Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 05:24, курсовая работа
Основная цель курсовой работы – провести экономико-статистический анализ товарооборота розничной торговли, используя показатели макроэкономической статистики, рассмотрев его динамику, структуру и факторы, обуславливающие товарооборот розничной торговли как элемента сферы товарного обращения.
Достижение поставленной цели потребовало решения ряда задач. В их числе:
анализ изменения и тенденций оборота розничной торговли в целом по экономическому пространству России;
выделение отдельных факторов динамики товарооборота розничной торговли (количественного, ценностного, социального), построение факторной индексной модели динамики товарооборота розничной торговли;
анализ товарооборота на душу населения;
анализ динамических структурных сдвигов в товарообороте;
характеристика места отдельных товарных групп в общем объеме денежных расходов потребителей на покупку товаров и в общем объеме реализованной товарной массы.
Содержание 3
Введение 4
Экономико-статистический анализ оборота розничной торговли 6
Система показателей анализа товарного обращения в целом по экономике 6
Краткая экономико-статистическая характеристика сферы товарного обращения в 1999 – 2000 гг. 10
Анализ структуры товарооборота розничной торговли 13
Анализ динамики товарооборота розничной торговли в 1999 – 2000 гг. 16
Анализ показателей динамики товарооборота 18
Выявление тенденции товарооборота 21
Прогнозирование товарооборота розничной торговли на основе распределения Пуассона ( для рядов динамики не имеющих тенденции) 22
Расчет товарооборота на душу населения 26
Заключение 26
Список использованной литературы 29
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РФ
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ,
СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
Институт
статистики и эконометрики
Кафедра макроэкономической статистики
и национального
счетоводства
Курсовая работа по макроэкономической статистике на тему:
«Экономико-статистический
анализ оборота розничной
торговли в России»
Исполнитель:
Кулькова Т. А.,
гр. ДСС-301
Москва, 2001 г.
С начала 90-х годов в российской экономике начались глубокие преобразования, ориентированные на формирование рыночного механизма. Переход к рыночной экономике, демонтаж и преобразование административно-управленческой системы, основанной на принципах централизованного планирования во многом обусловили изменения происходящие в сфере товарного обращения.
В сфере товарного обращения в условиях плановой экономики существовали некоторые элементы и проявления рыночных отношений, насколько это допускала плановая система фондированного распределения товаров как производственного, так и потребительского назначения. В условиях рыночной экономики сфера товарного обращения призвана связывать сферу производства со сферой потребления, обеспечивать оптимальные пропорции между ними, ориентировать производство на удовлетворение покупательного спроса. Таким образом, функции сферы обращения в условиях рыночной экономики несколько видоизменились, и она стала играть более существенную роль.
Именно поэтому изучение ее с экономико-статистической точки зрения, а также анализ происходящих в ней изменений с целью успешного управления и представления хода развития в перспективе, как самой сферы обращения, так и сферы производства, как основополагающей отрасли развития народного хозяйства, на которую непосредственно влияет сфера товарного обращения, представляется очень важным.
Изучение этого социально-экономического явления требуется не только со стороны глубокого познания сущности экономических, социологических и технологических законов, но также со стороны как такового развития самого процесса, выявления основных черт посредством методов макроэкономической статистики на уровне страны в целом.
Все это делает актуальным проведение экономико-статистического анализа сферы товарного обращения, в частности одного из наиболее важных элементов этой области – товарооборота розничной торговли, который в данном случае является предметом экономико-статистического исследования этой курсовой работы.
Основная цель курсовой работы – провести экономико-статистический анализ товарооборота розничной торговли, используя показатели макроэкономической статистики, рассмотрев его динамику, структуру и факторы, обуславливающие товарооборот розничной торговли как элемента сферы товарного обращения.
Достижение поставленной цели потребовало решения ряда задач. В их числе:
Методологической базой являются методы макроэкономической статистики и общей теории статистики:
Для написания курсовой работы были использованы монографии, раскрывающие суть и особенности данной тематики, а также учебная литература, помогающая в последовательном, композиционном изложении материала.
В качестве информационной базы взят Российский статистический ежегодник 2000 г. и официальные периодические издания, публикующие показатели социально-экономического развития России. Их перечень приведен в списке использованной литературы.
Все вспомогательные расчеты, моделирование реализовывались в пакете статистических рограмм «STATISTICA».
Курсовая работа включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.
Для характеристики и оценки любого социально-экономического явления существует система показателей, которая позволяет адекватно и со всех сторон рассмотреть данное явление или процесс.
