Индексы в статистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Решая поставленные задачи, статистика товарооборота должна полно и объективно, на научной основе охарактеризовать объем и структуру продажи товаров населению, выявить основные пропорции, тенденции и причинно-следственные связи товарооборота, вскрыть резервы более полного удовлетворения спроса населения в товарах народного потребления через розничную торговую сеть.

Содержание работы

Введение 3
1.1 Индексы и их классификация. 4
1.2 Понятие товарооборота 8
1.3 Индексный метод изучения товарооборота 11
Практическая часть. 19
Аналитическая часть. 37

Файлы: 1 файл

Курсовая статистика.doc

— 673.00 Кб (Скачать файл)



Министерство  образования и науки Российской Федерации 

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Статистика»

Тема «Индексы в статистике»

 

Выполнил студент:

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2012 год. 
Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном  обществе статистика стала одним  из важнейших инструментов управления экономическими процессами. Она собирает информацию, характеризующую развитие экономики страны, культуры и жизненного уровня народа. С помощью статистической методологии вся полученная информация обобщается, анализируется и в результате дает возможность увидеть стройную систему взаимосвязей в экономике, яркую картину и динамику развития, позволяет делать международные сопоставления.

Статистика  должна всесторонне охарактеризовать выполнение плана товарооборота  торговых предприятий, фирм, организаций, систем и торговли в целом, вскрыть  и объяснить причины, обусловившие тот или иной уровень выполнения плана, найти резервы дальнейшего развития товарооборота.

К задачам статистики товарооборота относятся: получение  статистической информации о товарообороте, анализ динамики товарооборота, расчет и анализ товарной структуры товарооборота, анализ организационной и территориальной структуры товарооборота.

Решая поставленные задачи, статистика товарооборота должна полно и объективно, на научной  основе охарактеризовать объем и  структуру продажи товаров населению, выявить основные пропорции, тенденции  и причинно-следственные связи товарооборота, вскрыть резервы более полного удовлетворения спроса населения в товарах народного потребления через розничную торговую сеть.

Статистика  изучает процесс образования  и кругооборота товарных запасов, выявляет их закономерности, оценивает их соответствие установленным нормативам. Для этой цели может быть использован весь арсенал статистических методов, включая индексный метод.

 

1.1 Индексы  и их классификация.

Индексы относятся  к важнейшим обобщающим показателям. Индекс – от латинского index – указатель, показатель. Обычно в экономической статистике этот термин используется для обобщающей характеристики изменений.

Под индексом в  статистике понимают относительный  показатель,  характеризующий изменение  величины какого-либо явления ( простого или сложного, состоящего из соизмеримых или несоизмеримых элементов) во времени, пространстве или по сравнению с любым эталоном (нормативом, планом, прогнозом).

Основным элементом  индексного отношения является индексируемая  величина .  Под индексируемой величиной понимается значение признака статистической совокупности, изменение которой является объектом изучения.

С помощью индексов решаются три главные задачи.

Во-первых, индексы  позволяют измерять изменение сложных  явлений. Например, требуется установить, насколько увеличился (или уменьшился) в данном году по сравнению с прошлым годом физический объем всей продукции предприятия. Ясно, что продукция разного вида и качества не поддается непосредственному суммированию. Для характеристики изменения таких сложных явлений во времени применяются индексы динамики. В качестве меры соизмерения (весов) разнородных продуктов можно использовать цену, себестоимость, трудоемкость продукции и т.д.

Во-вторых, с  помощью индексов можно определить влияние отдельных факторов на изменение динамики сложного явления (например, влияние изменения уровня цен и изменения количества проданных товаров на объем товарооборота). Используя взаимосвязь индексов можно установить в какой мере выпуск продукции возрос за счет увеличения численности работников и в какой мере – за счет повышения производительности труда.

В-третьих, индексы  являются показателями сравнений не только с прошлым периодом (сравнение  в пространстве), а так же с  нормативами, планами, прогнозами. Например, можно сравнить среднедушевое потребление какого-либо продукта в России и в развитых странах, а также провести сравнение с нормативами рационального питания.

