Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 21:13, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей и проблем трудоустройства молодежи.
Задачи контрольной работы:
- определение позиции молодежи на рынке труда;
- определение основных проблем в области занятости молодежи;
- анализ трудоустройства молодежи на примере города Екатеринбурга;
- определение основных мероприятий, направленных на совершенствование трудоустройства молодежи.
Введение ………………………………………………………………………2
1. Молодежь на рынке труда…………………………………………………4
Рынок труда……………………………………………………………….4
Молодежный аспект безработицы на рынке труда…………………….8
Занятость молодежи: проблемы и помощь государства………………14
2. Анализ трудоустройства на примере города Екатеринбурга…………..19
2.1 Общая характеристика занятости города Екатеринбурга…………….19
2.2 Анализ безработицы молодежи………………………………………...23
3. Мероприятия по совершенствованию трудоустройства молодежи……………………………………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………..…38
Список используемой литературы………………………………………….40
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение ………………………………………………………………………2
1. Молодежь на рынке труда…………………………………………………4
2. Анализ трудоустройства на примере города Екатеринбурга…………..19
2.1 Общая характеристика занятости города Екатеринбурга…………….19
2.2 Анализ безработицы молодежи………………………………………...23
3. Мероприятия по
совершенствованию трудоустройства молодежи…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………….40
Введение
Переход к рыночной экономике, начавшийся в конце 20-ого века в России, связан с большими трудностями и серьезными проблемами, в частности с экономическими и социальными. Формирование рынка труда повлекло за собой немало отрицательных событий: падение уровня жизни, распределение людей в группы по уровню дохода , заработной плате и т.д.
Одной из главных проблем в настоящее время является молодежная занятость. Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что после окончания учебной деятельности не каждый молодой человек, даже высококвалифицированный специалист может спокойно трудоустроиться. Началось это с 1990-ых годов, с “перестройки” Горбачева, который ставил перед собой цель – построение демократии и рыночной экономики капиталистического типа. В июне 1990 года Верховный Совет СССР принимает постановление “О концепции перехода к рыночной экономике”, а уже в 1991 году роль государств, как единственного монопольного работодателя, прекращает свое существование. С этого момента начинается становление проблемы “трудоустройство молодежи”.
Серьезной проблемой занятости молодежи является несоответствие объемов и профилей подготовки специалистов потребностям рынка труда, что создает предпосылки роста безработицы среди выпускников учреждений профессионального образования. Это приводит к тому, что наиболее активная и образованная часть молодежи, оканчивая учебное заведения, вынуждена получать статус безработного. Сегодня среди безработных, зарегистрированных в органах занятости, каждый третий – с высшим и средним профессиональным образованием.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. В современных условиях экономики потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня, часто вплоть до полной нищеты, и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом многочисленных дискуссий и исследований.
Незанятая молодежь представляет собой один из четко определенных устойчивых сегментов рынка труда, характеризующийся стабильным ростом предложения рабочей силы. Молодежный рынок труда формируется молодыми людьми, нуждающимися в трудоустройстве. Это незанятые выпускники вузов, среднетехнических и среднеспециальных, общеобразовательных учебных заведений. Рынок труда пополняется и за счет демобилизованных воинов срочной службы. В последнее время существенен для регионов Российской Федерации приток молодежи за счет мигрантов. Разумеется, не все выпускники учебных заведений ищут работу и попадают на рынок труда. Часть из них планирует продолжить образование, другие не трудоустраиваются по иным причинам.
Актуальность данной работы обусловлена состоянием того самого «будущего России» на сегодняшний день, а так же решением данной проблемы.
Целью данной работы является изучение особенностей и проблем трудоустройства молодежи.
Задачи контрольной работы:
- определение позиции молодежи на рынке труда;
- определение основных проблем в области занятости молодежи;
- анализ трудоустройства молодежи на примере города Екатеринбурга;
- определение основных мероприятий, направленных на совершенствование трудоустройства молодежи.
