Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 12:26, курсовая работа
Очень велико значение розничной торговли и розничного товарооборота в экономике Российской Федерации. Через розничную торговую сеть происходит снабжение населения продуктами питания и потребительскими товарами. При увеличении розничного товарооборота в масштабах всей страны, возрастает уровень жизни населения.
При увеличении покупательской способности населения происходит увеличение розничного товарооборота.
В последнее время наблюдается значительный рост розничного товарооборота, появляется много новых, современных товаров, увеличение доходов населения ведет к тому, что люди стремятся покупать больше хороших и качественных товаров, тем самым способствуют развитию розничной торговой сети.
В 2009г. по сравнению с 2007г. объем товарооборота магазина увеличился на 25,16%, что в абсолютном выражении составило 2938,5 тыс.руб. В 2009г. по сравнению с 2008г. объем товарооборота увеличился на 8,53%, что в абсолютном выражении составило 1149,2 тыс.руб. Таким образом, 1% роста объема товарооборота в 2008г.составил 116,77 тыс.руб., а в 2009г. – 134,67 тыс.руб.
Кроме относительных и абсолютных показателей для ряда динамики также рассчитывают средние показатели, которые характеризуют изменения изучаемой величины в целом за рассматриваемый период.
На основе расчета средних показателей для изучаемого ряда динамики, представленного в приложении А, можно сделать вывод о том, что за период с 2007г. по 2009г. объем товарооборота магазина «Хлеб да соль» в среднем ежегодно составлял 13806,3 тыс.руб., при этом наблюдалось ежегодное увеличение показателя на 11,88%, что в абсолютном выражении составило 1469,25 тыс.руб.
Проанализируем структуру товарооборота магазина «Хлеб да соль» по товарным группам. Динамика структуры товарооборота представлена в таблице 4.
Таблица 4 – Анализ структуры товарооборота магазина «Хлеб да соль» в 2007-2009 г.г.
Товарые группы |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Изменения в 2009 г. к уровню | ||||
Товаро-оборот, тыс.руб. |
Удельный вес в общем объеме товаро-оборота,% |
Товаро-оборот, тыс.руб. |
Удельный вес в общем объеме товаро-оборота,% |
Товаро-оборот, тыс.руб. |
Удельный вес в общем объеме товаро-оборота,% |
2007 г., % |
2008 г., % | |
Мясо и птица |
1804,3 |
15,45 |
1907,2 |
14,16 |
2127,7 |
14,56 |
-0,89 |
0,40 |
Колбасные изделия |
1410,9 |
12,08 |
1560,1 |
11,58 |
1640,5 |
11,22 |
-0,86 |
-0,36 |
Рыба, сельдь |
894,1 |
7,66 |
1052,3 |
7,81 |
1120,5 |
7,67 |
0,01 |
-0,15 |
Масло животное |
223,5 |
1,91 |
368,9 |
2,74 |
412,1 |
2,82 |
0,91 |
0,08 |
Молоко, сыр и молочные продукты |
813,7 |
6,97 |
981,0 |
7,28 |
1018,9 |
6,97 |
0,00 |
-0,31 |
Яйца |
284,2 |
2,43 |
340,5 |
2,53 |
403,0 |
2,76 |
0,32 |
0,23 |
Сахар |
196,9 |
1,69 |
296,4 |
2,20 |
301,7 |
2,06 |
0,38 |
-0,14 |
Кондитерские изделия |
978,8 |
8,38 |
1147,5 |
8,52 |
1207,0 |
8,26 |
-0,12 |
-0,26 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
1034,6 |
8,86 |
1215,4 |
9,03 |
1302,3 |
8,91 |
0,05 |
-0,12 |
Мука, крупа, макароны |
158,9 |
1,36 |
219,9 |
1,63 |
255,2 |
1,75 |
0,39 |
0,11 |
Водка и ликёроводочные изделия |
1109,5 |
9,50 |
1273,9 |
9,46 |
1411,1 |
9,65 |
0,15 |
0,19 |
Вина, шампанское, коньяк |
778,5 |
6,67 |
971,7 |
7,22 |
1109,3 |
7,59 |
0,92 |
0,37 |
Прочие продовольственные |
1989,6 |
17,04 |
2132,0 |
15,83 |
2320,1 |
15,87 |
-1,16 |
0,04 |
Итого |
11677,5 |
100,00 |
13466,8 |
100,00 |
14616,0 |
100,00 |
— |
— |
Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод о том, что наибольшую долю в структуре товарооборота занимают такие товарные группы, как мясо и птица (их доля в товарообороте колеблется от 13-15%), также велика доля колбасных изделий (11-12%). Что касается таких товарных групп, как рыба, сельдь, кондитерские изделия, хлеб и хлебобулочные изделия, водка и ликёроводочные изделия, шампанское, коньяк, то их доля в товарообороте примерно одинаковая и составляет от 7-9%. Наименьшую долю в товарообороте занимают масло животное, мука, макаронные изделия, яйца, сахар, крупа (менее 3%).
