Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:42, курсовая работа
Решая поставленные задачи, статистика товарооборота должна полно и объективно, на научной основе охарактеризовать объем и структуру продажи товаров населению, выявить основные пропорции, тенденции и причинно-следственные связи товарооборота, вскрыть резервы более полного удовлетворения спроса населения в товарах народного потребления через розничную торговую сеть.
Введение 3
1.1 Индексы и их классификация. 4
1.2 Понятие товарооборота 8
1.3 Индексный метод изучения товарооборота 11
Практическая часть. 19
Аналитическая часть. 37
Тенденции изменения товарооборота во времени относятся к важнейшим оценкам состояния и развития рынков товаров и услуг. Перспективы развития рынка, а следовательно, и масштабы коммерческого риска в большой степени зависят от характера и интенсивности развития товарооборота. Динамика товарооборота является одной из главных составляющих уровня жизни. Она, с одной стороны, отражает (с некоторыми оговорками) основные закономерности покупательского спроса и тенденции его удовлетворения, с другой – определяет потенциальные возможности получения валового дохода, а затем и прибыли.
Все это определяет значительный интерес к динамическим процессам товарооборота, как со стороны государственной статистики, так и с позиций бизнес-статистики. Показатели динамики товарооборота относятся к числу важнейших народнохозяйственных показателей.
К задачам изучения динамики товарооборота относятся:
В оценке и анализе товарооборота используются все методы статистического исследования динамических процессов: построение динамических рядов (в натуральных и стоимостных единицах); расчет его показателей (базисные и цепные темпы роста и прироста, среднегеометрические темпы, абсолютные темпы и абсолютное значение 1% прироста); построение трендовых и регрессионных моделей динамики; группировка отдельных предприятий, фирм, регионов по темпам роста товарооборота.
Однако наиболее важное место в анализе динамики товарооборота занимает индексный метод (как самостоятельно, так и в комбинации с другими методами).
Индексный метод позволяет решить большую часть задач, поставленных перед статистикой динамики товарооборота:
Изменение товарооборота за какой-то промежуток времени характеризуется отношением двух денежных сумм: текущего (изучаемого) периода с базисным (любым прошлым) периодом. Этот показатель называется индексом товарооборота, так как в нем агрегатируется в стоимостной форме продажа совокупности товаров с различными потребительскими свойствами.
Индекс товарооборота – относительный показатель, который характеризует изменение стоимости совокупности проданных товаров в текущем периоде по сравнению с базисным за счет совместного влияния изменений количества и цен.
Расчет индекса товарооборота осуществляется по следующей формуле агрегатного индекса:
где и - цена i-го товара соответственно в базисном и текущем периодах;
и - количество проданного i-го товара соответственно в базисном и текущем периодах;
n – число i-х товаров, вошедших в общую совокупность.
Особенностью данного индекса является то, что он отображает изменение объема розничного товарооборота в результате действия сразу двух факторов—товарной массы и розничных цен.
На втором этапе анализа динамики товарооборота рассчитывается индекс товарооборота в неизменных ценах (индекс физического объема). Многотоварный, или агрегатный, общий индекс, который должен отразить динамику количественного фактора товарооборота, представляет собой индекс стоимости товаров, где зафиксирован фактор цены.
Индекс физического объема товарооборота – относительный показатель, который отражает влияние изменения объема продажи товаров (количества и ассортиментных сдвигов) на динамику товарооборота; рассчитывается как отношение стоимостей количества товаров текущего и базисного периодов, соизмеренных в ценах одного и того же периода.
Агрегатная
форма данного индекса
где - одинаковая для числителя и знаменателя индекса цена (неизменная, или сопоставимая цена) i-го товара/ассортиментного вида;
и - количество проданного i-го товара соответственно в базисном и текущем периодах;
n – число i-х видов товаров.
По существу,
индекс физического объема товарооборота,
как и любой стоимостной
Влияние на динамику товарооборота второго его фактора (элемента), цены, отражается индексом ценностного фактора, где в свою очередь, зафиксирован количественный фактор. Индекс ценностного фактора товарооборота (индекс цен) – относительный показатель, который отражает влияние изменений цен на динамику товарооборота; рассчитывается как отношение стоимостей одного и того же количества товаров, соизмеренного по ценам текущего периода (в числителе) и базисного (в знаменателе) показателей. Агрегатная форма индекса ценностного фактора представлена следующей формулой:
где и - цена i-го товара соответственно в базисном и текущем периодах;
- одинаковое для числителя и знаменателя количество i-го товара;
n – число i-х товаров.
