Специфика функционирования компьютерных чатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 23:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы определяется современными тенденциями в лингвистике, общим направлением научных изысканий в области теории коммуникации, а также подчеркнутым интересом к области изучения Интернет-коммуникации. Курсовая работа посвящена анализу одной из форм коммуникации посредством компьютера - IRC (Internet Relay Chat) или Chat (чат) - Разговор, передаваемый Интернет, сервисная, многопользовательская, многоканальная система синхронного общения (англ. аббревиатура IRC не имеет соответствующего аналога в русском язык).
Несмотря на очевидную популярность и уже практически повсеместную доступность, компьютерные средства коммуникации (в том числе и IRC) до сих пор считаются недостаточно изученными, в то время как степень влияния высоких технологий на человечество трудно переоценить и уже можно говорить об "электронной революции" как о свершившемся факте.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ…………………………………………………………………...5
1.1 Основы теории коммуникации…………………………………………………..5
1.2 Электронные средства коммуникации: соотношение устной и письменной речи…………………………………………………………………………………….11
1.3 Семиотика коммуникативного процесса: вербальная и невербальная репрезентация…………………………………………………………………………17
1.4 Речевой жанр в компьютерной коммуникации……………………………….22
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………………….26
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ЧАТОВ…………………………………………………………………………………28
2.1 Графические и орфографические характеристики языка шведских чатов…..28
2.2 Различные типа сокращений………………………………………………….....33
2.3 Гендерная принадлежность коммуникантов……………………………………35
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………………….....36
Заключение…………………………………………………………………………….37
Список литературы……………………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

Курсовая Особенности интернет-языка.docx

— 107.56 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ…………………………………………………………………...5

1.1 Основы теории коммуникации…………………………………………………..5

1.2 Электронные средства коммуникации: соотношение устной и письменной речи…………………………………………………………………………………….11

1.3 Семиотика коммуникативного процесса: вербальная и невербальная репрезентация…………………………………………………………………………17

1.4  Речевой жанр в компьютерной коммуникации……………………………….22

ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………………….26

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ЧАТОВ…………………………………………………………………………………28

2.1 Графические и орфографические характеристики языка шведских чатов…..28

2.2 Различные типа сокращений………………………………………………….....33

2.3 Гендерная принадлежность коммуникантов……………………………………35

ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………………….....36

Заключение…………………………………………………………………………….37

Список литературы……………………………………………………………………38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Поле деятельности киберлингвистики - это компьютерно-медийная коммуникация, осуществляемая в киберпространстве с неограниченными возможностями для неограниченного числа людей создавать свои виртуальные личности посредством языкового (текстового) выражения. С помощью этих виртуальных личностей происходит постижение виртуальной' вселенной, социальное взаимодействие с другими подобными личностями, создание сообщества со своими правилами, лидерами и многое другое.

Актуальность темы определяется современными тенденциями в лингвистике, общим направлением научных изысканий в области  теории коммуникации, а также подчеркнутым интересом к области изучения Интернет-коммуникации. Курсовая работа посвящена анализу одной из форм коммуникации посредством компьютера - IRC (Internet Relay Chat) или Chat (чат) - Разговор, передаваемый Интернет, сервисная, многопользовательская, многоканальная система синхронного общения (англ. аббревиатура IRC не имеет соответствующего аналога в русском язык).

Несмотря на очевидную популярность и уже практически повсеместную доступность, компьютерные средства коммуникации (в том числе и IRC) до сих пор считаются недостаточно изученными, в то время как степень влияния высоких технологий на человечество трудно переоценить и уже можно говорить об "электронной революции" как о свершившемся факте.

Объектом исследования является чат как одна из форм компьютерно-опосредованной коммуникации.

В связи с этими особенностями чатов (IRC) необходимо исследовать теоретические основы общения в компьютерных сетях, но т.к. данный тип коммуникации выделяется на основании канала общения, то речь идет не об отдельном виде дискурса, а о компьютерно-опосредованном общении. Отдаленность участников общения друг от друга и специфическая техника современных компьютеров делают это общение своеобразным. Оно приобретает следующие основные признаки, характерные для любого жанра компьютерно-медийной коммуникации: виртуальность (т.е. возможность общаться с условным, незнакомым собеседником), глобальность (т.е. возможность установить контакт с любым пользователем в сети), гипертекстуальность (т.е. дополнительность передачи информации в различных режимах записи (текстовом и мультимедийном) в приложениях к сообщениям).

Предмет исследования - особенности функционирования компьютерных чатов (IRC), их лингвистические и экстралингвистические средства выражения.

