Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2012 в 10:57, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть процесс организации статистики в РФ в сопоставлении с международным опытом статистического учёта.
Общая цель достигается путем решения следующих частных задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты сбора и обобщения статистических данных, этапы его проведения, цель, программа, формы, способы, виды;
2. Изучить организацию статистического учета в Российской Федерации;
3. Выявить и обобщить опыт организации статистики на примере зарубежных стран.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИКИ……………………
5
1.1 Становление и этапы статистического учёта в РФ……………………...
5
1.2 Понятие сбора и обобщения статистических данных…………………..
9
Глава 2 ОРГАНИЗАЦИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЁТА В РОССИИ…...
17
2.1 Общие принципы организации статистического учёта в РФ…………..
17
2.2 Порядок предоставление первичных статистических данных…………
21
Глава 3 МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЁТА…………………………………………………………………………
24
3.1 Международный опыт статистического учёта………………………….
24
3.2 Сопоставимость учётных данных ………………………………………..
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………
Целью проведения статистического учета в Российской Федерации является формирование в соответствии с государственной статистической методологией полной, объективной, актуальной и надежной статистической информации, необходимой для решения стоящих перед нею задач.
Задачи государственной статистики:
- информационное обеспечение органов государственного управления, а также физических и юридических лиц для оценки текущего состояния интересующего их процесса или явления.
- разработка государственной статистической методологии с учетом международной системы учета и статистики
- обеспечение взаимодействия информационных баз данных, созданных разными организациями государственной статистики;
- обеспечения равного доступа юридических лиц и граждан к открытой статистической информации, всестороннего освещения социально-экономического, демографического положения Российской Федерации, Государственные статистические наблюдения проводятся на основе данных первичных учетных документов, а так же граждан, в том числе занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Главным учётно - статистическим центром в Российской Федерации является Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики (РОССТАТ). Формы и методы сбора и обработки статистических данных, методология расчета статистических показателей, установленные Росстатом , являются статистическими стандартами Российской Федерации.
Основными функциями Росстата являются:
1) организует проведение государственных статистических наблюдений по разработанным им или согласованным с ним программам, формам и методикам;
2) обеспечивает функционирование «Информационного письма об учете в Статрегистре Росстата».
3) обеспечивает сбор, обработку,
хранение и защиту
4) Сравнивает основные социально-экономические показатели России с подобными показателями других стран, совместно с Центробанком составляет платежный баланс страны;
5) проводит единую техническую политику в районе сбора, обработки и передачи статистической информации, в разработке и формировании федеральных программ по вопросам, порученным Росстату.
2.2 Порядок предоставление
первичных статистических
Первичные статистические данные
предоставляются всеми
Предоставление респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета осуществляется с соблюдением следующих условий:
а) формирование субъектами официального статистического учета на основе первичных статистических данных и административных данных официальной статистической информации;
б) наличие форм федерального статистического наблюдения, утвержденных в установленном порядке, и указаний по их заполнению;
в) доведение субъектами официального статистического учета бланков форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению до респондентов;
г) наличие письменного запроса
субъекта официального статистического
учета о предоставлении административных
данных или соглашения об информационном
взаимодействии субъекта официального
статистического учета и
Первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций, необходимые для формирования официальной статистической информации.
ГЛАВА 3 МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЁТА
3.1
Международный опыт
Международные стандарты статистического учёта устанавливаются для достижения сопоставимости исчисляемых в различных странах показателей, с их помощью единообразно характеризуются важнейшие социально-экономические явления в мире и выводятся итоги по странам, регионам и миру в целом. Основным международным органом статистики является ООН, им установлено общеметодологические положения.
Общеметодологические положения - это документы ООН, в которых изложены принципы и методология построения систем сводных показателей, охарактеризовать важнейшие взаимосвязи в экономике и результаты ее функционирования. Статистические исследования различных стран могут быть сопоставимы только при условии, если они проводились по одной методологии, т.е. были скоординированы. Первыми организациями, наделенными координирующими функциями, стали международные статистические конгрессы. Начиная с 1919 г., в Лиге Наций проводятся регулярные мероприятия, направленные на создание международной статистики. Большим ее достижением стало утверждение единых методологических основ международных статистических исследований.