Все три индекса
связаны между собой и
Формула индекса физического объема может также принимать следующий вид:
где - цена i-го товара в текущем периоде.
Данный индекс
образует единую индексную систему
с индексом товарооборота и индексом
ценностного фактора
то есть
Абсолютный прирост розничного товарооборота представляет собой разность между товарооборотом отчетного периода и товарооборотом базисного периода, т. е. разность между числителем и знаменателем индекса товарооборота:
∆∑pq = ∑p1q1 — ∑p0q0
Часть этого прироста, которая приходится на долю количественного фактора, может быть выявлена при сравнении условного товарооборота отчетного периода в базисных ценах с базисным товарооборотом, т. е. прирост товарооборота вследствие изменения объема проданных товаров определяется как разность между числителем и знаменателем индекса физического объема товарооборота:
∆∑pq(q) = ∑p0q1 — ∑p0q0
И наконец, прирост
товарооборота в результате изменения
цен исчисляется при
∆∑pq(p) = ∑p1q1 — ∑p0q1 (10)
Сумма этих двух частных приростов образует общий прирост товарооборота
∑p1q1 - ∑p0q0 =( ∑p0q1 - ∑p0q0) + (∑p1q1 - ∑p0q1) ,
представленный в виде факторной модели:
∆∑pq = ∆∑pq(q) + ∆∑pq(p) ,
т.е. абсолютный прирост товарооборота может быть разложен на количественный и ценностный факторы.
Индексы – обещающие показатели сравнения во времени и в пространстве не только однотипных (одноименных) явлений, но и совокупностей, состоящих из несоизмеримых элементов.
Будучи сводной
Если любой качественный индексируемый показатель обозначить через p, а его веса – через q, то динамику среднего показателя можно отразить за счет изменения обоих факторов (p и q), так за счет каждого фактора отдельно. В результате получим три различных индекса: индекс переменного состава, индекс фиксированного состава и индекс структурных сдвигов.
Общее изменение среднего товарооборота показывает индекс среднего товарооборота переменного состава.
Индекс переменного состава отражает динамику среднего показателя (для однородной совокупности) за счет изменения индексируемой величины p у отдельных элементов (частей целого) и за счет изменения весов q, по которым взвешиваются отдельные значения p.
Величина этого индекса
Индекс фиксированного
Индекс постоянного состава отражает, как изменился средний товарооборот только вследствие изменения количества произведенного товара:
Другими словами, индекс фиксированного состава исключает влияние изменения структуры (состава) совокупности на динамику средних величин, рассчитанных для двух периодов при одной и той же фиксированной структуре.
Изменения среднего
товарооборота в результате структурных
сдвигов в составе
Индекс структурных сдвигов характеризует влияние изменения структуры изучаемого явления на динамику среднего уровня индексируемого показателя и рассчитывается по формуле:
В индексах средних уровней в качестве весов могут быть взяты удельные веса единиц совокупности, которые отражают изменения в структуре изучаемой совокупности. Тогда систему взаимосвязанных индексов можно записать в следующем виде:
переменного = постоянного x структурных.
Имеются следующие выборочные данные (выборка 20%-ная механическая) за отчетный период о товарообороте и издержках обращения по предприятиям города (млн руб.) :
Таблица 1.
№ предприятия п/п |
Товарооборот |
Издержки обращения |
1 |
5,4 |
0,7 |
2 |
6,4 |
0,78 |
3 |
7,0 |
0,77 |
4 |
6,7 |
0,77 |
5 |
7,7 |
0,81 |
6 |
6,8 |
0,78 |
7 |
5,6 |
0,69 |
8 |
6,0 |
0,73 |
9 |
5,1 |
0,64 |
10 |
6,6 |
0,75 |
11 |
7,2 |
0,79 |
12 |
8,4 |
0,85 |
13 |
9,4 |
0,88 |
14 |
7,2 |
0,80 |
15 |
4,5 |
0,58 |
16 |
6,6 |
0,76 |
17 |
6,9 |
0,77 |
18 |
7,3 |
0,82 |
19 |
7,6 |
0,75 |
20 |
7,0 |
0,78 |
21 |
6,6 |
0,79 |
22 |
5,8 |
0,7 |
23 |
6,9 |
0,78 |
24 |
6,7 |
0,76 |
25 |
5,2 |
0,68 |
26 |
8,6 |
0,76 |
27 |
7,1 |
0,78 |
28 |
6,2 |
0,75 |
29 |
8,0 |
0,83 |
30 |
6,8 |
0,77 |
Задание 1
По исходным данным (табл. 1) необходимо выполнить следующее: