Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:59, дипломная работа
В образовательных бизнес-процессах создается и используется множество разнообразных информационных ресурсов, отличающихся по содержанию, характеру информации, ее знаковой природе и способу представления, объему, структуре, типу носителя, функциональности, исходному целевому назначению и другим атрибутам. Информационные ресурсы являются неотъемлемой составляющей любой информационно-образовательной среды.
Оглавление
1 Введение 4
1.1 Актуальность темы 4
1.2 Постановка задачи 5
2 Обзорно-аналитическая часть 6
2.1 Источники формирования структуры метаданных 6
2.2 Ссылочная модель совместно используемых объектов контента (SCORM) 6
2.3 Метаданные для информационных ресурсов сферы образования 10
2.3.1 Роль метаданных в систематизации информационных ресурсов 10
2.3.2 Развитие системы метаданных RUS_LOM 21
2.3.3 Структура информационной модели RUS_LOM 24
2.3.4 3.5. Словари и классификаторы 29
2.4 Формирование глобальных уникальных идентификаторов информационных ресурсов 31
2.4.1 Унифицированный идентификатор ресурса 32
2.4.2 Локализуемый идентификатор ресурса 33
2.4.3 Формат и алгоритмы генерации уникальных идентификаторов 34
2.5 Анализ роли метаданных в систематизации информационных ресурсов. 35
2.6 Анализ совместимости международных и российских моделей метаданных. 41
2.7 Профили метаданных 48
2.8 Дистрибутивные пакеты электронных информационных ресурсов 53
2.8.1 Потребность в унификации способов представления информационных ресурсов 53
2.8.2 Модель дистрибутивного пакета 58
2.8.3 Метаданные и манифест 59
2.8.4 Манифест дистрибутивного пакета, информационная модель 65
2.9 Средства автоматизации 68
2.9.1 Рубрикатор 68
2.9.2 Автоматизация заполнения свойств модулей 69
2.9.3 Использование справочников 71
2.9.4 Пакетная обработка модулей. 71
3 Охрана труда 72
3.1 Исследование возможных опасных и вредных факторов при эксплуатации ЭВМ и их влияния на пользователей 72
3.1.1 Введение 72
3.1.2 Выводы: 74
3.2 Анализ влияния опасных и вредных факторов на пользователя 74
3.2.1 Влияние электрического тока 74
3.2.2 Влияние статического электричества 75
3.2.3 Влияние электромагнитных излучений НЧ 75
3.2.4 Влияние ультрафиолетового излучения 76
3.2.5 Выводы 76
3.3 Методы и средства защиты пользователей от воздействия на них опасных и вредных факторов 77
3.3.1 Методы и средства защиты от ультрафиолетового излучения 77
3.3.2 Методы и средства защиты от электромагнитных полей низкой частоты 77
3.3.3 Методы и средства защиты от статического электричества 77
3.3.4 Общие рекомендации при работе с вычислительной техникой 78
3.3.5 Требования к помещениям и организации рабочих мест 78
3.3.6 Требования к организации работы 80
3.3.7 Выводы 81
4 Специальная часть 82
4.1 Инструментальные средства для формирования метаданных 82
4.2 Интерактивная панорама 84
5 Экспериментальная часть 85
5.1. Проверка работоспособности. 85
5.2.Устранение выявленных недостатков. 85
7 Выводы 86
8 Список литературы: 87
9 Приложения 93
9.1 Приложение 1. 93
9.2 Приложение 2. 116
• МЕКОФ - международный коммуникативный формат, выступающий в качестве альтернативы MARC;
• формат описания БД и машиночитаемых информационных массивов.
С точки зрения ориентации на виды ИР и области применения системы метаданных принято делить на универсальные и специализированные. К универсальным системам относятся Дублинское ядро и GILS.
ИР для сферы образования, а также процессы систематизации и управления ими в ИОС обладают прикладной спецификой. В частности, ИР для электронного обучения (компьютерные средства обучения, ЭУМ) требуют обеспечения возможности отражения в метаданных:
• логической структуры ИР и состава используемых в нем физических компонентов;
• информации для взаимодействия ЭУМ с LOM, в рамках которого выполняются настройка ЭУМ на условия применения и конкретного учащегося, а также фиксация хода и результатов его работы;
• правил, определяющих методику работы с ИР (схему навигации по его компонентам, оценивание действий учащегося);
• педагогических характеристик (уровень образования, целевая аудитория, сложность, контактное время, степень интерактивности и т.д.), необходимых для принятия решения о включении ИР в состав контента, покрывающего учебный план или программу;
• исходной компетенции, которой должен обладать учащийся для начала работы с ИР, и целевой компетенции, формируемой с помощью данного ИР;
• сведений о грифах и сертификатах, присвоенных ИР;
• информации для построения агрегированного ресурса на основе множества ЭУМ и дезагрегации модульного ИР.
