Методы расчета и анализа индексов цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 18:11, контрольная работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.
Термин “статистика” употребляется в различных значениях. под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных, характеризующих население, экономику, культуру, образование и другие явления в жизни общества.

Содержание работы

Введение
1.Понятие и сущность цен и инфляции
2.Задачи статистики цен
3.Система показателей статистики цен
4.Принципы и методы регистрации цен
5.Методы расчета и анализа индексов цен
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ол гот.docx

— 50.03 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1.Понятие и сущность цен и инфляции

2.Задачи статистики цен

3.Система показателей статистики цен

4.Принципы и методы регистрации цен

5.Методы расчета и анализа индексов цен

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Переход к рыночной экономике наполняет  новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет  повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение  статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры  рынка, изучение тенденций и прогнозирования  спроса и предложения, принятия оптимальных  решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и  услуг.

Термин  “статистика” употребляется в различных  значениях. под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных, характеризующих население, экономику, культуру, образование и  другие явления в жизни общества.

Статистикой также называют особую науку, т.е. отрасль  значений, изучающую явления в  жизни общества с их количественной стороны. Как учебная дисциплина статистика составляет важный блок учебного плана подготовки коммерсантов, менеджеров, экономистов высшей квалификации.

Между статистической наукой и практикой существует тесная связь и взаимосвязь. Статистическая наука использует данные практики, обобщает их и разрабатывает методы проведения статистических исследований. В свою очередь, в практической деятельности применяются теоретические положения  статистической науки для решения  конкретных управленческих задач.

Статистика  имеет многовековую историю. Ее возникновение  и развитие обусловлены общественными  потребностями. История развития статистики показывает, что статистическая наука  сложилась в результате теоретического обобщения накопленного человечеством  передового опыта учетно-статистических работ, обусловленных, прежде всего  потребностями управления жизни  общества.

Во всем мире возрастает интерес к статистике. В нашей стране это внимание тем  более обострено в связи с  осуществлением экономических реформ, затрагивающих интересы всех людей. В статистических данных, отображающих развитие отдельных сторон жизни  общества и служащих информационной базой принятия управленческих решений, каждый из нас ищет результаты реформ.

Одним из непременных условий правильного  восприятия и тем более практического  использования статистической информации, квалифицированных выводов и  обоснованных прогнозов является знание статистической методологии изучения количественной стороны социально-экономических  явлений, природы массовых статистических совокупностей, значения и познавательных свойств показателей статистики, условий их применения в экономическом  исследовании.

В настоящее  время перед статистической наукой встают актуальные проблемы дальнейшего  совершенствования системы показателей, приемов и методов сбора, обработки, хранения и анализа статистической информации. Это имеет важное значение для развития и повышения эффективности автоматизированных систем управления, создания автоматизированных банков данных, распределительных банков данных и т.д., которые в свою очередь могли бы способствовать созданию автоматизированной системы коммерческой информации.

 

1. Понятие и сущность цен и  инфляции

 

Цена - многофункциональное  экономическое явление, ведущая  рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также  политические последствия. Поэтому  во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей  и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

Цена - сумма  денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.

Цены, процессы их образования и изменения представляют собой предмет статистического  исследования. Статистика цен - самостоятельный  блок, входящий как составная часть  в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику. Поэтому в органах государственной  статистики сформирована самостоятельная  служба статистики цен. Сложились уже  и альтернативные службы статистики цен.

Сущность  цены, ее экономическая природа проявляются  в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:

-индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и т. д.);

-маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т. д. В качестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.

Рыночная  цена выполняет различные функции. Цена - это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения  спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена - инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена - это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И, наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.

Цены  классифицируют по различным направлениям.

По сферам товарного обслуживания:

-оптовые цены, по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского назначения (между отраслями внутри оптовой сферы и из оптовой в розничную). При наличии разветвленной сети потребления товара оптимизировать продажу позволяют посреднические оптовые фирмы или организации (снабженческо-сбытовые организации, товарные биржи). При отсутствии потребности в посредниках поставщики и потребители устанавливают прямые хозяйственные связи;

-розничные цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве;

-закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров);

-цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы).

По способу  отражения транспортных расходов:

-цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции), расходы на остальной путь покрывает покупатель;

-цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта назначения.

По формам продаж:

-контрактные (договорные) цены - цены фактической договоренности между продавцом и покупателем;

-биржевые котировки - это уровень цены товара, реализуемого через биржу. Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки (скидки) за качество, удаленность от места поставки;

-цены ярмарок и выставок (часто льготные);

-аукционные цены, отражающие ход продаж на аукционах (различают стартовые цены и продажные).

