постепенное выстраивание ЭУК на основе поэтапного внедрения в учебно-воспитательный процесс электронных учебных материалов различного характера, что на практике является наиболее доступным для педагога. В этом случае для процесса создания ЭУК может быть характерна такая последовательность этапов:

1) подготовка и апробация  демонстрационных материалов для чтения лекций и проведения практических занятий;

2) разработка и апробация  электронного конспекта лекций, заданий для практических (лабораторных) занятий и семинаров;

3) разработка и апробация  заданий для промежуточного и  итогового контроля и самоконтроля;

4) проектирование и апробация принципов обратной связи;

5) структурирование электронных  материалов и формирование базы знаний;

6) формирование базы данных для  мониторинга и коррекции учебно - воспитательного процесса;

7) создание целостного ЭУК.

Наш опыт показывает, что процесс  создания ЭУК по предложенной схеме занимает не менее полутора-двух лет при условии, что у педагога изначально имеется полный учебно-методический комплекс (учебная программа, конспект лекций, наборы заданий и т. п.) по преподаваемой дисциплине. ЭУК может разрабатываться и самим педагогом, и при помощи специалистов по информационным технологиям, и при участии обучаемых. Однако во всех случаях преподаватель - автор курса - играет основную роль в оперативной апробации подготавливаемых материалов, их необходимой коррекции и адаптации в соответствии с результатами их применения в учебно-воспитательном процессе. Содержанием заключительного этапа является наиболее сложная и продолжительная работа по систематизации всех отдельных наработок в единый ЭУК. В качестве очень важного положительного момента в таком подходе к проектированию необходимо отметить, что процесс создания ЭУК предусматривает последовательную и органичную интеграцию создаваемых электронных учебных материалов в учебно-воспитательный процесс.

Проектирование сверху вниз предполагает весьма основательную предварительную концептуальную и технологическую проработку создаваемого продукта с учетом всех предполагаемых способов его применения и особенностей интеграции в учебно-воспитательный процесс. Перечислим основные этапы проектирования ЭУК в данном подходе:

1) определение учебных целей  (знаний, умений и навыков), воспитывающих и развивающих целей с учетом тех дополнительных возможностей, которые дает применение ЭУК;

2) формирование содержания учебной  дисциплины, которое может быть  расширено в случае использования ЭУК;

3) детализация программы по темам  или модулям, выбор методов обучения;

проектирование модулей и сценариев  работы ЭУК;

5) решение вопросов по созданию  и ведению базы данных для  мониторинга и управления процессом обучения на основе ЭУК (при использовании сетевых технологий);

6) апробация ЭУК.

Рассмотренный подход особенно характерен при разработке ЭУК на базе специальных программных комплексов. Проиллюстрируем это более подробно на примере уже упоминавшейся системы VLE. Так, для вузов, входящих в консорциум Виртуального университета Европы и Центральной Азии, организуются семинары, на которых заинтересованные педагоги знакомятся с функциями и возможностями системы, а также обучаются конструированию ЭУК. Далее сам заинтересованный формирует ЭУК на основе имеющихся у него материалов: текстов лекций, планов семинарских занятий, практических заданий, моделирующих программ и др. При этом формальную работу можно поручить инженерно-техническому персоналу или самим обучаемым. Это набор и форматирование текстов лекций и тестовых заданий, а также внедрение их в ЭУК в соответствии с выработанной автором структурой. Основные же усилия педагога направляются на подготовку сценариев, в которых, собственно, и находят выход авторские методические наработки. Большую роль здесь играет творческий подход педагога к разработке планов семинаров для различных категорий обучаемых. Автор курса фактически прописывает то, в какой последовательности изучается теоретический материал, выполняются практические задания и поисково - исследовательские работы, проводится тестирование, организуется обсуждение электронной конференции. Педагог может сам поставить вопросы для проведения дискуссии или предложить сделать это обучаемым (всем или кому-либо конкретно).

Формируемый педагогом виртуальный  семинар строится набором элементов. Это теоретические материалы для изучения в виде текста с иллюстрациями, моделирующие программы, ресурсы Iпterпet, средства общения для обсуждения и про верки выполнения заданий (электронная почта, электронная конференция) и тесты (как для самопроверки, так и контрольные). Каждый элемент характеризуется временем его выполнения (до семинара, во время, после семинара). Для элементов, выполняемых во время семинара, задается продолжительность их по времени. Рекомендуемой структурой построения семинара является чередование изучаемых материалов со средствами общения для контроля и помощи преподавателя, в конце занятия возможно проведение тестов. Система автоматически обеспечивает отслеживание работы всех обучаемых, ведение базы данных со статистикой, показывающей педагогу успешность работы отдельных обучаемых и групп.

 Для ЭУК по принципу «сверху вниз» характерно то, что у него есть и неоспоримые преимущества, и свои недостатки. С одной стороны, это возможность использования единой технологии для различных ЭУК, перевод процесса разработки на профессиональную основу, с другой - использование технологий, требующих от педагога специальной подготовки. А наиболее существенным недостатком является то, что в данном случае апробация ЭУК возможна только по завершении всех работ по его созданию, и какая-либо коррекция для его лучшей адаптации к нуждам учебно-воспитательного процесса становится практически невозможной.

 

    1. Обзор средств разработки обучающих программ и программ проверки знаний

На мировом рынке имеется большой выбор программных продуктов, позволяющих обеспечивать весь цикл разработки учебных материалов и управления процессом дистанционного обучения.

Основной акцент делается на использование определенных технических средств и СУБД (Систем Управления Базами Данных), выпускаемых производителями с некоторыми надстройками, обеспечивающими технические возможности построения на их базе процесса дистанционного обучения. Стоимость такого программного обеспечения и его операционные характеристики определяются конкретным заказом.

