Метод статистических группировок в анализе рыночной инфраструктуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Изучением рыночной инфраструктуры занимается и государство, и частные предприятия в целях эффективного распределения ресурсов.
Метод статистических группировок применяется для решения задач, возникающих в ходе научного статистического исследования:
выделения социально-экономических типов явлений;
изучения структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем;
выявления связей и зависимостей между отдельными признаками явления.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Теоретическая часть......................................................................................4
Понятие рыночной инфраструктуры.....................................................4
Классификация и группировки рыночной инфраструктуры..............6
Группировка. Виды группировок..........................................................9
Применение метода статистических группировок в анализе рыночной инфраструктуры..................................................................14
Расчетная часть............................................................................................17
Аналитическая часть...................................................................................37
Заключение............................................................................................................44
Список используемой литературы...............................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая СТАТИСТИКА.doc

— 1.71 Мб (Скачать файл)

 

 

1.3. Группировка. Виды группировок

 

    Группировка - это распределение множества единиц исследуемой совокупности по группам в соответствии с существенным для данной группы признаком. Метод группировки позволяет обеспечивать первичное обобщение данных, представление их в более упорядоченном виде. Благодаря группировке можно соотнести сводные показатели по совокупности в целом со сводными показателями по группам. Появляется возможность сравнивать, анализировать причины различий между группами, изучать взаимосвязи между признаками. Группировка позволяет делать вывод о структуре совокупности и о роли отдельных групп этой совокупности. Именно группировка формирует основу для последующей сводки и анализа данных.

Признаки, по которым проводится группировка, называют группировочными признаками. Группировочный признак иногда называют основанием группировки. Правильный выбор существенного группировочного признака дает возможность сделать научно обоснованные выводы по результатам статистического исследования. Группировочные признаки могут иметь как количественное выражение (объем, доход, курс валюты, возраст и т.д.), так и качественное (форма собственности предприятия, пол человека, отраслевая принадлежность, семейное положение и т.д.).

При определении числа групп, как правило, учитываются задача исследования, объем совокупности и виды признаков, которые берутся в качестве основания группировки. Например, по количественному признаку возраст населения может быть разбит на самые различные группы. Их число будет зависеть от поставленных задач. Например, это могут быть группы по возрасту трудоспособного населения; экономически активного населения и т.д.

Если берется, предположим, такой качественный признак, как образование, то групп будет ровно столько, сколько существует ступеней или профилей образования. В образовании по ступеням групп будет шесть (неполное среднее; среднее; неполное среднее специальное; специальное среднее; неполное высшее; высшее). По профилю образования количество групп может совпадать или с числом профессиональных групп, или с числом сфер образования (гуманитарное; инженерно-техническое; естественнонаучное).

Если для построения группировки используется только один признак, то такую группировку называются простой, если группировка проводится по нескольким признакам, ее называют сложной. Сложная группировка бывает или комбинационная, или многомерная.

Комбинационная группировка выполняется последовательно: группы, выделенные по одному признаку, затем выделяются в подгруппы по другому признаку, которые, в свою очередь, могут выделяться по следующему другому признаку. В этом случае число групп будет равно произведению числа выделенных групп на число группировочных признаков.

Определение числа групп тесно связано с понятием величина интервала: чем больше число групп, тем меньше величина интервала, и наоборот. Интервал - разница между максимальным и минимальным значениями признака в каждой группе. Он определяет количественные границы групп, что для статистической практики имеет большое значение, особенно когда нужно образовать качественно однородные группы. Например, исследуется совокупность предприятий по выполнению коллективных договоров. Здесь нельзя объединять предприятия, которые не выполнили обязательства, и те, которые их перевыполнили. Показатель здесь - величина интервала.

Другим примером является невозможность образовывать группу 95 - 105%, поскольку это разные части совокупности. Следует образовать две группы: 95 - 100% и 101 - 105%. В этом случае границы, по которым различаются совокупности, абсолютно соблюдаются.

