Экономико-статистический анализ производительности труда в сельскохозяйственных предприятиях Оричевского и Орловского районов Кировс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 00:11, курсовая работа

Описание работы

Повышение производительности труда - один из объективных экономических законов, присущих каждой общественно-экономической формации. Этот закон выражается в том, что благодаря развитию производительных сил общество сокращает общественно необходимые затраты труда на изготовление различных продуктов, предназначенных для личного или общественного потребления. По мере накопления людьми опыта, знаний, раскрытия законов природы, овладения ими и их использования происходит последовательное повышение производительности труда.

Содержание работы

Введение
3
1 Оценка параметров и характера распределения единиц совокупности
4
2 Экономическая характеристика деятельности предприятий
12
3 Экономико-статистический анализ влияния факторов на результаты
производства
18
3.1 Метод статистических группировок
18
3.2 Метод корреляционно-регрессионного анализа
32
3.3 Расчет нормативов и анализ эффективности производства на их основе
37
Заключение
42
Список литературы

Файлы: 1 файл

0973634_6C1ED_ekonomiko_statisticheskiy_analiz_proizvoditelnosti_truda_v_s.docx

— 484.23 Кб (Скачать файл)

Максимальный  уровень выручки на одного работника  в 6 предприятиях третьей группы вызван влиянием не только роста фондовооруженности, но и рядом других факторов. Из анализа таблицы 11 можно сделать вывод, что выручка на 1 работника напрямую зависит от окупаемости затрат на предприятии. Во второй группе, где наименьшая выручка на 1 работника, окупаемость затрат ниже, чем в первой и третьей группах, а в третьей группе окупаемость затрат самая высокая.

Для оценки существенности различия между группами по величине одного из признаков используем критерий Фишера (F-критерий), фактическое значение которого определяется по формуле:

,

где - межгрупповая дисперсия,

      - остаточная дисперсия.

,

где - средняя групповая,

      - средняя общая,

      m – число групп,

      n – число вариантов в группе.

Определим , используя данные таблицы 11.

,

где - общая вариация,

      - межгрупповая вариация ( =331,29),

      N – общее число вариантов (N=27).

Общую вариацию определяем по формуле:

,

где хi – варианты,

      - общая средняя (из таблицы 11), =71,37 тыс. руб.

Для определения общей вариации выручки на 1 работника необходимо использовать все варианты исходной совокупности (тыс. руб.): 58,85  85,54  43,75  99,60  102,20  45,02  100,39  62,77  63,66  88,74  81,22  34,60  64,68  33,38  36,14  236,29  19,70  112,20  121,99  9,09  76,04  13,87  40,46  92,95  284,90  49,38  2,27

Фактическое значение F-критерия сравниваем с табличным, которое определяется при заданном уровне значимости (0,05) и числе степеней свободы для межгрупповой (Vм/гр) и остаточной (Vост) дисперсии.

Vм/гр = m-1 = 3-1 = 2;     Vост = (N-1) - (m-1) = 24

Fтабл при Vм/гр = 2 и Vост = 24 составило 3,40.

Так как Fфакт < Fтабл, то можно утверждать, что различие между группами обусловлено влиянием случайных факторов.

Величина эмпирического коэффициента детерминации, равная , показывает, что на 0,32% вариация выручки на 1 работника объясняется влиянием фондовооруженности труда.

 

Группировка 3

1. Выберем группировочный признак – выручка на одного работника. Это факторный признак. Результативный признак – рентабельность производства с/х продукции, дополнительные признаки –окупаемость коммерческих затрат, прибыль (убыток) на 1 работника.

2. Построим ранжированный ряд  по группировочному признаку (тыс.руб.):

2,27  9,09  13,87  19,70  33,38  34,60  36,14  40,46  43,75  45,02  49,38  58,85   62,77  63,66  64,68  76,04  81,22  85,54  88,74  92,95  99,60  100,39  102,20  112,20  121,99      236,29  284,90

Изобразим ранжированный ряд графически (рис. 4).

Рисунок 4 – Ряд распределения  предприятий по выручке на одного работника

На рисунке 4 изображена огива распределения  предприятий по выручке на 1 работника. Анализируя ее, можно сделать вывод  о достаточно равномерном распределении  предприятий по выбранному признаку (за исключением двух последних предприятий). Их необходимо отбросить.