Высказанные соображения свидетельствуют о целесообразности применения в ИОС специализированной системы метаданных ИР.
Метаданные ИР формируются и используются во множестве систем и сервисов ИОС: хранилищах (репозиториях) ИР (ЭУМ), LOM, ЭБ, АИБС, хранилищах метаданных (каталогах) ИР, образовательных порталах, системах регистрации ИР, службах публикации ИР, средствах разработки образовательного контента (авторском инструментарии, системах управления контентом), службах распространения (дистрибуции) ИР, системах сертификации ИР и проч.
Значимость и широкая
Современные тенденции интеграции
компонентов ИОС не только усиливают
актуальность согласования схем метаданных,
но и в перспективе
Как видим, названные требования вступают друг с другом в конфликт. Его разрешение обеспечивает система метаданных LOM. Изначально она разрабатывалась для представления ЭУМ, однако в процессе развития LOM ее назначение было обобщено, в результате чего оно стало охватывать любые образовательные ресурсы (виды ИР), что отражает предельно широкая интерпретация ЭУМ в. Таким образом, LOM сочетает выразительность, ориентированную на Интернет-технологии электронного обучения, с описательными возможностями универсальной системы метаданных.
Таблица 2.2
Основные системы метаданных ИР, используемые в разных технологических сегментах ИОС
Область применения (технологический сегмент ИОС) |
Основные используемые системы метаданных ИР |
АИБС |
MARC, МЕКОФ |
ЭБ |
METS, MODS, MARC |
Электронное обучение |
LOM, GEM |
Информационное обеспечение |
GILS, CERIF, расширения Дублинского ядра и специализированные системы метаданных для различных предметных областей |
Издание и распространение книжной продукции |
ONIX, MARC |
Образовательные порталы, КИС (новостные сообщения, публикации, каталоги ИР) |
Дублинское ядро, RSS, LOM |
LOM была разработана LTSC и в настоящее время является основным индустриальным стандартом метаданных ИР для сферы образования, получившим широкое признание и распространение. Она используется в SCORM, спецификациях IMS и поддерживается большинством программных средств для электронного обучения (LOM, авторским инструментарием, системами управления образовательным контентом, системами управления хранилищами ЭУМ и др.). Информационная модель (схема метаданных) LOM было принята IEEE в качестве стандарта в 2002 г., a XML-привязка (формат метаданных) -в 2005 г.. Также ведется работа по спецификации RDF/XML-привязки LOM.
Информационная модель LOM содержит представительный набор элементов, характеризующих свойства ИР сферы образования. Если для какой-либо области применения этот набор элементов является недостаточным, то информационная модель может быть расширена.
К расширениям LOM предъявляются два основных требования:
• неизменность типов данных и пространств значений элементов базовой информационной модели ЮМ;
• запрет на приписывание самостоятельных значений контейнерам базовой информационной модели LOM.
Сфера образования России имеет особенности, которые должна учитывать рассчитанная на нее система метаданных ИР. К числу основных требований к ней относятся:
• широта охвата описываемых ИР;
• универсальность в рамках установленного понимания ИР как объекта учета и систематизации;
• структурированность и
• достаточная выразительность для обеспечения эффективного решения задач, требующих наличия метаданных;
• наличие однородных средств описания ИР, ориентированных на разные технологические сегменты ИОС;
• совместимость с международными стандартами и протоколами в области метаданных и информационного поиска (создание условий для интероперабельности);
• поддержка расширений (включая использование альтернативных словарей и классификаторов), вводимых с целью отражения особенностей области применения;
• соответствие российскому законодательству в области образования (в частности, установленным уровням образования), отражение особенностей отечественной образовательной системы и стандартов РФ;
• поддержка представления
• возможность задания
• обеспечение возможности
• возможность представления в метаданных сведений о создателях, правообладателях и распространителях ИР, а также отношений между ИР.
