Метод статистических группировок в анализе рыночной инфраструктуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Изучением рыночной инфраструктуры занимается и государство, и частные предприятия в целях эффективного распределения ресурсов.
Метод статистических группировок применяется для решения задач, возникающих в ходе научного статистического исследования:
выделения социально-экономических типов явлений;
изучения структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем;
выявления связей и зависимостей между отдельными признаками явления.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Теоретическая часть......................................................................................4
Понятие рыночной инфраструктуры.....................................................4
Классификация и группировки рыночной инфраструктуры..............6
Группировка. Виды группировок..........................................................9
Применение метода статистических группировок в анализе рыночной инфраструктуры..................................................................14
Расчетная часть............................................................................................17
Аналитическая часть...................................................................................37
Заключение............................................................................................................44
Список используемой литературы...............................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая СТАТИСТИКА.doc

— 1.71 Мб (Скачать файл)

Значение Vσ = 17,21% не превышает 33%, следовательно, вариация торговой площади в исследуемой совокупности предприятий незначительна и совокупность по данному признаку однородна. Расхождения между значениями , Мо и Ме нет ( =240 м2, Мо=240 м2, Ме=240 м2), что подтверждает вывод об однородности совокупности предприятий. Таким образом, найденное среднее значение торговой площади (240 м2) является типичной, надежной характеристикой исследуемой совокупности организаций.

 

Задание 2

  1. Установите наличие и характер связи между признаками – торговая площадь предприятия и розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади, методом аналитической группировки, образовав пять групп с равными интервалами по факторному признаку.
  2. Измерьте тесноту корреляционной связи между названными признаками с использованием коэффициентов детерминации и эмпирического корреляционного отношения.

Сделайте выводы по результатам выполнения задания.

Решение

Целью выполнения данного Задания является выявление наличия корреляционной связи между факторным и результативным признаками, установление направления связи, оценка тесноты и силы связи.

  1. Установление наличия и характера связи между признаками Торговая площадь предприятия и Розничный товарооборот на 1 м2 методом аналитической группировки.

Аналитическая группировка строится по факторному признаку Х и для каждой j-ой группы ряда определяется среднегрупповое значение результативного признака Y. Если с ростом значений фактора Х от группы к группе средние значения систематически возрастают (или убывают), между признаками X и Y имеет место корреляционная связь.

Используя разработочную таблицу 2, составим таблицу 6 добавив колонку с розничным товарооборотом на 1 м2.

Таблица 6

Разработочная таблица

№ группы

Группировка

предприятий

Торговая площадь предприятия, м2

Розничный товарооборот, тыс. руб.

Розничный товарооборот на 1 м2

1

140-180

140

3500

25,00

179

4200

23,46

Итого

319

7700

48,46

   

180

4500

25,00

   

180

4000

22,22

2

180-220

190

4500

23,68

200

4000

20,00

208

5750

27,64

210

5250

25,00

215

5250

24,42

218

5750

26,38

Итого

1601

39000

194,35

3

220-260

221

4800

21,72

225

5200

23,11

230

5600

24,35

235

5400

22,98

240

5800

24,17

240

6200

25,83

245

5600

22,86

250

6400

25,60

255

6800

26,67

259

7200

27,80

Итого

2400

59000

245,08

4

260-300

261

6000

22,99

275

7500

27,27

277

7000

25,27

279

8500

30,47

281

6500

23,13

285

7500

26,32

290

8000

27,59

299

9000

30,10

Итого

2247

60000

213,13

   

300

9200

30,67

5

300-340

340

10000

29,41

Итого

640

19200

60,08

Общий итог

7207

184900

761,10


Строим аналитическую группировку, характеризующую зависимость между факторным признаком Х - Торговая площадь предприятия и результативным признаком Y – Розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади. Макет аналитической таблицы имеет следующий вид (таблица 7):

Таблица 7

Зависимость розничного товарооборота от торговой площади предприятия

Номер группы

Группы предприятий по торговой площади, м2,

x

Число предприятий

fj

Розничный товарооборот, тыс. руб.

всего

в среднем на одну фирму,

1

       

2

       

Итого

       

Групповые средние значения   получаем из таблицы 6 (графа 4), основываясь на итоговых строках «Всего». Построенную аналитическую группировку представляет таблицу 8:

Таблица 8

Зависимость розничного товарооборота на 1 м2 от торговой площади предприятия

Вывод: Анализ данных таблицы 8  показывает, что с увеличением торговой площади предприятий от группы к группе возрастает и розничный товарооборот по каждой группе предприятий, что свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между исследуемыми признаками.

  1. Измерение тесноты и силы корреляционной связи с использованием коэффициента детерминации и эмпирического корреляционного отношения.

С помощью закона сложения дисперсий можно оценить удельный вес факторов, лежащих в основе группировки, во всей совокупности факторов, воздействующих на результативный признак. Для этого применяется коэффициент детерминации, который рассчитывается как отношение факторной дисперсии к общей дисперсии результативного признака:

Общая дисперсия характеризует вариацию результативного признака, сложившуюся под влиянием всех действующих на Y факторов (систематических и случайных). Этот показатель вычисляется по формуле

,                                                       

где  yi – индивидуальные значения результативного признака;

        – общая средняя значений результативного признака;

         n – число единиц совокупности.

Общая средняя вычисляется как средняя арифметическая простая по всем единицам совокупности:

Для расчета общей дисперсии применяется вспомогательная таблица 9.

