Индексный метод для статистического изучения цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении индексного метода для статистического изучения цен.
Цель работы обусловливается следующими задачами:
1) раскрытие сущности индексного метода
2) изучение индексного метода для статистического изучения цен
3) закрепление полученных теоретических знаний путем выполнения расчетной и аналитической частей.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 95.30 Кб (Скачать файл)


Введение

 

В буквальном переводе с греческого языка слово «метод»  означает «путь к чему-либо». Говоря современным языком, метод – это  способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Мощным орудием  сравнительного анализа экономики  являются индексы. Индекс – это статистический показатель, представляющий собой отношение двух состояний какого-либо признака. С помощью индексов проводятся сравнения с планом, в динамике, в пространстве. Индекс называется простым (синонимы: частный, индивидуальный), если исследуемый признак берется без учета связи его с другими признаками изучаемых явлений.

Индекс  называется аналитическим (синонимы: общий, агрегатный), если исследуемый признак  берется не изолировано, а в связи  с другими признаками. Аналитический индекс всегда состоит из двух компонент: индексируемый признак (тот, динамика которого исследуется) и весовой признак. С помощью признаков-весов измеряется динамика сложного экономического явления, отдельные элементы которого несоизмеримы.

С помощью  индексов в экономическом анализе  решаются следующие основные задачи:

  • оценка изменения уровня явления (или относительного изменения показателя);
  • выявление роли отдельных факторов в изменении результативного признака;
  • оценка влияния изменения структуры совокупности на динамику.

Индексный метод основан на построении факторных  индексов. Применение агрегированных индексов означает последовательное элиминирование влияния отдельных факторов на совокупный показатель. Преимущество индексного метода заключается в том, что  он позволяет произвести “разложение” по факторам не только абсолютное изменение  показателя, но и относительное, что особенно важно при изучении факторных динамических моделей.

Цель  работы заключается в изучении индексного метода для статистического изучения цен.

Цель  работы обусловливается следующими задачами:

    1. раскрытие сущности индексного метода
    2. изучение индексного метода для статистического изучения цен
    3. закрепление полученных теоретических знаний путем выполнения расчетной и аналитической частей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретическая  часть

1.1. Сущность индексного  метода

 

В статистике, планировании и анализе хозяйственной  деятельности основой для количественной оценки роли отдельных факторов в  динамике изменений обобщающих показателей  являются индексные модели.

Важное  значение в статистических исследованиях  коммерческой деятельности имеет индексный  метод. Полученные на основе этого метода показатели используются для характеристики развития анализируемых показателей  во времени, по территории, изучения структуры  и взаимосвязей, выявления роли факторов в изменении сложных явлений.

Индексы широко применяются в экономических  разработках государственной и  ведомственной статистики.

Статистический индекс — это относительная величина сравнения сложных совокупностей и отдельных их единиц. При этом под сложной понимается такая статистическая совокупность, отдельные элементы которой непосредственно не подлежат суммированию.

Например, ассортимент продовольственных  товаров состоит из товарных разновидностей, первичный учет которых на производстве и в оптовой торговле ведется  в натуральных единицах измерения: молоко — в литрах, мясо — в  центнерах, яйцо — в штуках, консервы — в условных банках и т.д. Для  определения общего объема производства и реализации продовольственных  товаров суммировать данные учета  разнородных товарных масс в натуральных  измерителях нельзя. Не подлежат непосредственному  суммированию и данные о количестве произведенных и реализованных  различных видов непродовольственных  товаров. Было бы, например, бессмысленно для получения общего объема реализации суммировать данные о продаже  тканей (в метрах), костюмов (в штуках), обуви (в парах) и т.д.

В этих сложных  статистических совокупностях единицами  наблюдения являются товары с различными потребительскими свойствами. Данные о натурально — вещественной форме  реализации отдельных товарных разновидностей непосредственному суммированию не подлежат. Для получения в сложных  статистических совокупностях обобщающих (суммарных) величин прибегают к  индексному методу.

Основой индексного метода при определении  изменений в производстве и обращении  товаров является переход от натурально — вещественной формы выражения  товарных масс к стоимостным (денежным) измерителям. Именно посредством денежного  выражения стоимости отдельных  товаров устраняется их несравнимость  как потребительских стоимостей и достигается единство.

Индекс  – это относительная величина, характеризующая соотношение двух значений показателя, описывающего одно и тоже явление:

,

где - сравниваемый уровень;

- базисный уровень.

Подразумеваемое в индексе сравнение обычно выполняется  в одном из трех случаев: в динамике, в пространстве (например, с эталоном, нормативом), с планом.

Индекс  называется простым (синонимы: частный, индивидуальный), если исследуемый  признак берется без учета  связи его с другими признаками изучаемых явлений и сводным (синонимы: общий, аналитический), если исследуемый  признак берется не изолированно, а в связи с другими признаками, например по нескольким логически сопрягаемым  элементам.

Индивидуальные индексы характеризуют изменения отдельных единиц статистической совокупности. Так, например, если при изучении оптовой реализации продовольственных товаров определяются изменения в продаже отдельных товарных разновидностей, то получают индивидуальные (однотоварные) индексы.

