Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:53, курсовая работа
Системы радиосвязи на железнодорожном транспорте делятся на: поездные, станционные, ремонтно-оперативные, индивидуальные по специально выделенным каналам и др. Железнодорожная радиосвязь осуществляется в нескольких диапазонах радиоволн: гектометровые волны КВ (f0 = 2,13 МГц), метровые волны УКВ1 (f0 = 151,725 – 156 МГц) и дециметровые – УКВ2 (f1 = 457,4 – 458,45 МГц и f2 = 467,4 – 468,45 МГц). Наибольшее использование в поездной и станционной радиосвязи получил диапазон метровых радиоволн, поэтому парк радиостанций этого диапазона самый обширный. Задачей учебного курсового проектирования является разработка канала радиосвязи метрового диапазона, включающего в себя передающую и приемную части.
Введение……………………………………………………………………………………..4
Исходные данные…………………………………………………………………………....5
1 Структурная схема канала радиосвязи…………………………………………………..6
2 Функциональная схема передающей части канала радиосвязи………………………..6
3 Функциональная схема приемной части радиоканала………………………………….9
4 Расчет параметров передающей части радиоканала……………………………………11
5 Расчет усилителя мощности………………………………………………………………12
5.1 Расчет оконечного каскада……………………………………………………………12
5.2 Расчет предоконечного каскада………………………………………………………16
6 Расчет буферного усилителя радиочастоты……………………………………………..19
6.1 Расчет режима термостабилизации…………………………………………………..20
6.2 Расчет Y – параметров для каскодного включения транзисторов…………………22
6.3 Расчет режима усиления буферного усилителя……………………………………..22
7 Расчет режима автогенератора…………………………………………………………...24
7.1 Расчет режима по постоянному току………………………………………………...25
7.2 Энергетический расчет автогенератора……………………………………………...26
7.3 Расчет колебательного контура………………………………………………………29
7.4 Расчет режима частотной модуляции………………………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………………………..33
Список использованной литературы……………………………………………………….34
Ом;
6) Амплитуда импульса
А;
7) Постоянный ток коллектора
А;
8) Мощность, потребляемая от источника питания
Вт;
9) Мощность, рассеиваемая на коллекторе
Вт;
10)Коэффициент полезного действия генератора
11) Угол дрейфа носителей тока через базу
º;
12)Нижний угол отсечки
º.
α 1Э = 0,478; α 0Э= 0,293; cos θ= 0,139
А;
А;
А;
16) Модуль коэффициента передачи напряжения возбуждения с входных электродов (б – э) на рn – переход (б ‘ – э) определяется
0,152;
17 ) Крутизна тока коллектора на рабочей частоте
См;
18) Амплитуда переменного
В;
19) Приближённое значение входного сопротивления транзистора на рабочей частоте
1,18 Ом;
20) Мощность сигнала на входе оконечного каскада
0,05 мВт;
21) Коэффициент усиления мощности в оконечном каскаде
1073 0С/Вт
Полученное значение мощности не велико, что позволяет отказаться от использования второго предоконечного каскада.
6 Расчет буферного усилителя радиочастоты
Промежуточный каскад усиления, включенный
между автогенератором и
Расчет режима буферного усиления делится на три части: расчет термостабилизации усиления; уточнение Y-параметров для каскодного включения транзисторов; расчет всех параметров усиления. Схема буферного усилителя представлена на рисунке 5.1. В качестве активных элементов VT1 и VT2 взяты транзисторы типа ГТ311Е.
Исходные данные (в соответствии со справочными данными):
В
МГц
В
В
мА
См
В
В
А
Вт
оС/Вт
Ом
пФ
пФ
пФ
оС
оС
мкА
К
К
К
Рисунок 6 – Схема буферного усилителя
6.1 Расчет режима термостабилизации
Расчет режима постоянного тока и температурной стабилизации проводится в интервале °С. Температурное смещение обратного тока коллектора транзистора рассчитывается с помощью формулы:
, (6.1)
где – температура в абсолютной системе градусов Кельвина ( К).
А
Температурное смещение напряжения базы находится по формуле:
, (6.2)
где – коэффициент температурного смещения, мВ/К.