 

 

 

 

 

Таблица 9

Вспомогательная таблица для расчета общей дисперсии

Общая дисперсия может быть также рассчитана по формуле:

,

где – средняя из квадратов значений результативного признака,

      – квадрат средней величины значений результативного признака.

Межгрупповая дисперсия измеряет систематическую  вариацию результативного признака, обусловленную влиянием признака-фактора Х (по которому произведена группировка). Воздействие фактора Х на результативный признак Y проявляется в отклонении групповых средних от общей средней . Показатель вычисляется по формуле

,                                               

где     –групповые средние,

 – общая средняя,

–число единиц в j-ой группе,

k – число групп.

Для  расчета  межгрупповой  дисперсии построим вспомогательную таблицу. При этом используем  групповые средние значения из таблицы 8 (графа 5).

 

Таблица 10

Вспомогательная таблица для расчета межгрупповой дисперсии

Расчет межгрупповой дисперсии :  =2,53

Расчет эмпирического коэффициента детерминации по формуле (9):

  

или 36,8%

Вывод. Данный коэффициент означает, что на 36,8% вариация розничного товарооборота  обусловлено различиями в товарной площади и на 63,2% - влиянием прочих факторов.

Эмпирическое корреляционное отношение оценивает тесноту связи между факторным и результативным признаками и вычисляется по формуле:

                                                                   

Значение показателя изменяются в пределах . Чем ближе значение к 1, тем теснее связь между признаками.

Вывод. Так как полученное значение равно 0,607, следовательно, по шкале Чэддока связь между торговой площадью и розничным товарооборотом тесная.

 

 

 

Задание 3

По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,954 определите:

  1. Ошибку выборки среднего размера торговой площади и границы, в которых будет находиться средний размер торговой площади в генеральной выборки.
  2. Ошибку выборки доли предприятий с торговой площадью 260 м2 и более и границы, в которых будет находиться генеральная доля.

Для выполнения этого задания все необходимые расчеты возьмем из задания 1 (выборочную среднюю, дисперсию), определим объем генеральной совокупности. Среднее арифметическое

т.е. в среднем торговая площадь на одно предприятие составляет 236 м2.

Дисперсия:

Объем генеральной совокупности предприятий.

Среднюю ошибку выборочной средней рассчитаем по формуле для бесповторной выборки:

Вывод. Для вероятности 0,954 находим из таблицы функции Лапласа, что t=2,0. Предельную ошибку выборки находим по формуле:

(м2)

Предельная ошибка выборки определяет границы, в пределах которых будет находиться генеральная средняя:

,

,                                    

где    – выборочная средняя, – генеральная средняя.

 

С вероятностью 0,954 можно утверждать, что средний размер торговой площади в генеральной совокупности равняется 236±14,94 м2, то есть находится в пределах от 221,06 м2 до 250,94 м2.

2. Доля единиц выборочной совокупности, обладающих тем или иным заданным свойством, выражается формулой

              ,                                                                 

где  m – число единиц совокупности, обладающих заданным свойством;

        n – общее число единиц в совокупности.

Выборочная доля предприятий с торговой площадью 260 м2 и более составляет или 33 %.

Расчет предельной ошибки выборки для доли вычисляется по следующей формуле:

 или 8,5%

Для вероятности 0,954 находим из таблицы функции Лапласа, что t=2,0. Предельную ошибку выборки находим по формуле:

 или 17%

Предельная ошибка выборки определяет границы, в пределах которых будет находиться генеральная доля р единиц, обладающих заданным свойством:

Вывод. С вероятностью 0,954 можно утверждать, что доля предприятий с торговой площадью 260 м2 в генеральной совокупности равняется 33±17% или в пределах от 16% до 50%.

 

Задание 4

 

Инфраструктура потребительского рынка в регионе характеризуется следующими данными.

Показатель

Условное обозначение

Единица измерения

Периоды

Базисный

Отчетный

1

Торговая площадь предприятия

S

тыс м2

400

420

2

Число предприятий

N

ед.

2500

2410


 

Определите:

1) Средний размер торговой площади за каждый период.

2) Абсолютное и относительное изменение показателей, рассчитанных и приведенных по условию задания. Результаты расчетов представьте в таблице.

3) Абсолютное изменение общей торговой площади торговых предприятий вследствие изменения:

- числа предприятий;

- среднего размера торговой  площади предприятия .

Сделайте выводы.

 

Решение

  1. Определение среднего размера торговой площади предприятия 

Средний размер торговой площади за каждый период определяется как торговая площадь предприятия к числу предприятий.

В базисном периоде:   = 400000/2500 = 160 м2.

В отчетном периоде: = 420000/2410 = 174,27 м2.

 

2. Абсолютное и относительное изменение показателей представим в виде таблицы.

Абсолютное изменение каждого показателя вычисляется путем вычитания из показателя отчетного периода значения показателя базисного периода.

Относительное изменение показателя – это отношение показателя отчетного периода к показателю базисного периода.

Результаты вычислений представим в таблице 11

Таблица 11

Абсолютные и относительные изменения показателей

Показатели

Периоды

Изменения

базисный

отчетный

абсолютные

относительные

1

Торговая площадь предприятий, тыс. м2

400

420

20

5

2

Число предприятий

2500

2410

-90

-3,6

3

Средний размер торговой площади предприятия, м2

160

174,27

14,27

8,9

Информация о работе Метод статистических группировок в анализе рыночной инфраструктуры