Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:59, дипломная работа
В образовательных бизнес-процессах создается и используется множество разнообразных информационных ресурсов, отличающихся по содержанию, характеру информации, ее знаковой природе и способу представления, объему, структуре, типу носителя, функциональности, исходному целевому назначению и другим атрибутам. Информационные ресурсы являются неотъемлемой составляющей любой информационно-образовательной среды.
Оглавление
1 Введение 4
1.1 Актуальность темы 4
1.2 Постановка задачи 5
2 Обзорно-аналитическая часть 6
2.1 Источники формирования структуры метаданных 6
2.2 Ссылочная модель совместно используемых объектов контента (SCORM) 6
2.3 Метаданные для информационных ресурсов сферы образования 10
2.3.1 Роль метаданных в систематизации информационных ресурсов 10
2.3.2 Развитие системы метаданных RUS_LOM 21
2.3.3 Структура информационной модели RUS_LOM 24
2.3.4 3.5. Словари и классификаторы 29
2.4 Формирование глобальных уникальных идентификаторов информационных ресурсов 31
2.4.1 Унифицированный идентификатор ресурса 32
2.4.2 Локализуемый идентификатор ресурса 33
2.4.3 Формат и алгоритмы генерации уникальных идентификаторов 34
2.5 Анализ роли метаданных в систематизации информационных ресурсов. 35
2.6 Анализ совместимости международных и российских моделей метаданных. 41
2.7 Профили метаданных 48
2.8 Дистрибутивные пакеты электронных информационных ресурсов 53
2.8.1 Потребность в унификации способов представления информационных ресурсов 53
2.8.2 Модель дистрибутивного пакета 58
2.8.3 Метаданные и манифест 59
2.8.4 Манифест дистрибутивного пакета, информационная модель 65
2.9 Средства автоматизации 68
2.9.1 Рубрикатор 68
2.9.2 Автоматизация заполнения свойств модулей 69
2.9.3 Использование справочников 71
2.9.4 Пакетная обработка модулей. 71
3 Охрана труда 72
3.1 Исследование возможных опасных и вредных факторов при эксплуатации ЭВМ и их влияния на пользователей 72
3.1.1 Введение 72
3.1.2 Выводы: 74
3.2 Анализ влияния опасных и вредных факторов на пользователя 74
3.2.1 Влияние электрического тока 74
3.2.2 Влияние статического электричества 75
3.2.3 Влияние электромагнитных излучений НЧ 75
3.2.4 Влияние ультрафиолетового излучения 76
3.2.5 Выводы 76
3.3 Методы и средства защиты пользователей от воздействия на них опасных и вредных факторов 77
3.3.1 Методы и средства защиты от ультрафиолетового излучения 77
3.3.2 Методы и средства защиты от электромагнитных полей низкой частоты 77
3.3.3 Методы и средства защиты от статического электричества 77
3.3.4 Общие рекомендации при работе с вычислительной техникой 78
3.3.5 Требования к помещениям и организации рабочих мест 78
3.3.6 Требования к организации работы 80
3.3.7 Выводы 81
4 Специальная часть 82
4.1 Инструментальные средства для формирования метаданных 82
4.2 Интерактивная панорама 84
5 Экспериментальная часть 85
5.1. Проверка работоспособности. 85
5.2.Устранение выявленных недостатков. 85
7 Выводы 86
8 Список литературы: 87
9 Приложения 93
9.1 Приложение 1. 93
9.2 Приложение 2. 116
Под систематизацией понимается деятельность, направленная на обеспечение условий для эффективного управления ИР. В рассматриваемом плане управление ИР интерпретируется не в узком технологическом смысле как управление контентом, а охватывает процессы учета ИР, публикации ИР и их метаданных, поиска, выбора, агрегации, адаптации и распространения ИР, оценивания качества ИР, формирования заказов на разработку ИР и др.
Цели систематизации ИР можно считать достигнутыми,
если:
• существует согласованный набор
общепринятых классификаций ИР, требования
которых соблюдаются при
• классификации ИР отделимы от использующих их систем;
• для каждого ИР сформированы метаданные, основанные на стандартной открытой модели, учитывающей особенности области применения и совместимой с моделями метаданных для смежных областей;
• метаданные описаны на языках, соответствующих аудитории, на которую ориентированы ИР;
• в метаданных указаны глобальные уникальные идентификаторы и классификационные признаки ИР;
• метаданные представлены в открытом
стандартном формате и
• классификации и способы
• средства учета, хранения и поиска метаданных и ИР способны взаимодействовать друг с другом, образуя распределенную систему;
• ИР реализуются на основе унифицированных
открытых технических решений, что
создает условия для
• определены показатели качества ИР, учитываемые при создании, выборе и использовании ИР;
• ИР реализуются в виде, допускающем оценивание их качества в соответствии с установленными требованиями.
