Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 05:24, курсовая работа
Основная цель курсовой работы – провести экономико-статистический анализ товарооборота розничной торговли, используя показатели макроэкономической статистики, рассмотрев его динамику, структуру и факторы, обуславливающие товарооборот розничной торговли как элемента сферы товарного обращения.
Достижение поставленной цели потребовало решения ряда задач. В их числе:
анализ изменения и тенденций оборота розничной торговли в целом по экономическому пространству России;
выделение отдельных факторов динамики товарооборота розничной торговли (количественного, ценностного, социального), построение факторной индексной модели динамики товарооборота розничной торговли;
анализ товарооборота на душу населения;
анализ динамических структурных сдвигов в товарообороте;
характеристика места отдельных товарных групп в общем объеме денежных расходов потребителей на покупку товаров и в общем объеме реализованной товарной массы.
Содержание 3
Введение 4
Экономико-статистический анализ оборота розничной торговли 6
Система показателей анализа товарного обращения в целом по экономике 6
Краткая экономико-статистическая характеристика сферы товарного обращения в 1999 – 2000 гг. 10
Анализ структуры товарооборота розничной торговли 13
Анализ динамики товарооборота розничной торговли в 1999 – 2000 гг. 16
Анализ показателей динамики товарооборота 18
Выявление тенденции товарооборота 21
Прогнозирование товарооборота розничной торговли на основе распределения Пуассона ( для рядов динамики не имеющих тенденции) 22
Расчет товарооборота на душу населения 26
Заключение 26
Список использованной литературы 29
Для характеристики уровня товарных запасов применяют показатель – запасоемкость. Запасоемкость показывает, сколько товарных запасов приходится на единицу товарооборота:
Зе
=
где Зе – запасоемкость;
О – объем товарооборота.
Следует
отметить, что характеристика уровня
товарных запасов через запасоемкость
используется крайне редко. В статистической
отчетности наряду с абсолютным размером
товарных запасов учитывается
обеспеченность товарооборота
товарными запасами. Этот показатель
отражает число дней торговли, на которые
хватит товарных запасов до момента их
полного истощения. Этот показатель учитывается
в днях и для совокупности товаров или
товарных групп рассчитывается по следующей
формуле:
Где `Зо– средняя обеспеченность товарооборота товарными запасами.
Торговля
как отрасль экономической
Потребность в оборотных активах обратно пропорциональна товарооборачиваемости: чем выше скорость товарооборота, тем меньше оборотного капитала требуется для обеспечения планового объема товарооборота. Прибыль торгового предприятия находится в прямой пропорциональной зависимости от ускорения товарооборота.
Скорость
товарооборота или
Сi
Сi – скорость обращения товара;
O – объем товарооборота;
`З – средние товарные запасы.
Размер скорости товарооборота находится в зависимости от продолжительности исследуемого периода. При прочих равных условиях чем длительнее период, тем соответственно больше общая сумма товарооборота. При всем при этом величина товарных запасов практически не зависит от длительности периода. Таким образом. Скорость товарооборота, например, за квартал выше скорости обращения за месяц.
В
целом систему показателей для
характеристики оборота розничной
торговли можно представить следующим
образом (рис. 1):
Рис. 1
Система
показателей для характеристики
товарооборота розничной
Ситуация на рынке товаров в 1991 – 2000 гг. характеризовалась следующим образом:
Таб. 4
ВВП
России в 1992 – 2000гг.
Годы | ВВП в рыночных ценах, (млрд. руб., с 1998 – млн. руб.) | в т. ч. торговля и общественной питание (в млрд. руб., с 1998 – млн. руб) | % торговли в ВВП |
1992 | 9413,6 | 1481,1 | 15,73 |
1993 | 82393,7 | 13499,38 | 16,38 |
1994 | 285597,7 | 49693,9 | 17,40 |
1995 | 1540492,8 | 282932,5 | 18,37 |
1996 | 2145655,5 | 360699,9 | 16,81 |
1997 | 2521941,5 | 409274,7 | 16,23 |
1998 | 2684538,6 | 501671,5 | 18,69 |
1999 | 4545532,4 | 922475,2 | 20,29 |
2000 | 7063280,0 | 1318457,9 | 18,67 |
Таб. 4
Число
предприятий и
организаций в
России в 1992 – 2000гг.
