Методы расчета и анализа индексов цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 18:11, контрольная работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.
Термин “статистика” употребляется в различных значениях. под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных, характеризующих население, экономику, культуру, образование и другие явления в жизни общества.

Содержание работы

Введение
1.Понятие и сущность цен и инфляции
2.Задачи статистики цен
3.Система показателей статистики цен
4.Принципы и методы регистрации цен
5.Методы расчета и анализа индексов цен
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ол гот.docx

— 50.03 Кб (Скачать файл)

 

4. Принципы и методы регистрации  цен

 

Существуют  две концепции регистрации цен. В основе первой, получавшей название прейскурантной методики, лежит строго документированный и сплошной учет цен, который в известной мере был оправдан в условиях политики стабильных цен, сравнительно узкого и  малоизменяющегося ассортимента товаров. Практически регистрировались не сами цены, а только изменения цен. По мере расширения объема и ассортимента товаров стали накапливаться  серьезные ошибки: происходило неучтенное (скрытое) повышение цен, обусловленное  появлением якобы «новых» видов  товаров, и скрытое нарастание инфляционных процессов, так как не считались  изменением и не учитывались в  индексе новые цены на ранее не выпускавшиеся разновидности товара, временные цены на товары улучшенного  качества, уценка залежалых товаров  и т. п. Эта концепция считалась  основной в условиях централизованной плановой экономики; в рыночных условиях она применяется на коммерческих предприятиях с хорошо поставленным учетом.

С конца 80-х годов в связи с либерализацией цен, началом перехода к рынку  официальное признание получила выборочная концепция регистрации  цен, согласующаяся с международной  практикой. В предшествующие годы такой  метод статистического наблюдения за ценами ограничивался рамками  статистики колхозной торговли, потребительской кооперации и статистики семейных бюджетов.

Накопленный опыт наблюдения за рыночными ценами позволил государственной статистике оперативно перейти на выборочную систему  регистрации цен, основанную на следующих  принципах:

-отказ от массового документированного учета, практически не возможного в условиях различных форм собственности, и переход к ограниченному использованию документов;

-отказ от сплошного учета цен и переход к использованию выборочного метода во времени, пространстве и товарной массе;

-формирование потребительской корзинки, т. е. набора товаров-представителей;

-введение системы поправок на изменение качества товаров;

-полный охват всех форм и видов торговли (субрынков). Ряд проблем, связанных с регистрацией цен остался спорным и продолжает обсуждаться.

Формирование  выборочной совокупности осуществляется по схеме.

  1. Выборка во времени. Оптимальной считается ежемесячная регистрация цен. При необходимости на минимум товаров может быть организовано еженедельное или ежедневное наблюдение за ценами.
  2. Отбор товаров-представителей. Осуществляется выбор репрезентирующих всю совокупность товаров, характеризующих общие закономерности, тенденции, уровни цен.

Товар-представитель - конкретная марка, артикул или малая  товарная группа, основа которой - общность потребительского назначения.

Отбор товаров-представителей из генеральной совокупности, сгруппированной  по характеру использования товаров, может осуществляться по критериям: доля данного товара в объеме реализации товарной группы, возможность регулярного  получения данных, вариация индивидуальных индексов в группе, степень корреляции в динамике цен товаров группы. Как правило, предпочтение отдается первым двум критериям как менее дорогостоящим.

В нашей  стране с 1989 г. статистическими органами велось наблюдение за ценами на 700 товаров-представителей (650 непродовольственных), а с 1 квартала 1990 г. - уже на 1030. С 1992 г. по договоренности между Госкомстатом РФ и Департаментом статистики Международного валютного фонда (МВФ) это число сократилось до 407 товаров. Для сравнения: потребительская корзина в США состоит из 300 продуктов и услуг- представителей, во Франции - 250, Англии - 350, Германии - 475.

3.Выбор конкретной разновидности товара-представителя и вида регистрируемой цены. Для регистрации цены товара-представителя применяется подробная спецификация товара - перечень его обобщенных потребительских признаков. Определение спецификаций требует экспертных знаний. При этом необходимы постоянство 'указанных параметров товара, возможность следить за их изменением, значительная доля товара в объеме товарооборота, достигнутая и прогнозируемая устойчивость продаж.

