Международный опыт статистического учёта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2012 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть процесс организации статистики в РФ в сопоставлении с международным опытом статистического учёта.
Общая цель достигается путем решения следующих частных задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты сбора и обобщения статистических данных, этапы его проведения, цель, программа, формы, способы, виды;
2. Изучить организацию статистического учета в Российской Федерации;
3. Выявить и обобщить опыт организации статистики на примере зарубежных стран.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИКИ……………………
5
1.1 Становление и этапы статистического учёта в РФ……………………...
5
1.2 Понятие сбора и обобщения статистических данных…………………..
9
Глава 2 ОРГАНИЗАЦИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЁТА В РОССИИ…...
17
2.1 Общие принципы организации статистического учёта в РФ…………..
17
2.2 Порядок предоставление первичных статистических данных…………
21
Глава 3 МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЁТА…………………………………………………………………………

24
3.1 Международный опыт статистического учёта………………………….
24
3.2 Сопоставимость учётных данных ………………………………………..
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………

Файлы: 1 файл

Статистика 1.docx

— 75.59 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….

3

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИКИ……………………

5

1.1 Становление и этапы  статистического учёта в РФ……………………...

5

1.2 Понятие сбора и обобщения  статистических данных…………………..

9

Глава 2 ОРГАНИЗАЦИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЁТА В РОССИИ…...

17

2.1 Общие принципы организации  статистического учёта в РФ…………..

17

2.2 Порядок предоставление  первичных статистических данных…………

21

Глава 3 МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ  СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЁТА…………………………………………………………………………

 

24

3.1 Международный опыт  статистического учёта………………………….

24

3.2 Сопоставимость учётных  данных ………………………………………..

30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..   

34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..

36

   
   
   
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Для статистической практики в последние годы важнейшим вопросом стало информационное отображение новых социально-экономических явлений. Например, относится организация получения и анализ данных, отображающих изменение форм собственности, негосударственную занятость населения и безработицу, деятельность рыночных финансово-кредитных структур и основное реформирование налоговой системы, новые виды миграции граждан и поддержку возникших малоимущих социальных групп, а также многое другое. Кроме того, в целях отслеживания введения рыночных отношений и складывающихся реалий серьезной корректировки, потребовали системы показателей, сбор и разработка данных в традиционных областях статистического наблюдения: по учету основных результатов промышленного и сельскохозяйственного производства, внутренней и внешней торговли, деятельности объектов социальной сферы и т.д. Вместе с тем, незначительная часть получения адекватной и однозначной информации в настоящее время возрастает.

Актуальность темы определяется нуждой реформирования государственной статистики, с целью повышения качества выходящих данных, их достоверности и доступности. Роль статистики все более и более увеличивается, что связано с нарастанием темпов экономических реформ в стране, усложнением решаемых задач, ростом общественно-политической активности.

Редкая статистика действовала в Советском Союзе. Она имела как бы два уровня. Первый, часто строго закрытый, включал в себя сбор и анализ информации о реальном положении дел в государстве для узкого круга политического руководства. Второй ярко выраженный, носящий тональность победного донесения - для «широких масс трудящихся», Как раз к той статистике применимо известное ироническое высказывание английского государственного деятеля и писателя Г. Дизраэли: «Имеются три рода лжи: ложь, наглая ложь и статистика».

Цель данной работы - рассмотреть процесс организации статистики в РФ в сопоставлении с международным опытом статистического учёта.

Общая цель достигается путем  решения следующих частных задач: 

1. Рассмотреть теоретические аспекты  сбора и обобщения статистических данных, этапы его проведения, цель, программа, формы, способы, виды;

2. Изучить организацию статистического учета в Российской Федерации;

 3. Выявить и обобщить опыт организации статистики на примере зарубежных стран.

В работе используются методы анализа различных научных изданий. Источниками информации стала статистическая методология различных стран. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИКИ

 

    1. Становление и этапы статистического учёта в РФ

 

Статистический учет - учет однородных массовых явлений и процессов в рамках всего общества связан с другими видами хозяйственного учета, имеет свои особые приемы сбора данных (переписи, анкеты, опросы) и способы их обработки (группировка, сводка, исчисление различных показателей: средних, индексов, коэффициентов корреляции и т. п.). Статистический учет, прежде чем стать общественной наукой в его современном понятии, прошел многовековую историю, связанную с человеческой деятельностью. Возник учет из практических потребностей людей. Хозяйственные, фискальные и военные нужды уже много тысячелетий назад вызывали потребность в подсчете результатов деятельности человека, в учете численности населения, его возрастного состава, занятий, земельных угодий, налогов и т.д. Для удовлетворения этих потребностей  государства  проводили статистические исследования от случая к случаю, от описания отдельных событий, к систематическим научно обоснованным наблюдениям массовых процессов и явлений общественной жизни (например, всемирные переписи населения) с целью изучения их состояния и изменений во времени.

Зарождение  официального учета России можно отнести к  концу XVII - началу XVIII веков, когда реформы  Петра I (1683-1725 гг.) охватывали основные направления общественной жизни  и развития национального хозяйства:  административное управление, экономику, армию, культуру и быт населения, которые вызывали потребности власти в полном и точном учете численности  населения, материальных ресурсов и  результатов. В начале  XIX века началось организационно-структурное оформление российской государственной статистики. В сентябре 1802 года в соответствии с Высочайшим манифестом Александра  I вводится письменная отчетность созданных министерств. В 1811 году (20 марта) был создан официальный центр правительственной статистики-Статистическое отделение при Министерстве полиции, куда поступала вся отчетность губерний. Первым руководителем Статистического отделения был назначен академик К.Ф. Герман (1767-1838). В то время организация статистики была децентрализованная, так как сведения собирались по направлениям из министерств.  С 1803 года стали выпускаться статистические сборники правительственными органами о состоянии дел в экономике. Очевидная необходимость централизованного руководства статистическими работами и учетом деятельности привела к преобразованию в 1852 году Статистического отделения в Статистический комитет, который с 1858 года стал Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел (ЦСК).  В июне 1918 года было организовано Центральное статистическое управление (ЦСУ) на правах народного комиссариата, на которое возлагалась задача централизованного руководства организацией государственной статистики и развитием еѐ методологии. Позднее, с созданием СССР, были учреждены центральные статистические управления в союзных республиках, а также краевые, областные и районные  управления статистики.

