Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 21:13, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей и проблем трудоустройства молодежи.
Задачи контрольной работы:
- определение позиции молодежи на рынке труда;
- определение основных проблем в области занятости молодежи;
- анализ трудоустройства молодежи на примере города Екатеринбурга;
- определение основных мероприятий, направленных на совершенствование трудоустройства молодежи.
Введение ………………………………………………………………………2
1. Молодежь на рынке труда…………………………………………………4
Рынок труда……………………………………………………………….4
Молодежный аспект безработицы на рынке труда…………………….8
Занятость молодежи: проблемы и помощь государства………………14
2. Анализ трудоустройства на примере города Екатеринбурга…………..19
2.1 Общая характеристика занятости города Екатеринбурга…………….19
2.2 Анализ безработицы молодежи………………………………………...23
3. Мероприятия по совершенствованию трудоустройства молодежи……………………………………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………..…38
Список используемой литературы………………………………………….40
Данный анализ показывает, что в 2010году предложение рабочей силы мужчинам было больше на 360 человек, чем женщинам. А в 2011 году было предложено рабочей силы женщинам на 639 человек, чем мужчинам. В 2012 году было предложено рабочей силы больше мужчинам, чем женщинам на 40 человек. Проведя анализ предложения рабочей силы по половому признаку можно сделать следующие выводы: в 2012 году было меньше предложено рабочей силы женщинам на 484 человека, чем в 2010году; в 2012 году было предложено меньше рабочей силы мужчинам на 804 человека, чем в 2010году; большим спросом на рабочею силу по половому признаку пользовались в период с 2010 по 2012 года мужчины.
Разделение рабочей силы на рынке труда по другим основным критериям за 2010-2012 года показано в таблице 4.
Таблица 4 - Потребность в рабочей силе по отраслям экономики
Показатель |
2010г |
2011г |
2012г |
Промышленность (чел.) |
2650 |
596 |
528 |
с/х производство (чел.) |
64 |
106 |
33 |
Транспорт и связь (чел.) |
402 |
374 |
170 |
Строительство (чел.) |
1212 |
508 |
1139 |
Торговля и общественное питание (чел.) |
920 |
450 |
268 |
ЖКХ и бытовое обслуживание населения (чел.) |
472 |
685 |
1019 |
здравоохранение, социальное
обеспечение, образование, культура, наука
(чел.) |
634 |
863 |
532 |
кредитование, финансы и страхование
(чел.) |
30 |
142 |
42 |
управление (чел.) |
67 |
70 |
79 |
другие отрасли (чел.) |
1208 |
1925 |
1495 |
На основании приведенной таблицы можно сделать вывод о том, что в последнее время на фоне отраслевой структуры экономики наметилась тенденция понижения спроса на рабочую силу в промышленности, сельском хозяйстве, Транспорте и связи, торговле, здравоохранении, культуре. Между тем, увеличился спрос на работников жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, строительстве и управлении.
Основные тенденции, наметившиеся за последние годы на рынке труда, следующие:
– постоянное сокращение численности трудовых ресурсов, что является следствием естественного уменьшения численности населения, и, соответственно, доли населения в трудоспособном возрасте и численности занятых в экономике;
– снижение потребности в рабочей силе со стороны предприятий, организаций и учреждений городов, поселков и сельскохозяйственных предприятий области, что привело к появлению не занятых трудовой деятельностью граждан безработице.
Таким образом, в условиях
сокращения численности трудовых ресурсов,
уменьшения доли населения в трудоспособном
возрасте особую значимость приобретают
вопросы трудоустройства молодежи, как
наиболее перспективной группы трудовых
ресурсов.
2.2 Анализ безработицы молодежи
Центр занятости населения является одним из структурных подразделений Управления федеральной государственной службы занятости населения по городу Екатеринбургу.
Проведенный анализ проблем занятости в городе Екатеринбурге показал, что особенно остро стоит вопрос обеспечения занятости молодежи на муниципальном уровне. Это связано с тем, что часто молодые специалисты не могут найти работу с достойной оплатой в силу недостаточной квалификации или завышенных амбиций. Поэтому рассмотрим, как реализуется политика занятости в муниципальном образовании «город Екатеринбург». В данном муниципальном образовании доля молодежи в общей структуре безработных достаточно высока, следовательно, необходимо разработать мероприятия по трудоустройству молодежи.
