Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 12:27, курсовая работа
Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость; если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции и прибыль отсутствует; если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, т.е. отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключая банкротство.
Именно для того, чтобы последнее не произошло и необходимо изучать показатели прибыли, факторы, влияющие на нее, а также показатель рентабельности, который отражает эффективность текущих затрат и представляет собой своего рода синтез различных качественных и количественных характеристик.
Для раскрытия темы данной курсовой работы в теоретической части рассмотрены понятие прибыли, её функции и виды, а также понятие рентабельности, различные её виды. На конкретных примерах приведены расчёты тех или иных показателей, раскрыта их сущность для конкретного явления. Также здесь рассматривается пример факторного анализа прибыли и рентабельности.
Введение……………………………...................................................................2
1. Теоретическая часть........................................................................................4
1.1. Прибыль, её функции и виды......................................................................4
1.2. Понятие рентабельности, виды...................................................................6
1.3. Статистическое изучение показателей прибыли.....................................8
1.4. Статистическое изучение показателей рентабельности......................12
2. Расчётная часть............................................................................................15
Задание 1. .......................................................................................................16
Задание 2 ........................................................................................................21
Задание 3. ........................................................................................................25
Задание 4 .......................................................................................................27
3. Аналитическая часть.....................................................................................31
3.1.Постановка задачи.....................................................................................31
3.2.Методика решения задачи..........................................................................32
3.3.Технология выполнения компьютерных расчётов...................................33
3.4.Анализ результатов статистических компьютерных расчётов...............35
Заключение.........................................................................................................36
Список использованной литературы...............................................................37
Приложение 1.................................................................................................. 38
Приложение 2....................................................................................................39
Приложение 3....................................................................................................40
Оглавление
Введение……………………………...........
1. Теоретическая
часть.........................
1.1. Прибыль,
её функции и виды..........................
1.2. Понятие рентабельности, виды..........................
1.3. Статистическое изучение показателей
прибыли.......................
1.4. Статистическое изучение показателей
рентабельности
2. Расчётная часть.........................
Задание
1. ...........................
Задание 2 ...........................
Задание 3. ...........................
Задание 4 ............................
3. Аналитическая
часть.........................
3.1.Постановка
задачи........................
3.2.Методика
решения задачи................
3.3.Технология
выполнения компьютерных расчётов......................
3.4.Анализ результатов
статистических компьютерных
Заключение....................
Список использованной
литературы....................
Приложение 1.............................
Приложение 2.............................
Приложение 3.............................
Введение
Прибыль характеризует конечные результаты торгово-производственного процесса, является основным показателем финансового процесса, финансового состояния предприятия.
Реализует ли предприятие свою продукцию потребителям, оказывает ли какие-либо услуги или проводит определённый вид работ, оно получает за это денежную выручку. Однако это еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию продукции, т.е. с себестоимостью продукции. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость; если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции и прибыль отсутствует; если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, т.е. отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключая банкротство.
Именно для того, чтобы последнее не произошло и необходимо изучать показатели прибыли, факторы, влияющие на нее, а также показатель рентабельности, который отражает эффективность текущих затрат и представляет собой своего рода синтез различных качественных и количественных характеристик.
Для
раскрытия темы данной курсовой работы
в теоретической части
В
расчетной части курсовой работы
для освоения навыков проведения
статистических расчетов предложено четыре
практических задания и рассмотрено их
решение по следующим направлениям:
Задание 1. Исследование структуры совокупности.
Задание 2.Выявление наличия корреляционной связи между признаками, установление направления связи и измерение её тесноты.
Задание 3. Применение выборочного метода в финансово- экономических задачах.
Задание 4. Использование одного из статистических методов в финансово- экономических задачах.
Аналитическая часть данной курсовой работы содержит пример статистического исследования по направлению: анализ динамики прибыли. В качестве статистического материала использованы фактические данные, опубликованные на сайте Федеральной службы государственной статистики. В работе проведён анализ динамики прибыли крупных и средних предприятий РФ за период с 1995 по 2006 гг.
Курсовая
работа выполнена с использованием пакета
прикладных программ MS
Office на ПК с операционной системой
Windows XP. В процессе решения задач расчётной
и аналитической частей использовался
табличный процессор MS Excel, при оформлении
работы - текстовый редактор MS Word.