Принципиальное  отличие набора товаров-представителей, разработанного в соавторстве с  экспертами МВФ, от действовавшего в 1989-1992 гг. - отсутствие единых и твердых  спецификаций. В современных условиях конкретные параметры спецификации самостоятельно определяются регистратором  и содержат характеристики - название торговой фирмы, размер, качественные признаки и др. Предполагается в  дальнейшем регулярно повышать профессиональную квалификацию регистраторов, внедрять методы вероятностной выборки, проводить  отбор спецификаций по принципу: каждый товар (в том числе с небольшим  объемом продаж) имеет право быть представленным в выборке.

Возможны  четыре варианта регистрируемой цены товара-представителя:

- модальная, 

- простая  средняя арифметическая,

- взвешенная,

- случайно  отобранная.

По действующей  ныне методике регистрируется модальная  цена, т. е. цена товара с наибольшим объемом реализации в товарной группе. Если таких товаров несколько, исчисляется  простая средняя арифметическая цена этих товаров. Для оценки уровня цен товара такой подход является упрощенным - не учитывается распределение  товаров по размерам и ростам (так  как берется наиболее распространенный товар), а также распределение  продажи по ценам различных видов  товаров.

4.Выборка по территории (отбор населенных пунктов, предприятий торговли). Возможны следующие варианты:

-выборка, в которой пропорционально представлены крупные, малые города и села (географические, административные регионы);

-широко применяемая в международной практике выборка пропорционально размерам (ВПР) - в выборку включаются все города с численностью населения больше заданной, а оставшиеся отбираются с вероятностью, пропорциональной их размерам;

-выборка с учетом дисперсии, способствующая уменьшению разброса (дисперсия цены или дохода в регионе не должна превышать общей величины дисперсии);

-выборка на основе интервальной группировки населенных пунктов (единица с меньшим объемом признака, например, численности населения имеет равную вероятность выбора со всеми единицами группы);

-гнездовая выборка (с помощью кластерного анализа выделение территорий, однородных по совокупности цен на основные товары).

Часто имеет  смысл комбинировать различные  методы выборки в зависимости  от целей исследования и возможностей страны, географического положения  и т. д. Так, например, в США в  выборку включают 12 городов (свыше 1 млн. чел.), остальные разбиваются  на 3 группы с учетом климата, плотности  населения, уровня дохода и др., в  которых производится случайный отбор. В большинстве западных стран из-за дороговизны обследуются только столицы и некоторые крупные города, что в определенных условиях ведет к ошибочным выводам относительно населения других населенных пунктов. В России, как стране с большими социальными, региональными различиями, необходим отбор, в котором представлены городское и сельское население, различные географические регионы, населенные пункты разного размера (по численности на селения). Наблюдение за ценами на товары-представители организовано в 834 районных, областных, краевых, республиканских центрах России (15% районных центров каждой области).

Для обследования в каждом городе отбираются 2-3 крупных  универмага и специализированные магазины. В перспективе планируется оптимизировать отбор торговых предприятий с  учетом того, что цены в зависимости  от величины, типа (элитарные, фирменные, универсальные и специализированные), расположения (в центре и в «спальном» районе) магазинов могут сильно различаться. В США выборка магазинов ежегодно обновляется на 1/5 часть, в нее  входят магазины, наиболее посещаемые семьями, попавшими в обследование. В России эта методика еще недостаточно отработана. Предлагается следующая  очередность отбора: населенные пункты; семьи; посещаемые ими магазины; конкретные товары в этих магазинах. Для экономии и рационализации выборки будут  проводиться специальные серии  выборочных обследований населенных пунктов, семей, магазинов.

В условиях рынка каждое предприятие само обеспечивает себя необходимой для маркетинга статистической информацией: наряду с  собственной отчетностью подразделения  или специализированные маркетинговые  фирмы формируют панели потребителей, занимаются опросом и анкетированием покупателей, изучают поведение  конкурентов и региональные возможности  сбыта. Но частным фирмам нужна и  ценовая информация на рынке в  целом. Организовать получение такой  информации может только государственная статистика, которая выступает продавцом информации, имеющим научную школу, опыт, обоснованную с помощью дорогостоящих обследований и научных разработок методологию. Необходимы постоянное наблюдение за ценами (мониторинг), использование экспертных оценок, методов малой выборки в наиболее представительных точках, изучение взаимосвязи цен и спроса (на базе представительной панели).

