Статистические методы изучения прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость; если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции и прибыль отсутствует; если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, т.е. отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключая банкротство.
Именно для того, чтобы последнее не произошло и необходимо изучать показатели прибыли, факторы, влияющие на нее, а также показатель рентабельности, который отражает эффективность текущих затрат и представляет собой своего рода синтез различных качественных и количественных характеристик.
Для раскрытия темы данной курсовой работы в теоретической части рассмотрены понятие прибыли, её функции и виды, а также понятие рентабельности, различные её виды. На конкретных примерах приведены расчёты тех или иных показателей, раскрыта их сущность для конкретного явления. Также здесь рассматривается пример факторного анализа прибыли и рентабельности.

Содержание работы

Введение……………………………...................................................................2
1. Теоретическая часть........................................................................................4
1.1. Прибыль, её функции и виды......................................................................4
1.2. Понятие рентабельности, виды...................................................................6
1.3. Статистическое изучение показателей прибыли.....................................8
1.4. Статистическое изучение показателей рентабельности......................12
2. Расчётная часть............................................................................................15
Задание 1. .......................................................................................................16
Задание 2 ........................................................................................................21
Задание 3. ........................................................................................................25
Задание 4 .......................................................................................................27
3. Аналитическая часть.....................................................................................31
3.1.Постановка задачи.....................................................................................31
3.2.Методика решения задачи..........................................................................32
3.3.Технология выполнения компьютерных расчётов...................................33
3.4.Анализ результатов статистических компьютерных расчётов...............35
Заключение.........................................................................................................36
Список использованной литературы...............................................................37
Приложение 1.................................................................................................. 38
Приложение 2....................................................................................................39
Приложение 3....................................................................................................40

Файлы: 1 файл

курсач1.doc

— 955.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление 

Введение……………………………...................................................................2

1. Теоретическая  часть........................................................................................4 
1.1. Прибыль, её функции и виды......................................................................4 
1.2. Понятие рентабельности, виды...................................................................6 
1.3. Статистическое изучение показателей прибыли.....................................8   
1.4. Статистическое изучение показателей рентабельности
......................12    
2. Расчётная часть............................................................................................15

 Задание 1. .......................................................................................................16  
  Задание 2  ........................................................................................................21 
  Задание 3. ........................................................................................................25 
  Задание 4 .......................................................................................................27  

3. Аналитическая  часть.....................................................................................31

3.1.Постановка  задачи.....................................................................................31

3.2.Методика  решения задачи..........................................................................32

3.3.Технология  выполнения компьютерных расчётов...................................33

3.4.Анализ результатов  статистических компьютерных расчётов...............35

Заключение.........................................................................................................36

Список использованной литературы...............................................................37

Приложение 1..................................................................................................  38

Приложение 2....................................................................................................39

Приложение 3....................................................................................................40

 

Введение

  Прибыль характеризует конечные результаты торгово-производственного процесса, является основным показателем финансового процесса, финансового состояния предприятия.

  Реализует ли предприятие свою продукцию потребителям, оказывает ли какие-либо услуги или  проводит определённый вид работ, оно  получает за это денежную выручку. Однако это еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию продукции, т.е. с себестоимостью продукции. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость; если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции и прибыль отсутствует; если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, т.е. отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключая банкротство.

  Именно  для того, чтобы последнее не произошло  и необходимо изучать показатели прибыли, факторы, влияющие на нее, а  также показатель рентабельности, который  отражает эффективность текущих затрат и представляет собой своего рода синтез различных качественных и количественных  характеристик.

  Для раскрытия темы данной курсовой работы в теоретической части рассмотрены  понятие прибыли, её функции и  виды, а также понятие рентабельности, различные её виды. На конкретных примерах приведены расчёты тех или иных показателей, раскрыта их сущность для конкретного явления. Также здесь рассматривается пример факторного анализа прибыли и рентабельности.

  В расчетной части курсовой работы для освоения навыков проведения статистических расчетов предложено четыре практических задания и рассмотрено их решение по следующим направлениям: 

  Задание 1. Исследование структуры совокупности.

  Задание 2.Выявление наличия корреляционной связи между признаками, установление направления связи и измерение её тесноты.

  Задание 3. Применение выборочного метода в финансово- экономических задачах.

  Задание 4. Использование одного из статистических методов в финансово- экономических задачах.

  Аналитическая часть данной курсовой работы содержит пример статистического исследования по направлению: анализ динамики прибыли. В качестве статистического материала использованы фактические данные, опубликованные на сайте Федеральной службы государственной статистики. В работе проведён анализ динамики прибыли крупных и средних предприятий РФ за период с 1995 по 2006 гг.

   Курсовая  работа выполнена с использованием пакета прикладных программ MS Office на ПК с операционной системой Windows XP. В процессе решения задач расчётной и аналитической частей использовался табличный процессор MS Excel, при оформлении работы - текстовый редактор MS Word.  

