Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 23:30, курсовая работа
Актуальность темы определяется современными тенденциями в лингвистике, общим направлением научных изысканий в области теории коммуникации, а также подчеркнутым интересом к области изучения Интернет-коммуникации. Курсовая работа посвящена анализу одной из форм коммуникации посредством компьютера - IRC (Internet Relay Chat) или Chat (чат) - Разговор, передаваемый Интернет, сервисная, многопользовательская, многоканальная система синхронного общения (англ. аббревиатура IRC не имеет соответствующего аналога в русском язык).
Несмотря на очевидную популярность и уже практически повсеместную доступность, компьютерные средства коммуникации (в том числе и IRC) до сих пор считаются недостаточно изученными, в то время как степень влияния высоких технологий на человечество трудно переоценить и уже можно говорить об "электронной революции" как о свершившемся факте.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ…………………………………………………………………...5
1.1 Основы теории коммуникации…………………………………………………..5
1.2 Электронные средства коммуникации: соотношение устной и письменной речи…………………………………………………………………………………….11
1.3 Семиотика коммуникативного процесса: вербальная и невербальная репрезентация…………………………………………………………………………17
1.4 Речевой жанр в компьютерной коммуникации……………………………….22
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………………….26
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ЧАТОВ…………………………………………………………………………………28
2.1 Графические и орфографические характеристики языка шведских чатов…..28
2.2 Различные типа сокращений………………………………………………….....33
2.3 Гендерная принадлежность коммуникантов……………………………………35
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………………….....36
Заключение…………………………………………………………………………….37
Список литературы……………………………………………………………………38
Семиотика - дисциплина, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем — от простейших систем сигнализации до естественных языков и формализованных языков науки. Основными функциями знаковой системы являются: 1) функция передачи сообщения или выражения смысла; 2) функция общения, т.е. обеспечение понимания слушателем (читателем) передаваемого сообщения, а также побуждение к действию, эмоциональное воздействие и т.п. Осуществление любой из этих функций предполагает определенную внутреннюю организацию знаковой системы, т.е. наличие различных знаков и законов их сочетания. В соответствии с этим Ч. Моррисом выделяются три основных раздела-семиотики: 1) синтактика, или изучение внутренней структуры знаковой системы безотносительно к выполняемым ими функциям; 2) семантика, изучающая знаковые системы как средства выражения смысла; 3) прагматика, изучающая отношение знаковых систем к тем, кто их использует. Наиболее развитой семиотической дисциплиной является металогика.
К ключевым понятиям семиотики относятся: "знак", "символ", "код", "семиосфера", "семиозис", "кодирование", "процесс декодирования".
В основе структурализма лежит понятие знака - минимальной единицы знаковой системы, или языка, несущей информацию. Семиотика изучает мир с позиции элементарной единицы, которая называется знак (Почепцов 2001 : 10). Знак есть минимальный носитель языковой информации. Совокупность знаков образует знаковую систему, или язык. Знак представляет собой двустороннюю сущность. С одной стороны, он материален (имеет план выражения, или денотат), с другой - он является носителем нематериального смысла (план содержания). Структуру знака удобно представлять в виде так называемого треугольника Г. Фреге, немецкого философа и логика, одного из основателей логической семантики. Выглядит треугольник Фреге так:
Информатика |
Филологические науки |
Текст — совокупность букв (символов) определенного алфавита |
Текст - последовательность вербальных знаков |
Существование текста не определяется смысловой связностью более мелких единиц (букв и слов) и цельностью |
Существование текста невозможно без смысловой связности и цельности |
Текст воспринимается исполнителем (машиной или человеком) непосредственно, без учета экстралингвистических (прагматических, социокультурных, психологических и т.д.) факторов |
Текст воспринимается только в совокупности с экстралингвистическими факторами, образуя особую единицу- дискурс |
Наиболее простым языковым знаком естественного языка является слово. Так, у слова "дом" смыслом будет само это понятие "дом", а денотатом - некий абстрактный дом (у словосочетания "этот дом" денотатом будет конкретный дом, на который указывают, говоря "этот дом").
Но знаком является также и предложение. Согласно исследователям семиотики, смыслом предложения является высказанное в нем суждение, а денотатов у предложения может быть только два - "истина" и "ложь", то есть соответствие или несоответствие высказанного в предложении суждения' реальному положению вещей.
В отличие от других гуманитарных дисциплин, семантику интересует не поиск значения, но способ означивания: содержание, не облеченное в форму, не является предметом семиотических исследований. Данная наука опирается на понятие знака как материально-идеального образования, репрезентирующего нечто (в его отсутствие), имеющего цель передать определенное содержание и выполнять роль посредника в культуре. В своей совокупности знаки образуют язык, который в семиотической теории, с одной стороны, выступает как "интерпретант всех прочих систем" (Э. Бенвенист), но в то же время оказывается частным случаем семиотической функции (Ж. Пиаже) (Французская семиотика 2000).
