Методы расчета и анализа индексов цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 18:11, контрольная работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.
Термин “статистика” употребляется в различных значениях. под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных, характеризующих население, экономику, культуру, образование и другие явления в жизни общества.

Содержание работы

Введение
1.Понятие и сущность цен и инфляции
2.Задачи статистики цен
3.Система показателей статистики цен
4.Принципы и методы регистрации цен
5.Методы расчета и анализа индексов цен
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ол гот.docx

— 50.03 Кб (Скачать файл)

Снижение  доли фиксированных цен сопровождается ростом эффективности экономического (налогового) регулирования цен. НДС  используется более чем в 40 странах  мира (в 17 членах ЕЭС) и считается  эффективной формой налогообложения  благодаря универсальности, стимулированию роста доходов, а не расходов. Во Франции, например, с 1989 г. действуют три ставки НДС:

5,5% - на  товары и услуги первой необходимости; 

18,6% - на  все товары и

28% - на  предметы роскоши, алкоголь, табак.

По соглашению в рамках ЕС в дальнейшем останутся  только две ставки - нормальная и  сниженная. Кроме того, от уплаты НДС  освобождаются мелкие предприятия, некоторые виды благотворительной  деятельности, льготы по НДС имеют  предприятия, выпускающие продукцию  социального характера и инвестирующие  науку.

Кроме экономического регулирования цен широко применяется  система административных (законодательных) мер. Нарушители подвергаются судебному  наказанию в виде штрафа или тюремного  заключения. Например, в США законодательно запрещены ценовые соглашения между  производителями, оптовой и розничной  торговлей, контролирование производителями  и оптовиками розничных цен на свои товары. В Австрии министр  экономики устанавливает либо верхний  предел цен социально значимых товаров  и услуг, либо «ножницы» цен. Контроль осуществляют местные органы самоуправления и «социальные партнеры» (профсоюзы  и др.). Во Франции широко применяются  обязательства между финансовой администрацией и конфедерациями предприятий, определяющие предельные уровни или  индексы цен на некоторые товары, улучшение качества как условие  роста цен на новую продукцию  и т. д. Для усиления контроля государство  субсидирует ассоциации потребителей. Контроль ужесточается при обострении инфляции (например, в 1980-1981 гг., когда  инфляция достигала 10 %).

Инфляция - повышение общего уровня цен и  обесценение денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и  товарным покрытием.

Диспропорцию  вызывает ряд взаимозависимых причин:

- инфляционный  спрос (в России это выпуск  не обеспеченных товарами денег,  покрывающих дефицит государственного  бюджета; непроизводительные расходы  государства; рост денежных доходов  населения, опережающий увеличение  производства и образующий дефицит  товаров. В мире, например, бойкот  стран-членов ОПЕК на продажу  нефти, вызвавший рост цен на  нефть, рост зарплаты под давлением  профсоюзов и др.);

- рост  уровня издержек (например, рост  цен на сырье, переориентация  продукции в связи с общественными  катаклизмами).

Рост  заработной платы и цен подталкивают друг друга, и умеренная инфляция при соответствующей политике государства  трансформируется в гиперинфляцию: разрушаются нормальные экономические  отношения, производители и потребители  избавляются от денег, вкладывая  их в непроизводительные ценности, переходят на бартерные расчеты, сворачивается производство и накапливаются  товары в расчете на их удорожание, растет спекулятивная деятельность, обесцениваются накопления целого поколения  людей. Страдают от инфляции граждане с фиксированными доходами, вкладчики-кредиторы  и предприниматели. Выигрывают фирмы, имеющие возможность легко увеличить  и зарплату, например торговцы драгоценностями, стоимость которых во время инфляции растет быстрее, чем стоимость жизни.