Об удовлетворении спроса покупателей на товары и товарные группы магазин заботится мало. Снизился физический объём товарооборота (количество реализованных товаров) по таким товарным группам, как: рыба и сельдь – на 0,15%, молоко и молочные продукты – на 0,31%, сахар – на 0,14%, хлеб и хлебобулочные изделия – на 0,12%, колбасные изделия – на 0,36% и кондитерские изделия – на 0,26%. Неравномерность в развитии розничного товарооборота в ассортиментном разрезе привела к изменению его структуры. В частности по сравнению с 2008 годом в общем объёме товарооборота (в сопоставимых ценах) возросла доля продажи водки и ликёроводочных изделий, прочих продовольственных товаров: при относительном снижении реализации рыбы, молока, сахара, хлеба, хлебобулочных, колбасных и кондитерских изделий. Это говорит об ухудшении структуры розничного товарооборота магазина.
Обеспеченность и рациональное использование товарных ресурсов – главный фактор, определяющий объем товарооборота. Эта зависимость может быть установлена на основании товарного баланса:
где Знг – запасы товаров на начало года;
Зкг – запасы товаров на конец года;
П – поступление товаров за год;
Р (ТО)- реализация товаров за отчетный период (товарооборот);
В – прочее выбытие товаров за год.
Отсюда можно составить формулу товарооборота за год:
Получившаяся модель относится к аддитивным, поэтому для расчета влияния факторов применим единственно возможный способ – способ цепной подстановки. При этом 2008 год будем считать плановым, а 2009 год – фактическим.
∆ТО (Знг) =(Знг ф + Ппл –Впл – Зкг пл) - (Знг пл + Ппл –Впл – Зкг пл) = (2611,0 + + 14240,9 – 20,4 – 2011,0) – (1257,3+14240,9 – 20,4 – 2011,0) = 1353,7 тыс.руб.
∆ТО (П) =(Знг ф + Пф –Впл – Зкг пл) - (Знг ф + Ппл –Впл – Зкг пл) = (2611,0 + 15200,0– 20,4 – 2011,0)–( 2611,0 + + 14240,9 – 20,4 – 2011,0) = 959,1 тыс.руб.
∆ТО (В) =(Знг ф + Пф –Вф – Зкг пл) - (Знг ф + Пф –Впл – Зкг пл) = (2611,0 + 15200,0–18,7 – 2011,0)–( 2611,0 + 15200,0– 20,4 – 2011,0) = 1,7 тыс.руб.
∆ТО (Зкг) =(Знг ф + Пф –Вф – Зкг ф) - (Знг ф + Пф–Вф – Зкг пл) = (2611,0 + 15200,0–18,17 – 3176,3) - (2611,0 + 15200,0–18,7 – 2011,0)= -1165,3 тыс.руб.
Исходные данные и результаты расчетов представлены в таблице 5.
Таблица 5 – Товарный баланс магазина «Хлеб да соль» за период с 2008-2009 г.г.
Показатель |
2008 год |
2009 год |
Отклонение от плана |
Влияние на товарооборот | |
в тыс. руб. |
в % | ||||
Товарные запасы на начало года (Знг) |
1257,3 |
2611,0 |
+1353,7 |
+1353,7 |
10,05 |
Поступления товаров за отчетный год (П) |
14240,9 |
15200,0 |
+959,1 |
+959,1 |
7,12 |
Прочее выбытие товаров (В) |
20,4 |
18,7 |
-1,7 |
+1,7 |
0,01 |
Товарные запасы на конец года (Зкг) |
2011,0 |
3176,3 |
+1165,3 |
-1165,3 |
-8,65 |
Реализация товаров за отчетный год (Р/ТО) |
13466,8 |
14616,0 |
+1149,2 |
+1149,2 |
8,53 |
Розничный товарооборот в 2009г. (отчётный) по сравнению с 2008 годом (базисный) увеличился на 8,53% (или на 1149,2 тыс.руб.), при этом за счет увеличения товарных запасов на начало года товарооборот вырос на 10,05% (или на 1353,7 тыс.руб.), за счет увеличения поступивших товаров на 7,12% (или на 959,1 тыс.руб.), за счет уменьшения выбывших товаров товарооборот увеличился на 0,01% (или на 1,7 тыс. руб.), а за счет увеличения товарных запасов на конец года товарооборот уменьшился на 8,65% (или на 1149,2 тыс.руб.).