Ф. де Соссюр вводил один из двух исходных принципов своей семиологии — принцип линейности означающего, которое развертывается только по оси времени (Соссюр 1977: 103). Процесс кодирования реплик коммуникантов является синхронным, нелинейным, поскольку отражает парадигматически вертикальные отношения. При декодировании реплик в результате мы получаем последовательные линейные горизонтальные (синтагматические) связные высказывания.
Частным случаем семиозиса является речевое общение (или речевой акт), а частным случаем кода - естественный язык. Код (и язык в том числе) представляет собой систему, которая включает структуру знаков и правила ее функционирования. Структура, в свою очередь, состоит из самих знаков и отношений между ними (иногда говорят также о правилах комбинирования).
Семиосфера - понятие, разработанное в семиотической культурологии Ю.М. Лотмана (Лотман 1999). Это семиотическое пространство, по своему объекту, в сущности, равное культуре; семиосфера — это необходимая предпосылка языковой коммуникации. Устройство, состоящее из отправителя, адресата и канала информации, само по себе еще не будет работать. Для этого оно должно быть погружено в семиотическое пространство, т.е. участники коммуникации должны иметь предшествующий семиотический культурный опыт.
Другое ключевое понятие семиотики - знаковый процесс, или семиозис. Семиозис определяется как некая ситуация, включающая определенный набор компонентов. В основе семиозиса лежит намерение лица А передать лицу Б сообщение В. Лицо А называется отправителем сообщения, лицо Б — его получателем, или адресатом. Отправитель выбирает среду Г (или канал связи), по которой будет передаваться сообщение, и код Д. Код Д, в частности, задает соответствие означаемых и означающих, т.е. задает набор знаков. Код должен быть выбран таким образом, чтобы с помощью соответствующих означающих можно было составить требуемое сообщение. Должны также подходить друг к другу среда и означающие кода. Код должен быть известен получателю, а среда и означающие должны быть доступны его восприятию. Таким образом, воспринимая означающие, посланные отправителем, получатель с помощью кода переводит их в означаемые и тем самым принимает сообщение.
Семантика языка программирования в общем случае — смысл, который закладывается в каждую конструкцию языка. Следовательно, каждая операция лишь тогда может иметь смысл, когда ее выполнение будет предусмотрено и описано в правилах выполнения программы.
Итак, поскольку знак есть носитель информации, семантика получает большое прикладное значение при исследовании и проектировании знаковых систем, используемых в процессах передачи и обработки информации. Прикладные разработки идут по двум основным направлениям. Первое — это создание искусственных языков, позволяющих удобно алгоритмизировать процессы обработки информации (например, языков программирования, языков для индексирования документов, записи научно-технических фактов и т. п.). В задачах управления сложными системами важную роль играет создание языка, позволяющего описать класс возможных ситуаций (включая принятие решений). Второе направление - это создание алгоритмов, обеспечивающих обработку текстов на естественном языке (машинный перевод, автоматическое индексирование и реферирование, перевод с естественного языка на формальный язык и т. п.). Однако исчерпывающая теория знака на основе современных лингвистических и семиотических достижений так и не была создана, поскольку семиотика на протяжении XX века больше интересовалась не самим знаком, а последовательностью знаков — текстом.
Таким образом, дискурс IRC проявляет дифференциальные признаки текста как в информатике, так и в филологических науках. Данное обстоятельство обусловливает особую жанровую организацию чатовой коммуникации.
1.4 Речевой жанр в компьютерной коммуникации
С лингвистической точки зрения, все человеческое общение осуществляется в речевых жанрах и их изучение необходимо. Выбор жанра - это выбор ключа, в котором может быть прочитано то или иное сообщение. Так, в компьютерной среде преобладает диалогическая или полилогическая форма обмена информацией, а коммуниканты используют определенные жанры в зависимости от ситуации, цели и предмета общения. Основополагающим элементом в определении речевого жанра чаще всего называется коммуникативная цель.
Однако необходимо отметить, что не менее важной категорией жанра в конкретной речевой ситуации является роль адресата. Говоря о жанрах речи, М.М. Бахтин подчеркивает определяющее влияние именно адресата на выбор жанра для высказывания: "Каждый речевой жанр в каждой области речевого общения имеет свою определяющую его как жанр, типическую концепцию адресата" (Бахтин 1979: 275-276). Личность коммуникантов выражается в текстах. При всем необозримом разнообразии, возможно, все же их сведение к определенным жанрам речи: "Даже в самой свободной и непринужденной беседе мы отливаем нашу речь по определенным жанровым формам" (Бахтин 1979: 257). Но как раз креативность языковой личности и проявляется во внесении изменений в жанровые составляющие, сознательном нарушении законов жанра, создании новых смыслов, т. е. в творческом использовании жанровых возможностей.
