Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:42, курсовая работа
Решая поставленные задачи, статистика товарооборота должна полно и объективно, на научной основе охарактеризовать объем и структуру продажи товаров населению, выявить основные пропорции, тенденции и причинно-следственные связи товарооборота, вскрыть резервы более полного удовлетворения спроса населения в товарах народного потребления через розничную торговую сеть.
Введение 3
1.1 Индексы и их классификация. 4
1.2 Понятие товарооборота 8
1.3 Индексный метод изучения товарооборота 11
Практическая часть. 19
Аналитическая часть. 37
Сделать выводы по результатам выполнения Задания 1.
Для построения интервального ряда распределения определяем величину интервала h по формуле:
где –наибольшее и наименьшее значения признака в исследуемой совокупности, k - число групп интервального ряда.
При h = 0,98 границы интервалов ряда распределения имеют следующий вид.
Таблица 2.
Интервал |
Номер предприятия |
Товарооборот |
Издержки обращения |
4,5-5,48 |
15 |
4,5 |
0,58 |
9 |
5,1 |
0,64 | |
25 |
5,2 |
0,68 | |
1 |
5,4 |
0,7 | |
Всего |
4 |
20,2 |
2,6 |
5,48-6,46 |
7 |
5,6 |
0,69 |
22 |
5,8 |
0,7 | |
8 |
6 |
0,73 | |
28 |
6,2 |
0,75 | |
2 |
6,4 |
0,78 | |
Всего |
5 |
30 |
3,65 |
6,46-7,44 |
10 |
6,6 |
0,75 |
16 |
6,6 |
0,76 | |
21 |
6,6 |
0,79 | |
4 |
6,7 |
0,77 | |
24 |
6,7 |
0,76 | |
6 |
6,8 |
0,78 | |
30 |
6,8 |
0,77 | |
17 |
6,9 |
0,77 | |
23 |
6,9 |
0,78 | |
3 |
7 |
0,77 | |
20 |
7 |
0,78 | |
27 |
7,1 |
0,78 | |
11 |
7,2 |
0,79 | |
14 |
7,2 |
0,8 | |
18 |
7,3 |
0,82 | |
Всего |
15 |
103,4 |
11,67 |
7,44-8,42 |
19 |
7,6 |
0,75 |
5 |
7,7 |
0,81 | |
29 |
8 |
0,83 | |
12 |
8,4 |
0,85 | |
Всего |
4 |
31,7 |
3,24 |
8,42-9,4 |
26 |
8,6 |
0,76 |
13 |
9,4 |
0,88 | |
Всего |
2 |
18 |
1,64 |
ИТОГО |
30 |
203,3 |
22,8 |
На основе групповых итоговых строк «Всего» табл. 2 формируем итоговую таблицу 3, представляющую интервальный ряд распределения фирм по товарообороту.
Таблица 3
Номер Группы |
Группы фирм по товарообороту X |
Число фирм, |
1 |
4,5-5,48 |
4 |
2 |
5,48-6,46 |
5 |
3 |
6,46-7,44 |
15 |
4 |
7,44-8,42 |
4 |
5 |
8,42-9,4 |
2 |
Приведем еще три характеристики полученного ряда распределения - частоты групп в относительном выражении, накопленные (кумулятивные) частоты Sj, получаемые путем последовательного суммирования частот всех предшествующих (j-1) интервалов, и накопленные частости, рассчитываемые по формуле .
Таблица 4
Номер Группы |
Группы фирм по товарообороту X |
Число фирм f |
Накопленная частота Sj |
Накопленная частость, % | |
в абсолютном выражении |
в % к итогу |
||||
1 |
4,5-5,48 |
4 |
13 |
4 |
13 |
2 |
5,48-6,46 |
5 |
17 |
9 |
30 |
3 |
6,46-7,44 |
15 |
50 |
24 |
80 |
4 |
7,44-8,42 |
4 |
13 |
28 |
93 |
5 |
8,42-9,4 |
2 |
7 |
30 |
100 |
Вывод. Анализ интервального ряда распределения изучаемой совокупности фирм показывает, что распределение фирм по товарообороту не является равномерным: преобладают фирмы с товарооборотом 6,46-7,44 и составляет 50% совокупности; фирм с высоким товарооборотом (8,42-94млн руб.) 2, что составляет 7% совокупности.
2. Нахождение
моды и медианы полученного
интервального ряда
Для определения моды графическим методом строим по данным табл. 3 гистограмму распределения фирм по изучаемому признаку.
Расчет конкретного значения моды для интервального ряда распределения производится по формуле:
Вывод. Для рассматриваемой совокупности фирм наиболее распространенный товарооборот характеризуется средней величиной 6,93млн руб.
Для определения медианы графическим методом строим по данным табл. 4 кумуляту распределения фирм по изучаемому признаку.