Систематизация предполагает создание многоуровневой инфраструктуры управления ИР, формирующей в ИОС пространство для взаимодействия всех участников процессов создания, распространения и применения ИР: авторов, разработчиков и издателей ИР, дистрибьюторов и провайдеров контента, учащихся и преподавателей, менеджеров образовательных заведений и др. Создатели и распространители ИР в рамках такой инфраструктуры получают доступ к обобщенным сведениям о потребностях системы образования в ИР и состоянии рынка соответствующих продуктов, средствам публикации ИР и метаданных, службам регистрации, депонирования и сертификации ИР. Потенциальным пользователям она предоставляет информацию о существующих ИР, отвечающих их интересам, и дает возможность обоснованного выбора среди них наилучших по соотношению цена/качество ресурсов.
Выделяются следующие базовые з
• классификация ИР;
• идентификация ИР;
• формирование метаданных ИР, отражающих их характеристики, важные с точки зрения управления ИР;
• учет (в том числе каталогизация) ИР;
• регистрация и депонирование ИР;
• публикация ИР и метаданных (с обеспечением возможностей поиска);
• оценивание качества и сертификация ИР;
• мониторинг состояния ИР сферы образования;
• обобщение и унификация технических решений, реализуемых в ИР.
Решение большинства задач
Консорциум Meta Data Coalition определяет метаданные как описательную информацию о структуре и смысле данных, а также приложений и процессов, которые манипулируют данными. Для обеспечения возможностей автоматизированной обработки метаданных они должны быть структурированы.
Метаданные могут иметь разное назначение, связанное с отражением тех или иных характеристик ИР и решением соответствующих задач их систематизации. С этой точки зрения принято выделять различные виды метаданных:
• описательные (библиографические описания ИР и характеристики их содержания в виде рефератов и аннотаций);
• структурные (формат, объем и структура ИР);
• административные (правообладатели, права на доступ и корректировку ИР, сведения о пользователях, платежах и т.п.);
• идентифицирующие, служащие для однозначного представления описываемых объектов для внешнего мира и приложений, и др.
Метаданные могут
Столь широкие описательные возможности метаданных связаны с обобщением понятия ИР. Фундаментальная спецификация, определяющая формат URI, не ограничивает класс сущностей, называемых ресурсами. В ней термин «ресурс» обозначает то, что может быть идентифицировано (в частности, с помощью URI). Указанная трактовка зафиксирована в стандарте информационной модели системы метаданных «Дублинское ядро». При этом отмечается, что в контексте сферы использования метаданных Дублинского ядра ИР обычно является электронным документом (т.е. Дублинское ядро создавалось в первую очередь для описания электронных документов).
Метаданные LOM, предназначенные для описания ЭУМ, также имеют широкую область применения. Под ЭУМ понимается цифровая или нецифровая сущность, которая может использоваться в процессах образования, обучения, тренажа или повышения квалификации. Под эту интерпретацию попадают любые компоненты ИОС и LTS (информационные, технические, организационные), а также ИОС и LTS в целом.
В контексте образовательных ИТ метаданные - это структурированные данные, предназначенные для описания характеристик образовательного ресурса, объекта данных или компонента LTS. Таким образом, в ИОС метаданные могут представлять трактуемый в широком смысле ИР (документ на электронном, печатном или ином носителе, программу, сервис, источник информации, БД, информационную систему), информационный объект (экземпляр или элемент информационной модели, запись в БД и т.п.), компонент ИОС (техническое устройство, организационную структуру, персону, группу персон), а также событие (образовательное мероприятие - лекцию, семинар, урок, конференцию и т.д.).
Система метаданных выступает в качестве центрального звена любой информационной системы. Метаданные могут быть как частью ИР, так и храниться отдельно от него. Например, выходные сведения издания, являющиеся по отношению к нему метаданными, приводятся в самом издании и, кроме того, включаются в библиотечный каталог.
Как и модель предметной области для БД, система метаданных специфицируется на нескольких уровнях:
• инфологическом, фиксируемым схемой метаданных, которая отражает состав и структуру элементов данных (полей) в экземпляре метаданных, их семантику, типы значений (включая словари и классификаторы) и ограничения целостности;
• даталогическом, фиксируемым форматом метаданных, который отражает способ представления (кодирования) информации в экземпляре метаданных.