Каждый интервал имеет нижнюю (наименьшее значение признака) и верхнюю (наибольшее значение признака) границы или одну из них. Поэтому величина интервала есть разность между верхней и нижней границами интервала. Если у интервала указана лишь одна граница (у первого - верхняя, у последнего - нижняя), то речь идет об открытых интервалах. Если у интервала имеются и нижняя, и верхняя границы, то речь идет о закрытых интервалах. Закрытые интервалы подразделяются на равные и неравные (прогрессивно возрастающие, прогрессивно убывающие), а также специализированные и произвольные.

Группировку с равными интервалами строят тогда, когда исследуются количественные различия в величине признака внутри групп одинакового качества, а также если распределение носит более или менее равномерный характер. Если можно заранее установить определенное количество групп, то величину равного интервала можно вычислить по формуле

(1)

где h - величина равного интервала; xmax , xmin - наибольшее и наименьшее значения признака; n - число групп.

В статистической практике чаще применяются неравные интервалы (постепенно возрастающие или постепенно убывающие). При этом исследуемая совокупность делится на группы примерно равного заполнения с большим числом единиц. Неравные интервалы могут использоваться, например, в таких случаях:

а) при исследовании группировки с применением нескольких признаков, дающих возможность составить несколько подгрупп, где требуются уже и более длинные и более короткие интервалы;

б) при образовании крупных групп с новым качеством на базе мелких групп при условии сохранения их однородности, что приводит к увеличению интервалов.

В статистической практике используются также специализированные интервалы. Интервалы называют специализированными, если речь идет об установлении границ интервала в группах, схожих по типу и по признаку, но имеющих отношение, скажем, к разным отраслям производства.

Виды группировок. Статистическая таблица

Виды группировок зависят от целей и задач, которые они выполняют. С помощью метода статистических группировок выделяют качественно однородные совокупности, изучают структуры совокупности и изменения, происходящие в них, а также решают задачи по исследованию существующих связей и зависимостей.

С известной мерой условности для выполнения этих задач группировки соответственно делят на типологические, структурные и аналитические.

Метод типологической группировки заключается в выявлении в качественно разнородной совокупности однородных групп. При этом очень важно правильно отобрать группировочный признак, который поможет идентифицировать выбранный тип. Типологические группировки широко применяются в исследовании социально - экономических явлений. Примером такого вида группировок могет быть группы предприятий по видам экономической деятельности (табл. 2), исходные данные  взяты из таблицы 1.

Таблица 2

Группировка предприятий ПФО по видам экономической деятельности

Тип экономической деятельности

Число предприятий

абсолютное

в процентах к итогу

Гостиницы и рестораны

Транспорт и связь 
Финансовая деятельность

Здравоохранение

и предоставление социальных услуг 
Итого

13347

40192

15729

15253

 

84521

16%

47%

19%

18%

 

100%


Метод аналитической группировки заключается в исследовании взаимосвязей между факторными признаками в качественно однородной совокупности. С помощью аналитических группировок удается выявлять признаки, которые могут выступать или причиной, или следствием того или иного явления. В аналитических группировках чаще всего используются неравные интервалы. Пример аналитической группировки представлен в табл. 3.

Таблица 3

Группировка продолжительности договорных связей  
книжного магазина и качества продукции

Продолжительность договорных связей магазина с поставщиками, лет

Число поставщиков

Доля качественной стандартной книжной продукции, %

абсолютное

в % к итогу

До 2

3

14

65

3–5

8

38

69

5–8

6

29

74

Свыше 8

4

19

91

Итого

21

100

74,8


Результаты группировочного материала оформляются в виде таблиц, где он излагается в наглядно-рациональной форме. Не всякая таблица может быть статистической. Табличные формы календарей, тестовых и опросных листов, таблица умножения не являются статистическими.

Статистическая таблица - это цифровое выражение итоговой характеристики всей наблюдаемой совокупности или ее составных частей по одному или нескольким существенным признакам. Статистическая таблица содержит два элемента: подлежащее и сказуемое.