1. Молодежь на рынке труда
Труд в общественном хозяйстве превратился во что-то безликое, рядовое, мало, что сулящее основной массе обычных людей с обычными нормальными способностями, встал в один ряд с другими производственными ресурсами. Изъяв из обихода такие понятия, как “купля - продажа рабочей силы”, “стоимость рабочей силы” как неприемлемые к социалистическому строю, вместе с тем было утеряно представление и о ценности труда (способности к труду), который стал восприниматься почти как бесплатный дар природы. Если же и шла речь о том, что он не совсем бесплатный, то имелись ввиду, затраты государства на нужды подрастающего поколения, на подготовку кадров и т.п. Между тем эти расходы государства лишь видимая и, возможно, не самая большая часть айсберга. Другая его часть внебюджетные затраты общества, его отдельных коллективов, семьи, самого индивидуума (материальные затраты, дополнительные затраты рабочего времени, нервной и умственной энергии людей, участвующих в воспитании будущего работника) на все то, что потом аккумулируется в ценности человеческой личности как работника.
Естественно, что, затратив эти усилия и средства общество, семья, индивидуум вправе требовать, чтобы эти усилия были, во-первых, правильно и полностью использованы и, во-вторых, справедливо вознаграждены. Такая постановка вопроса полностью игнорировалась. Нормой стали такие явления: *как более высокая оплата малоквалифицированного труда по сравнению с квалифицированным;
*недостаточное вознаграждение труда высокой сложности;
*оценка качеств работника не по профессиональным признакам, а по каким-то иным;
*низкий социальный статус инженерно- технических работников и др.
Нарушение норм соотношений в общественной
оценке различных видов не только вело
к нерациональному использованию уже
подготовленных кадров, но и во многом
де стимулировало дальнейшее развитие
трудового потенциала. Особенно деструктивным
это обстоятельство обернулось в условиях
массовой безработицы.
К настоящему времени, как представляется,
общество созрело до понимания того, что
существующий неэластичный и игнорирующий
личность механизм управления трудом
должен быть заменен другим, более гибким
и тонким, чутко улавливающим появление
негативных явлений в области труда и
дающим возможности быстрого реагирования
на них. Таким механизмом является рынок
труда.
Рынок – это не географическое место,
а процесс взаимодействия продавцов и
покупателей по продаже и покупке товаров
на основе определения их цен и количества
товара (спроса и предложения). Он представляет
собой инструмент стихийного распределения
экономических ресурсов – рабочей силы
и средств производства между различными
сферами их применения, осуществляемого
в соответствии с волей потребителя.
К определению, что такое рынок труда,
возможны два подхода. Первый, получающий
в настоящее время все более широкое распространение,
ограничивает его трудоспособными лицами,
в тот или иной момент свободными от занятости,
от работы – безработными, ищущими другое
место работы, впервые вступающими в трудовую
деятельность или ищущими другое место
работы, впервые вступающими в трудовую
деятельность или ищущими занятости после
перерыва в работе. Такой подход правомерен
как инструмент оперативного решения
проблем занятости (кто в настоящее время
занят, тот занят и в настоящий момент
проблемы с занятостью не создает). В то
же время этот подход сужает проблему
занятости, выводит из рынка труда другие,
кроме поиска рабочего места, ее аспекты,
такие, как стабильность рабочего места,
достижение максимального соответствия
работы и работника, вопросы вознаграждения
труда, его прямого участия не только в
создании, но и в распределении национального
дохода и другие. Не учитывается, что рабочая
сила, занятая в настоящий момент, не может
считаться потребленной раз и навсегда
и вышедшей с рынка. В процессе производства
непрерывно меняются условия самой занятости,
возникают вопросы территориального или
профессионального движения работника,
оплаты труда, профессиональной карьеры
и прочие. В стабильных условиях западных
экономик рынок труда есть непрерывная
борьба между предпринимателями и работником,
по поводу соглашений и компромиссов,
определяющих их отношения. Ограничение
масштабов рынка труда только лицами,
в данный момент свободными от работы,
резко сужает круг активных действий социальных
партнеров на рынке труда, в частности
профсоюзов и т.д. Целесообразнее поэтому
альтернативный подход – рассматривать
рынок труда шире, как совокупное общественное
отношение «работник - работодатель»,
которое включает в себя взаимодействие
между ними на всех стадиях их совместного
функционирования, во всех ситуациях,
возникающих в экономической системе
(в том числе в ситуации безработицы, спада
производства, закрытия предприятия).