1.Теоретическая часть
1.1. Прибыль, её функции и виды.
На действующих предприятиях в условиях рыночной экономики прибыль является важнейшим источником формирования финансовых ресурсов. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками (затратами) на ее производство и реализацию.
Прибыль выполняет следующие функции:
- во-первых, в обобщенной форме отражает результаты предпринимательской деятельности и является одним из показателей ее эффективности;
-
во-вторых, используется в качестве
стимулирующего фактора
-
в-третьих, выступает
В статистике финансов предприятий различают прибыль от реализации продукции, балансовую прибыль, чистую (расчетную) прибыль.
Прибыль от реализации продукции равна выручке от реализации продукции (без НДС и акцизов) минус полная себестоимость этой продукции (затраты на производство и реализацию).
где - выручка от реализации продукции;
- полная себестоимость.
Балансовая прибыль предприятия исчисляется по формуле
где - балансовая прибыль;
- прибыль от реализации
- прибыль от прочей реализации, включающей реализацию основных фондов, материальных активов и др.;
-прибыль от внереализационных операций.
Прибыль (убыток) от прочей реализации – это сальдо прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг) подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств, невключаемой в объем реализации основной товарной продукции. Здесь же отражаются финансовые результаты реализации излишних и неиспользуемых материальных ценностей.
Прибыль от внереализационных операций объединяет различные поступления, расходы и потери, не связанные с реализацией продукции. Этот показатель включает в себя: общую сумму полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других экономических санкций, за исключением вносимых в бюджет в соответствии с законодательством;
Чистая прибыль (ЧП) – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Она определяется следующим образом:
где - балансовая прибыль предприятия;
- сумма платежей в бюджет.
Общие схемы формирования и использования прибыли и чистого дохода представлены на рис. 1(Приложение 1).
В
настоящее время направления
использования чистой прибыли определяются
предприятием самостоятельно. Государственное
воздействие на их выбор осуществляется
через налоги, налоговые сборы и экономические
санкции.
1.2. Понятие рентабельности, виды.
Наряду с абсолютными показателями объема прибыли в финансовой статистике широко применяется относительный показатель – рентабельность, который в общем виде характеризует прибыльность работы предприятия. Этот показатель представляет собой своего рода синтез различных качественных и количественных показателей: роста объема производства и производительности, снижения себестоимости и др.
В зависимости от базы сравнения различают два способа расчёта рентабельности: рентабельность текущих затрат, или рентабельность продукции (r), и рентабельность авансированных затрат, или рентабельность предприятия (R).
Рентабельность продукции – отношение прибыли от реализации продукции ( )к затратам:
где С- полная себестоимость реализованной продукции.
Величина r показывает, сколько прибыли дает каждый рубль стоимости реализованной продукции.
Рентабельность производства – это отношение балансовой прибыли к средней стоимости производственных фондов:
или ,
где – средняя стоимость производственных фондов (основных и оборотных средств).
Показатель характеризует размер прибыли на один рубль стоимости производственных фондов.
Можно также рассчитать рентабельность отдельных видов изделий, которая исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции конкретного вида к выручке от ее реализации:
В странах с рыночной экономикой для характеристики рентабельности вложений в деятельность того или иного вида рассчитывают рентабельность собственного капитала (Rс.к.)
,
где – среднегодовая стоимость вложений в активы (определяется по данным годового баланса предприятия);
и рентабельность основного (авансированного) капитала (Rо.к.):
,
где
– среднегодовая стоимость собственного
капитала (определяется также по данным
годового баланса предприятия)[2, стр. 207].
Показатели
рентабельности характеризуют эффективность
работы предприятия в целом, доходность
различных направлений
В
процессе анализа следует изучить
динамику перечисленных показателей
рентабельности, выполнение плана по их
уровню и провести межхозяйственные сравнения
с предприятиями-конкурентами.
1.3. Статистическое изучение показателей прибыли
В структуре балансовой прибыли наибольший удельный вес имеет прибыль от реализации товарной продукции (работ, услуг). Поэтому основное внимание в процессе анализа должно быть уделено исследованию факторов, влияющих на изменение данного показателя. К таковым относятся:
1)
рост или снижение отпускных
цен на реализованную
2)
динамика себестоимости
3)увеличение
или уменьшение объема
4) изменение структуры (состава) реализованной продукции (работ, услуг).
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.