Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 12:26, курсовая работа
Очень велико значение розничной торговли и розничного товарооборота в экономике Российской Федерации. Через розничную торговую сеть происходит снабжение населения продуктами питания и потребительскими товарами. При увеличении розничного товарооборота в масштабах всей страны, возрастает уровень жизни населения.
При увеличении покупательской способности населения происходит увеличение розничного товарооборота.
В последнее время наблюдается значительный рост розничного товарооборота, появляется много новых, современных товаров, увеличение доходов населения ведет к тому, что люди стремятся покупать больше хороших и качественных товаров, тем самым способствуют развитию розничной торговой сети.
- за счёт уменьшения выработки на 1 м2 площади произошло уменьшение товарооборота на 5,63% или на 758,76 тыс.руб.
Еще одним фактором, влияющим на объем товарооборота, являются трудовые ресурсы, а также эффективность их использования.
Для изучения влияния трудовых факторов на объем товарооборота будет использована следующая модель:
ТО = ЧР∙Уд∙Д∙П∙ЧВ,
где ЧР – среднесписочная численность работников предприятия;
Уд – удельный вес торговых работников;
Д – количество отработанных дней одним работником за год;
П – средняя продолжительность рабочего дня;
ЧВ – среднечасовая выработка одного торгового работника.
Расчет влияния трудовых факторов на объем товарооборота произведем способом абсолютных разниц.
∆ТОЧР=∆ЧР∙Уд08∙Д08∙П08∙ЧВ08= 1∙0,667∙222∙7,98∙0,950 = 1122,55тыс.руб.
∆ТОУд=ЧР09∙∆Уд∙Д08∙П08∙ЧВ08= 13∙0,025∙222∙7,98∙0,950 =546,97 тыс.руб.
∆ТОД=ЧР09∙Уд09∙∆Д∙П08∙ЧВ08= 13∙0,692∙3∙7,98∙0,950 = 204,60 тыс.руб.
∆ТОП=ЧР09∙Уд09∙Д09∙∆П∙ЧВ08= 13∙0,692∙225∙(-0,01)∙0,950 = - 19,23 тыс.руб.
∆ТОЧВ=ЧР09∙Уд09∙Д09∙П09∙∆ЧВ= 13∙0,692∙225∙7,97∙(-0,044) =-709,81 тыс.руб.
Таблица 8 - Анализ влияния использования трудовых ресурсов на объем товарооборота | |||||
Показатель |
2008 |
2009 |
Абсолютный прирост, тыс.руб. |
Влияние на товарооборот | |
в тыс.руб. |
в % | ||||
Товарооборот в сопоставимых ценах 2009г., тыс.руб.(ТО) |
13466,8 |
14616,0 |
1149,2 |
1149,2 |
8,53 |
Среднесписочная численность работников предприятия, чел.(ЧР) |
12 |
13 |
1 |
1122,55 |
8,34 |
Удельный вес торговых работников (Уд) |
0,667 |
0,692 |
0,025 |
546,97 |
4,06 |
Количество отработанных дней одним работником в среднем за год(Д) |
222 |
225 |
3 |
204,60 |
1,52 |
Средняя продолжительность рабочего дня, ч (П) |
7,98 |
7,97 |
-0,01 |
-19,23 |
-0,14 |
Среднечасовая выработка одного торгового работника, тыс.руб. (ЧВ) |
0,950 |
0,906 |
-0,044 |
-709,81 |
-5,27 |
В 2009г. по сравнению с 2008г. наблюдалось увеличение объема товарооборота на 8,53%, что в абсолютном выражении составило 1149,2 тыс.руб., в том числе:
- за счёт увеличения
удельного веса торговых
- за счёт увеличения количества отработанных дней одним работником в среднем за год на 3 произошло увеличение товарооборота на 1,52% или на 204,60 тыс.руб.;
- за счёт сокращения
продолжительности рабочего
- за счёт сокращения
среднечасовой выработки на 0,044 тыс.руб./час
произошло уменьшение
4 АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ ТОВАРОВ НА ПРЕДПРИЯТИЕ
4.1 Анализ поступления товаров по их группам
Приемка товаров в
магазине «Хлеб да соль»
Закупленный на продажу товар доставляют от поставщиков на автомобильном транспорте. Приемку товаров от поставщиков, осуществляют по сопроводительным документам: товарно-транспортным накладным, счета-фактуры, накладным.
Приемка начинается с проверки сопроводительных документов, подтверждающих, что товары доставлены согласно договорам по назначению, т.е. именно в магазин «Хлеб да соль».
Товары принимаются, как и по количеству, так и по качеству. Работники магазина хорошо знают правила приемки, руководствуясь инструкциями о порядке приемки по количеству и по качеству.
Результаты количественной приемки товаров по кварталам 2009 года представлены в таблице 9.