Суть этого общественного отношения в
том, что способность к труду (то есть совокупность
определенных характеристик работника)
осознается, как ценность, которая может
быть эквивалентно обменена на другие,
материальные и духовные ценности. При
этом ценность труда субъективно определяется
личностными характеристиками работника
(уровнем общей и профессиональной подготовки,
профессией, состоянием здоровья), объективно
– общественными потребностями в труде
с определенными качественными характеристиками.
Для того чтобы оценка общественной ценности
труда была максимально объективной, необходим
ряд условий, одним из которых является
развитость рынка труда.
Для рынка труда как устойчивого социального
института – результат длительного исторического
процесса, в основе которого лежат непрерывный
количественный рост и усложнение производительных
сил. Для экономиста Д. Риккардо и его времени
наиболее существенной проблемой рынка
труда было определение «естественной
цены труда». «Естественная цена» по Риккардо,
лежит в основе заработной платы, уровень
которой определяли два фактора – «первый
– предложение и спрос на рабочие руки;
второй – цена товара, на который расходуется
заработная плата». Наиболее значительную
роль в динамике первого фактора играет
движение капитала и его состав. Возражая
Мальтусу, Риккардо отмечает: «с моей точки
зрения способность покупать труд может
возрастать, хотя стоимость капитала страны
может уменьшаться, это зависит от количества
капитала или той части капитала, которая
дает занятие рабочим».
Уточняя рикардовское определение стоимости
рабочей силы («стоимость рабочей силы
определяется стоимостью привычно необходимых
средств среднего рабочего»), К. Маркс
вводит в него ряд дополнительных факторов:
«Еще два фактора входят в определение
стоимости рабочей силы. С одной стороны
издержки на ее развитие, меняющиеся с
изменением способа производства, с другой
стороны, - естественные различия между
трудом мужским и женским, трудом взрослых
рабочих и подростков». «Введение и анализ
рынка труда, издержек на развитие рабочих
сил особенно важен в свете сегодняшних
проблем рынка труда. Наряду с экономическими
факторами определяющими «цену рабочей
силы», К. Маркс упоминает и политический
фактор – «давление капитала», с одной
стороны, сопротивление рабочих с другой».
В современный период категория рынка
труда привлекает к себе большое и все
растущее внимание. Под влиянием научно-технического
прогресса меняются содержание и характер
труда, усиливается многообразие требований
к работнику, следовательно, включаются
самые разнообразные факторы: социальные,
демографические и т.д. В числе проблем
рынка труда, - массовая безработица трудящихся
в развитых рыночных экономиках.
Безработица является одним из самых важных и острых вопросов в России. Безработица - часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу. По определению международной организации труда (МОТ) – безработным считается любой, кто на данный момент имеет работу, ищет работу и готов приступить к ней, то есть только тот человек, который официально зарегистрирован на бирже труда. Безработными не могут быть признаны следующие граждане:
Термин “безработица” впервые появился в Британской энциклопедии в 1911 году. В настоящее время безработица присутствует во всех странах мира в различных формах и объемах. Важным фактором, который характеризует микроэкономическую нестабильность, выступает как раз безработица. Население (POP) России делится на две группы: включаемые в численность рабочей силы (L) и не включаемые в численность рабочей силы (NL). Именно отсюда вытекает формула, по которой можно рассчитывать население России с макроэкономической точки зрения:
POP = L+NL
Для того чтобы лучше понять, какова динамика изменений безработных рассмотрим таблицу 1.
