Статистические методы изучения коньюктуры рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой заключается в изучении статистических методов анализа конъюнктуры рынка.
В расчётной части необходимо решить задачи на исследование совокупности, выявление наличия корреляционной связи меду признаками (зависимость цены 1 кв.м общей площади жилья от его места расположения), применение выборочного метода в финансово-экономических задачах и использование индексного метода в задачах.
В аналитической части работы продемонстрированы методы оценки и анализа изменения параметров рынка с помощью динамических рядов на примере оборота розничной торговли в России с 2003 по 2008 годы.
Для автоматизированного статистического анализа данных в работе используется табличный процессор MS Excel.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретическая часть………………………………………………………….4
1.1. Конъюнктура рынка как объект статистического изучения…..…………4
1.2. Система статистических показателей, характеризующих конъюнктуру рынка …………………………………………………………………………….6
1.3. Применение метода анализа рядов динамики в изучении конъюнктуры рынка ………………………...................................................................................8
5. Расчетная часть………………………………………………………………..12
6. Аналитическая часть………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………...36

Файлы: 1 файл

кр по статистике.doc

— 538.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования РФ

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кафедра бухгалтерского учета, аудита, статистики 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Статистика»

на тему

«Статистические методы изучения коньюктуры рынка»

Вариант № 6 
 
 
 
 

                  Исполнитель: Сачкова Ю.В.

                  Специальность: БУА и А

                  Группа: вечер, 3 курс

                  № зачетной книжки: 09УББ02230

                  Руководитель: Брыкина Г.С. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Омск

2011

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

1. Теоретическая  часть………………………………………………………….4

1.1. Конъюнктура рынка как объект статистического изучения…..…………4

1.2. Система  статистических показателей, характеризующих  конъюнктуру рынка  …………………………………………………………………………….6

1.3. Применение  метода анализа рядов динамики  в изучении конъюнктуры рынка  ………………………...................................................................................8

5. Расчетная  часть………………………………………………………………..12

6. Аналитическая  часть………………………………………………………….28

Заключение……………………………………………………………………….35

Список использованной литературы…………………………………………...36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Рынок – явление динамическое, подверженное частым и быстрым изменениям. Обстановка на рынке складывается под воздействием комплекса факторов и обстоятельств. Оценка ситуации, складывающейся на рынке, представляет собой важнейшую задачу, решение которой возможно с помощью методов статистики.

     Рыночная  ситуация определяет сложившуюся конъюнктуру  рынка. Собственно, конъюнктура рынка  и представляет собой рыночную ситуацию, соотношение спроса и предложения, сложившиеся на какой-то конкретный момент или определенный промежуток времени. Конъюнктура рынка может меняться неожиданно и под воздействием разнообразных причин. Анализ рыночной конъюнктуры должен отражать все динамические закономерности и тенденции рынка, пропорциональность его развития, степень его устойчивости (или наоборот, колеблемости).

     Цель  данной курсовой заключается в изучении статистических методов анализа  конъюнктуры рынка.

     В расчётной части необходимо решить задачи на исследование совокупности, выявление наличия корреляционной связи меду признаками (зависимость цены 1 кв.м общей площади жилья от его места расположения), применение выборочного метода в финансово-экономических задачах и использование индексного метода в задачах.

     В аналитической части работы продемонстрированы методы оценки и анализа изменения параметров рынка с помощью динамических рядов на примере оборота розничной торговли в России с 2003 по 2008 годы.

     Для автоматизированного статистического  анализа данных в работе используется табличный процессор MS Excel.  
 
 
 

1. Теоретическая часть

1. 1. Конъюнктура рынка  как объект статистического  изучения

      Конъюнктура рынка – это экономическая  ситуация, которая сложилась на рынке, она характеризуется уровнем  спроса и предложения, объёмами продаж, рыночной активностью, ценами, динамикой производства и потребления, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы.

      Отличительными  чертами конъюнктуры рынка являются динамичность, пропорциональность, вариабельность, цикличность.

      Рынок явление стихийное, и подвержен колебаниям как случайным, так и периодическим. 

      Анализ  и прогноз рыночной конъюнктуры  – одна из главных задач статистического  изучения рынка. Это необходимо для  правильного построения маркетинговой  политики и проведения коммерческих операций.

      Устойчивость  развития рынка – это важный этап конъюнктурного анализа. Чем больше размах колебания, тем прогноз менее  надёжен, выше риски. Проанализировав, таким образом, рынок, можно сделать вывод о его состоянии: сильный рынок; устойчиво развивающийся; неустойчиво развивающийся; стабильный рынок; стагнирующий (низкая активность торговли); спад рыночной активности; сокращение рынка. Российский рынок, пожалуй, всё ещё находится в состоянии стагнации.

      Индексы деловой активности дают оценку сбалансированности рынка. На основе наблюдений за изменениями продажи, цен, товарных запасов, поступления товаров даются качественные (атрибутивные) оценки.

      Эластичность  спроса показывает реакцию потребителей на изменение цены или дохода, она  выражается в процентном изменении спроса при увеличении факторного признака на один процент.

      Коммерческий  риск – вероятность потерпеть  поражение на рынке (понести убытки, не получить прибыль, не продать товар  и т.д.). В процессе конъюнктурного анализа определяется его вероятность и измеряется интенсивность. Существует несколько методов прогнозирования риска. Экспертные; оценки вероятности риска  с помощью статистических и вероятностных методов; балльные оценки риска.