 

1.Теоретическая  часть

1.1. Прибыль,  её функции и виды.

   На  действующих предприятиях в условиях рыночной экономики прибыль является важнейшим источником формирования финансовых ресурсов. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками (затратами) на ее производство и реализацию.

   Прибыль выполняет следующие функции:

   - во-первых, в обобщенной форме  отражает результаты предпринимательской деятельности и является одним из показателей ее эффективности;

   -  во-вторых, используется в качестве  стимулирующего фактора предпринимательской  деятельности и производительности труда;

   -   в-третьих, выступает источником  финансирования расширенного воспроизводства и является важнейшим финансовым ресурсом предприятия.

   В статистике финансов предприятий различают прибыль от реализации продукции, балансовую прибыль,  чистую (расчетную) прибыль.

   Прибыль от реализации продукции равна выручке от реализации продукции (без НДС и акцизов) минус полная себестоимость этой продукции (затраты на производство и реализацию).

   где - выручка от реализации продукции;

        - полная себестоимость.

   Балансовая  прибыль предприятия исчисляется по формуле

   где  - балансовая прибыль;

        - прибыль от реализации продукции(работ  и услуг);

        - прибыль от прочей реализации, включающей реализацию основных фондов, материальных активов и др.;

        -прибыль от внереализационных  операций.

  Прибыль (убыток) от прочей реализации – это сальдо прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг) подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств, невключаемой в объем реализации основной товарной продукции. Здесь же отражаются финансовые результаты реализации излишних и неиспользуемых материальных ценностей.

  Прибыль от внереализационных  операций объединяет различные поступления, расходы и потери, не связанные с реализацией продукции. Этот показатель включает в себя: общую сумму полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других экономических санкций, за исключением вносимых в бюджет в соответствии с законодательством;

    Чистая прибыль (ЧП) – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Она определяется следующим образом:

  

,

  где  - балансовая прибыль предприятия;

         - сумма платежей в бюджет.

   Общие схемы формирования и использования  прибыли и чистого дохода представлены на рис. 1(Приложение 1).

   В настоящее время направления  использования чистой прибыли определяются предприятием самостоятельно. Государственное  воздействие на их выбор осуществляется через налоги, налоговые сборы и экономические санкции. 
 

   1.2. Понятие рентабельности, виды.

   Наряду  с абсолютными показателями объема прибыли в финансовой статистике широко применяется относительный  показатель – рентабельность, который в общем виде характеризует прибыльность работы предприятия. Этот показатель представляет собой своего рода синтез различных качественных и количественных показателей: роста объема производства и производительности, снижения себестоимости и др.

   В зависимости от базы сравнения различают два способа расчёта рентабельности: рентабельность текущих затрат, или рентабельность продукции (r), и рентабельность авансированных затрат, или рентабельность предприятия (R).

    Рентабельность  продукции – отношение прибыли от реализации продукции ( )к затратам:

    

где С- полная себестоимость реализованной продукции.

    Величина r показывает, сколько прибыли дает каждый рубль стоимости реализованной продукции.

    Рентабельность  производства – это отношение балансовой прибыли к средней стоимости производственных фондов:

      или 

    где – средняя стоимость производственных фондов (основных и оборотных средств).

    Показатель  характеризует размер прибыли на один рубль стоимости производственных фондов.

    Можно также рассчитать рентабельность отдельных видов изделий, которая исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции конкретного вида к выручке от ее реализации:

    

    В странах с рыночной экономикой для  характеристики рентабельности вложений в деятельность того или иного  вида рассчитывают рентабельность собственного капитала (Rс.к.

      ,

где – среднегодовая стоимость вложений в активы (определяется по данным годового баланса предприятия);

 

   и рентабельность основного (авансированного) капитала (Rо.к.):         

     ,

где – среднегодовая стоимость собственного капитала (определяется также по данным годового баланса предприятия)[2, стр. 207]. 

   Показатели  рентабельности характеризуют эффективность  работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразования.

   В процессе анализа следует изучить  динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами. 
 
 

1.3. Статистическое изучение  показателей прибыли

   В структуре балансовой прибыли наибольший удельный вес имеет прибыль от реализации товарной продукции (работ, услуг). Поэтому основное внимание в  процессе анализа должно быть уделено  исследованию факторов, влияющих на изменение данного показателя. К таковым относятся:

   1) рост или снижение отпускных  цен на реализованную продукцию,  тарифов на услуги и работы;

   2) динамика себестоимости реализованной  продукции (работ, услуг);

   3)увеличение  или уменьшение объема реализованной продукции (работ, услуг);

   4) изменение структуры (состава)  реализованной продукции (работ, услуг).

   Объем реализации продукции может оказывать  положительное и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

      Структура товарной продукции может оказывать  как положительное, так и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Информация о работе Статистические методы изучения прибыли