Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:53, курсовая работа
Системы радиосвязи на железнодорожном транспорте делятся на: поездные, станционные, ремонтно-оперативные, индивидуальные по специально выделенным каналам и др. Железнодорожная радиосвязь осуществляется в нескольких диапазонах радиоволн: гектометровые волны КВ (f0 = 2,13 МГц), метровые волны УКВ1 (f0 = 151,725 – 156 МГц) и дециметровые – УКВ2 (f1 = 457,4 – 458,45 МГц и f2 = 467,4 – 468,45 МГц). Наибольшее использование в поездной и станционной радиосвязи получил диапазон метровых радиоволн, поэтому парк радиостанций этого диапазона самый обширный. Задачей учебного курсового проектирования является разработка канала радиосвязи метрового диапазона, включающего в себя передающую и приемную части.
Введение……………………………………………………………………………………..4
Исходные данные…………………………………………………………………………....5
1 Структурная схема канала радиосвязи…………………………………………………..6
2 Функциональная схема передающей части канала радиосвязи………………………..6
3 Функциональная схема приемной части радиоканала………………………………….9
4 Расчет параметров передающей части радиоканала……………………………………11
5 Расчет усилителя мощности………………………………………………………………12
5.1 Расчет оконечного каскада……………………………………………………………12
5.2 Расчет предоконечного каскада………………………………………………………16
6 Расчет буферного усилителя радиочастоты……………………………………………..19
6.1 Расчет режима термостабилизации…………………………………………………..20
6.2 Расчет Y – параметров для каскодного включения транзисторов…………………22
6.3 Расчет режима усиления буферного усилителя……………………………………..22
7 Расчет режима автогенератора…………………………………………………………...24
7.1 Расчет режима по постоянному току………………………………………………...25
7.2 Энергетический расчет автогенератора……………………………………………...26
7.3 Расчет колебательного контура………………………………………………………29
7.4 Расчет режима частотной модуляции………………………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………………………..33
Список использованной литературы……………………………………………………….34
Рисунок 8 – Схема автогенератора
На рисунке 6 представлена схема автогенератора, работающего в режиме частотной модуляции полезным сигналом и сигналом автоподстройки частоты от синтезатора. В основе АГ заложена схема трехточечного генератора Клаппа с колебательным контуром третьего вида. Все автогенераторы в проекте выполняются на транзисторе ГТ311Е, параметры которого приведены в Приложении 1. Рабочая частота АГ определяется вариантом задания. В качестве шины питания в схеме предлагается использовать шину c напряжением EK02 = + 12 В для питания всех делителей напряжения, а для коллектора активного элемента напряжение ЕК01 от этой шины подаётся через ограничивающее сопротивление RОГР.
7.1 Расчёт режима по постоянному току
Порядок расчёта следующий:
1) Температурное изменение
2) Тепловое смещение напряжения базы
3) Температурное изменение
4) Сопротивление резистора в эмиттерной цепи
где r11 = 1/g11Э – активная часть входного сопротивления транзистора (g11Э = 0,0135)
5) Напряжение коллекторного
Напряжение коллекторного
6) Сопротивления делителя напряжения R1 и R2
7) Блокировочная ёмкость СЭ
8) Ограничивающее сопротивление в цепи питания коллектора
(7.9)
Выбираем номинальные значения сопротивлений и емкостей:
Выберем сопротивления по номинальному ряду: R1 = 20 кОм, R1 = 18 кОм
Выберем емкость по номинальному ряду: СЭ = 270пФ.
Выберем сопротивление по номинальному ряду: RОГР = 1300 Ом.
7.2 Энергетический расчёт автогенератора
Энергетический расчёт начинается с выбора угла отсечки коллекторного тока, который для автогенераторов выбирается в пределах θ = 60 ÷ 900.
1) Пусть θ = 700, тогда в соответствии с таблицей коэффициентов Берга в Приложении 2 можно установить следующие значения:
2) Амплитуда импульса
3) Определяются коэффициенты
(7.14)
4) Рабочее значение коэффициента обратной связи должно быть меньше наименьшей из этих величин
5) Рассчитываются энергетические параметры для статической крутизны S=0,1 См транзистора ГТ311Е при UK0 = 5 B:
а) нормирующее напряжение базы
б) напряжение возбуждения
в) переменное напряжение коллектор – эмиттер
г) ток первой гармоники коллектора
д) напряжение базового смещения
е) пиковое обратное напряжение базы
ж) мощность, отдаваемая в нагрузку
з) мощность, потребляемая от источника питания
и) коэффициент полезного действия автогенератора
к) мощность, рассеиваемая коллектором
л) эквивалентное сопротивление генератора
7.3 Расчёт колебательного контура
Перед началом расчёта колебательного контура, представленного на рисунке 8, необходимо задать его основные параметры. Для лучшей стабильности частоты целесообразно выбирать контур с высокой добротностью (Q = 80 ÷ 100) и большим характеристическим сопротивлением ρ. Кроме того рекомендуется выбрать реактивное сопротивление емкости С2 в предела ХС2 = – (5 ÷ 10) Ом. Обычно на частотах до 150 МГц удаётся реализовать указанную добротность и ρ=200 ÷ 400 Ом. Установим QХХ = 80 ρ = 350 Ом, а величину Х2 = – 8 Ом. Произведём расчёт параметров контура в следующем порядке.
1) емкость С2
2) Реактивное сопротивление ёмкос
3) Ёмкость С1
Выберем емкость по номинальному ряду: С1 = 8,2 пФ.
4) Коэффициент включения
5) Сопротивление реактивности Х3
6) Индуктивность L3 определяется из характеристического сопротивления колебательного контура
.
7) Реактивное сопротивление
Рисунок 9 – Колебательный контур трехточки Клаппа
8) Ёмкость С3
Выберем номинальные значения, для рассчитанных элементов:
Выберем емкость по номинальному ряду: С1 = 8,2 пФ.
Выберем емкость по номинальному ряду: С2 = 130 пФ.
Выберем индуктивность по номинальному ряду: L3 = 360 нГн
Выберем емкость по номинальному ряду: С3 = 4,7 пФ.
9) Проводимость нагрузки
а) собственная проводимость контура GK
б) межэлектродная проводимость может быть рассчитана по формуле, приведённой в [6]
однако её величина обычно не выходит за пределы GКЭБ = (1 ÷ 10), мкСм, поэтому можно принять GКЭБ = 5· 10-6 См;
в) оптимальная проводимость нагрузки автогенератора
10) Мощность автогенератора, подводимая к оптимальной нагрузке
11) Оптимальное сопротивление
7.4 Расчёт режима частотной модуляции
В проекте должен быть реализован
прямой метод получения частотной
модуляции сигнала
Рисунок 10 – Часть схемы контура с варикапом
1) Амплитуда модулирующего
(7.40)
2) Диапазон изменения ёмкости варикапа
3) Высокочастотная составляющая напряжения на варикапе
4) Коэффициент включения варикапа
5) Коэффициент вклада варикапа в суммарную ёмкость