Анализ розничного товарооборота на примере магазина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Очень велико значение розничной торговли и розничного товарооборота в экономике Российской Федерации. Через розничную торговую сеть происходит снабжение населения продуктами питания и потребительскими товарами. При увеличении розничного товарооборота в масштабах всей страны, возрастает уровень жизни населения.
При увеличении покупательской способности населения происходит увеличение розничного товарооборота.
В последнее время наблюдается значительный рост розничного товарооборота, появляется много новых, современных товаров, увеличение доходов населения ведет к тому, что люди стремятся покупать больше хороших и качественных товаров, тем самым способствуют развитию розничной торговой сети.

Файлы: 1 файл

Курсовая по эк.анализу.docx

— 129.40 Кб (Скачать файл)

Кварталы

Планируемый объем поставки, тыс. руб.

Фактический объем поставки, тыс. руб.

% выполнения плана

Удельный вес, %

план

факт

I

3670,0

3145,5

85,71

25,00

20,69

II

3670,0

3425,5

93,34

25,00

22,54

III

3670,0

3625,0

98,77

25,00

23,85

IV

3670,0

5004,0

136,35

25,00

32,92

Всего за год

14680,0

15200,0

103,54

100,00

100,00


 

Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод о том, что в 2009 году наблюдается перевыполнение планируемого объёма поставки на 3,54%.

Рассчитаем среднеквадратическое отклонение.

Отсюда 

2. Расчет коэффициента  вариации поставки (ν):

                                                                               

3. Вычисление коэффициента равномерности поступления товаров

(К равн.):

К равномерности = 100 – ν = 100-19,82 = 80,18.

Таким образом, значение коэффициента равномерности в 2009 г. отклонялось  от графика на 19,82%, что, в целом, способствовало более равномерно организованному  поступлению товаров и меньшему размеру упущенной выгоды от возможных  перебоев в продаже отдельных  товаров.

Исчислим значение коэффициента ритмичности по данным таблицы:

Критм = 20,69 + 22,54 + 23,85 + 25,0 = 92,08%.

Это означает, что в 2009 году поставка товаров в магазин «Хлеб  да соль» осуществлялась в соответствии с графиком в том объёме и ассортименте, которые были предусмотрены планом с незначительным отклонением от него.

Рассчитаем также показатель аритмичности как сумму положительных  и отрицательных отклонений в  выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). На данном предприятии он равен:

Каритм = 0,1429 + 0,0666 + 0,0123 + 0,3635 = 0,1771.

Показатель ритмичности  низкий, это свидетельствует о  довольно ритмичной работе предприятия.

Внутренние причины аритмичности - тяжелое финансовое состояние предприятия. Низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения  производства, а также планирования и контроля, внешние - несвоевременная  поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и другие.

 

 

4.4 Однофакторный  корреляционно-регрессионный анализ

 

Проведём однофакторный  корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязей между товарооборотом в магазине и удельным весом торговых работников. Таблица исходных и расчётных данных для однофакторного корреляционно-регрессионного анализа представлена в приложении Б (таблица 12.1).

Найдем параметры уравнения  регрессии, решив систему нормальных уравнений:

Взаимосвязь между изучаемыми признаками может быть описана уравнением регрессии  = -40059,97 + 77837,00x показывающим, что при увеличении удельного веса торговых работников на 1% товарооборот в магазине в среднем увеличивается на 77837,00 тыс. рублей.

Вычислим коэффициент эластичности, используя данную формулу:

Э = a1*                                                     (18)

Э = 77837,00 * = 4,44%

При увеличении удельного веса торговых работников на 1%, товарооборот в магазине в среднем увеличивается на 4,44%.

          Проверим статистическую значимость найденного уравнения, используя критерий Стьюдента. Для проверки значимости параметров уравнения используем следующие формулы:

= │a0                                           (19)

= │a1│* * σост                                   (20)

Сначала выполним предварительные  расчёты:

σост = = 1229,83

σx = = 0,017

= │a0 = │-40059,97│ = 56,42

= │a1│* * σx  = │77837,00│* * 0,017 = 1,86

Пользуясь таблицей Стьюдента  для уровня значимости α=0,05 числа  степеней свободы υ=n-2=3. Найдем критическое значение:

tкрит=t0,05;3=2,306

  > tкрит => значение a0 статистически значимо,

< tкрит => значение a1 статистически не значимо.

Значит, на 5% уровне значимости можно утверждать, что найденное уравнение связи статистически не значимо.

Вычислим линейный коэффициент  корреляции:

r =                                                  (21)

Выполним предварительные  расчёты

σy = = = 2218,07

r = 0,826

Для проверки значимости найденного значения r применим критерий Стьюдента. Найдем расчетное значение критерия по формуле:

tr =                                            (22)

tr = = 2,53

tr > tкрит значение r статистически значимо.

r2 = (0,826)2 = 0,682 или 68,2%

Значит, на 5% уровне значимости можно утверждать, что между товарооборотом в магазине и удельным весом торговых работников в общей численности персонала наблюдается прямая, тесная, статистически значимая корреляционная зависимость, при этом по значению коэффициента детерминации r2 можно сделать вывод о том, что на 68,2% вариация показателя товарооборота обусловлена удельным весом торговых работников и на 31,8% влиянием других факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 АНАЛИЗ ТОВАРНЫХ  ЗАПАСОВ И ТОВАРООБОРАЧИВАЕМОСТИ

 

           Товарный запас—это масса товаров,  находящаяся в магазине с момента  поступления до момента реализаций.