Таблица 9 - Результаты количественной приемки товаров в магазин «Хлеб да соль» по кварталам в 2009 году
Товарные группы |
2008 год |
2009 год | ||
Сумма, тыс.руб. |
Удельный вес, % |
Сумма, тыс.руб. |
Удельный вес, % | |
Мясо и птица |
2016,51 |
14,16 |
2213,12 |
14,56 |
Колбасные изделия |
1649,10 |
11,58 |
1705,44 |
11,22 |
Рыба, сельдь |
1112,21 |
7,81 |
1165,84 |
7,67 |
Масло животное |
390,20 |
2,74 |
428,64 |
2,82 |
Молоко, сыр и молочные продукты |
1036,74 |
7,28 |
1059,44 |
6,97 |
Яйца |
360,29 |
2,53 |
419,52 |
2,76 |
Сахар |
313,30 |
2,20 |
313,12 |
2,06 |
Кондитерские изделия |
1213,32 |
8,52 |
1255,52 |
8,26 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
1285,95 |
9,03 |
1354,32 |
8,91 |
Мука, крупа, макароны |
232,13 |
1,63 |
266,00 |
1,75 |
Водка и ликёроводочные изделия |
1347,19 |
9,46 |
1466,80 |
9,65 |
Вина, шампанское, коньяк |
1028,19 |
7,22 |
1153,68 |
7,59 |
Прочие продовольственные товары |
2254,33 |
15,83 |
2412,24 |
15,87 |
Итого |
14240,9 |
100,00 |
15200,00 |
100,00 |
Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод о том, что в 2009 году в магазин «Хлеб да соль» поступило товаров на сумму 15200,0 тыс.руб., а в 2008 году поступило товаров на сумму 14240 тыс.руб. Все поступившие товары были приняты по количеству, то есть количество поступившего товара сверялось с данными на поступивший товар в накладной.
Проиллюстрируем поступление товаров за период с 2008-2009 г.г. (рисунки 1 и 2).
Р и с. 1. Результаты количественной приёмки товаров в 2008 году
В 2008 году наибольший удельный вес в поступивших товарах занимали мясо и птица (14), колбасные изделия (12%), кондитерские изделия (9%), и алкогольная продукция (9-10%). Наименьший удельный вес составляли яйца, сахар, мука, крупа и макаронные изделия (менее 3%).
Р и с. 2. Результаты количественной приемки товаров в 2009 году
Приемка товаров по качеству
в магазине производится одновременно
с приемкой товаров по количеству.
Приемка по качеству осуществляется
методом осмотра поступившего товара(осматривается
упаковка, сам товар). Если товар
оказывается
4.2 Анализ качества поступивших товаров
Качество поступивших
товаров имеет очень большое
значение для деятельности магазина
«Хлеб да соль», т.к. во-первых, реализуемые
товары являются продуктами питания, во-вторых,
они относятся к
Современные представления о качестве существенным образом отличаются от традиционных: качество воспринимается как способность продукта удовлетворить потребности и ожидания конкретного потребителя.
Международные стандарты серии ISO в области качеств, которые дублируются в российских государственных стандартах, определяют качество как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности. При этом под объектом качестве понимают:
• любую комбинацию из приведенных объектов.
Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
б) удельный вес продукции высшей категории качества;
в) средневзвешенный балл продукции;
г) средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);
д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
е) удельный вес сертифицированной продукции;
ж) удельный вес продукции,
соответствующей мировым
з) удельный вес экспортируемой продукции.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
а) полезность;
б) надежность (долговечность, безотказность в работе);
в) технологичность, т.е. эффективность
конструкторских и
г) эстетичность изделий.
Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака.
Изучим динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дадим оценку выполнения плана по уровню качества продукции (таблица 10).
Таблица 10 – Анализ обобщающих показателей качества продукции
Показатель |
2008 год |
2009 год | |
План |
Факт | ||
Средневзвешенный балл качества продукции |
0,7 |
0,75 |
0,74 |
Удельный вес, %: продукции высшей категории |
75 |
76 |
78 |
пользующейся спросом продукции |
25,0 |
30,0 |
31,0 |
забракованной продукции |
0,55 |
0,4 |
0,5 |
Как видно из таблицы 10, за отчетный год поставщиками была проделана определенная работа по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует увеличение удельного веса продукции высшей категории качества на 3 % и продукции, пользующейся спросом у покупателей на 6 %.
4.3 Анализ ритмичности поступления товаров
При изучении деятельности
предприятия важен анализ ритмичности
производства и отгрузки продукции.
Неритмичность ухудшает все экономические
показатели: увеличивается объем
незавершенного производства и сверхплановые
остатки готовой продукции на
складе, как следствие, замедляется
оборачиваемость капитала; не выполняются
поставки по договорам и предприятие
платит штрафы за несвоевременную отгрузку
продукции; несвоевременно поступает
выручка; перерасходуется фонд заработной
платы в связи с простоями
и сверхурочными работами. Все
это приводит к повышению себестоимости
продукции, уменьшению суммы прибыли
и ухудшению финансового
Ритмичность – это равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.
Один из основных показателей – коэффициент ритмичности.
Коэффициент ритмичности определяется суммированием фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня.
Проанализируем состояние
поступления товаров в магазин
«Хлеб да соль». Рассчитаем коэффициенты
ритмичности, вариации и коэффициент
равномерности поступления
Равномерность поставки товаров характеризуется коэффициентом равномерности. Его расчет состоит из следующих операций:
1. Определение
,
где Х – выполнение плана поставки товаров за период, тыс. руб.;
– среднее значение выполнения плана поставки товаров за период, тыс. руб.;
n – количество дней, декад, месяцев и т.д.
Данные для расчета представлены в таблице 11.
Таблица 11 – Анализ равномерности и ритмичности поступления товаров в магазин «Хлеб да соль» за 2009 г.
Информация о работе Анализ розничного товарооборота на примере магазина