 

2. Задачи статистики цен

 

Тип экономики  накладывает отпечаток на решаемые статистикой цен общие и конкретные задачи. Они определяются характером ценообразования, ролью и функциями цены. Концепция статистики цен в условиях плановой экономики и командно-административной системы исходила из необходимости получения информации для плановых и управляющих государственных органов. В задачи статистики цен входили главным образом оценки изменения цен с позиции уровня жизни населения, выделение ценового фактора стоимостных показателей товарооборота, продукции, национального дохода, а также торговой скидки как фактора прибыли. Эти концептуальные задачи решались на практике с помощью основной функциональной задачи: анализа динамики цен, основанного на индексном методе. Кроме того, статистика цен занималась изучением структуры плановых цен, обеспечением базы ценообразования и контроля цен. Весьма ограниченно изучались региональные различия цен, их колеблемость и сезонность (по ценам колхозного рынка), практически не рассматривались соотношения цен различных товаров.

Требования  рынка не только расширяют и углубляют  задачи статистики цен, вытекающие из плановой концепции, но и принципиально  меняют их. В основу современной  классификации концептуальных задач  статистики цен могут быть положены следующие критерии: цели, достигаемые  решением задачи, и субъекты, заинтересованные в решении задачи.

Первая  классификация включает три концептуальные задачи.

1. Характеристика  состояния (конъюнктуры) рынка.  Решая эту общую задачу в  условиях рынка, статистика рассматривает  поведение цен как опосредованную  реакцию на изменение экономической  ситуации (денежная эмиссия, сбалансированность  спроса и предложения, рост  и дифференциация доходов населения,  изменение цен на взаимосвязанные  товары, изменение уровня качества  товаров и требований к нему  и т. д.).

2. Характеристика  цены как инструмента управления  рынком. С этой позиции статистика  изучает возможности и степень  воздействия цен на производство (в том числе и с помощью  налогов, заложенных в структуру  цены), обращение (от цены зависят скорость оборота и издержки обращения), спрос. Общепризнанная обратная зависимость между ценой и спросом не всегда подтверждается на практике, например в случае «престижной» цены или цены «показателя качества». Статистика цен имеет возможность обосновать экономические рычаги для маркетингового регулирования рынка.

3.Анализ  цен с позиции маркетингового  управления ценообразованием и  государственного регулирования  цен. Решение этой задачи предполагает  статистически выявить закономерности  ценообразования, поведения цен  и поведения покупателя, установить  влияние их на уровень жизни,  смоделировать и осуществить  прогноз изменения цен.

Второй  классификацией - с позиции пользователей  и заказчиков статистической ценовой  информации - выделяются следующие  общие задачи статистики цен.

1. С позиции  государства: изучение цены как  орудия социальной и экономической  эффективности рынка, как фактора  уровня жизни, как главной составляющей  инфляционных процессов; изучение  влияния цен на рынок труда,  прогнозирование последствий изменения  цены; изучение цены в роли  дефлятора для пересчета стоимостных  показателей: как важнейшего фактора  формирования бюджета; статистическое  изучение цен, моделирование их  закономерностей для принятия  решений по ценообразованию, для  контроля над денежным обращением  в стране; анализ цен с целью  регулирования уровня цен на  стратегические и жизненно важные  товары, для выявления отраслей, в которые невыгодно вкладывать  капитал, где неэффективен частный  сектор, и т.д.

2. С позиции  производителя, продавца: изучение  цен как инструмента маркетинга, анализ внутривидовых, региональных  уровней цен и их дифференциации, моделирование взаимосвязи цен  и качественных характеристик  товара, структуры цен в отрасли,  изучение цен альтернативных  товаров и других субрынков  и т. д.

3. С позиции  покупателя: изучение цен как  фактора индексации доходов, формирования  потребительской корзинки и прожиточного  минимума; определение ценового  влияния на уровень жизни раз  личных социальных групп населения;  анализ соответствия цен качеству  товаров и уровню доходов, предпочтениям  потребителей; выявление ассортиментной  дифференциации цен как фактора  выбора (вынужденности) покупки и  т. д.

Перечисленные выше концептуальные задачи статистики цен решаются с помощью конкретных функциональных задач, которые включают:

- регистрацию  цен, наблюдение за их изменением;

- анализ  уровня цен, его дифференциации;

- характеристику  структуры цен;

-изучение соотношений цен различных товаров, субрынков и перекрестной эластичности цен;

-оценку, анализ и моделирование колеблемости, цикличности и сезонности цен;

- региональный  анализ цен;

- анализ  и моделирование динамики цен;

-выявление и моделирование факторов, влияющих на уровень, вариацию и динамику цен;

- прогнозирование  цен.