Подлежащее статистической таблицы есть перечень групп или единиц, составляющих исследуемую совокупность единиц наблюдения.

Сказуемое статистической таблицы - это цифровые показатели, с помощью которых дается характеристика выделенных в подлежащем групп и единиц.

1.4. Применение метода статистических группировок в анализе

рыночной инфраструктуры

Метод структурной группировки есть разделение однородной совокупности на группы по тому или иному варьирующему группировочному признаку. Примерами такого вида группировок могут быть группы населения по полу, возрасту, месту проживания, доходу и т.д., то есть может решаться задача по изучению структурного состава той или иной однородной совокупности, структурных изменений по тому или иному группировочному признаку. На основе структурных изменений изучаются закономерности общественных явлений.

Рассмотрим применение метода статистических группировок в анализе рыночной инфраструктуры. Данные взяты с сайта www.gks.ru: «Регионы России.   Социально-экономические показатели. 2012»  (табл.4)

Таблица 4.

 

Численность  населения  
на 1 января  2012 г.,  
тыс. человек

Среднедушевые денежные доходы  
(в месяц), руб.

Приволжский  
федеральный округ

29811,5

17282,2

Республика Башкортостан

4064,3

19029,8

Республика Марий Эл

692,4

11328,4

Республика Мордовия

825,4

11948,0

Республика Татарстан

3803,2

20222,6

Удмуртская Республика

1518,1

14452,3

Чувашская Республика

1247,0

12083,0

Пермский край

2631,1

21307,3

Кировская область

1327,9

14675,0

Нижегородская область

3296,9

18336,7

Оренбургская область

2023,7

14892,0

Пензенская область

1376,5

14171,5

Самарская область

3214,1

21756,1

Саратовская область

2508,8

13097,3

Ульяновская область

1282,1

14312,1


 Варьируемым фактором будут  среднедушевые доходы населения (в месяц). Определим интервал по формуле (1), при этом взяв количество групп четыре : h= (21756,10-11328,40)/4 = 2606,925 руб.

При h = 2606,925 границы интервалов ряда распределения имеют следующий вид (табл. 5):

 

Таблица 5

Номер группы

Нижняя граница, руб.

Верхняя граница, руб.

1

11328,40

13097,30

2

14171,50

14892,00

3

18336,70

20222,60

4

21307,30

21756,10


Итоговая таблица будет выглядеть следующим образом:

Таблица 6

Группировка населения России по размеру среднедушевого дохода

№ п/п

Среднедушевой денежный доход, тыс. руб. в месяц

Численность населения

всего, млн. человек

в % к итогу

1. 
2. 
3. 
4.

11328,40-13097,30

14171,50-14892,00

18336,70-20222,60

21307,30-21756,10

5273,60 
7528,30 
5845,20

11164,40

17,6 
25,2 
19,6 
37,4


Можно сделать вывод, что наибольший доход на душу население по итогам 1 января 2012 года (в месяц) имеет четвертая группа регионов, их доход варьируется от  21307,30 до 21756,10 рублей в месяц, в нее входят Пермская и Самарская области. Также эти области имеют наибольшую численность населения. Наименьший доход имеют Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Саратовская область, их доход варьируется от 11328,40 до 13097,30 рублей в месяц. Во вторую группу входят Пензенская область, Ульяновская область, Удмуртская Республика, Кировская область и Оренбургская область и имеют доход на душу населения от 18336,70 до 20222,60 руб. в месяц. Нижегородская область, Республика Башкортостан и Республика Татарстан составляют третью группу по среднедушевому денежному доходу от 18336,70 до 20222,60 рублей в месяц.

 

 

2. Расчетная часть

Имеются следующие выборочные данные за период по предприятиям розничной торговли одной из областей региона (выборка 2%-ная механическая):

Информация о работе Метод статистических группировок в анализе рыночной инфраструктуры