Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 12:33, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение индексного методы в анализе динамики средних цен.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть цену, как объект статистического изучения;
привести агрегатные индексы цен Пааше, Ласпейреса и Фишера
охарактеризовать использование выборочного метода при расчетах индексов цен;
рассмотреть применение индексного метода в анализе среднего значения цен.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1. Цена, как объект статистического изучения 5
1.2. Агрегатные индексы цен Пааше, Ласпейреса и Фишера. Использование выборочного метода при расчетах индексов цен 8
1.3. Анализ среднего значения цен с помощью индексного метода 12
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 15
3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вывод: поскольку Fрасч>Fтабл, то величина коэффициента детерминации =94,3% признается значимой (неслучайной) с уровнем надежности 95% и, следовательно, найденные характеристики связи между признаками Объем продажи и Цена товара магазинов правомерны не только для выборки, но и для всей генеральной совокупности магазинов.
Задание 3
По результатам выполнения Задания 1 с вероятностью 0,954 необходимо определить:
Выполнение Задания 3
Целью выполнения данного Задания является определение для генеральной совокупности магазинов и границ, в которых будут находиться величина средней цены товара и доля магазинов со средней ценой товара не менее 800 руб.
1. Определение ошибки выборки для средней цены товара магазинов и границ, в которых будет находиться генеральная средняя
Применение выборочного метода наблюдения всегда связано с установлением степени достоверности оценок показателей генеральной совокупности, полученных на основе значений показателей выборочной совокупности. Достоверность этих оценок зависит от репрезентативности выборки, т.е. от того, насколько полно и адекватно представлены в выборке статистические свойства генеральной совокупности. Как правило, генеральные и выборочные характеристики не совпадают, а отклоняются на некоторую величину ε, которую называют ошибкой выборки (ошибкой репрезентативности).
Значения признаков единиц, отобранных из генеральной совокупности в выборочную, всегда случайны, поэтому и статистические характеристики выборки случайны, следовательно, и ошибки выборки также случайны. Ввиду этого принято вычислять два вида ошибок – среднюю и предельную .
Средняя ошибка выборки - это среднее квадратическое отклонение всех возможных значений выборочной средней от генеральной средней, т.е. от своего математического ожидания M[].
Величина средней ошибки выборки рассчитывается дифференцированно (по различным формулам) в зависимости от вида и способа отбора единиц из генеральной совокупности в выборочную.
Для собственно-случайной и механической выборки с бесповторным способом отбора средняя ошибка выборочной средней определяется по формуле
, (15)
где – общая дисперсия выборочных значений признаков,
N – число единиц в генеральной совокупности,
n – число единиц в выборочной совокупности.
Предельная ошибка выборки определяет границы, в пределах которых будет находиться генеральная средняя:
,
где – выборочная средняя,
– генеральная средняя.
Границы задают доверительный интервал генеральной средней, т.е. случайную область значений, которая с вероятностью Р гарантированно содержит значение генеральной средней. Эту вероятность Р называют доверительной вероятностью или уровнем надёжности.
В экономических исследованиях чаще всего используются доверительные вероятности Р= 0.954, Р= 0.997, реже Р= 0,683.
В математической статистике доказано, что предельная ошибка выборки кратна средней ошибке µ с коэффициентом кратности t (называемым также коэффициентом доверия), который зависит от значения доверительной вероятности Р. Для предельной ошибки выборочной средней это теоретическое положение выражается формулой
(17)
Значения t вычислены заранее для различных доверительных вероятностей Р и протабулированы (таблицы функции Лапласа Ф). Для наиболее часто используемых уровней надежности Р значения t задаются следующим образом (табл. 2.14):
Таблица 2.14
Доверительная вероятность P |
0,683 |
0,866 |
0,954 |
0,988 |
0,997 |
0,999 |
Значение t |
1,0 |
1,5 |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
По условию выборочная совокупность насчитывает 30 магазинов, выборка 10% механическая, следовательно, генеральная совокупность включает 300 магазинов. Выборочная средняя , дисперсия определены в Задании 1 (п. 3). Значения параметров, необходимых для решения задачи, представлены в табл. 2.15:
Таблица 2.15
Р |
t |
n |
N |
||
0,954 |
2 |
30 |
300 |
720 |
4058,333 |
Расчет средней ошибки выборки по формуле (15):
,
Расчет предельной ошибки выборки по формуле (17):
Определение по формуле (16) доверительного интервала для генеральной средней:
720 – 22,068720 + 22,068,
697,932 руб. 742,068 руб.
Вывод. На основании проведенного выборочного обследования магазинов с вероятностью 0,954 можно утверждать, что для генеральной совокупности магазинов средняя цена товара находится в пределах от 697,932 руб., до 742,068 руб.