Рассчитаем также
Эт.р. =
Эт.р.08. = = 0,9985
Эт.р. 09 = = 9,9987
Полученные данные свидетельствует о повышении эффективности использования товарных ресурсов в связи с уменьшением прочего выбытия товаров.
3.2 Анализ влияния прочих факторов
Одним из факторов, определяющим
объем товарооборота является материально-техническая
база предприятия. В этом пункте будет
рассмотрено влияние
Зависимость товарооборота от основных производственных фондов определяется как:
ТО = ОПФср∙ФО,
где ОПФср – среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
ФО – фондоотдача основных производственных фондов
Расчет влияния факторов произведем интегральным способом.
∆ТООПФср = ∙ ∆ОПФ ∙(ФО08 + ФО09) = ∙60,41∙(18,07+18,14) = 1093,72 тыс.руб.
∆ТОФО = ∙ ∆ФО ∙ (ОПФ08 + ОПФ09) = ∙ 0,07 ∙ (745,16 + 805,57) = 54,28 тыс.руб.
Таблица 6 – Анализ влияния использования основных производственных фондов на объём товарооборота
Показатель |
2007 |
2008 |
Абсолютный прирост, тыс.руб. |
Влияние на товарооборот | |
в тыс.руб. |
в % | ||||
Товарооборот в сопоставимых ценах 2009г., тыс.руб. (ТО) |
13466,8 |
14616,0 |
1149,2 |
1149,2 |
8,53 |
Среднегодовая стои-мость основных про-изводственных фондов в сопоставимых ценах 2009г., тыс.руб. (ОПФср) |
745,16 |
805,57 |
60,41 |
1093,72 |
8,12 |
Фондоотдача, руб./руб. (ФО) |
18,07 |
18,14 |
0,07 |
54,28 |
0,40 |
В 2009г. по сравнению с 2008г. товарооборот увеличился на 8,53% (или на 1149,2 тыс.руб.), при этом за счет увеличения среднегодовой стоимости основных производственных фондов на 60,41 тыс.руб. товарооборот увеличился на 8,12%, что в абсолютном выражении составило 1093,72 тыс.руб., а за счет увеличения фондоотдачи на 0,07 руб./руб., товарооборот увеличился на 0,40% или на 54,28 тыс.руб.
Зависимость товарооборота от торговой площади и интенсивности ее использования выражается формулой:
ТО = S∙Д∙П∙ЧВ,
где S – торговая площадь;
Д – количество рабочих дней;
П – средняя продолжительность рабочего дня;
ЧВ – выработка на 1 м2 площади за час работы.
Влияние факторов определим
с помощью способа
∆ТОS = ∙∆ТО = ∙1149,2= 1854,09 тыс.руб.
∆ТОД = ∙∆ТО = ∙1149,2 = 56,25 тыс.руб.
∆ТОП = ∙∆ТО = ∙1149,2= - 17,60 тыс.руб.
∆ТОS = ∙∆ТО = ∙1149,2= -758,76 тыс.руб.
Таблица 7 – Анализ влияния использования торговой площади на объём товарооборота
Показатель |
2008 |
2009 |
Абсолютный прирост, тыс.руб. |
Влияние на товарооборот | |
в тыс.руб. |
в % | ||||
Товарооборот в сопоставимых ценах 2009г., тыс.руб.(ТО) |
13466,8 |
14616,0 |
1149,2 |
1149,2 |
8,53 |
Торговая площадь, м2 (S) |
35,4 |
40,4 |
5 |
1854,09 |
13,77 |
Количество рабочих дней (Д) |
249 |
250 |
1 |
56,25 |
0,42 |
Средняя продолжительность рабочего дня, ч (П) |
7,98 |
7,97 |
-0,01 |
-17,60 |
-0,13 |
Выработка на 1 м2 площади за час работы, тыс.руб. (СВ) |
0,19 |
0,18 |
-0,01 |
-758,76 |
-5,63 |
В 2009г. по сравнению с 2008г. наблюдается увеличение товарооборота на 8,53%, что в абсолютном выражении составило 1149,2 тыс.руб., в том числе:
- за счёт увеличения торговой площади на 5 м2 произошло увеличение товарооборота на 13,77% или на 1854,09 тыс.руб.;
- за счёт увеличения рабочих дней на 1 произошло увеличение товарооборота на 0,42% или на 56,25 тыс.руб.;
- за счёт уменьшения
продолжительности рабочего
Информация о работе Анализ розничного товарооборота на примере магазина