Материалом исследования для анализа особенностей языка чатов (IRC) послужили тексты из интернетовских сайтов, словари компьютерного языка. Использовались такие, как www.kamrat.com (шведский сайт), www.facebook.com

Цель работы - обосновать сущность чатов (IRC), исследовать чатовую коммуникацию в контексте лингвокоммуникативных признаков и составляющих, выявить семиотические аспекты Интернет-коммуникации.

Практическая значимость работы определяется тем, что предложенный в диссертации подход к изучению IRC-коммуникации может быть применен для изучения особенностей языковой личности на разных языковых уровнях (графическом, синтаксическом, морфологическом, лексическом и т.д.), а также в спецкурсах по лингвистике, теории языка, теории и практики межкультурной коммуникации, проблемах дискурса.

 

       

 

 

 

 

 

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ИНТЕРНЕТ - КОММУНИКАЦИИ

       

         1.1 Основы теории коммуникации

         Жизнь в современном мире не представляется возможной без коммуникации, включая применение компьютерных технологий, а лингвистические исследования последних лет в области теории коммуникации позволяют определить наиболее эффективные методы и средства общения в сети Интернет.

    "Понимание сущности массовых процессов коммуникации и сущности коммуникации как массового процесса абсолютно необходимо в современном мире каждому" (Карасик 2000: 54), так как возрастает роль информационного общества, а следовательно, степень потребности получения, передачи и обмена знаний. Практически все, что окружает человека, является его коммуникативной средой. При этом частично в состав этой среды входят предметы и явления, используемые в коммуникативной функции, а также собственно средства коммуникации, для которых передача сообщения является их основным назначением. Цель любого сообщения - организовать действие получателя/отправителя, при этом слово - это всегда поступок.

Комплекс коммуникативных актов, объединенных общей задачей и ситуативными условиями, независимо от сферы коммуникации, принято называть коммуникативным событием.

 Коммуникация может происходить в абсолютно разных сферах, а в некоторых из них (архитектура, музыка) даже довольно трудно определить все составляющие коммуникативного пространства (континуума). Итак, традиционными считаются следующие сферы коммуникативного взаимодействия:

сфера бытовой коммуникации (преимущественно межличностной);

сфера производственной коммуникации;

сфера бизнес-коммуникации (или делового общения);

сфера научного, образовательного, политического дискурса;

сфера туристического, спортивного и шоу-бизнеса;

сфера медицинского дискурса;

международная коммуникация и т.д. (Кашкин 2000).

Независимо от сферы общения стандартная модель коммуникации выглядит следующим образом: источник —> кодирование —> сообщение —> декодирование —> получатель (Кашкин 2000; Морозова 2005; Почепцов 2001; Якобсон 1975). Под "кодированием" здесь понимается процесс перехода к сообщению, который подразумевает разнообразные трансформации исходного текста (Почепцов 2001: 237).

Объектом данного исследования является компьютерное общение в системе "чат". Под компьютерной или Интернет- коммуникацией (существует также специальный термин КМК (CMC=computer-mediated communication) (Ковальская 2002)) мы понимаем коммуникативное действие, связанное с обменом информацией и общением между людьми посредством компьютера (далее КК, ИК или КМК, т.к. эти понятия синонимичны). Это дистантное общение в компьютерных сетях, при этом данный вид дискурса выделяется на основании канала общения. Отдаленность участников общения друг от друга и специфическая техника современных компьютеров делают это общение своеобразным. В ходе анализа Интернет - коммуникации были выявлены следующие конститутивные признаки компьютерной коммуникации: 1) электронный сигнал является каналом общения; 2) виртуальность, т.е. общение с неопределенным коллективом, с неизвестными собеседниками; 3) дистантность, т.е. разделенность в пространстве и во времени, и одновременная синхронность; 4) опосредованность (так как общение осуществляется с помощью технического средства); 5) глобальность и высокая степень проницаемости, т.к. участником компьютерного общения может оказаться любой человек; 6) гипертекстуальность; 7) креолизованность (жанровое смешение) компьютерных текстов; 8) по преимуществу статусное равноправие участников в Сети; 9) передача эмоций, мимики, чувств с помощью "смайликов"; 10) компьютерная форма дискурса объединяет в себе все типы дискурса, но отличается прежде всего по каналу связи; 11) специфическая компьютерная этика (Вавилова 2001; Галичкина 2001; Ковальская 2002).

Специфической характеристикой этого вида общения является использование особого рода сигналов - электронных сигналов коммуникации. Интернет-коммуникация открывает новое измерение в человеческом общении, давая возможность хранить и быстро передавать большие объемы информации, использовать аудио- и видеоканалы общения, а также общаться в режиме on-line, т.е. в непосредственном линейном контакте с респондентом. Компьютерное общение представляет собой коммуникацию в виртуальной среде, и в этом состоит его важнейший отличительный признак.