      Источником  информации о рынке и рыночных процессах является отчётность предприятий, поставляющих и продающих товары. Они обязаны предоставлять отчётность на основании пункта в лицензиях и патентах, которые они получают на свою деятельность. Отчётность может быть: о поставке товаров; о розничном товарообороте; о товарных запасах; о затратах; о прибылях. Статистика семейных бюджетов также является источником статистической информации, собирается путём маркетинговых исследований. В настоящее время стали применять методы несплошного наблюдения и опросов.

     Главной задачей статистического изучения рынка является изучение закономерностей развития рынка, выявление и моделирование его внутренних и внешних взаимосвязей и на этой основе прогнозировании его дальнейшего развития.

     Поэтапные задачи статистики рынка, которые позволяют прийти к основному результату: 

  • Сбор и обработка статистической информации
  • Оценка и анализ конъюнктуры рынка
  • Характеристика структуры рынка
  • Оценка и анализ развития рынка
  • Региональный анализ рынка
  • Характеристика экономических и социальных последствий развития рынка

     Задачи  исследования конъюнктуры рынка  различаются в зависимости от специфики отдельных экономических  категорий рынка и рыночных процессов, отраженных такими показателями как: изучение спроса и предложения, вариации их соотношений  и тенденций; исследование процессов движения товаров, товарооборота и товарных запасов; цены и ценообразование; оценка состояния и развития инфраструктуры рынка;  анализ результативности функционирования рынка.

1.2. Система статистических  показателей, 

характеризующих конъюнктуру рынка

      Показатели  рынка дают характеристику его состояния, развития и устойчивости на различных  функциональных уровнях во времени  и  в пространстве. Показатели отражают рыночные явления и процессы, их сочетания и взаимосвязи между  ними. [3, с.535]

      Основные  показатели, характеризующие  рыночную конъюнктуру:

  • масштаб рыночных операций – количество операций по купле-продаже, количество предприятий, ёмкость рынка;
  • степень сбалансированности рынка – соотношение спроса и предложения;
  • тип рынка (конкурентный, монополистический);
  • динамика рынка (вектор, скорость, интенсивность параметров рынка,  основные тенденции);
  • степень деловой активности (количество и динамика сделок);
  • уровень устойчивости – колеблемости основных параметров рынка;
  • уровень рыночного риска (возможность потерпеть поражение на рынке);
  • уровень конкуренции;
  • положение рынка в определённой точке сезонного или экономического цикла (цикличность);
  • средняя норма прибыли (сумма валовой и чистой прибыли и показатели рентабельности).

Формулы расчёта показателей  конъюнктуры рынка:

      Динамика  предложения определяется с помощью  выявления тренда, оценки колеблемости, оценки сезонности, индексных методов оценки динамики.

      Тренд (плавное и устойчивое изменение  уровня явления во времени, свободное от случайных колебаний) выявляется, подвергая ряды динамики обработке методами укрупнения интервалов, скользящей средней и аналитического выравнивания. Выравнивание может быть произведено по линейной функции, показательной или степенной. Выравнивание по прямой: yрасч.(t) = a0 + a1t. Параметры а0 и а1 находят решением системы нормальных уравнений:

где у  – фактические уровни ряда, t - время

      Сезонные  колебания (периодические колебания  под влиянием смены времён года) измеряют путём построения специальных показателей, которые называются индексами сезонности IS.

где – средняя для каждого месяца

- среднемесячный  уровень для всего ряда

      Структура предложения определяется методом  группировок. Статистическая группировка – образование однородных групп на основе расчленения статистической совокупности на части или объединения изучаемых единиц в частные совокупности по существенным для них признакам. Для изучения структуры используется соответственно структурная группировка. Оптимальное количество групп с равными интервалами определяют по формуле Стерджесса:

n = 1 + 3,322 lg N,         где N – число единиц совокупности

Величину  интервала рассчитывают по формуле  , где – наибольшее значение признака, - наименьшее, n – число групп.

      Эластичность  предложения можно определить при  помощи классического математического  анализа, а эластичность спроса при  помощи коэффициентов эластичности.

Э –  коэффициент эластичности; D - знак прироста; у – спрос; х – факторный признак (цена или доход).

      Коммерческий  риск можно определить по балльному  методу:

Чем ближе  R к 0, тем меньше риск, и наоборот.

      Для анализа соотношения спроса и  предложения используются графические  методы и методы математического анализа. Графическое изображение позволяет наглядно представить развитие явление во времени и способствует проведению анализа уровней.

      Для анализа показателей, характеризующих  региональные различия, используются динамики Фурье, параболы.  

1.3. Применение метода  анализа рядов  динамики в изучении  конъюнктуры рынка

    Основными методами анализа и прогнозирования  рыночной конъюнктуры являются:

  • экспертные методы;
  • балансовые методы;
  • методы анализа рядов динамики, т.е. выявление трендов, анализ колеблемости;
  • индексный метод;
  • экспертные методы прогнозирования;
  • прогнозирование по трендам;
  • прогнозирование при помощи многофакторной регрессии.

Информация о работе Статистические методы изучения коньюктуры рынка