3. Определим величину интервала:  ,

где  - наибольшее и наименьшее значения группировочного признака;

k – количество групп.

В связи с тем, что при проведении аналитических группировок число  единиц в группах должно быть достаточно большим (не менее 5), при заданном объеме совокупности (25 предприятий), выделим 3 группы (k=3).

4. Определим границы интервалов групп и число предприятий в них:

I) до 42,18 – 8 предприятий,

II) от 42,19 до 82,09 – 9 предприятий,

III) свыше 82,09 – 8 предприятия.

5. По полученным группам и  по совокупности в целом определим  сводные данные. Для этого составим  вспомогательную таблицу, представленную в приложении 4.

6. На основе полученных сводных  данных определим относительные  и средние показатели по каждой  группе и по совокупности, которые  представим в итоговой группировочной  таблице (см. табл. 12).

Таблица 12 – Влияние факторов на рентабельность производства с/х продукции

Группы предприятий по выручке  на 1 работника, тыс. руб.

Число предприятий

В среднем по группам

Выручка на 1 работника, тыс. руб.

Рентабельность продаж с/х продукции, %

Окупаемость коммерческих затрат, руб.

Прибыль (убыток) на 1 работника, тыс. руб.

до 42,18

8

17,70

-10,71

0,90

-1,90

от 42,19 до 82,09

9

62,42

1,82

1,02

1,13

свыше 82,09

8

97,25

10,28

1,11

9,99

В среднем по совокупности

25

62,26

5,63

1,06

3,50


 

Сравнение показателей по группам  позволяет сделать вывод о том, что с увеличением выручки на 1 работника на 1 тыс. руб. рентабельность продаж с/х продукции в среднем возрастает.

Так во второй группе предприятий выручка на 1 работника больше, чем в первой на 62,42 - 17,70 = 44,72 тыс. руб. При этом рентабельность продаж с/х продукции во второй группе выше на 1,82 - (-10,71) = 12,53%. Рост выручки на 1 работника в третьей группе по сравнению со второй на 34,83 тыс. руб. приводит к увеличению рентабельности продаж на 10,28 - 1,82 = 8,46%.

Максимальный уровень рентабельности продаж в 8 предприятиях третьей группы вызван влиянием не только роста выручки на 1 работника, но и рядом других факторов. Из анализа таблицы 12 можно сделать вывод, что рентабельность продаж напрямую зависит от окупаемости коммерческих затрат и прибыли (убытка) на 1 работника. В первой группе окупаемость затрат ниже, чем во второй и третьей группах. Также предприятия первой группы в среднем убыточны, а на предприятиях третьей группы прибыль на 1 работника больше, чем на предприятиях второй группы, что и приводит к росту рентабельности продаж от первой ко второй и третьей группам.

Для оценки существенности различия между группами по величине одного из признаков используем критерий Фишера (F-критерий), фактическое значение которого определяется по формуле:

,

где - межгрупповая дисперсия,

      - остаточная дисперсия.

,

где - средняя групповая,

      - средняя общая,

      m – число групп,

      n – число вариантов в группе.

Определим , используя данные таблицы 12.

,

где - общая вариация,

      - межгрупповая вариация ( =2439,59),

      N – общее число вариантов (N=25).

Общую вариацию определяем по формуле: ,

где хi – варианты,

      - общая средняя (из таблицы 12), = 5,63%

Для определения общей вариации рентабельности продаж необходимо использовать все варианты исходной совокупности (%): 6,81  8,07  -26,65  8,34  12,02  -17,77  7,59  9,60  5,94  14,17  1,90  -16,85  5,13  -4,81  -22,19  -0,48  9,71  13,04  -32,78  -20,41  -9,82  9,09  13,53  9,78  -32,36

Фактическое значение F-критерия сравниваем с табличным, которое определяется при заданном уровне значимости (0,05) и числе степеней свободы для межгрупповой (Vм/гр) и остаточной (Vост) дисперсии.

Vм/гр = m-1 = 3-1 = 2;     Vост = (N-1) - (m-1) = 22

Fтабл при Vм/гр = 2 и Vост = 22 составило 3,40.

