Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:17, реферат
На человека оказывает воздействие главным образом состояние нижних 15–25 км атмосферы, поскольку именно в этом нижнем слое сосредоточена основная масса воздуха. Наука, изучающая атмосферу, называется метеорологией, хотя предметом этой науки являются также погода и ее влияние на человека. Состояние верхних слоев атмосферы, расположенных на высотах от 60 до 300 и даже 1000 км от поверхности Земли, также изменяется. Здесь развиваются сильные ветры, штормы и проявляются такие удивительные электрические явления, как полярные сияния. Многие из перечисленных феноменов связаны с потоками солнечной радиации, космического излучения, а также магнитным полем Земли.
Особенно активное перемешивание связано с атмосферными фронтами, где обширные потоки стратосферного воздуха были зарегистрированы существенно ниже тропопаузы, а тропосферный воздух вовлекался в нижние слои стратосферы. Значительные успехи были достигнуты в изучении вертикальной структуры нижних слоев атмосферы в связи с совершенствованием техники запуска на высоты 25–30 км радиозондов.
Вопросы:
1. Охарактеризуйте стратосферу?
2. Какие процессы происходят в данном слое?
3. Что такое тропопауза?
МЕЗОСФЕРА, располагающаяся выше стратосферы, представляет собой оболочку, в которой до высоты 80–85 км происходит понижение температуры до минимальных показателей для атмосферы в целом. Рекордно низкие температуры до –110° С были зарегистрированы метеорологическими ракетами, запущенными с американо-канадской установки в Форт-Черчилле (Канада). Верхний предел мезосферы (мезопауза) примерно совпадает с нижней границей области активного поглощения рентгеновского и наиболее коротковолнового ультрафиолетового излучения Солнца, что сопровождается нагреванием и ионизацией газа.
В полярных регионах летом в мезопаузе часто появляются облачные системы, которые занимают большую площадь, но имеют незначительное вертикальное развитие. Такие светящиеся по ночам облака часто позволяют обнаруживать крупномасштабные волнообразные движения воздуха в мезосфере. Состав этих облаков, источники влаги и ядер конденсации, динамика и связь с метеорологическими факторами пока еще недостаточно изучены.
Вопросы:
1. Характеристика данного слоя?
2. Давление воздуха на верхней границе?
3. В Мезосфере сильно развита?
ТЕРМОСФЕРА представляет собой слой атмосферы, в котором непрерывно повышается температура. Его мощность может достигать 600 км. Давление и, следовательно, плотность газа с высотой постоянно уменьшаются. Вблизи земной поверхности в 1 м3 воздуха содержится ок. 2,5´1025 молекул, на высоте ок. 100 км, в нижних слоях термосферы, – приблизительно 1019, на высоте 200 км, в ионосфере, – 5´1015 и, по расчетам, на высоте ок. 850 км – примерно 1012 молекул. В межпланетном пространстве концентрация молекул составляет 108–109 на 1 м3.
На высоте ок. 100 км количество молекул невелико, и они редко сталкиваются между собой. Среднее расстояние, которое преодолевает хаотически движущаяся молекула до столкновения с другой такой же молекулой, называется ее средним свободным пробегом.
Слой, в котором эта величина
настолько увеличивается, что
вероятностью межмолекулярных
При
определенной температуре скорость
движения молекулы зависит от ее массы:
более легкие молекулы движутся быстрее
тяжелых. В нижней атмосфере, где
свободный пробег очень короткий,
не наблюдается заметного
Вопросы:
1. Характеристики Термосферы?
2. Что происходит в данном слое?
5. Какова плотность воздуха в ионосфере?
6 Экзосфера
ЭКЗОСФЕРОЙ называется внешний слой атмосферы,
выделяемый на основе изменений температуры
и свойств нейтрального газа. Молекулы
и атомы в экзосфере вращаются вокруг
Земли по баллистическим орбитам под воздействием
силы тяжести. Некоторые из этих орбит
параболические и похожи на траектории
метательных снарядов. Молекулы могут
вращаться вокруг Земли и по эллиптическим
орбитам, как спутники. Некоторые молекулы,
в основном водорода и гелия, имеют разомкнутые
траектории и уходят в космическое пространство,"ускользать",
рассеиваться. Поэтому экзосферу называют
еще сферой рассеяния.