Рассматриваемая категория РЖ подразумевает под собой двойственное понятие, определяющее речевой жанр как типовую разновидность текстов (рассказ, письмо, роман) и речевой жанр — это ситуативно-типовое высказывание в лингвистическом понимании (реплика бытового диалога, военная команда, вопрос) (Бахтин 1997). С одной стороны, это письмо как средство поддержания контакта в Сети, с другой - реплики бытового диалога вопросно-ответного характера как форма общения, например, в режиме "чат".
Через выбор речевого жанра осуществляется речевая воля говорящего, который может и не знать о существовании того жанра, к которому он обращается. Речевые жанры организуют нашу речь так же, как и грамматические формы (синтаксические). Если бы не существовало речевых жанров, то речевое сообщение было бы почти невозможно; хотя, возможно, при наличии сфер человеческой деятельности, речевой воли и контекста такой проблемы бы не ставилось (Бахтин 1979).
Таким образом, бесспорно, то, что, чем лучше человек владеет жанрами речи, тем совершеннее свободный речевой замысел. Когда коммуникант выбирает определенный тип предложения, то он подбирает его для целого высказывания, ориентируя его на речевой жанр в первую очередь, а потом уже на синтаксические особенности задуманного высказывания.
Так, можно выделить
следующие жанры Интернет-
Рассматривая непосредственно IRC-коммуникацию, нетрудно заметить, что по способу представления и организации текста она напоминает гипертекст. Электронный гипертекст существует в совокупности электронных жанров. Существуют три сферы компьютерного моделирования, в которых используются знания о функционировании языковой системы: моделирование общения, моделирование структуры сюжета и гипертекстовые технологии представления текста (Баранов 2003).
Термин "гипертекст", введенный в обращение математиком, философом и программистом Теодором Хольмом Нельсоном в 1965 г., обозначает систему, взаимодействующую с пользователем и представляющую собой массив информации без жесткой структуры и заранее определенной последовательности. Информация в гипертексте представлена как связанная сеть гнезд, в которых пользователи могут свободно прокладывать свой путь нелинейным образом.
Несмотря на то, что на сегодняшний день уже описаны ведущие признаки электронного гипертекста: гранулярность, интерактивность, дистантность, нелинейность, креолизованность (использование различных паралингвистических средств - рисунков, фотографий, символов) (Вавилова 2001; Галичкина 2001; Кондратов 2004), - остаются пока открытыми и представляют несомненный интерес для современных культурологии и лингвистики вопросы взаимовлияния гипертекста и языковой личности, изменения языкового сознания в связи со второй1 "интеллектуальной революцией".
Классификация жанров электронного гипертекста может быть построена на различных основаниях. Нам представляется, что одним из оснований для такой классификации может быть соотношение с устной или с письменной речью. В этом случае в качестве крайних точек на шкале переходности, где будут расположены жанры электронного гипертекста (напомним, что границы между жанрами нечетки, размыты), будут выступать чат, ориентированный на устную речь, и электронное письмо, ориентированное на речь письменную.
Каждый чат не похож на другой, и было бы несправедливо пытаться установить единые нормы и правила для всех существующих видов чатов. Особенность каждого заключается в его аудитории: это может быть возрастное, культурное, даже половое различие. Каждый человек имеет возможность выбирать, с кем общаться. Приняв такое решение, мы четко представляем себе, какие темы, хотели-бы обсудить и с аудиторией какого уровня-нам комфортнее иметь дело. Кроме того, разговор в режиме "chat" дает возможности его участникам общаться не просто со знакомыми из своего города, но и узнать мнение людей, живущих даже на другом континенте и говорящими на другом языке.
В чате коммуникация осуществляется в реальном времени, что позволяет провести аналогию с устной беседой, участники которой неожиданно начали излагать свои мысли в письменной форме. Письменная речь традиционно обладает целым рядом особенностей по сравнению с устной: она более подготовлена, развернута, средства организации внутритекстовой связи имеют для нее важное значение. В Интернете письменный текст по сути начинает обслуживать устное общение коммуникантов — посетителей чата. Его ограничения сохраняются, но изменяется его структура и прагматическая направленность коммуникации.
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Жизнь в современном мире не представляется возможным без коммуникации, в частности, с применением компьютерных технологий, а лингвистические исследования последних лет в области теории коммуникации позволяют определить наиболее эффективные методы и средства общения в сети Интернет. Хотя коммуникация может происходить в различных сферах, стандартная ее модель выглядит определенным образом (источник —> кодирование —» сообщение —> декодирование —» получатель).
Существование виртуального диалога (диалога в режиме "чат") как электронного средства коммуникации ставит вопрос о соотношении устной и письменной речи. Обе разновидности дискурса выделяются на основе типа носителя информации и имеют свои особенности, но для чатовой коммуникации характерна устно-письменная комбинация. Помимо этого, кроме заранее спланированного письменного дискурса и спонтанного устного дискурса (объективная форма речи) существует мысленная, субъективная форма (Александрова 2004).
Информация о работе Специфика функционирования компьютерных чатов