  1. MIRAPOLIS Knowledge Center

Комплексное решение, предназначенное  для:

    • автоматизации дистанционного обучения и тестирования,
    • автоматизация работы учебного центра,
    • автоматизации оценки и развития персонала,
    • построения систем управления знаниями,
    • формирования единой информационно-образовательной среды организации,
    • построения образовательного портала организации,
    • проведения видеоконференций и вебинаров.

 

Рисунок 1.1 Окно электронного учебно-методического комплекса MIRAPOLIS Knowledge Center

 

Из-за большой стоимости  пользуется популярностью только в  дорогих коммерческих высших учебных  заведениях. Стоимость аренды на год  составляет 900т.р. в первый год, и 300т.р. – во все последующие.

  1. Автоматизированная информационная система PLATONUS 

Автоматизированная  информационная система «PLATONUS» предоставляет автоматизацию учебного процесса по кредитной системе обучения. «PLATONUS» дает возможность вузу  прослеживать все учебные процессы, такие как  создание академических календарей,  распределения учебных дисциплин по преподавателям, расчет часов по кафедрам, запись студентов на элективные дисциплины, создание рентабельных академических потоков,  проведения тестирования, автоматическое формирование отчетов по разным критериям и т.д.

Система предоставляет личные виртуальные кабинеты (web - страницы)

  • офис регистратору;
  • приемной комиссии;
  • диспетчерской службе;
  • отделу кадров;
  • учебной администрации;
  • преподавателю;
  • студенту. 

Каждый студент имеет  возможность использовать свой личный виртуальный кабинет

  • для ознакомления  с лекционными материалами дисциплин и типовым учебным планом; 
  • для регистрации на элективные дисциплины и формирования своего  индивидуального учебного плана; 
  • для просмотра расписания учебных занятий; 
  • для доступа в виртуальную аудиторию. 

Виртуальные аудитории, включающие средства интерактивного обучения, такие как графическая доска, система мгновенного обмена сообщениями, система отслеживания посещаемости в журнале преподавателя, учебно-методические комплексы по дисциплинам в виде иерархического дерева материалов и система контроля знаний, можно использовать для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя.

Внедрение образовательной  платформы «PLATONUS» способствует эффективной и оптимальной организации учебного процесса  в университете.

 

Рисунок 1.2. Картотека функций АИС «PLATONUS»

  1. Автоматизированная информационная система «Экзамен» 

Автоматизированная информационная система «Экзамен» предоставляет  всем участникам учебного процесса простой  и удобный инструмент, который облегчает процесс контроля знаний студентов, подготовки тестовых заданий и анализа результатов тестирования.

АИС «Экзамен» предназначена  для автоматизации процесса подготовки и проведения экзаменов, контрольных  работ и других тестовых мероприятий, которые проводятся в учебном заведении.

АИС «Экзамен» состоит  из модуля «автоматизированное рабочее  место студента», который используется студентами для прохождения тестирований, и серверного модуля, который объединяет в себе функции тестового сервера, который обеспечивает работу студентов, среду работы преподавателя при  подготовке тестовых заданий.

Все предложенные решения, являются очень дорогими в рамках организации автоматизации учебного процесса дисциплины, и подходят лишь для организации автоматизации в рамках всего университета. Готовых недорогих решений для обеспечения автоматизации в рамках дисциплины нет, они создаются либо студентами или преподавателями высших учебных заведений, либо по индивидуальному заказу в коммерческие фирмы по разработке программного обеспечения.

Подводя итог, хочется  отметить, что количество тестирующих  программ и программ для обучения, а также их пользователей растет быстрыми темпами. Притом, что многие ресурсы созданы всего около 2-3 лет назад, они популярны и посещаемы. Все из них предназначены для обучения или проверки знаний. На каждом портале можно изучить теоретический материал, пройти тестирования,  а также просматривать видео. Так как ресурсы имеют свои уникальные особенности, то учащийся может выбрать тот, который ему больше нравится по функциональным возможностям и оформлению.

Перейдем к рассмотрению раздела, посвященному обоснованию  технической составляющей разработки  электронного учебного курса.

Выводы по главе 1

В данной главе рассмотрели сущность, характеристики структуры, особенности и основные этапы проектирования и создания электрнныйх учебных курсов.

Подведем итоги:

1) Информация по выбранному  предмету или курсу должна  быть хорошо структурирована  и должна представлять собою  законченные фрагменты курса.

2) Каждый фрагмент, наряду  с текстом, должен представлять  информацию в виде аудио- или  видеоряда.

3) В электрнныйх учебных курсов рекомендуется использовать многооконный интерфейс, когда в каждом окне будет представлен связывающий фрейм.

4) Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром и индексом. Перспективным элементом может быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной области.

5) Дополнительная видеоинформация или анимированные клипы должны сопровождать те разделы курса, которые трудно понять в текстовом изложении.

Таким образом, следует  надеяться, что внедрение электрнныйх учебных курсов способно при определенных условиях значительно повысить эффективность обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Техническая составляющая разработки  электронного учебного курса

2.1 Анализ основных вопросов  по предмету «Математика»

Целью  обучения по данному предмету является овладение учащимися конкретными математическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для применения в практической деятельности,  для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования,

-интеллектуальное развитие, формирования качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе.

-формирование представлений  об идеях и методах математики  как универсального языка науки и техники, средство  моделирования явлений и процессов

Информация о работе Подготовка фрагмента электронного учебного пособия для включения в общую электронную оболочку