Общие индексы выражают сводные (обобщающие) результаты совместного изменения всех единиц, образующих статистическую совокупность. Пример, показатель изменения объема реализации товарной массы продуктов питания по отдельным периодам будет общим индексом физического объема товарооборота.

Важной  особенностью общих индексов является то, что они обладают синтетическими и аналитическими свойствами.

Синтетические свойства индексов состоят в том, что посредством индексного метода производится соединение (агрегирование) в целом разнородных единиц статистической совокупности.

Аналитические свойства индексов состоят в том, что посредством индексного метода определяется влияние факторов на изменение изучаемого показателя.

Для определения  индекса надо произвести сопоставление  не менее двух величин. При изучении динамики социально-экономических  явлений сравниваемая величина (числитель  индексного отношения) принимается  за текущий (или отчетный) период, а величина, с которой производится сравнение — за базисный период.

Индивидуальные  индексы принято обозначать i, а  общие индексы — I.

Знак  внизу справа означает период:

 — базисный,

 — отчетный. 

Пример.

В текущем, отчётном году предприятие  произвело 120 тыс.т. продукции вместо 100 тыс.т. в прошлом базисном, году. Цены за каждую тонну этой продукции  снизились с 20 до 18 рублей; а её общая  стоимость возросла с 2 000 до 2 160 тыс. руб.

В данном  примере можно вычислить  три индекса:

индекс объёма продукции: или 120%;

индекс цен: или 90%;

индекс стоимости продукции: или 108%

 

Полученные индексы показывают, что объём продукции и её стоимость  возросла в отчётном году по сравнению  с базисным в 1,2 и 1,08 раза, а цены, наоборот, снизились до 1,9 их базисного  уровня. Все три индекса образуют систему показателей — сомножителей: или 1,2 * 0,9 = 1,08.

Необходимость в расчете сводных индексов обусловлена  тем обстоятельством, что большинство  экономических явлений многоаспектны  и достаточно сложны. Так, характеризуя экономическую ситуацию, можно оценивать, например, изменения цены на какой-то отдельный, наиболее важный товар, а  можно анализировать изменение  цен в среднем. Последний случай как раз и иллюстрирует в надобности оценки соотношения некоторых усредненных  характеристик анализируемого явления: изменение цены на конкретный вид  товара описывается индивидуальным индексом цен, на всю номенклатуру товаров  или некоторую потребительскую  корзину – сводным индексом цен.

Сводный индекс дает характеристику изменения  оцениваемого показателя в среднем. Поскольку усреднения можно делать разными способами, существуют различные  методы его расчета. Тем не менее  из всех форм представления сводного индекса наибольшее распространение  получило агрегатное его представление.

Агрегатный  индекс всегда состоит из двух компонентов: индексируемого признака , то есть признака, динамика которого исследуется,  и весового признака ; пример – индекс цен, при расчете которого помимо индексируемого признака (цена) используется и весовой признак (объем проданных товаров в натуральных измерителях). С помощью признаков весов изменяется динамика сложного экономического явления отдельные элементы которого не соизмеримы. В экономических исследованиях простые и агрегатные индексы дополняют друг друга.

Основной  формой общих индексов являются агрегатные индексы.

Достижение  в сложных статистических совокупностях  сопоставимости разнородных единиц осуществляется введением в индексные  отношения специальных сомножителей индексируемых величин. Такие сомножители  называются соизмерителями. Они необходимы для перехода от натуральных измерителей разнородных единиц статистической совокупности к однородным показателям. При этом в числителе и знаменателе общего индекса изменяется лишь значение индексируемой величины, а их соизмерители являются постоянными величинами.

В качестве соизмерителей индексируемых величин  выступают тесно связанные с  ними экономические показатели: цены, количество и др.

Произведение  каждой индексируемой величины на соизмеритель образует в индексном отношении  определённые экономические категории.

Пример.

Таблица 1.

Товар

Ед.

изм.

I период

II период

Индивидуальные индексы

цена за единицу

товара, руб.

кол-во

цена за единицу товара, руб.

кол-во,

 

цен

физич-го объёма

А

т

20

7 500

25

9500

1,25

1,27

Б

м

30

2 000

30

2500

1,0

1,25

В

шт.

15

1 000

10

1500

0,67

1,5


При определении по данным таблицы  статистических индексов первый период принимается за базисный, в котором  цена единицы товара принимается  , а количество — .

Второй период принимается за текущий (или отчетный), в котором цена единицы товара обозначается , а количество — .

Индивидуальные индексы показывают, что в текущем периоде по сравнению  с базисным цена на товар А повысилась на 25%, на товар Б осталась без  изменения, а на товар В снизилась  на 33%. Количество реализации товара А  возросло на 27%, товара Б — на 25%, а  товара В — на 50%.

При определении общего индекса  цен в агрегатной форме  в качестве соизмерителя индексируемых величин и могут приниматься данные о количестве реализации товаров в текущем периоде . При умножении на индексируемые величины в числителе индексного отношения образуется значение ,

сумма стоимости продажи товаров  в текущем периоде по ценам  того же текущего периода. В знаменателе  индексного отношения образуется значение , т.е. сумма стоимости продажи товаров в текущем периоде по ценам базисного периода.

Информация о работе Индексный метод для статистического изучения цен