Таблица 1 – Динамика изменений безработных
Численность безработных |
2010г |
2011г |
2012г |
2013г |
2014г |
Всего млн. человек |
3,9 |
9,1 |
7,0 |
6,2 |
6,2 |
Студенты, учащиеся, пенсионеры |
|
|
|
|
|
Женщины |
|
|
|
|
|
Сельские жители |
|
|
|
|
|
Соотношение статусных и нестатусных безработных, % |
14,9 |
13,9 |
14,8 |
24,4 |
34,8 |
Из данной таблицы следует то, что безработица в России сохраняется на высоком уровне, а в социально-профессиональной структуре безработных доля студентов с 2010 года уменьшилась, но в 2014 году вновь наметилась тенденция роста.
По данным на 2013 год в России число безработных составляло 5,4 миллионов человек, примерно четверть из них – молодежь. К этой группе относятся люди в возрасте 16 – 27 лет. Молодежь – это особая социальная группа, которая отличается своим статусом в обществе и возрастом. Она обладает таким уровнем мобильности и интеллектуальной активности, который выгодно отличает ее от других групп населения. Карл Мангейм – немецкий социолог считал, что молодежь выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни. Она “ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она – потенция, готовая к любому начинанию”.
Молодежь - исключительно важный ресурс производительных сил общества, поскольку является не только энергичной и работоспособной, но и быстрообучаемой рабочей силой. Это солидная часть потенциальной рабочей силы. По состоянию на декабрь 2013 г. 69,6 млн. человек, по данным Росстата, были заняты экономической деятельностью в РФ, а 5,4 млн. – нет, хотя возраст им это позволял. Речь идет, подчеркнем, не только о тех, кто встал на учет в службы занятости, а обо всех, кто действительно хотел трудоустроиться. Иными словами, приведенные цифры характеризуют уровень безработицы, рассчитанный по методике Международной организации труда (МОТ). По сравнению с декабрем 2013 года численность незанятых значительно сократилась – на 781 тыс. человек, или на 12,7%. Если же взять год в целом, то в среднем в 2014-м численность безработных составила 5,6 млн. человек, это на 11,4% меньше, чем в 2013-м. Неблагоприятное положение на молодежном рынке труда определяется, в частности, изменением структуры экономически активного населения. Сдвиги в структуре возрастных групп проявляются по мере взросления молодых людей. За рассматриваемый период доля экономически активной молодежи сократилась в общем количестве активного населения по возрастной группе до 20 лет с 3,7 до 2,3%, по группе 20-24 лет – с 11,3 до 10,2%. Доля молодежи 25-29 лет увеличилась с 11,7 до 13%. Она наиболее активна в предложении своего труда, что свидетельствует об адаптации этой группы к условиям рынка труда и о достаточном уровне ее профессиональной подготовки. Уменьшение в составе рабочей силы доли подростков и молодых людей до 24 лет можно объяснить их вовлечением в образовательный процесс в целях приобретения профессии, а, следовательно, увеличением шансов на получение достойной работы в будущем.
Наряду с этим за период 2012-2014гг. выросла численность молодежи в составе экономически неактивного населения с 11,9 млн. человек до 16,2 млн. человек (среди них свыше 40% - учащиеся и студенты учебных заведений). Как показывает практика, даже достаточная профессиональная подготовка не решает проблем занятости молодежи. Как известно, выпускники профессиональных учебных заведений не всегда трудоустраиваются, особенно по специальности. Так, в общем количестве безработных на конец 2013 г. доля выпускников общеобразовательных учреждений составила 3,2%; высших учебных заведений - 1,4%; учреждений среднего профессионального образования - 2,3%.С одной стороны, это - следствие ликвидации ранее действовавшей жесткой системы распределения специалистов и нынешнего свободного их выхода на рынок труда. Доля выпускников, получающих направление на работу, резко уменьшилось: по учреждениям начального профессионального образования его получают 50% закончивших обучение, по государственным средним (дневным) специальным учебным заведениям – около трети закончивших, по высшим учебным заведениям – не более 40%. При этом почти каждый десятый из числа безработных имеет высшее образование, каждый пятый – среднее специальное и почти каждый шестой – начальное профессиональное.
Информация о работе Мероприятия по совершенствованию трудоустройства молодежи