Индексы классифицируют по трем признакам : по характеру изучаемых  объектов; по степени охвата элементов  совокупности; методам расчета общих индексов.

По содержанию индексируемых величин индексы  разделяют на индексы количественных (объемных) и индексы качественных показателей.

Индексы количественных показателей – индексы физического  объема промышленной и сельскохозяйственной продукции, физического объема розничного товарооборота, национального дохода, потребления продаж иностранной валюты и др. Все индексируемые показатели этих индексов являются объемными, поскольку они характеризуют общий, суммарный размер (объем) того или иного явления и выражаются абсолютными величинами. При расчете таких индексов количества оцениваются в сопоставимых ценах.

Индексы качественных показателей – индексы курса  валют, цен, себестоимости, производительности труда, средней заработной платы, урожайности и др.Индексируемые показатели этих индексов характеризуют уровень явления в расчете на количественно измеримую единицу совокупности: цена за единицу продукции, себестоимость единицы продукции, выработка в единицу времени (или одного работника) и т.д. Такие показатели называются качественными. Они носят расчетный, вторичный характер. Качественные показатели измеряют не общий объем, а интенсивность, эффективность явления или процесса. Как правило, они являются либо средними, либо относительными величинами. Расчет таких индексов производится на базе одинаковых, неизменных количеств продукции.

Разделение  индексов на индексы количественных и качественных показателей важно  для методологии их расчета.

По степени  охвата единиц совокупности индексы делятся на два класса: индивидуальные и общие.

Индивидуальные  индексы служат для характеристики изменения отдельных элементов  сложного явления .

Общий индекс –  отражает изменение всех элементов  сложного явления. При этом под сложным  явлением понимают такую статистическую совокупность, отдельные элементы которой непосредственно не подлежат суммированию (физический объем продукции, включающий разноименные товары, цены на разные группы продуктов и т.д.).

Если индексы  охватывают не все элементы сложного явления, а лишь часть, то их называют групповыми или субиндексами.

Следует подчеркнуть, что статистика применяет, главным  образом, общие и групповые индексы, которые и составляют особый прием  исследования, именуемый индексным  методом.

Каждая индексируемая  величина имеет обозначение:

q-количество (объем) какого-либо продукта в натуральном выражении;

p- цена единицы товара;

  -себестоимость единицы продукции;

t- затраты времени на производство единицы продукции;

w- выработка продукции в стоимостном выражении на одного работника или единицу времени;

v- выработка продукции в натуральном выражении на одного работника или единицу времени;

T- общие затраты времени (T=tq) или численность работников;

pq-общая стоимость произведенной продукции данного вида или общая стоимость проданных товаров данного вида (товарооборот, выручка).

Индивидуальные  индексы обозначаются i и снабжаются подстрочным знаком индексируемого показателя : iq – индивидуальный индекс объема произведенной продукции отдельного вида или количества, i - индивидуальный индекс цен и т.д.

Общий индекс обозначается буквой  I  и также сопровождается подстрочным знаком индексируемого показателя : например, Ip  - общий индекс цен и т.д.

Методика расчета  общих индексов сложнее, чем индивидуальных, и различна в зависимости от характера индексируемых показателей, наличия исходных данных и целей исследования.

Любые общие  индексы могут быть построены  двумя способами : как агрегатные и как средние из индивидуальных. Последние в свою очередь делятся  на средние арифметические и средние гармонические. Агрегатные индексы качественных показателей могут быть рассчитаны как индексы переменного состава и индексы постоянного (фиксированного) состава. В индексах переменного состава сопоставляются показатели, рассчитанные на базе имеющихся структур явлений, а в индексах постоянного состава- на базе неизменной структуры явлений.

 

 

1.2 Понятие  товарооборота

Товарооборот  – это объем продаж товаров  торговой организацией в денежном выражении  за определенный период времени (стандарт «торговля (термины и определения)», утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 11.08.99г.№ 242-ст).

Анализ товарооборота  позволяет оценивать соответствие имеющихся товаров спросу населения  для принятия мер по оптимизации  структуры товарооборота, увеличению объема продаж, ускорению товарооборачиваемости, ритмичности и равномерности продаж. Товарооборот подразделяется на оптовый, розничный и оборот общественного питания.