Так как Fфакт > Fтабл, то можно утверждать о значительном различии между группами, то есть влияние размера выручки на 1 работника на рентабельность продаж с/х продукции следует признать значительным.

Величина эмпирического коэффициента детерминации, равная , показывает, что на 34% вариация рентабельности продаж объясняется влиянием выручки на 1 работника.

 

3.2 Метод корреляционно-регрессионного  анализа

 

На основе логического анализа  и системы группировок выявляется перечень признаков: факторных и  результативных, который может быть положен в основу формирования регрессионной модели связи. Если результативный признак находится в вероятностной зависимости от многих факторов, то уравнения, выражающие эту зависимость, называются многофакторными уравнениями регрессии.

Покажем взаимосвязь между фондовооруженностью (x1), выручкой на 1 работника (x2) и окупаемостью затрат (y). Для этого составим вспомогательную таблицу (приложение 8). Для математического выражения связи между выбранными факторами может быть  использовано следующее уравнение:

,

Параметры a0, a1, a2 определяют в результате решения системы 3-х нормальных уравнений:

Решим данную систему на основе расчетных  данных (приложение 8):

     

     

     

     

     

    

Коэффициент регрессии a1 = -0,000356 показывает, что при увеличении фондовооруженности труда на 1 тыс. руб. окупаемость затрат снижается в среднем на 0,356 руб.  Коэффициент a2 = 0,00049 свидетельствует о среднем увеличении окупаемости затрат на 0,49 руб. при увеличении выручки на 1 работника на 1 тыс. руб.

Теснота связи между признаками, включёнными в модель, может быть определена при помощи коэффициентов множественной корреляции:

,

где , , - коэффициенты парной корреляции между x1, x2 и y. В общем виде формулы для нахождения данных коэффициентов можно представить следующим образом:

 

;             ;            ;

;                    ;                      ;

;                          ;                       ;

;

 

 

1;             ;            

94,66;

;

=
;

;

;

= – 0,27;

R=

Между окупаемостью затрат (y)  и фондовооруженностью труда (x1) связь обратная средняя,  между окупаемостью затрат и выручкой на 1 работника (x2) связь прямая средняя. Между факторами и результатом связи сильнее, чем между факторами (-0,27), что свидетельствует об удачном выборе факторов.

Между всеми признаками связь средняя, так как R=0,43. Коэффициент множественной детерминации d = 0,432 * 100% = 18,49% свидетельствует о том, что окупаемость затрат на 18,49% зависит от фондовооруженности труда и выручки на 1 работника.

Для оценки значимости полученного коэффициента R воспользуемся критерием Фишера, фактическое значение которого определяется по формуле:

,

где n – число наблюдений, 

      m - число факторов.

=5,67

Fтабл определяется при заданном уровне значимости (0,05) и числе степеней свободы:  V1 = n – m и V2 = m – 1. Для нашего случая V1=25, V2=1,  Fтабл = 4,24.

Поскольку Fфакт > Fтабл, значение коэффициента R следует считать достоверным, а связь между x1, x2 и y - средней.

Для оценки влияния отдельных факторов и резервов, которые в них заложены, также определяют коэффициенты эластичности, бета-коэффициенты, коэффициенты отдельного определения.

Коэффициенты эластичности показывают, на сколько % в среднем изменяется результативный признак при изменении факторного на 1% при фиксированном положении другого фактора:

;                               

Таким образом, изменение на 1% фондовооруженности труда приведет к среднему снижению окупаемости затрат на 0,07%, а изменение на 1% выручки на 1 работника - к среднему росту окупаемости на  0,04%.

При помощи β-коэфффициентов даётся оценка различия в степени варьирования вошедших в уравнение факторов. Они показывают, на какую часть своего среднего квадратического отклонения ( ) изменится результативный признак при изменении соответствующего факторного на величину своего среднего квадратического отклонения ( ). β-коэффициенты вычисляются следующим образом:

                                   

Это говорит о том, что наибольшее влияние на себестоимость зерна  с учётом вариации способен оказать первый фактор, т.к. ему соответствует наибольшая абсолютная величина коэффициента.

Информация о работе Экономико-статистический анализ производительности труда в сельскохозяйственных предприятиях Оричевского и Орловского районов Кировс