Организационная структура Комплексного центра социального обслуживания населения города Екатеринбурга состоит из: директора, юриста, специалиста по рынку труда и программ занятости, 4 начальников отделов, сотрудников этих отделов. Более подробный состав отделов выглядит следующим образом: Финансово-бухгалтерский отдел – начальник и одновременно главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, 4 инспектора финансово-бухгалтерского отдела. Отдел трудоустройства – начальник отдела, зам. начальника отдела, 5 ведущих инспекторов по трудоустройству. Отдел специальных программ и профессионального обучения – начальник отдела, заместитель начальника отдела, 3 инспектора по профессиональному обучению, профессиональной ориентации, по работе со школьниками и общественным работам. Отдел программно-документационного и материально-технического обеспечения – начальник отдела, программист, администратор, архивариус, 2 уборщицы, рабочий по комплексному обслуживанию здания, водитель. Всего по штату в Комплексном центре социального обслуживания населения состоит 29 человек, из них 25 специалистов и 4 сотрудника рабочих профессий. Распределение безработных по продолжительности безработицы в Центре занятости населения городского округа «Екатеринбург» в период 2010-2012 годов приведен в таблице 5.
Таблица 5 - Распределение безработных по продолжительности безработицы в Центре занятости населения городского округа «Екатеринбург» в период 2010-2012 годов
2010г |
2011г |
% |
2012г |
% | |
До 1 месяца |
90 |
130 |
144,4 |
93 |
13,9 |
От 1 до 4 месяцев |
254 |
303 |
119,3 |
259 |
38,8 |
От 4 до 8 месяцев |
256 |
234 |
91,4 |
155 |
23,2 |
От 8 мес. до 1 года |
100 |
131 |
131 |
62 |
9,3 |
Более 1 года |
93 |
150 |
161,3 |
98 |
19,2 |
Анализ распределения безработных по продолжительности безработицы показал, что по продолжительности безработицы до 1 месяца больше всего безработных было в 2011 году, а меньше – в 2010 году. По продолжительности безработицы от 1 до 4 месяцев больше всего безработных было в 2011 году, а меньше в 2010 году. По продолжительности безработицы от 4 до 8 месяцев наибольшее число безработных было в 2010 году, а наименьшее - в 2012году. В 2011 году число безработных по продолжительности безработицы от 8 месяцев до 1 года было больше на 31 человека, чем в 2010году. А в 2012 году по сравнению с 2011 годом произошло снижение уровня безработных по продолжительности безработицы от 8 месяцев до 1 года на 69 человек.
Анализ структуры вакансий и структур безработных выявил, что около 80% вакансий составляют свободные места для рабочих, в основном мужчин, а 66,4% обратившихся в центры занятости женщины.
Проведем анализ состава
зарегистрированных безработных по причинам
увольнения (Таблица 6).
Таблица 6 - Состав зарегистрированных безработных по причинам увольнения
Показатель |
2010 |
2011 |
2012 |
По собственному желанию |
386 |
102 |
250 |
За нарушение трудовой дисциплины |
1 |
5 |
2 |
В связи с ликвидацией организации либо по сокращению штата |
266 |
293 |
177 |
Уволенные с военной службы |
0 |
2 |
0 |
Освободившиеся из мест лишения свободы |
0 |
5 |
2 |
Выпускники общеобразовательных учреждений |
3 |
5 |
2 |
Выпускники учреждений высшего проф. образования |
6 |
6 |
3 |
Выпускники учреждений среднего проф. образования |
6 |
7 |
4 |
Выпускники учреждений начального проф. образования |
0 |
11 |
7 |
Другие причины |
125 |
512 |
220 |
Данный анализ показал, что по собственному желанию число безработных в 2012 году было меньше 136 человек, чем в 2010 году, но больше на 148 безработных, чем в 2011 году. В 2011 году в связи с ликвидацией организации число безработных увеличилось на 27 человек, чем в 2010 году. Так же в 2011 году наблюдалось наибольшее число безработных по следующим причинам: освободившиеся из мест лишения свободы; выпускники общеобразовательных учреждений; выпускники учреждений высшего проф.образования; выпускники учреждений среднего проф.образования, выпускники учреждений начального проф.образования.
Проведем анализ состав зарегистрированных
безработных по образованию (Таблица 7).
Таблица 7 - Состав зарегистрированных безработных по образованию
Показатель |
2010 |
2011 |
2012 |
Имеющие высшее проф.образование |
252 |
270 |
204 |
Имеющие неполное высшее проф.образование |
0 |
10 |
6 |
Имеющие среднее проф.образование |
290 |
356 |
164 |
Имеющие начальное проф.образование |
22 |
13 |
73 |
Имеющие среднее (полное) общее образование |
169 |
188 |
148 |
Не имеющие среднее (полное) образование |
60 |
111 |
72 |
Данный анализ показал, что безработных с высшим образованием было наибольшее количество в 2011 году, а наименьшее – в 2012 году. Безработных, имеющих неполное высшее проф.образование, в 2012 году уменьшилось на 4 человека, чем в 2011 году. А в 2010 году в качестве безработного, имеющего неполное высшее проф.образование, не был зарегистрирован ни один человек. Безработных, имеющих начальное проф.образование, в 2012 году было больше на 51 человека, чем в 2010 году. Наибольшее число безработных, имеющих среднее (полное) общее образование, было в 2011 году, а наименьшее в 2012 году. Безработных, немеющих среднее (полное) образование, в 2011 году было больше на 39 человек, чем в 2012 году.
Проведем анализ безработных
по возрастным критериям (Таблица 8).
Таблица 8 - Состав зарегистрированных
безработных по возрасту
Показатель |
2010 |
2011 |
2012 |
16-17 лет |
5 |
35 |
17 |
18-24 лет |
68 |
107 |
70 |
25-29 лет |
58 |
53 |
55 |
Предпенсионого возраста |
223 |
88 |
71 |
Других возрастов |
439 |
665 |
454 |
Данный анализ показал, что в 2011 году в качестве безработного было зарегистрировано наибольшее количество лиц в возрасте от 16 до 17 лет, чем в 2010году и в 2012году. В качестве безработного в возрасте 18-24 года было зарегистрировано в 2011 году на 37 человек, чем в 2012 году. В качестве безработного в возрасте от 25-29 лет в 2010 году было зарегистрировано на 3 человека больше, чем в 2012году. Безработных предпенсионого возраста было наибольшее число в 2010 году, а наименьшее – в 2012 году.
В рамках реализации активной политики в сфере занятости Центр занятости населения городского округа «Екатеринбург» исполняет ряд функций, направленных на обеспечение занятости в городском районе:
1) Организация Комплексным центром социального обслуживания населения г. Екатеринбург общественных работ. К активной политике относятся меры по организации общественных работ, на их проведение которых, к примеру, в 2012 году заключено 11 договоров с предприятиями и организациями городского округа «Екатеринбург». Согласно данным центра занятости, безработные граждане идут на общественные работы, где оплата труда примерно 5,965 тыс. рублей. Сумма средств, израсходованных на организацию работ, составляет 363,3 тыс. рублей, из них: 115,0 тыс. рублей из федерального бюджета, 248,3 тыс. рублей – из средств работодателей. Участие граждан в общественных работах предполагает:
а) их согласие;
б) их организуют центры занятости специально для того, чтобы поддержать безработного материально;
в) человек, участвующий в общественных работах, получает за свою работу зарплату у работодателя и пособие по безработице в фонде занятости одновременно.
2) Взаимодействие Комплексного центра социального обслуживания населения г. Екатеринбург с работодателями. От уровня взаимодействия центра занятости и работодателей в лице предприятий, организаций, учреждений во многом зависят формирование и развитие городского рынка труда. Сегодня увольняется людей больше, чем трудоустраивается, даже без учета размеров сокращении, которые происходят по инициативе работодателя. И хотя работодатель попадает во все большую зависимость от качественной рабочей силы, именно он пока еще диктует правила игры. Согласно действующему законодательству центры занятости имеют обязанности только перед государством и населением в лице безработных. Но, оставляя без внимания проблемы предприятий или учреждений профтехобразования, невозможно хорошо выполнять свои обязанности ни по отношению к государству, экономика которого переживает кризис, ни по отношению к населению, для которого не хватает по той же самой причине рабочих мест. Таким образом, за последние два года количества заявок, поступивших от работодателей, оставалось практически неизменным, а по сравнению с 2010 годом и вовсе снизилось. При этом, учитывая активно открывающиеся на территории городского округа «Екатеринбург» торговые и иные объекты, снижение спроса на рабочую силу более чем странно. Единственное объяснение, которое можно дать этому противоречию, является то, что работодатели, скорее всего, набирают работников не через районный центр занятости, а иными путями их поиска.
Информация о работе Мероприятия по совершенствованию трудоустройства молодежи