Аукционы (публичные торги) бывают трех типов:

  1. С повышением цены (товар продают по цене, наиболее высокой из предложенных покупателями);
  2. Вейлинговые торги (цена предложения наивысшая, на экране-циферблате стрелки имеют обратный ход, покупатель нажатием кнопки определяет устраивающую его цену);
  3. С подачей заявок в запечатанных конвертах, при этом отсутствует возможность сравнения с запросами других покупателей.

По стадиям  продажи:

-цены предложения (цены продавца, или стартовые), по которым продавец желает продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных цен этого товара (за исключением аукционных и цен подряда), который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения - единственный источник информации об уровне цен на рынке;

-цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар;

-цены реализации (сделки, продажи, покупки) - фактические, или номинальные, цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен.

По степени  регулирования:

-жестко фиксированные (основной тип цен в условиях административно-командной экономики);

-регулируемые (допускаются изменения в определенных пределах, устанавливаются государством, как правило, на продукты повышенного социального назначения);

-свободные (не подвержены прямому вмешательству, формируются в соответствии с конъюнктурой рынка).

По степени  устойчивости во времени:

-твердые: устанавливаются при заключении договора на весь срок действия;

-подвижные: зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику;

-скользящие: в договоре устанавливается исходная цена и оговаривается порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены применяются к товарам, требующим длительного срока изготовления;

-с последующей фиксацией: в договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены: периодичность фиксации, база фиксации, сроки согласования и осуществления фиксации.

В качестве базовой цены, ориентира для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются:

  • Расчетные цены, которые обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом его технических и коммерческих условий;
  • Справочные цены, публикуемые в справочниках, каталогах, периодических изданиях. Как правило, это средние цены фактических сделок за определенный период, экспертные оценки, биржевые котировки, цены предложений крупных фирм и т. д.;
  • Цены прейскурантов и ценников. Прейскуранты выпускаются, как правило, производителем для готовых изделий, рассылаются клиентам, включают цены для конечных пользователей, стабильные скидки в разрезе всей или части товарной номенклатуры фирмы. При необходимости частого изменения цен прейскуранты дополняются вкладышами с коэффициентами изменений.

Кроме перечисленных  выделяют и другие виды цен, например:

-трансфертные (внутрифирменные - для обмена между цехами одного предприятия, дочерними фирмами, заграничными филиалами, конфиденциальны);

-мировые (выступают в качестве условной средней стоимости товаров, реализуемых в нескольких странах, на практике, как правило, модальные, т. е. цены отдельных стран - основных производителей товара).

Базовый, или установленный, уровень цены может быть скорректирован различными видами скидок (наценок). Наибольшее распространение  получили следующие:

- скидки  за оплату наличными; 

-сезонные скидки за покупку вне сезона;

-скидка за количество или серийность при покупке количества товара, увеличивающегося по сравнению с заранее определенным;

-скидка за оборот (бонусная) по определенной шкале в зависимости от оборота, достигнутого в течение согласованного сторонами срока;

-дистрибьюторские и дилерские скидки постоянным посредникам по сбыту;

-постоянным клиентам за «верность»;

-специальные скидки на пробные партии и заказы;

-скидки за возврат ранее купленной у этой фирмы устаревшей модели (или скидки при обмене на модернизированную модель);

-скидки при продаже подержанных товаров;

-экспортные скидки иностранным покупателям сверх скидок, предоставляемых на внутреннем рынке;

-скидки за потери при усушке, утруске, сортировке, за повышенное количество грязи (сухофрукты), потери жидких товаров при транспортировке, испарении (молоко в цистернах), трудноудаляемые остатки (мед), избыточное содержание влаги (хлопок, шерсть):

- надбавка  за индивидуальность заказа;

- надбавка  за повышенное качество;

- надбавка  за рассрочку платежа;

- надбавка  за дополнительные услуги;

- наценки  за упаковку, тару.

В условиях развитого рынка основным видом  цен являются свободные от жесткого регулирования цены, а ценообразование  становится инструментом маркетинга. Выработка ценовой стратегии  в первую очередь зависит от целей, преследуемых фирмой на рынке. Это, как  правило, максимизация прибыли или  доли на рынке, достижение стабильного  положения. В процессе ценообразования  учитываются такие факторы, как  спрос (закон спроса, ценовая эластичность спроса, психологическое восприятие цены), полные и предельные издержки, цены и возможности конкурентов, влияние других участников канала товародвижения, законодательные ограничения цен, различные характеристики товара.

Свободная калькуляция цены не означает ее полной стихийности и необузданности. В  большинстве развитых стран мира на разных этапах экономического развития проводилась политика сочетания  регулируемых и свободных цен. Например, в Германии и США только в 70-х  годах были отменены вертикально  фиксированные (основанные на твердых  договорах между промышленностью  и торговлей) цены, постоянно снижается  роль рекомендуемых цен (торговые фирмы  могут несколько изменять уровень  цен, предлагаемый производителем при  поставках).

Информация о работе Методы расчета и анализа индексов цен