В 1930-1948 годах ЦСУ входило  в состав Госплана СССР и выполняло, кроме учета деятельности предприятий, функцию контроля за ходом выполнения планов. За годы Великой Отечественной войны проводился оперативный учет трудовых и материальных ресурсов, большое количество срочных переписей: кадров, оборудования, топлива и т.д.Новые потребности в совершенствовании государственного управления обусловили последующую реорганизацию государственной статистики. В 1948 году ЦСУ Госплана СССР было преобразовано в ЦСУ при Совете Министров СССР, а в 1978 - в ЦСУ СССР. Очередная реорганизация статистических органов началась после 1985 года, на базе ЦСУ СССР был создан союзно-республиканский Государственный комитет СССР по статистике (Госкомстат СССР).

В связи с распадом СССР в конце 1991 года правопреемником  Госкомстата СССР стал Государственный  комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России), который  в 2004 году преобразован в Федеральную  службу государственной статистики (ФСГС).

Федеральная служба государственной  статистики, или кратко Росстат, осуществляет руководство всей государственной  статистической деятельностью в  стране и обеспечивает формирование полной, достоверной, научно обоснованной статистической информации и руководствуется  Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993 году, которая установила, что  в стране действуют «официальный статистический учёт». Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе  государственной статистики в Российской Федерации» (ФЗ № 282 ,от 29.11.2007) конкретизировал цели, задачи и принципы официального статистического учета. Официальная статистика, в соответствии с законом РФ, нацелена на обеспечение общества комплексной информацией, характеризующей состояние и развитие социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов и представляет собой инструмент познания общества в целом.

В России сформировалась официальная  статистика, которая стремилась объективно отражать реальную жизнедеятельность  населения и предприятий.

Условно можно выделить несколько  исторических периодов развития учета:

- примитивный учет (около 6 тыс. лет назад), вел учет населения, имущества, скота и других предметов обихода от случая к случаю; когда организовывались первые переписи населения в Китае, Индии, Древнем Риме, Египте и других странах мира;

- расчетный учет (400 лет до нашей эры до середины нашего тысячелетия), когда Аристотель, Демокрит, Платон и другие философы разработали элементы экономической теории, сформулировали понятия «экономия», «количество», «сущность», «отношения» и другие; в середине 16 века, У.Петти предложил описание фактов заменить «политической арифметикой» и выявлять закономерности и взаимосвязи общественных явлений с помощью различных расчетов, через числовые данные;

- эмпирический учет (400 лет назад),  использовал методы наблюдения, описания явлений и выражал свои результаты в общих представлениях и отдельных понятиях, был в виде «государствоведения», когда органы власти имели специальных писцов, законодательно устанавливали регулярные ревизии деятельности хозяйствующих структур (например, указ Петра Великого в 1718 году о ревизиях). Послы в обязательном порядке собирали сведения о состоянии экономики и богатстве государств соседей, вероятном противнике, его военной мощи и намерениях;

- статистический учет (210 лет назад до настоящего времени) связан с созданием государственных органов (например, Манифест Александра  I «Об учреждении министерств», 8 сентября 1802 года по старому стилю), которые осуществляли планомерный и научно обоснованный сбор, обработку и анализ данных о явлениях и процессах общественной жизни, путем проведения регистрации фактов по заранее разработанной государственной программе наблюдений.

Все виды учета выполняют  одни и те же функции в управлении: информационную и контрольную. Они дополняют друг друга, используя часто одну и ту же информацию. В XXI веке официальный статистический и другие виды учета превращаются в национальный учет, который оформляется многими странами мира законодательно.

Данные статистического учета используются для экономического анализа прогнозирования на текущий и перспективный периоды в разрезе отдельных организаций, экономического региона  и страны. Статистика не ограничивается отражением процессов материального производства. Она охватывает все стороны экономической и общественной жизни.

 

 

    1. Понятие сбора и обобщения статистических данных

 

  Для изучения социально-экономических явлений и процессов общественной жизни следует, прежде всего собрать о них необходимые сведения - статистические данные.

Под статистическими данными или ещё её называют информацией, понимают совокупность количественных характеристик социально-экономических явлений и процессов, полученных в результате статистического наблюдения, их обработки или отвечающих расчетов.

Основными свойствами статистической информации являются ее массовость и  стабильность. Первая черта связана  с особенностями предмета исследования статистики как науки, а вторая - говорит о том, что когда-то собранная информация остается постоянной и, следовательно, имеет способность изживать себя. Таким образом и выводы о состоянии и развитии явления произведённые на основе анализа информации, полученной несколько лет назад, могут быть неполными и даже ложными. Важной частью любого статистического исследования является статистическое наблюдение.

Статистическое наблюдение - это массовое, планомерное, научно-организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности. Примером статистического наблюдения являются опросы общественного мнения. Такое наблюдение применяется с целью раскрытия отношения людей к некоторым представляющим интерес вопросам или спорным событиям. Сбор и обобщение статистических данных может организовываться органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм.

Процесс проведения сбора  и обобщения статистических данных включает следующие этапы:

- подготовка наблюдения;

- проведение массового сбора данных;

Информация о работе Международный опыт статистического учёта