Компьютерная коммуникация обладает характеристиками, присущими и другим видам коммуникации. С точки зрения масштабности, компьютерное общение имеет в себе черты массовой (общение со всем миром), внутри- личностной (общение между пользователем и компьютером) и групповой коммуникации. Учитывая временной фактор, а именно длительность коммуникативного процесса, компьютерное общение может быть как кратким (получение электронной почты), так и неограниченным во времени (участие в Интернет конференциях). По форме компьютерная коммуникация разделяется на устную (при наличии голосового модема) и письменную (текстовая и графическая). Под графической формой понимается передача картинок, схем, и т.д., но не букв. По способу контакта компьютерное общение представляет опосредованную коммуникацию, так как осуществляется с помощью технического средства. По каналу передачи и восприятия информации компьютерная коммуникация делится на актуальную (общение с реальными людьми) и виртуальную (общение с неизвестными, воображаемыми собеседниками) (Галичкина 2001; Кондратов 2004).

Таким образом, согласно ряду работ по изучению компьютерной коммуникации можно составить её теоретическую модель. Это модель описывает КК по пяти параметрам:

по признаку масштабности (массовая, групповая и внутриличностная);

по признаку времени (краткая и неограниченная во времени);

по форме - письменная (текстовая и графическая) и устная (при наличии звукового модема);

по каналу передачи (актуальная, виртуальная);

по способу контакта (всегда опосредованная).

Компьютерное общение может быть как личностно-ориентированным (переписка по электронной почте), так и статусно-ориентированным (общение в конференциях по различным тематикам: политика, спорт, медицина, наука и др.). Оно содержит в себе признаки всех видов институционального дискурса, не принадлежа ни к какому из них полностью: типы институционального дискурса отражаются в жанрах компьютерного общения. Компьютерный вид дискурса имеет много точек соприкосновения с массовой коммуникацией, но не совпадает с ней полностью: компьютерная коммуникация, в отличие от массово-информационной, является взаимно направленной, и многие тексты имеют не только институциональный, но и персональный; характер.

Итак, необходимо заметить, что компьютерная или Интернет-коммуникация характеризуется рядом свойств. Во-первых, она является опосредованным общением с помощью технических средств. Во-вторых, ИК имеет массовый характер и объединяет огромную по численности аудиторию (не сравнимую ни с какой другой). В-третьих, она является взаимно направленной, т.к. во многих случаях существует обратная связь. При этом ИК является одной из разновидностей общения - это не только процесс распространения информации, но и процесс убеждения, воздействия и т.д. И этот процесс носит социальный характер, т.к. распространяемая. информация, а вместе с ней духовные, моральные и т. д. ценности и нормы, отражают интересы определенных социальных групп (Ворон 1999: 34).

На современном этапе развития общества наблюдается стремление к широкому использованию компьютерных технологий. Интернет так прочно внедряется в жизнь современного человека, что возможным становится говорить о таких явлениях, как киберпространство, компьютерное сообщество, киберличность, кибергражданин (т.е. гражданин киберпространств) и др. При этом коммуникация в киберпространстве осуществляется с помощью естественного языка и особое значение приобретает киберлингвистика, лингвистическая дисциплина, занимающаяся изучением языка Интернет- пространства.

Поле деятельности киберлингвистики — это компьютерно-медийная коммуникация (КМК), осуществляемая в киберпространстве с неограниченными возможностями для людей создавать свои виртуальные личности посредством языкового (текстового) выражения. Посредством этого, происходит постижение виртуальной вселенной, социальное взаимодействие с другими подобными личностями, создание Интернет-сообщества со своими правилами и лидерами.

Общение в киберпространстве, как и любой коммуникативный акт, предполагает наличие двух фундаментальных ролей — говорящего (автора) и адресата. "Реальную речевую среду формируют оба участника диалога: реплика (серия реплик, текст, коммуникативное поведение) отправителя вызывают определенный отзвук в поведении адресата, ожидание и наблюдение которого корректирует коммуникативное поведение отправителя" (http://kachkine.narod.ru/CommTheory/4/WebComm4.htm): При этом роли говорящего и адресата могут поочередно перераспределяться между лицами - участниками дискурса; в этом случае говорят о диалоге. Если же на протяжении дискурса (или значительной его части) роль говорящего закреплена за одним и тем же лицом, такой дискурс называют монологом. Но неверно считать, что монолог — это дискурс с единственным участником: при монологе адресат также необходим. Ведь в сущности, монолог - это просто частный, случай диалога, хотя традиционно диалог и монолог резко противопоставлялись.

Информация о работе Специфика функционирования компьютерных чатов