Оптовый товарооборот – объем продажи товаров производителями  или торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте. Обязательный признак операции, относимой к оптовой торговле, – наличие счета-фактуры.

Экономическая сущность розничного товарооборота  выражается отношениями, связанными с  обменом денежных средств на товары. Розничный товарооборот передает товары конечным потребителям и характеризует завершение процесса обращения. Товары из сферы обращения поступают в сферу потребления, становятся собственностью потребителя, используются или образуют потребительский фонд, т. е. перестают быть товарами.

Розничный товарооборот – это важнейший показатель торгового  предприятия. Его можно рассматривать  как результат деятельности предприятия  торговли, и от него зависит объем  валового дохода и прибыли, характеризующий эффективность торговой деятельности. О значимости данного предприятия на рынке потребительских товаров можно судить по объему товарооборота, который выражается размером денежной выручки за проданные товары.

К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия, относят: объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых ценах, ассортиментную структуру по отдельным товарным группам (в рублях и процентах), однодневный товарооборот, товарооборот в расчете на одного работника, в том числе на работника прилавка (торговой группы), время обращения товаров в днях и скорость товарооборота (число оборотов).

Анализ показателей  товарооборота позволяет установить основные качественные и количественные показатели работы торговой организации в текущем периоде. От глубины и полноты анализа, правильности сделанных выводов по результатам анализа зависит экономическая обоснованность расчетов на предстоящий период.

По результатам  анализа можно судить, в какой  степени выполнен прогноз продаж и удовлетворен покупательский спрос, чем были вызваны изменения в товарообороте за отчетный период, оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии.

Данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности являются основными источниками информации для анализа товарооборота. Его начинают с определения объема товарооборота в денежном выражении или в натуральных показателях за определенный период (декада, месяц, квартал, полугодие, год). Полученные отчетные данные сравнивают с прогнозируемыми показателями за эти периоды.

Анализируя  товарооборот, выявляют закономерности в его развитии. С этой целью  рассчитывается динамика товарооборота  в текущих и сопоставимых ценах.

Динамика роста  товарооборота в текущих ценах (ДТО) рассчитывается по формуле

ДТО = Фактический  товарооборот отчетного года в текущих  ценах* 100 /Фактический товарооборот прошлого года

Например, необходимо рассчитать динамику роста товарооборота  в текущих ценах и процент  выполнения прогноза продаж по следующим данным:  
фактический товарооборот прошлого года – 18 000 тыс. руб.;  
прогноз продаж отчетного года – 20 000 тыс. руб.;  
фактический товарооборот отчетного года –22 000 тыс. руб.  
Рассчитаем процент выполнения прогноза продаж: 22000 / 20000 * 100 = 110%  
Рассчитаем динамику товарооборота в текущих ценах: 22000 / 18000 * 100 = 120%

Динамику роста  товарооборота в сопоставимых ценах  рассчитывают по формуле:

ДТО сопост. цены = Факт. товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах*100 / Фактический товарооборот прошлого года

Анализ товарооборота  торгового предприятия по товарной структуре предполагает количественную и стоимостную оценку реализации отдельных товаров и товарных групп в общем объеме товарооборота, а также определение динамики структурных сдвигов. Результаты анализа используются для изучения влияния структуры товарооборота на основные показатели деятельности: валовой доход, издержки, прибыль и выявления соответствия структуры товарного предложения покупательскому спросу – и оказывают решающее воздействие на формирование заказов поставщикам и выбор самих поставщиков.

Анализ товарооборота  завершается выводами по итогам и  определением перспектив роста общего объема и изменений структуры  реализации товаров. Выводы, обобщения и предложения используются при разработке прогноза продаж и как действенное средство хозяйственного руководства, посредством которого осуществляется контроль и разрабатываются меры, обеспечивающие неуклонный рост товарооборота.

1.3 Индексный  метод изучения товарооборота

Развитие товарооборота - динамичный процесс. Купля-продажа  товаров осуществляется не только в  пространстве, но и во времени.

Информация о работе Индексы в статистике