Образование и хранение товарных запасов требуют определенных затрат, которые возрастают по мере их увеличения.

В этой связи для правильного  экономического планирования небезразлично, в каком объеме должны создаваться  товарные запасы. Как избыток, так и их недостаток в равной мере приносят убытки. Излишние товарные запасы приводят к увеличению затрат на их образование, хранение, к убыткам от порчи товаров. Если эти товары к тому же подвержены моральному старению, влиянию моды, то возможно и их обесценение. Незначительная величина товарных запасов, как правило, приводит к перебоям в работе розничной торговли, к образованию дефицита и, наконец, прямым убыткам, связанным с сокращением объема товарооборота.

На размеры товарных запасов  оказывает влияние целый ряд  факторов: равномерность и частота  завоза, транспортные условия, материально-техническая база торговли и ее размещение, свойства товаров и т. д. Чтобы как-то контролировать состояние товарных запасов и учитывать влияние этих факторов, осуществляется нормирование товарных запасов.

Отклонение фактических  товарных запасов от установленного норматива служит ориентиром в коммерческой работе. Если товарные запасы становятся ниже норматива—это сигнал для завоза соответствующих товаров. Увеличение же товарных запасов сверх установленного норматива говорит о необходимости изучения причин, вызвавших такое  явление. Таким образом, товарные запасы призваны играть важную роль в организации товародвижения. Они находятся в неразрывной связи со многими сторонами хозяйственной деятельности торгового предприятия.

В прямой зависимости от товарных запасов находится важнейший показатель хозяйственной деятельности торговых предприятий — розничный товарооборот. Отсутствие необходимых товаров отрицательно сказывается на выполнении плана товарооборота и удовлетворении потребностей населения. Но иногда бывает и так, что имеется вполне достаточное количество товаров для обеспечения нормальной торговли, но из-за несоответствия качества и ассортимента этих товаров требованиям покупателей они оседают в магазине, а спрос покупателей остается неудовлетворенным.

В зависимости от назначения товарные запасы подразделяются на текущие, сезонного хранения, досрочного завоза.

Сведения о количественном и качественном составе товарных запасов можно получить на основе данных учета и отчетности по товарным запасам. Поскольку объем и структура  товарных запасов постоянно изменяются, учет их производится на определенные моменты времени. В магазине «Стройматериалы» основной способ учета товарных запасов: инвентаризация.

           Инвентаризация—это сплошная перепись  товаров. Порядок проведения инвентаризации  материальных ценностей определяется специальными инструкциями. В результате инвентаризаций уточняются учетные данные об остатках товаров в ассортиментном разрезе, выявляются неходовые, неполноценные или совершенно некачественные товары, а также дается расшифровка сверхнормативных запасов. По инвентаризационным описям можно изучить структуру товарных запасов.

Расчетным путем можно  определить общую сумму запасов  товаров на определенную дату. Для  этого используется следующая зависимость:

 

                                   Зн + П = Р + В + Зк;          

                                   Зн = Р + В + Зк - П;           

                              

                 где Зн, Зк — стоимость запасов товаров соответственно на начало и конец периода;

                       П — стоимость поступивших  за период товаров; 

                       Р — сумма выручки за проданные  товары;

                       В —прочее выбытие товаров.

В зависимости от практических целей абсолютная величина товарных запасов определяется в натуральном  или денежном выражении. Однако одних абсолютных величин недостаточно, чтобы судить о степени обеспеченности товарооборота товарными запасами. Для этого необходимо исчислить относительный показатель обеспеченности товарооборота товарными запасами. Расчет производится по формуле:

 

                                        Средний товарный запас

Обеспеченность (в днях) = ——————————————                                                    

                                        Однодневный товарооборот

 

Выраженный в днях товарооборота  товарный запас показывает, за сколько дней может быть продана масса товаров, составляющая товарный запас. Этот показатель может быть исчислен как по отдельным товарам и товарным группам, так и в целом по торговой организации.

Одной из важнейших задач  торговли является изучение показателей  скорости и времени товарного  обращения. Период, в течение которого товары находятся в сфере обращения и проходят путь от производства до конечного потребления, представляет собой время товарного обращения.

Товары должны определенное время находиться в сфере обращения. Однако торговля заинтересована в том, чтобы они как можно быстрее доходили до своих потребителей.

Время товарного обращения  измеряется показателем товарооборачиваемости, который выражается в днях оборота  или в количестве оборотов за определенный период.

Количество оборотов товарной массы, взятой в объеме среднего товарного запаса, характеризует скорость товарного обращения. Измеряется этот показатель отношением суммы товарооборота за данный период к средним товарным запасам за тот же период. Он показывает, сколько раз товарная масса обращалась в течение данного периода.

Товарные запасы определяются в натуральном, стоимостном выражении, в процентах к товарообороту и в днях товарооборота (ЗД). Последние характеризуют обеспеченность планового периода товарными запасами в днях и вычисляются по следующей формуле:

 

         ∑З1

ЗД = ——

        Тпл

 

             где  ∑З1- сумма запасов текущего  хранения на отчетную дату;

                     Тпл - однодневный плановый кредитуемый  товарооборот.

Информация о работе Анализ розничного товарооборота на примере магазина