Статистика  цен, представляющая в условиях плановой экономики функцию государственного управления, по мере расширения рыночных отношений все больше вовлекается  в круг интересов бизнес-статистики. Возникают альтернативные службы статистики цен, деятельность которых обусловлена потребностями рыночных структур.

 

3. Система показателей статистики  цен

 

Цены - сложная  система, составной элемент рыночного  механизма. Следовательно, статистическое изучение цен требует развернутой  системы показателей, соответствующей  требованиям рыночной экономики. Система  показателей должна отразить различные  виды дифференциации рыночных цен: ассортиментный, территориальный, во времени, по социально-доходным группам, раз личным субрынкам. Рынок  делает цены гибкими, чутко реагирующими на изменение различных факторов. Поэтому показатели эластичности цен, их соотношений должны найти отражение  в системе показателей статистики цен. Возможность для населения  выбора товаров с определенным сочетанием качества и цен, соответствующих  определенному уровню дохода и потребительским  требованиям, определяет необходимость  использования в системе показателей  статистических оценок соответствия и  отражения в цене качества товара, потребительских предпочтений. Либерализация  ценообразования и перспектива  стабилизации экономики позволяют  закладывать цены в математические модели.

Важнейшими  остаются показатели динамики (особенно индексы) и прогнозные оценки (с учетом прогноза условий и факторов, влияющих на цены). Особое значение приобретают  показатели динамики цен, учитывающие  качественные изменения товаров. Система  показателей статистики цен отражает диалектическое единство анализа цен  в статике и динамике, сочетание  синтетического и аналитического подхода  к изучению указанных проблем, включает показатели государственной статистики цен и статистики цен рыночных структур.

Система показателей статистики цен и  ценообразования.

Блоки

показателей

Показатели

Субпоказатели

Уровень цен

Индивидуальный уровень

Моментная цена товарного вида, сорта  товара-представителя

 

Средний уровень

Средняя цена на дату и за период: по товарной группе (комплексу); по территории, в том числе городу и селу; по субрынкам; по группам покупателей

 

Обобщающий уровень

Стоимость потребительской корзины; отношение индивидуальной, средней  и обобщающей цены к доходу

Структура цены

Себестоимость, наценки, скидки (оптовые, розничные), налоги

Удельный вес каждого элемента в конечной (розничной) цене товара; удельный вес валового дохода (реализованного наложения) в товарообороте; соотношение  оптовых и розничных цен; соотношение  структурных элементов розничных  цен

Соотношение цен

Коэффициенты соотношения цен  регионов, субрынков, товаров

Отношение цен товаров к базовой  цене; степень отклонения соотношений  цен от базовых; степень устойчивости соотношений в динамике

Вариация цен

Показатели вариации цен в пространстве (социально-экономическом и географическом) и во времени

Распределение цен в пределах товарной группы (группировка одноименных  товаров по уровню цен); уровень территориальной  колеблимости цен (группировка регионов или поселений по уровню цен); уровень  устойчивости цен в динамике (коэффициент  аппроксимации трендовой модели); уровень сезонных и циклических  колебаний цен; степень различий цен покупок в социальных группах  населения (группировки потребителей по уровню цен покупки)

Динамика цен

Показатели динамики отдельных товаров-представителей, товарных групп, всех товаров

Индивидуальные индексы цен; групповые  индексы цен; общий (сводный) индекс цен; индекс средних цен; тренд цен

Соответствие цены качеству товара и  покупательским мнениям

Показатели влияния качества на цену, динамику качества, динамику цен

Параметры моделей; коэффициенты эластичности; индексы; экспертные оценки

Эластичность

Показатели зависимости цен от социально-экономических факторов, зависимости цен одних товаров  от цен других

Эмпирический коэффициент эластичности; коэффициент перекрестной эластичности; теоретический коэффициент эластичности

Информация о работе Методы расчета и анализа индексов цен