Товарное обращения по национальной экономике в целом отражается в народнохозяйсвенном учете при помощи ряда показателей, рассмотрим наиболее важные из них.
Товарные ресурсы определяются как сумма
Этот показатель – вход в систему товарного обращения. На выходе находится комплекс показателей «использование товарных ресурсов».
Имеет место также показатель «товарные ресурсы для использования на внутреннем рынке», который определяется балансовым методом, из уравнения:
Ресурсы
внутреннего = Производство + Импорт - Экспорт
рынка
Центральным показателем системы товарного обращения является товарооборот, который определяется на макроуровне в стоимостных единицах и в натуральном выражении. В первом случае как стоимость товарной массы, денежная выручка всех предприятий реализующих товары. Под предприятиями следует подразумевать и товаропроизводящие предприятия, и торговые, как с образованием, так и без образования юридического лица. Очевидно, что эта сумма превышает стоимость товарной массы, так как товары оборачиваются, переходят из рук в руки, перепродаются. Такого показателя статистика макроуровня не исчисляет, но пользуется различными фрагментами товарооборота.
Опираясь на систему сплошного федерального статистического наблюдения и практику выборочных обследований, объем товарооборота может быть успешно определен как сумма выручки от реализации товаров по всем субъектам торговой деятельности с группировкой объектов «по каналам реализации». Группировка субъектов спроса будет при этом вторичной, так как покупатели сплошному статистическому наблюдению не подвергаются, а продавцы не отчитываются в том, кому продан товар, за некоторыми исключениями.
Товарооборот внутреннего рынка страны в целом или региона распадается на три части. В их числе:
продано промышленными
продано организациями оптовой торговли;
продажа услуг.
В
данной курсовой работе будет рассмотрен
только 1 элемент товарооборота
Товарооборот розничной торговли включает все продажи товаров по данному каналу реализации, независимо от того, кто является покупателем – субъекты мелкорозничной торговли или конечные потребители. В товарообороте розничной торговли все продажи суммируются по выручке организаций розничной торговли, вещевых, продовольственных или смешанных рынков от реализации.
Важным
показателем в продолжение
Товарооборот на душу населения рассчитывается как отношение товарооборота к средней за период (обычно за год) численности населения. Он может быть исчислен в целом по розничному товарообороту, включая продажу услуг и без нее, а также по каждому отдельному продукту или виду услуг. Данный показатель может быть исчислен как в стоимостных, так и в натуральных единицах. По отдельным социальным и возрастным группам населения показатель товарооборота на душу населения исчисляется по данным специальных выборочных обследований как отношение суммы покупок к среднему числу членов обследованных семей. Для расчета товарооборота на душу населения (D) применяется следующая формула:
D
=
где O – товарооборот,
S – средняя численность населения.
Важным показателем при исследовании сферы товарного обращения является товарная структура товарооборота – абсолютный размер продажи отдельных товаров (или товарных групп) и соотношение между ними. Более подробно этот показатель будет рассмотрен при его анализе в последующих разделах данной курсовой работы.
Непрерывность процесса производства и воспроизводства обеспечивается постоянным наличием на рынке некоторой товарной массы. Эта масса товаров составляет запас. Товарные запасы рассматриваются как условие непрерывности обращения товаров, составная часть потенциала рынка, индикатор рыночного механизма и деловой активности, фактор экономической активности рыночной деятельности. Товарные запасы представлены соответствующим показателем – объем товарных запасов (в натуральном и стоимостном выражении), который характеризует непроданную товарную массу, находящуюся в каналах сферы товарного обращения.
Объем запасов товаров учитывается на определенный момент времени, и в этой связи они являются моментной величиной; помимо этого в процессе оборота товарные запасы колеблются как в результате аритмичности поставок, так и под воздействием изменений рыночной ситуации. Все это не дает возможности оценить их уровень и заставляет прибегать к расчету средних товарных запасов за конкретный период времени. Средние товарные запасы в зависимости от объема информации могут быть рассчитаны по следующим формулам:
`Змес = ( Зн + Зк)/2,
где `Змес – среднемесячные товарные запасы,
где `З – средние товарные запасы за более длительный, чем месяц, период времени№
n – число дат, на которые зарегистрированы запасы.
Размер запасов находится в прямой зависимости от объема товарооборота: чем больше товаров реализуется, тем больше при прочих равных условиях должен быть объем товарных запасов.
Информация о работе Экономико-статистический анализ оборота розничной торговли в России