В
Температурное смещение прямого тока коллектора рассчитывается по формуле:
(6.3)
А
Сопротивление резистора в эмиттерной цепи находится по формуле:
(6.4)
Ом
Общее сопротивление смещения рассчитывается по формуле:
, (6.5)
где В – напряжение питания;
.
Ом
Сопротивление базового смещения транзистора VT1 находится по формуле:
(6.6)
Ом
Сопротивление базового смещения транзистора VT2 рассчитывается по формуле:
(6.7)
Ом
Гасящее сопротивление находится исходя из формулы (7.5):
Ом
Сопротивление фильтра рассчитывается по формуле:
(6.8)
Ом
Емкость блокировочных конденсаторов рассчитывается по формуле:
(6.9)
Ф
Далее из номинального ряда выбираются значения используемых элементов:
Сопротивление кОм
Сопротивление кОм
Сопротивление кОм
Сопротивление Ом
Сопротивление Ом
Емкости пФ
6.2 Расчет Y-параметров для каскодного включения транзисторов
Расчет -параметров для каскодного включения транзисторов производится по следующим формулам:
(6.10)
(6.11)
(6.12)
(6.13)
См
См
См
См
6.3 Расчет режима усиления буферного усилителя
Расчет начинается с выбора согласующего устройства в качестве высокочастотной нагрузки каскада в виде последовательного колебательного контура, представленного на рисунке 5.2. Значения сопротивлений и равны соответственно выходному сопротивлению буферного усилителя и входному сопротивлению предоконечного каскада.
Рисунок 7 – Схема межкаскадного согласующего устройства
Устойчивый коэффициент
(6.14)
;
Эквивалентная проводимость нагрузки
буферного усилителя
(6.15)
См
Реальный коэффициент усиления находится по нижеследующей формуле, при этом для устойчивой работы буферного усилителя он не может превосходить коэффициент устойчивого усиления.
(6.16)
;
Сопротивление находится по формуле:
(6.17)
Ом
Эквивалентная добротность вычисляется по формуле:
(6.18)
где Ом - входное сопротивление транзистора ПОК по формуле (5.42)
, принимается значение
Индуктивность контура находится по формуле:
(6.19)
Гн
Далее по нижеследующим формулам находятся емкости:
(6.20)
(6.21)
Ф
Ф
Входное сопротивление буферного усилителя находится по формуле
(6.22)
Ом
Предполагая, что с автогенератора на вход буферного усилителя поступает переменное напряжение с амплитудой не менее 0,5 В, то выходное напряжение можно вычислить с помощью формулы:
(6.23)
В
Выходная мощность буферного усилителя рассчитывается по формуле:
(6.24)
Вт
При корректном расчете значение выходной мощности должно значительно превосходить входную мощность предоконечного каскада (ПОК), создавая запас:
(6.25)
, то есть делается вывод о том, что расчеты корректны.
Далее из номинального ряда выбираются значения используемых элементов:
Емкость пФ
Емкость пФ
7 Расчет режима автогенератора
Автогенераторами (АГ) называются устройства, в которых энергия источников питания преобразуется в энергию высокочастотных колебаний без внешнего возбуждения. Автогенераторы являются первичными источниками колебаний, частота и амплитуда которых определяются только собственными параметрами схемы и должны в очень малой степени зависеть от внешних условий. В состав автогенератора входят активный элемент (АЭ) и колебательная система (КС). Активный элемент управляет поступлением порций энергии источника питания в колебательную систему для поддержания амплитуды колебаний на определённом уровне. Колебательная система задаёт частоту колебаний, близкую к одной из её собственных частот.
Автогенераторы применяются в качестве задающих генераторов, входящих в состав возбудителей передающих устройств, а также гетеродинов приёмников. Выходная мощность АГ играет роль только в однокаскадных передатчиках. В многокаскадных – основные требования предъявляются к стабильности частоты АГ, которую невозможно улучшить в последующих каскадах.
Расчёт режима автогенератора делится на четыре части: расчёт режима постоянного тока, энергетический расчёт, расчёт колебательной системы и расчёт режима частотной модуляции полезным сигналом. При расчёте гетеродина приёмника расчёт режима частотной модуляции не производится.