2. Определение
ошибки выборки для доли
Доля единиц выборочной совокупности, обладающих тем или иным заданным свойством, выражается формулой
, (18)
где m – число единиц совокупности, обладающих заданным свойством;
n – общее число единиц в совокупности.
Для собственно-случайной и механической выборки с бесповторным способом отбора предельная ошибка выборки доли единиц, обладающих заданным свойством, рассчитывается по формуле
, (19)
где w – доля единиц совокупности, обладающих заданным свойством;
(1-w) – доля единиц совокупности, не обладающих заданным свойством,
N – число единиц в генеральной совокупности,
n– число единиц в выборочной совокупности.
Предельная ошибка выборки определяет границы, в пределах которых будет находиться генеральная доля р единиц, обладающих заданным свойством:
(20)
По условию Задания 3 исследуемым свойством является значение цены товара не менее 800 руб.
Число магазинов с заданным свойством определяется из табл. 2.3:
m=4
Расчет выборочной доли по формуле (18):
Расчет по формуле (19) предельной ошибки выборки для доли:
Определение по формуле (20) доверительного интервала генеральной доли:
0,016 0,251
или
1,6% 25,1%
Вывод. С вероятностью 0,954 можно утверждать, что в генеральной совокупности магазинов доля магазинов со средней ценой товара не менее 800 руб., будет находиться в пределах от 1,6% до 25,1%.
Задание 4
Имеются следующие данные о продаже условного товара А в трех магазинах:
Таблица 2.16
Магазины |
Цена за единицу товара, руб. |
Объем продаж, тыс.шт. | ||
Базисный период |
Отчетный период |
Базисный период |
Отчетный период | |
1 |
675 |
699 |
75 |
60 |
2 |
788 |
802 |
42 |
45 |
3 |
815 |
854 |
43 |
40 |
Определите
1. общие индексы цен переменного, постоянного состава, структурных сдвигов;
2. абсолютное изменение средней цены товара А в отчетном периоде по сравнению с базисным в целом и за счет отдельных факторов.
Результаты промежуточных расчетов представьте в таблице.
Сделайте выводы.
Выполнение Задания 4
1. Общий индекс цен
переменного состава
Индекс цен постоянного (фиксированного) состава рассчитывается по формуле:
Индекс структурных сдвигов рассчитывается по формуле:
Составим расчетную таблицу:
Таблица 2.17
Магазины |
Цена за единицу товара, руб. |
Объем продаж, тыс.шт. |
p0q0 |
p1q1 |
p0q1 | ||
Базисный период |
Отчетный период |
Базисный период |
Отчетный период | ||||
p0 |
p1 |
q0 |
q1 | ||||
1 |
675 |
699 |
75 |
60 |
50625 |
41940 |
40500 |
2 |
788 |
802 |
42 |
45 |
33096 |
36090 |
35460 |
3 |
815 |
854 |
43 |
40 |
35045 |
34160 |
32600 |
å |
2278 |
2355 |
160 |
145 |
118766 |
112190 |
108560 |
Соответственно, можем рассчитать индексы:
Проверим взаимосвязь индексов:
Iс.с. * Iф.с. = Iп.с.;
1,009 * 1,033 = 1,042.
2. абсолютное изменение средней цены товара А в отчетном периоде по сравнению с базисным в целом и за счет отдельных факторов.
Вывод: средняя цена по товару А в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличилась на 31,4 руб. или на 4,2%, это произошло за счет:
3. Аналитическая часть
Проведем анализ потребительских цен на два вида продукции по Московской области.
Для изучения возьмем данные по Московской области за 2011-2012 гг.
Таблица 3.1
Продажа продуктов по Московской области в 2011-2012 гг.3
Продукты |
Цена за единицу товара, руб. |
Объем продажи, млн.руб. | ||
2011 |
2012 |
2011 |
2012 | |
Яйца (1 десяток) |
41,77 |
42,90 |
168 |
170 |
Сахар (1кг) |
39,32 |
40,53 |
100 |
110 |
По данным найдем:
1. Индекс цен;
2. Индексы физического объема товарооборота;
3. Индекс товарооборота
4. Абсолютное изменение товарооборота продукции вследствие изменения: а) цен и б) физического объема.
Расчеты будем производить средствами MS EXCEL.
Рис. 3.1. Расчет индексов средствами MS EXCEL (формульный вид)
Произведем пересчет показателей вручную:
Абсолютное изменение товарооборота за счет изменения цен:
физического объема:
2-х факторов вместе:
Сравним расчетные показатели с результатами в EXCEL:
Рис. 3.2. Расчет индексов в ППП MS EXCEL
По вышеизложенным вычислениям
можно сделать следующие
Таким образом, абсолютный прирост товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным составил 801,94 млн.руб. В том числе за счет роста физического объема реализованной продукции на 476,74 млн.руб. и за счет роста цен на 325,2 млн.руб.