Ускользанию подвергаются преимущественно
атомы водорода, который является
господствующим газом в наиболее
высоких слоях экзосферы.
Недавно предполагалось, что экзосфера,
и с нею вообще земная атмосфера, кончается
на высотах порядка 2000-3000 км. Но из наблюдений
с помощью ракет и спутников создалось
представление, что водород, ускользающий
из экзосферы, образует вокруг Земли так
называемую земную корону, простирающуюся
более чем до 20 000 км. Конечно, плотность
газа в земной короне ничтожно мала. На
каждый кубический сантиметр здесь приходится
в среднем всего около тысячи частиц. Но
в межпланетном пространстве концентрация
частиц (преимущественно протонов и электронов)
по крайней мере в десять раз меньше.
С помощью спутников и геофизических ракет
установлено существование в верхней
части атмосферы и в околоземном космическом
пространстве радиационного пояса Земли,
начинающегося на высоте нескольких сотен
километров и простирающегося на десятки
тысяч километров от земной поверхности.
Этот пояс состоит из электрически заряженных
частиц - протонов и электронов, захваченных
магнитным.
Вопросы:
1. Что называется Экзосферой?
2. Что происходит в данном слое?
3. Почему Экзосферу называют Средой рассеянии
7. Почему летают самолеты?
(устаревшее — аэроплан)
— летательный аппарат тяжелее
воздуха для полётов в
летательный аппарат тяжелее воздуха с крылом, на котором при движении образуется аэродинамическая подъёмная сила, и силовой установкой, создающей тягу для полёта в атмосфере. Основные части самолёта: крыло (одно или два), фюзеляж, оперение, шасси (всё это вместе называется планёром самолёта), силовая установка, бортовое оборудование; военные самолёты имеют также авиационное вооружение.
Крыло – основная несущая поверхность самолёта. Самолёты с одним крылом называются монопланами, с двумя – бипланами. Средняя часть крыла, присоединяемая к фюзеляжу или составляющая с ним одно целое, называется центропланом; к центроплану крепятся боковые отъёмные части крыла – консоли. На крыле располагаются органы управления (элероны, элевоны, интерцепторы) и устройства, с помощью которых регулируются аэродинамические характеристики крыла (закрылки, предкрылки и др.). В крыле размещаются топливные баки, различные агрегаты (направленные шасси), коммуникации и прочие. На крыле или под ним (на пилонах) устанавливают двигатели. Вплоть до середины 20 века самолёты имели крылья трапециевидной формы (в плане). С появлением реактивных двигателей форма крыла изменилась, приобрела стреловидность. Стреловидное крыло в сочетании с газотурбинным реактивным двигателем позволяет достичь скоростей полёта, вдвое и втрое превышающих скорость звука.
В 1960—70-х гг. были созданы самолёты с крылом изменяемой в полёте стреловидности: при взлёте и посадке, а также при полёте с дозвуковой скоростью лучше характеристики у прямого (традиционного) крыла; в полёте со сверхзвуковой скоростью крыло поворачивается, приобретая стреловидность, что существенно улучшает его аэродинамику (МиГ-23, СССР; F-111, США).Фюзеляж – это корпус самолёта, несущий крылья, оперение и шасси. В нём размещаются кабина экипажа и пассажирский салон, грузовые отсеки, оборудование. Иногда фюзеляж заменяют хвостовыми балками или объединяют с крылом. До 1930-х гг. большинство самолётов имело открытые кабины лётчиков. С увеличением скорости и высоты полётов кабины стали закрывать обтекаемым «фонарём». Полёты на больших высотах потребовали создания герметичных кабин с обеспечением в них давления и температуры, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. Обтекаемая сигарообразная форма фюзеляжа обеспечивает ему минимальное сопротивление воздушного потока в полёте. У сверхзвуковых самолётов фюзеляж делают с сильно заострённой носовой частью. Форма поперечного сечения фюзеляжа у современных самолётов может быть круглой, овальной, в виде пересечения двух окружностей, близкой к прямоугольной и прочей. Создание в 1965—70-х гг. т. н. широкофюзеляжных самолётов с фюзеляжем диаметром 5.5–6.5 м позволило заметно повысить грузоподъёмность и пассажировместимость воздушных судов (Ил-86, СССР; «Боинг-747», США). Конструкция фюзеляжа содержит каркас из силовых элементов (лонжероны, стрингеры, шпангоуты) и обшивку.