Годы | Число предприятий и организаций, всего (на 1 января; тысяч). | В т. ч. в
отрасли «торговля и |
Коэффициент роста | ||
(на 1 января; тыс.) | в % от общего числа предприятий и организаций | Базисный (1992 = 1) | Цепной | ||
1992 | 815 | 240 | 29,45 | ||
1993 | 956 | 275 | 28,77 | 1,17 | 1,15 |
1994 | 1245 | 302 | 24,26 | 1,53 | 1,10 |
1995 | 1946 | 525 | 26,98 | 2,39 | 1,74 |
1996 | 2250 | 640 | 28,44 | 2,76 | 1,22 |
1997 | 2505 | 746 | 29,78 | 3,07 | 1,17 |
1998 | 2727 | 852 | 31,24 | 3,35 | 1,14 |
1999 | 2901 | 935 | 32,23 | 3,56 | 1,10 |
2000 | 3106 | 1033 | 33,26 | 3,81 | 1,10 |
На 1 января 2000 г. в розничной торговле функционировало 1033 тыс. предприятия, что на 10 % больше, чем было на 1 января 1999 года. Из общего числа предприятий предприятия торговли составляют 33,26 %. По сравнению с 1992г. число торговых предприятий увеличилось в 4,3 раза, в том числе в отрасли торговля и общественной питание – в 3,8 раза.
Тр = =0,1176 или 117,6%
Тпр = 100- Тр =0,176 или 17,6%
Среднегодовой темп роста числа торговых предприятий составил 117,6 %. Среднегодовой темп прироста – 17,6 %.
Таб. 8
Среднегодовая численность занятых в России
Годы | Среднегодовая
численность занятых
Всего, млн. чел. |
В т. ч. в отрасли торговля | Темп роста (в % к предыдущему году) | |
Всего, тыс. чел. | В % от всей среднегодовой численности занятых | |||
1990 | 75,3 | 5869 | ||
1991 | 73,8 | 5626 | 0,96 | |
1992 | 72,1 | 5679 | 1,01 | |
1993 | 70,9 | 6374 | 1,12 | |
1994 | 68,3 | 6484 | 1,02 | |
1995 | 66,4 | 6679 | 1,03 | |
1996 | 66,0 | 6795 | 1,02 | |
1997 | 64,6 | 8705 | 1,28 | |
1998 | 63,6 | 9257 | 1,06 | |
1999 | 64,0 | 9320 | 1,01 | |
2000 | 64,2 | 9410 | 1,01 |
Тр = =1,0488 или 104,88%
Тпр = 0,0488% или 4.88%
Занятые
в торговле составляют 2-ое место
после промышленности (в 2000 г. – 14.7%
от среднегодовой численности
Таб. 9
Товарные
запасы на предприятиях
и организациях в
целом по России в 1990
– 2000 гг.
Годы | Товарные запасы – всего, (млрд. руб., с 1998 – млн. руб.) | В т. ч. в организациях розничной торговли (млрд. руб., с 1998 – млн. руб.) | Удельный вес товарных запасов розничной торговли в общем объеме товарных запасов | Товарные запасы, в днях торговли | В т. ч. в организациях розничной торговли |
1990 | 35,6 | 29,8 | 84 | 53 | 44 |
1991 | 79,2 | 67,9 | 86 | 46 | 39 |
1992 | 106,3 | 826 | 78 | 60 | 49 |
1993 | 8822 | 6963 | 79 | 66 | 56 |
1994 | 20095 | 16039 | 80 | 53 | 44 |
1995 | 51389 | 33196 | 65 | 63 | 41 |
1996 | 53686 | 38013 | 71 | 47 | 32 |
1997 | 63197 | 44485 | 70 | 41 | 28 |
1998 | 75573 | 55492 | 73 | 33 | 24 |
1999 | 124908 | 76317 | 61 | 40 | 29 |
2000 | 137512 | 84640 | 62 | 41 | 29 |
Информация о работе Экономико-статистический анализ оборота розничной торговли в России