Главная идея формирования и использования метаданных заключается в том, чтобы извлечь из ИР значимые характеристики и представить их в виде, доступном для интерпретации широкого круга систем, что позволит этим системам опосредованно обрабатывать массивы ИР, не затрагивая содержимое самих ИР. Разнообразие форм, видов и форматов ИР является объективным фактором, затрудняющим обеспечение интероперабель-ности компонентов ИОС. В то же время для систематизации и управления ИР требуется ограниченное множество их свойств, которые целесообразно отразить в метаданных. Определение состава и взаимосвязей этих свойств (системы метаданных) и способа представления (модели) метаданных проще унификации форматов ИР. Таким образом, наличие метаданных, базирующихся на стандартных открытых моделях, создает новые возможности для взаимодействия систем - интероперабельность на уровне метаданных. Обеспечение подобной совместимости требует унификации структуры метаданных, интерпретации ее компонентов и способа их представления.
Результаты анализа и
способу представления ее элементов (модели метаданных). На сегодняшний день основными моделями метаданных являются базовая иерархическая модель языка XML и модель RDF (Resource Description Framework).
Использование метаданных служит составляющей интеллектуализации информационных систем. К этому направлению относятся методы автоматического извлечения из ИР и отражения в метаданных семантики, классификации ИР по признакам, представленным в метаданных, реферирования и аннотирования ИР, семантического поиска по метаданным, аналитической обработки метаданных, формирования метаданных на базе онтологии и вывода по ним новых знаний о свойствах и содержании ИР. Фиксация семантики элементов описания ИР в рамках системы метаданных позволяет рассматривать метаданные как информацию о документе, понимаемую ЭВМ, т.е. обладающую свойством внутренней интерпретируемости.
Технологическим
средством поддержки
Важная роль метаданных в решении задач систематизации и управления ИР обусловлена следующими основными возможностями, которые они обеспечивают:
• структурированное и формализованное описание характеристик ИР на всех этапах их жизненного цикла на базе стандартизованных моделей, что существенно увеличивает точность и полноту поиска ИР по сравнению с традиционным контекстным поиском, упрощает формирование и контроль корректности описаний, повышает эффективность отбора ИР;
• представление метаданных на разных естественных языках, включая те, что отличаются от языков содержимого ИР;
• реализация процессов каталогизации и обмена метаданными отдельно от ИР;
• отражение
в метаданных семантики
• более простое согласование информационных моделей на уровне метаданных по сравнению с унификацией форматов ИР, что создает дополнительный потенциал для организации взаимодействия систем.
К настоящему времени в мире создано множество систем метаданных, обладающих разным статусом: международные, национальные и корпоративные стандарты, спецификации профессиональных консорциумов и др. Ряд разработок, не имеющих статуса официально утвержденных стандартов, широко применяются на практике и рассматриваются в качестве стандартов «де-факто». Ниже перечислены некоторые наиболее распространенные системы метаданных ИР:
• Дублинское ядро (Dublin Core) - инвариантный к предметной области набор наиболее общих элементов описания
ИР, введенный для обеспечения глобальной интеропера-бельности приложений, работающих с метаданными;
• MARC (MAchine-Readable Cataloging Record) - предназначена для описания библиотечных ресурсов (как на бумажных, так и на электронных носителях).
• GILS (Global Information Locator Service, Government Information Locator Service) - предназначена для описания любых видов ИР, расширяет MARC и базируется на протоколе Z39.50;
• ONIX (ONline Information eXchange) - предназначена для описания продукции в системах книгоиздания и книготорговли;
• LOM - предназначена для описания ИР в сфере образования;
• METS (Metadata Encoding & Transmission Standard) -предназначена для организации обмена пакетами цифровых ИР в ЭБ; определяет формат пакета, включающего цифровой контент и его метаданные, описывающие общие характеристики, логическую структуру, состав физических компонентов (файлов), административные и поведенческие свойства;
• MODS (Metadata Object Description Schema) - упрощенный вариант MARC, предназначенный для описания цифровых ИР в ЭБ и определенный на уровне формата как XML-схема;
• UDDI (Universal Description, Discovery and Integration) -предназначена для описания web-сервисов;
• INDECS (Interoperability of Data in E-Commerce Systems) - ориентирована на системы электронной коммерции и содержит элементы для управления правами интеллектуальной собственности;
• EAD (Encoded Archival Description) и ISAD (International Standard Archival Description) - предназначены для описания архивных материалов;
• GEM (Gateway to Education Materials) - расширение Дублинского ядра для описания электронных учебных материалов;
• RSS (RDF Site Summary) - предназначена для описания новостных сообщений и оповещений об изменениях на сайтах; в качестве модели метаданных использует RDF;
• CDWA (Categories for the Description of Works of Art) -предназначена для описания произведений искусства, экспонируемых в музеях;
• CERIF (Common European Research Information Format) -предназначена для описания научных проектов;