Приведенная характеристика LOM позволяет сделать вывод о том, что систему метаданных ИР для сферы образования России целесообразно строить на ее основе путем адаптации к российской специфике (определения расширения и методических рекомендаций по применению). Укажем следующие дополнительные аргументы в пользу такого решения:
• LOM является открытым стандартом и удовлетворяет почти всем выдвинутым требованиям к системе метаданных (для отражения особенностей российской системы образования вводится расширение);
• по сравнению
с другими системами
• LOM включает представительный набор элементов, позволяющий описывать широкий спектр ИР (а не только ИР для сферы образования), причем все элементы данных Дублинского ядра отображаются в LOM;
• LOM отражает опыт ведущих мировых разработчиков ИР для сферы образования и поставщиков образовательных услуг;
• описание ИР на основе LOM является частью манифеста (внешнего формата представления информации, фиксирующей логическую структуру ИР и схему навигации по нему).
Совместимость отечественной системы метаданных ИР для образовательной сферы с ведущим международным стандартом метаданных LOM обеспечивает:
• взаимную «прозрачность» метаданных в российских и зарубежных каталогах и репозиториях для поисковых средств (программных агентов, LOM и др.), что создает условия для обмена ИР;
• упрощение создания ИР, ориентированных на зарубежный рынок;
• возможность обмена метаданными между российскими и зарубежными каталогами и репозиториями;
• возможность формирования и использования метаданных, предназначенных для размещения в российских каталогах и репозиториях, в зарубежных инструментальных средствах (LOM, системах управления контентом, авторских системах).
RUS_LOM - система метаданных ИР для сферы образования России, представляющая собой расширение модели LOM. Информационная модель RUS_LOM удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым стандартом к расширениям LOM. Она полностью включает схему LOM, сохраняя семантику и атрибуты ее элементов, а также наборы значений, входящих в связанные с ними словари.
Расширение, введенное в RUS_LOM, предусматривает:
• добавление в информационную модель LOM ряда новых элементов и ассоциируемых с ними словарей;
• добавление значений в словари LOM (расширение словарей LOM).
Расширение преследует цели:
• отражения специфики российской системы образования, а также законодательства и стандартов РФ;
• более глубокой структуризации и формализации некоторых элементов данных;
• обеспечения возможности
• развития ограничений целостности для повышения возможностей формальной верификации метаданных и уменьшения ошибок в них.
Информационная модель RUS_LOM была разработана в 2002 г. в рамках проекта создания концепции Отраслевой системы государственного учета, регистрации и мониторинга ИР сферы образования (ОСГУРМ). Для систематизации ИР, осуществляемой на основе RUS_LOM, был сформирован базовый набор классификаторов, включающий:
1) классификатор целевых
2) многоуровневый иерархический
классификатор типов ИР для
сферы образования,
3) классификатор ИР по уровням и ступеням образования;
4) классификатор образовательных ИР по целевой аудитории;
5) предметные (тематические) классификации.
Первые три классификатора играют важную роль при формировании и контроле метаданных, поскольку с помощью них определяется большая часть ограничений целостности. Целевое назначение и тип ИР должны быть согласованы. Их допустимые сочетания определяет подмножество прямого произведения множеств значений, представленных в классификаторах 1 и 2.
XML-привязка RUS_LOM была разработана в 2003 г. Информационная модель RUS_LOM, руководство по ее применению, включающее рекомендуемые классификаторы, и XML-схемы, специфицирующие XML-формат RUS_LOM, опубликованы в монографии, ряде статей и Интернет.
В последующие годы RUS_LOM использовалась в качестве методологической и нормативно-технической основы при выполнении крупных научно-технических проектов, направленных на развитие информационной инфраструктуры сферы образования России. В частности, схема RUS_LOM и подмножества ее элементов были реализованы в каталогах ИР системы федеральных образовательных Интернет-порталов и хранилище электронных ИР Федерального центра информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР).
Апробация RUS_LOM показала, что она является эффективным средством систематизации и управления ИР в российских ИОС. RUS_LOM обеспечивает хорошие выразительные возможности для описания ИР в разных технологических сегментах ИОС и согласуется с другими основными системами метаданных, применяемыми в них. Ее использование способствует интеграции и интероперабельности компонентов ИОС.