Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 20:29, курсовая работа
Изучением рыночной инфраструктуры занимается и государство, и частные предприятия в целях эффективного распределения ресурсов.
Метод статистических группировок применяется для решения задач, возникающих в ходе научного статистического исследования:
выделения социально-экономических типов явлений;
изучения структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем;
выявления связей и зависимостей между отдельными признаками явления.
Введение...................................................................................................................3
Теоретическая часть......................................................................................4
Понятие рыночной инфраструктуры.....................................................4
Классификация и группировки рыночной инфраструктуры..............6
Группировка. Виды группировок..........................................................9
Применение метода статистических группировок в анализе рыночной инфраструктуры..................................................................14
Расчетная часть............................................................................................17
Аналитическая часть...................................................................................37
Заключение............................................................................................................44
Список используемой литературы...............................................................
Значение Vσ = 17,21% не превышает 33%, следовательно, вариация торговой площади в исследуемой совокупности предприятий незначительна и совокупность по данному признаку однородна. Расхождения между значениями , Мо и Ме нет ( =240 м2, Мо=240 м2, Ме=240 м2), что подтверждает вывод об однородности совокупности предприятий. Таким образом, найденное среднее значение торговой площади (240 м2) является типичной, надежной характеристикой исследуемой совокупности организаций.
Задание 2
Сделайте выводы по результатам выполнения задания.
Решение
Целью выполнения данного Задания является выявление наличия корреляционной связи между факторным и результативным признаками, установление направления связи, оценка тесноты и силы связи.
Аналитическая группировка строится по факторному признаку Х и для каждой j-ой группы ряда определяется среднегрупповое значение результативного признака Y. Если с ростом значений фактора Х от группы к группе средние значения систематически возрастают (или убывают), между признаками X и Y имеет место корреляционная связь.
Используя разработочную таблицу 2, составим таблицу 6 добавив колонку с розничным товарооборотом на 1 м2.
Таблица 6
Разработочная таблица
№ группы |
Группировка предприятий |
Торговая площадь предприятия, м2 |
Розничный товарооборот, тыс. руб. |
Розничный товарооборот на 1 м2 |
1 |
140-180 |
140 |
3500 |
25,00 |
179 |
4200 |
23,46 | ||
Итого |
319 |
7700 |
48,46 | |
180 |
4500 |
25,00 | ||
180 |
4000 |
22,22 | ||
2 |
180-220 |
190 |
4500 |
23,68 |
200 |
4000 |
20,00 | ||
208 |
5750 |
27,64 | ||
210 |
5250 |
25,00 | ||
215 |
5250 |
24,42 | ||
218 |
5750 |
26,38 | ||
Итого |
1601 |
39000 |
194,35 | |
3 |
220-260 |
221 |
4800 |
21,72 |
225 |
5200 |
23,11 | ||
230 |
5600 |
24,35 | ||
235 |
5400 |
22,98 | ||
240 |
5800 |
24,17 | ||
240 |
6200 |
25,83 | ||
245 |
5600 |
22,86 | ||
250 |
6400 |
25,60 | ||
255 |
6800 |
26,67 | ||
259 |
7200 |
27,80 | ||
Итого |
2400 |
59000 |
245,08 | |
4 |
260-300 |
261 |
6000 |
22,99 |
275 |
7500 |
27,27 | ||
277 |
7000 |
25,27 | ||
279 |
8500 |
30,47 | ||
281 |
6500 |
23,13 | ||
285 |
7500 |
26,32 | ||
290 |
8000 |
27,59 | ||
299 |
9000 |
30,10 | ||
Итого |
2247 |
60000 |
213,13 | |
300 |
9200 |
30,67 | ||
5 |
300-340 |
340 |
10000 |
29,41 |
Итого |
640 |
19200 |
60,08 | |
Общий итог |
7207 |
184900 |
761,10 |
Строим аналитическую группировку, характеризующую зависимость между факторным признаком Х - Торговая площадь предприятия и результативным признаком Y – Розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади. Макет аналитической таблицы имеет следующий вид (таблица 7):
Таблица 7
Зависимость розничного товарооборота от торговой площади предприятия
Номер группы |
Группы предприятий по торговой площади, м2, x |
Число предприятий fj |
Розничный товарооборот, тыс. руб. | |
всего |
в среднем на одну фирму, | |||
1 |
||||
2 |
||||
Итого |
Групповые средние значения получаем из таблицы 6 (графа 4), основываясь на итоговых строках «Всего». Построенную аналитическую группировку представляет таблицу 8:
Таблица 8
Зависимость розничного товарооборота на 1 м2 от торговой площади предприятия
Вывод: Анализ данных таблицы 8 показывает, что с увеличением торговой площади предприятий от группы к группе возрастает и розничный товарооборот по каждой группе предприятий, что свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между исследуемыми признаками.
С помощью закона сложения дисперсий можно оценить удельный вес факторов, лежащих в основе группировки, во всей совокупности факторов, воздействующих на результативный признак. Для этого применяется коэффициент детерминации, который рассчитывается как отношение факторной дисперсии к общей дисперсии результативного признака:
Общая дисперсия характеризует вариацию результативного признака, сложившуюся под влиянием всех действующих на Y факторов (систематических и случайных). Этот показатель вычисляется по формуле
,
где yi – индивидуальные значения результативного признака;
– общая средняя значений результативного признака;
n – число единиц совокупности.