Силовые элементы изготовляют
из лёгких и прочных
Оперение обеспечивает устойчивость и управляемость самолёта в продольном и боковом движении. У большинства самолётов оперение располагается на хвостовой части фюзеляжа и состоит из стабилизатора и руля высоты (горизонтальное оперение), киля и руля направления (вертикальное оперение). Оперение сверхзвуковых самолётов может не иметь рулей высоты и направления из-за их малой эффективности на высоких скоростях. Их функции выполняют управляемые (цельноповоротные) киль и стабилизатор. Конструкция оперения аналогична конструкции крыла и в большинстве случаев повторяет его форму. Наиболее распространено однокилевое оперение, но создаются самолёты с разнесённым вертикальным оперением (Су-27, МиГ-31). Известны случаи создания V-образного оперения, сочетающего функции киля и стабилизатора («Бонанза-35», США). Немало сверхзвуковых самолётов, особенно военных, не имеют стабилизаторов («Мираж-2000», Франция; «Вулкан», Великобритания; Ту-144).
Шасси служит для перемещения самолёта по аэродрому при рулёжке и по взлётной полосе при взлёте и посадке. Наиболее распространено колёсное шасси. Зимой на лёгких самолётах могут устанавливаться лыжи. У гидросамолётов вместо колёс на шасси крепятся поплавки-лодки. Во время полёта колёсные шасси, чтобы уменьшить лобовое сопротивление воздуха, убирают в крыло или фюзеляж. Спортивные, учебные и прочие лёгкие самолёты часто строятся с неубирающимися шасси, которые проще и легче убирающихся. Современные реактивные самолёты имеют шасси с передней опорой под носовой частью фюзеляжа и двумя опорами в районе центра тяжести самолёта под фюзеляжем или крылом. Такое трёхопорное шасси обеспечивает более безопасное приземление на повышенных скоростях и устойчивое движение самолёта при разбеге и пробеге во время посадки. Тяжёлые пассажирские самолёты оборудуют многоопорными и многоколёсными шасси для снижения нагрузок и давления на аэродромное покрытие. Все шасси оснащены жидкостно-газовыми или жидкостными амортизаторами для смягчения ударов, возникающих при посадке самолёта и его движении по аэродрому. Для руления самолёта передняя опора имеет поворачивающееся колесо. Управление движением самолёта на земле осуществляется раздельным торможением колёс основных опор.Силовая установка самолёта включает авиационные двигатели (от 1 до 4), воздушные винты, воздухозаборники, реактивные сопла, системы топливоподачи, смазки, контроля и прочие. Почти до конца 1940-х гг. основным типом двигателя был поршневой двигатель внутреннего сгорания, приводивший во вращение воздушный винт. С кон. 1940-х гг. на самолётах военной и гражданской авиации стали применять газотурбинные реактивные двигатели – турбореактивные и турбовентиляторные.
7.1 Аэродинамика
самолёта.
Подъёмная сила, поддерживающая Самолет
в воздухе, образуется вследствие несимметричного
обтекания крыла воздушным потоком, имеющего
место при несимметричной форме профиля
крыла, ориентации его под некоторым положительным
углом атаки к потоку или под влиянием
обоих этих факторов. В этих случаях скорость
потока на верхней поверхности крыла больше,
а давление (в соответствии с Бернулли
уравнением) меньше, чем на нижней; вследствие
этого создаётся разность давлений под
крылом и над крылом и возникает подъёмная
сила. Теоретические подходы к определению
подъёмной силы профиля крыла (для идеальной
несжимаемой жидкости) отражены в известной
Жуковского теореме. Действующую на Самолет
при его обтекании воздушным потоком полную
аэродинамическую силу RA (её называют
аэродинамической силой планёра) в скоростной
системе координат можно представить
в виде двух составляющих — аэродинамической
подъёмной силы Ya и силы лобового сопротивления
Xa (в общем случае возможно также наличие
и боковой силы Za). Сила Ya определяется
в основном подъёмными силами крыла и
горизонт, оперения, а противоположно
направленная по отношению к скорости
полёта сила Xa обязана своим происхождением
трению воздуха о поверхность Самолета
(сопротивление
трения), разности давлений, действующих
на лобовые и кормовые части элементов
Самолета.