Кроме того, система наблюдения за ценами включает выборочное обследование контрактов-договоров, использование материалов финансовых и других проверок, данных налоговых  органов. Ценной становится любая информация: маркетинговая, торговых корреспондентов, публикации крупных компаний, экономических  институтов и т. д. Особую важность приобретает  разработка перспективных способов наблюдений; покупатель также может  быть информатором, у него можно  получить дополнительные сведения на выборочной основе, близкие к реальным (например, о цене покупки, соответствии цены товара его потребительским  свойствам). Сочетание опроса покупателей  с экспертными оценками позволит избежать влияния субъективности покупательских мнений на анализ.

 

5. Методы расчета и анализа  индексов цен

 

Ведущая роль в статистическом изучении динамики цен принадлежит индексному методу. Сравнение цен одного товара осуществляется с помощью индивидуального (однотоварного) индекса цен.

Индекс  средних цен применяется при  изучении изменения цен товарных групп, цен одного товара по различным  территориям и субрынкам.

Товары  должны быть достаточно однородными, чтобы  их количество поддавалось суммированию.

Денежные  расходы населения на покупку  товаров определяются двумя составляющими: уровнем цен на отдельные виды товаров и структурой продажи. Различаются два вида структурных сдвигов в продаже: отражающие изменение качества товара и вызывающие только изменение средней цены. К последним относится перераспределение товарной массы по территориям, субрынкам, а также негативный процесс «вымывания» из ассортимента дешевых товаров, пользующихся спросом населения. Статистика изучает этот процесс с помощью системы индекса средних цен.

Основной  формой индекса цен для совокупности разнородных товаров является агрегатный индекс. Цены различных товаров (например, конфет и компьютеров) складывать бессмысленно. Несуммируемость элементов совокупности преодолевается путем взвешивания  каждой цены по количеству проданных  товаров. Сумма произведений цен  товаров на их количество составляет товарооборот совокупности товаров. Чтобы  выявить непосредственно изменение  цен, необходимо зафиксировать показатели количества на одном из уровней.

Четкость  интерпретации, экономический смысл  и удобство практического расчета  сделали ее самой популярной в  мире для расчета индекса потребительских  цен, который показывает, во сколько  раз изменились бы потребительские  расходы в текущем периоде  по сравнению с базисным, если бы при изменении цен уровень  потребления оставался прежним. Такой расчет корректен при отсутствии значительных количественных и качественных изменений в структуре потребления (во времени и по территории, если индекс рассчитывается для нескольких регионов).

Изучение  динамики розничных цен (например, для  получения дефлятора, позволяющего рассчитать стоимостные показатели от четного периода в сопоставимых ценах) должно быть максимально приближено к совокупности товаров, произведенных  в отчетном периоде.

Разновидностью  розничных цен являются цены на продукты массового (общественного) питания. Они  образуются на базе розничных или  оптовых цен на продукты, покупаемые предприятиями массового питания  с добавлением наценки, возмещающей издержки на переработку продуктов и дающей прибыль. Непосредственная регистрация цен продукции массового питания практически невозможна из-за большого разнообразия ее состава и отсутствия стабильной единицы измерения. Поэтому для расчета индекса цен на продукцию массового питания исчисляют индекс цен на израсходованные продукты и товары, проданные на предприятиях массового питания, и индекс ценовых факторов наценки. Последний, в свою очередь, состоит из двух индексов: индекса норм наценок (т. е. процента наценки к цене продукта) и индекса изменения самих цен.

Индексы при систематическом расчете  из года в год образуют индексные  ряды. Различают базисные ряды (цены каждого года сравниваются с ценами года, принятого за базу) и цепные (характеризующие изменение цен  по сравнению с предыдущим годом). Веса индексов ряда могут быть постоянными (на уровне одного года), и тогда произведение цепных индексов даст базисный индекс. Применение системы переменных весов (по количеству товаров отчетного  года) в индексном ряду цен порождает  ошибку при переходе от цепных индексов к базисным и обратно, так как  позитивна корреляция между текущим  изменением цен и прошлым изменением количества проданных товаров. Эта  ошибка мала, если корреляционная связь  между изменением цен и количества проданного товара незначительна. На практике система цепных индексов (достоинство - сокращает период сравнения, ограничивает круг несопоставимых товаров) используется для коротких периодов, затем осуществляется поправка по формуле базисного периода, так как за длительный период ошибка накапливается.

Информация о работе Методы расчета и анализа индексов цен