Общая средняя вычисляется как средняя арифметическая простая по всем единицам совокупности:
Для расчета общей дисперсии применяется вспомогательная таблица 9.
Таблица 9
Вспомогательная таблица для расчета общей дисперсии
Общая дисперсия может быть также рассчитана по формуле:
где – средняя из квадратов значений результативного признака,
– квадрат средней величины значений результативного признака.
Межгрупповая дисперсия измеряет систематическую вариацию результативного признака, обусловленную влиянием признака-фактора Х (по которому произведена группировка). Воздействие фактора Х на результативный признак Y проявляется в отклонении групповых средних от общей средней . Показатель вычисляется по формуле
,
где –групповые средние,
– общая средняя,
–число единиц в j-ой группе,
k – число групп.
Для расчета межгрупповой дисперсии построим вспомогательную таблицу. При этом используем групповые средние значения из таблицы 8 (графа 5).
Таблица 10
Вспомогательная таблица для расчета межгрупповой дисперсии
Расчет межгрупповой дисперсии : =2,53
Расчет эмпирического коэффициента детерминации по формуле (9):
Вывод. Данный коэффициент означает, что на 36,8% вариация розничного товарооборота обусловлено различиями в товарной площади и на 63,2% - влиянием прочих факторов.
Эмпирическое корреляционное отношение оценивает тесноту связи между факторным и результативным признаками и вычисляется по формуле:
Значение показателя изменяются в пределах . Чем ближе значение к 1, тем теснее связь между признаками.
Вывод. Так как полученное значение равно 0,607, следовательно, по шкале Чэддока связь между торговой площадью и розничным товарооборотом тесная.
Задание 3
По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,954 определите:
Для выполнения этого задания все необходимые расчеты возьмем из задания 1 (выборочную среднюю, дисперсию), определим объем генеральной совокупности. Среднее арифметическое
т.е. в среднем торговая площадь на одно предприятие составляет 236 м2.
Дисперсия:
Объем генеральной совокупности предприятий.
Среднюю ошибку выборочной средней рассчитаем по формуле для бесповторной выборки:
Вывод. Для вероятности 0,954 находим из таблицы функции Лапласа, что t=2,0. Предельную ошибку выборки находим по формуле:
Предельная ошибка выборки определяет границы, в пределах которых будет находиться генеральная средняя:
где – выборочная средняя, – генеральная средняя.
С вероятностью 0,954 можно утверждать, что средний размер торговой площади в генеральной совокупности равняется 236±14,94 м2, то есть находится в пределах от 221,06 м2 до 250,94 м2.
2. Доля единиц выборочной совокупности, обладающих тем или иным заданным свойством, выражается формулой
,
где m – число единиц совокупности, обладающих заданным свойством;
n – общее число единиц в совокупности.
Выборочная доля предприятий с торговой площадью 260 м2 и более составляет или 33 %.
Расчет предельной ошибки выборки для доли вычисляется по следующей формуле:
Для вероятности 0,954 находим из таблицы функции Лапласа, что t=2,0. Предельную ошибку выборки находим по формуле:
Предельная ошибка выборки определяет границы, в пределах которых будет находиться генеральная доля р единиц, обладающих заданным свойством:
Вывод. С вероятностью 0,954 можно утверждать, что доля предприятий с торговой площадью 260 м2 в генеральной совокупности равняется 33±17% или в пределах от 16% до 50%.
Задание 4
Инфраструктура потребительского рынка в регионе характеризуется следующими данными.
№ |
Показатель |
Условное обозначение |
Единица измерения |
Периоды | |
Базисный |
Отчетный | ||||
1 |
Торговая площадь предприятия |
S |
тыс м2 |
400 |
420 |
2 |
Число предприятий |
N |
ед. |
2500 |
2410 |
Определите:
1) Средний размер торговой площади за каждый период.
2) Абсолютное и относительное изменение показателей, рассчитанных и приведенных по условию задания. Результаты расчетов представьте в таблице.
3) Абсолютное изменение общей торговой площади торговых предприятий вследствие изменения:
- числа предприятий;
- среднего размера торговой площади предприятия .
Сделайте выводы.
Решение
Средний размер торговой площади за каждый период определяется как торговая площадь предприятия к числу предприятий.
В базисном периоде: = 400000/2500 = 160 м2.
В отчетном периоде: = 420000/2410 = 174,27 м2.
2. Абсолютное и относительное изменение показателей представим в виде таблицы.
Абсолютное изменение каждого показателя вычисляется путем вычитания из показателя отчетного периода значения показателя базисного периода.
Относительное изменение показателя – это отношение показателя отчетного периода к показателю базисного периода.
Результаты вычислений представим в таблице 11
Таблица 11
Абсолютные и относительные изменения показателей
№ |
Показатели |
Периоды |
Изменения | ||
базисный |
отчетный |
абсолютные |
относительные | ||
1 |
Торговая площадь предприятий, тыс. м2 |
400 |
420 |
20 |
5 |
2 |
Число предприятий |
2500 |
2410 |
-90 |
-3,6 |
3 |
Средний размер торговой площади предприятия, м2 |
160 |
174,27 |
14,27 |
8,9 |
Информация о работе Метод статистических группировок в анализе рыночной инфраструктуры