Расчет конкретного значения медианы для интервального ряда распределения производится по формуле
,
Расчет медианы:
Вывод. В рассматриваемой совокупности фирм половина фирм имеют товарооборот не более 6,62 млн руб, а другая половина – не менее 6,62 млн руб.
3. Расчет характеристик ряда распределения
Для расчета характеристик ряда распределения , σ, σ2, Vσ на основе табл. 4 строим вспомогательную таблицу 5 ( – середина интервала).
Таблица 6
Группы фирм по товарообороту |
Середина интервала, |
Число фирм, fj |
||||
4,5-5,48 |
4,99 |
4 |
19,96 |
-1,8 |
3,24 |
12,96 |
5,48-6,46 |
5,97 |
5 |
29,85 |
5,97 |
35,6409 |
178,2045 |
6,46-7,44 |
6,95 |
15 |
104,25 |
6,95 |
48,3025 |
724,5375 |
7,44-8,42 |
7,93 |
4 |
31,72 |
7,93 |
62,8849 |
251,5396 |
6,42-9,4 |
8,91 |
2 |
17,82 |
8,91 |
79,3881 |
158,7762 |
Всего |
30 |
203,6 |
1326,0178 |
Рассчитаем среднюю арифметическую взвешенную:
Рассчитаем среднее квадратическое отклонение:
Рассчитаем дисперсию:
σ2 = 6,652 = 44,2225
Рассчитаем коэффициент вариации:
Вывод. Анализ полученных значений показателей и σ говорит о том, что средняя величина товарооборота составляет 6,79 млн руб., отклонение от этой величины в ту или иную сторону составляет в среднем 6,64млн руб. , наиболее характерная среднесписочная численность менеджеров находится. Значение Vσ = 98%, что превышает 33%, следовательно, вариация товарооборота в исследуемой совокупности фирм значительна и совокупность по данному признаку неоднородна. Расхождение между значениями , Мо и Ме незначительно ( =35 чел., Мо=37 чел., Ме=36 чел.), что не подтверждает вывод об однородности совокупности фирм.
4.Вычисление
средней арифметической по
Для расчета применяется формула средней арифметической простой:
Причина расхождения средних величин, рассчитанных по исходным данным (6,67млн руб.) и по интервальному ряду распределения (6,79 млн руб.), заключается в том, что в первом случае средняя определяется по фактическим значениям исследуемого признака для всех 30-ти фирм, а во втором случае в качестве значений признака берутся середины интервалов и, следовательно, значение средней будет менее точным.
Задание 2
По исходным данным (табл. 1) с использованием результатов выполнения Задания 1 необходимо выполнить следующее:
а) аналитической группировки;
б) корреляционной таблицы.
2. Измерить тесноту
корреляционной связи,
Сделать выводы.
1. Установление
наличия и характера
1а. Применение метода аналитической группировки
Аналитическая группировка строится по факторному признаку Х и для каждой j-ой группы ряда определяется среднегрупповое значение результативного признака Y. Если с ростом значений фактора Х от группы к группе средние значения систематически возрастают (или убывают), между признаками X и Y имеет место корреляционная связь.
Используя разработочную таблицу 2, строим аналитическую группировку, характеризующую зависимость между факторным признаком Х- товарооборот результативным признаком Y –издержки обращения. Макет аналитической таблицы имеет следующий вид (табл. 7):
Номер группы |
Группы фирм по среднему значению ТО X |
Число фирм, |
Издержки обращения | |
Всего |
в среднем на одну группу | |||
1 |
4,5-5,48 |
4 |
2,6 |
0,65 |
2 |
5,48-6,46 |
5 |
3,65 |
0,73 |
3 |
6,46-7,44 |
15 |
11,67 |
0,778 |
4 |
7,44-8,42 |
4 |
3,24 |
0,81 |
5 |
8,42-9,4 |
2 |
1,64 |
0,82 |
ИТОГО |
30 |
22,8 |
Вывод. Анализ данных табл. 7 показывает, что с увеличением товарооборота от группы к группе систематически возрастает и издержки обращения по каждой группе фирм, что свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между исследуемыми признаками.
1б. Применение метода корреляционных таблиц
Корреляционная таблица строится как комбинация двух рядов распределения по факторному признаку Х и результативному признаку Y. На пересечении j-ой строки и k-ой графы таблицы указывается число единиц совокупности, входящих в j-ый интервал по признаку X и в k-ый интервал по признаку Y. Концентрация частот около диагонали построенной таблицы свидетельствует о наличии корреляционной связи между признаками - прямой или обратной. Связь прямая, если частоты располагаются по диагонали, идущей от левого верхнего угла к правому нижнему, обратная - по диагонали от правого верхнего угла к левому нижнему.
Для построения корреляционной таблицы необходимо знать величины и границы интервалов по двум признакам X и Y. Для факторного признака Х –товарооборот эти величины известны из табл. 3 Определяем величину интервала для результативного признака Y –издержки производства при k = 5, уmax = 0,88 млн руб., уmin = 0,58 млн руб.: