Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 21:13, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей и проблем трудоустройства молодежи.
Задачи контрольной работы:
- определение позиции молодежи на рынке труда;
- определение основных проблем в области занятости молодежи;
- анализ трудоустройства молодежи на примере города Екатеринбурга;
- определение основных мероприятий, направленных на совершенствование трудоустройства молодежи.
Введение ………………………………………………………………………2
1. Молодежь на рынке труда…………………………………………………4
Рынок труда……………………………………………………………….4
Молодежный аспект безработицы на рынке труда…………………….8
Занятость молодежи: проблемы и помощь государства………………14
2. Анализ трудоустройства на примере города Екатеринбурга…………..19
2.1 Общая характеристика занятости города Екатеринбурга…………….19
2.2 Анализ безработицы молодежи………………………………………...23
3. Мероприятия по совершенствованию трудоустройства молодежи……………………………………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………..…38
Список используемой литературы………………………………………….40
Очевидно, сказываются просчеты в определении перспективной потребности в квалифицированных кадрах по профессиям и специальностям. И дело не только в недооценке роли подготовки рабочих кадров качественного уровня, составляющих ¾ общей потребности. Изменилась структура выпускников низшего звена профессионального образования: вместо токарей, фрезеровщиков, прессовщиков, маляров, бетонщиков, каменщиков и слесарей стали готовить парикмахеров, кондитеров, поваров, менеджеров и др. Наблюдается явный перекос в сторону специалистов по экономике и управлению и сокращении их количества в области металлургии, машиностроения, приборостроения, радиотехники, сельского хозяйства, не говоря уже о культуре и искусстве. Более чем вдвое возросла численность выпускников вузов, что даже превышает число выпускников средних школ. США и КНР объявили, что и для них всеобщая «вышка» является государственным приоритетом. Япония вообще уже приняла закон об обязательном высшем образовании. У этой тенденции много сторонников: образованный человек нужен современному обществу. Однако сам диплом при повальном высшем образовании теряет самостоятельную ценность: у кого еще нет, скоро будет.
На рынке труда появился продукт, который по степени расхватываемости и роста объемов продаж похож на мобильные телефоны. Это продукт – диплом о высшем образовании. Люди стали приходить не за знаниями, а за дипломом. Образование на рынке – это такой же товар, услуга. И вузовский диплом – всего лишь сертификат качества этого товара. Таким образом, чем качественнее и престижнее образование, тем больше у выпускника шансов попасть в поле зрения работодателя. В целом же ни элитный характер образования, ни престижность получаемой профессии не освобождают выпускников (во всяком случае, их основную часть) от необходимости прибегать к неформальным связям при трудоустройстве: самостоятельный поиск работы не в состоянии с ними конкурировать. Итак, основной эффективный способ трудоустройства – через связи и знакомства. К нему так же часто прибегают при устройстве на работу специалисты со стажем.
Развитие экономики, науки и информационных технологий предъявляет высокие требования к качеству рабочей силы. Это относится и к молодым рабочим, и к начинающим специалистам. На рынке труда они считаются наиболее уязвимой категорией. Работодатели отдают предпочтение уже «готовым» высококвалифицированным работникам, способным принимать необходимые решения, опираясь не только на знания, но и на свой опыт. Проблема безработицы касается всей части экономически активного населения, но особенно серьезна для молодых людей. Последствия длительной безработицы для молодежи пагубно влияют на ее деятельность.
Для поддержки молодежи в жестких условиях рынка труда разрабатываются различные программы социальной адаптации. Такие программы составляют и утверждают структуры, осуществляющие государственную политику в сфере содействия занятости молодежи (службы занятости, комитеты по делам молодежи, биржи труда, фонды занятости молодежи и прочие структурные организации). В идеальном варианте мероприятия по проведению профориентационной работы с молодежью следует начинать уже тогда, когда человек стоит перед выбором профессии.
Потребность в проведении профориентационной работы зависит от современной ситуации на рынке труда. Современная ситуация на рынке труда характеризуется ростом скрытой безработицы, сокращением численности занятого населения, увеличением периода безработицы. Основные причины такой ситуации связаны со снижением количества экономически активного населения, с несоответствием требованиям работодателей по квалификационным характеристикам, перенасыщением рынка труда незанятыми молодыми специалистами.
Современное состояние российского рынка труда предъявляет высокие требования к претендентам на вакантные рабочие места. Для успешного поиска работы необходимо обладать такими качествами как: личная мобильность, высокая квалификация, упорство и настойчивость, способность выдерживать конкуренцию, обладание необходимыми навыками. Такие условия, заданные социально-экономической ситуацией современной жизни, труднее всего выдержать людям, впервые столкнувшимся с жестокими реалиями рынка рабочей силы. Молодежь является одной из слабо защищенных групп населения, и проблемы трудоустройства молодежи не требуют отлагательства.
Отечественная реальность показывает, что увеличение предлагаемых вакансий не приводит к сокращению безработной молодежи. Часто работодатели буквально сбиваются с ног в поисках работников, но дело в том, что им не хватает высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт работы. Нехватка профессионального опыта, знаний реалий рыночных отношений нередко становятся определяющими критериями при отборе кадров, и наличие красных дипломов и похвальной настойчивости еще не гарантия того, что молодой специалист получит работу. Можно выделить ряд объективных причин, определяющих низкую конкурентоспособность молодежи на рынке труда: низкая мотивация к поиску работы, отсутствие опыта работы, недостаточная профессиональная подготовка, неуверенность в своих силах, завышенные требования, предъявляемые к условиям труда и размеру заработной платы.
Такие причины побуждают работодателя отказаться от услуг молодых специалистов, при этом интеллектуальный потенциал остается невостребованным. Отказ работодателя и рост безработицы среди молодежи имеет негативные последствия, такие как рост преступности, эмоциональная неустойчивость, стресс, вызванные потребностью в признании и самореализации. Здесь может возникнуть вопрос: Как достигнуть того, чтобы молодой специалист был конкурентоспособным на рынке труда? Во-первых, он должен обладать рядом качеств, удовлетворяющих запрос работодателя: целеустремленность, наблюдательность и исполнительность, ориентация на эффективность и качество работы, независимость и уверенность, стремление быть информированным, энергичность, способность убеждать и устанавливать связи, коммуникабельность, способность быстро и легко усваивать новый материал.
Это далеко не все требования, которые предъявляет работодатель, поэтому главная задача молодого специалиста стремление к развитию этих качеств в себе.
Во-вторых, необходимо вести активный поиск работы, используя все источники информации.
Но, несмотря на проблемы, молодежь является самой трудоспособной частью экономически активного населения. Для молодежи характерна готовность на рискованные эксперименты, наивысший уровень физического здоровья и значительные запасы энергии, эмоциональная насыщенность их жизни в совокупности с борьбой за экономическую самостоятельность, преуспевание, социальное признание и самореализацию. Поэтому при должном внимании со стороны руководства и благожелательном наставничестве старших коллег неопытность молодых специалистов может уступить место профессиональной зрелости и сделать их конкурентоспособными.
Планы у большинства молодых специалистов ориентированы на трудоустройство, но такая ситуация не означает простую и быструю их реализацию. Целевое распределение по договорам учебных заведений с предприятиями имеют в среднем 20% выпускников профессиональных учебных заведений. Остальные, получив ”свободный диплом”, осуществляют самостоятельный поиск работы. Одновременно изменяются и требования нанимателей к рабочей силе. От тактики быстрой максимизации сиюминутной прибыли предприниматели переходят к долговременной стратегии получения устойчивых доходов в условиях конкуренции, поэтому в перспективе у них появится потребность в расширении найма молодой рабочей силы. В противоположном направлении будет действовать фактор роста цены рабочей силы и, в особенности, профессионально подготовленной. Поэтому уровень занятости среди молодежи будет зависеть от общей ситуации на рынке труда. Тем не менее, он будет увеличиваться, хотя, очевидно, и меньшими темпами, чем у зрелых работников.
На современном рынке труда молодёжь сталкивается с некоторыми проблемами трудоустройства, к ним относятся:
Государственная молодежная политика – это внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства, один из важнейших инструментов для модернизации стран.
Отраслевые органы социальной сферы активно участвуют в формировании системы государственной поддержки становления и развития молодежи, их программы учитывают специфику молодежной проблематики.
На федеральном уровне основным нормативным актом является Федеральная целевая программа «Молодёжь России (2001 – 2005гг.)», которая предусматривает необходимость дальнейшего развития нормативно-правовой базы, в том числе и на региональном уровне, финансовой поддержки молодёжного предпринимательства, поддержки комплексных программ в области занятости, поддержки молодёжных бирж труда, центров занятости и т.д. Целью данной программы является– создание и развитие правовых, экономических, организационных условий для воспитания у молодежи гражданского сознания в условиях демократического общества, рыночной экономики и правового государства, личностной самореализации молодых людей как активных участников преобразований современного российского общества, в том числе обеспечение занятости молодежи, снижение уровня безработицы путем предоставления сезонных и временных работ, создания рабочих мест для молодежи и несовершеннолетних; рост деловой активности молодежи.
Также целью данной программы было создание условий для реализации научно-технического, творческого потенциала молодежи; стимулирование инновационной деятельности молодых россиян; работа со студенческой молодежью.
Министерство образования Российской Федерации осуществляет организацию, координацию и контроль работ по реализации Программы, вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации, обеспечивает контроль над целевым использованием средств.
Поэтапное решение проблем, поставленных в программе, позволило: повысить уровень доходов молодежи и молодых семей, улучшить социально-бытовые и жилищные условия; снизить уровень безработицы путем обеспечения временной и сезонной занятости молодежи.
2. Анализ трудоустройства на примере
города Екатеринбурга
2.1 Общая характеристика занятости города
Екатеринбурга
В январе-сентябре 2012 года в органы службы занятости поступили сведения о 60,2 тыс. вакансий. По состоянию на 1 октября 2012 года в банке данных имелись сведения о 18,5 тыс. вакансий, что в 1,6 раз больше, чем на начало года (11,8 тыс. вакансий).
Рост рабочих мест происходил за счет реализации инвестиционных проектов, организации временных рабочих мест, которые создавались за счет средств работодателей и органов местного самоуправления, а также создания новых рабочих мест в сфере малого бизнеса, в том числе в результате организации самозанятости бывшими безработными гражданами.
В январе-сентябре 2012 года признано безработными 12,5 тыс. человек, что на 11,8% меньше, чем в аналогичном периоде 2011 года (рост числа вакансий позволял трудоустраивать значительную часть граждан, обращающихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, без регистрации их в качестве безработных, получив информацию о вакансии, используя Интернет).
В январе-сентябре 2012 года численность безработных граждан в среднемесячном исчислении составила 8,4 тыс. человек, или 83,2 % к соответствующему периоду 2011 года.
Суммарная численность работников, работающих в режиме неполной занятости, находящихся в простое по вине работодателя или в отпусках без сохранения зарплаты, по данным мониторинга, проведенного центрами занятости населения, составила в сентябре т.г. 2,2 тыс. человек.
По итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости, проведенного органами государственной статистики, в среднем за июль - сентябрь 2012 г. численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, составила 36,7 тыс. человек (на 17,5 % меньше, чем в 3 квартале 2011 года), уровень общей безработицы – 5,0% экономически активного населения (на 1,2 процентного пункта ниже, чем в аналогичном периоде 2011 года).
По состоянию на 01.10.2012 в службе занятости:
*7,2 тыс. человек зарегистрировано в качестве безработных;
*имелось 18,5 тыс. вакансий.
Уровень регистрируемой безработицы - 1,0% экономически активного населения.
В 2011-2012 годах численность населения трудоспособного возраста составила соответственно 62% и 62,3% от общей численности и в 2012 году увеличится до 62,7%. Главными составными частями рынка труда являются совокупное предложение и совокупный спрос. Предложение рабочей силы на рынке труда за 2010-2012 года показано в таблице 2.
Таблица 2 – Предложение рабочей силы на рынке труда
Показатель |
2010г |
2011г |
% |
2012г |
% |
Численность граждан ищущих работу |
5672 |
4993 |
88 |
4384 |
87,8 |
На лицо явное снижение предложения рабочей силы.
Проведем анализ предложения
рабочей силы на рынке труда по половому
признаку за 2010-2012 года (Таблица 3).
Таблица 3 - Предложение рабочей силы на
рынке труда по полу
Показатель |
2010г |
2011г |
2012г |
Женщины |
2656 |
2816 |
2172 |
Мужчины |
3016 |
2177 |
2212 |
Информация о работе Мероприятия по совершенствованию трудоустройства молодежи