При Организации Объединенных Наций (ООН) работает Статистическая комиссия ООН. Формы ее работы - регулярные сессии. При Статистической комиссии создана специальная рабочая группа, которая состоит из шести целевых подразделений, соответствующих основным направлениям экономической деятельности, а значит, и экономической статистике: 1) национальное счетоводство; 2) статистика промышленности; 3) статистика международной торговли; 4) статистика финансов; 5) статистика цен; 6) статистика окружающей среды.
Кроме того, действует Статистический отдел Секретариата ООН как самостоятельно функционирующее подразделение Секретариата ООН и одновременно рабочий орган Статистической комиссии. В настоящее время в созданную усилиями многих стран Глобальную статистическую систему входят: 1) статистическая комиссия при ООН; 2)отраслевые статистические подразделения ООН; 3) система статистических изданий ООН и других международных организаций; 4) специальные учреждения ООН: а) ФАО - Комиссия ООН по продовольствию; б) ЮНЕСКО - Комиссия ООН по сотрудничеству в области науки, культуры и образования; в) ВОЗ -Всемирная организация здравоохранения, г) ВБ-Всемирный банк (прежнее название - Международный банк реконструкции и развития); д) МВФ- Международный валютный фонд; е) ВТО - Всемирная торговая организация; 5) статистические службы межгосударственных организаций: а) ОЭСР -Организация экономического сотрудничества и развития; б) ЕЭС - Европейское экономическое сообщество; в) СНГ - Союз Независимых Государств; 6) региональные статистические организации: ЕВРОСТАТ - Статистическая организация стран Общего рынка.
Между этими статистическими центрами нет строгой подчиненности. Выполняющая координирующую роль Статистическая комиссия ООН имеет официальный статус «первой среди равных». Она координирует генеральный перечень международных стандартов и классификаций и несет ответственность за их передачу различным государствам. В качестве основной цели создания Глобальной статистической системы сформулирована задача эффективного использования имеющихся ресурсов для осуществления статистической деятельности на национальном и международном уровне. Весьма многочисленны такие международные стандарты, как руководства по исчислению показателей. В этой группе наибольшее практическое значение имеют Методологические пояснения к статистическому ежегодника ООН и дополняющему его статистическому ежемесячному бюллетеню ООН. Аналогичные методологические пояснения имеются к международной статистике труда и ряду других международных публикаций. Особую роль для развития международной статистики играет Международный статистический институт (МСИ). МСИ разрабатывает научные основы международных классификаций по важнейшим разделам статистики и их применению.
В международной статистике различаются следующие виды таких стандартов:
- общеметодологические положения международной статистики;
- классификации статистических показателей;
- руководства по исчислению показателей;
- справочники и технические руководства.
В международных стандартах статистического учета регламентируются важнейшие положения его, которые обеспечивают единообразное понимание содержания соответствующих показателей по важнейшим разделам учета и их сопоставимость. В отличие от международных норм, которые носят рекомендательный характер, все российские концептуальные положения зафиксированы в нормативных актах, то есть обязательны к применению; их незнание или неиспользование может привести к реальным налоговым санкциям. Международные стандарты статистического учета представляют собой совокупность положений, разработанных Комитетом международных статистических стандартов (IASC), членами которого являются бухгалтеры из более 80 стран. Целью разработки и внедрения международных стандартов является улучшение и гармонизация законодательства, стандартов статистического учета и порядка составления финансовой отчетности во всем мире.
Каждый стандарт включает, как правило, следующие разделы:
- введение, отражающее общее содержание стандарта, его цели и задачи;
- определения, позволяющие избежать двусмысленности в трактовке;
- объяснения, рассматривающие понятия и их трактовку с точки зрения поставленных целей;
- описание методологических проблем, путей и возможностей их решения;
- предписания, связанные с практической реализацией стандарта; - дату вступления в силу. Каждый стандарт предусматривает несколько равных по возможностям, но дающих различные результаты вариантов. При этом их применение не носит жестко регламентированного характера.
Большинство стандартов представляет собой нечто среднее между практикой, принятой в США (US GAAP - общепринятые статистические принципы США) и Великобритании (UK GAAP - общепринятая статистическая практика Великобритании). Однако появилось большое число транснациональных корпораций, имеющих отделения в разных странах мира и нуждающихся в унификации учета для консолидации финансовых отчетов. В результате глобализации международных хозяйственных связей возникла необходимость гармонизации национальных систем статистического учета. Потенциальные инвесторы из зарубежных государств, банкиры и промышленники, которые желали бы вложить свои средства в экономику другого государства, смогли бы читать финансовые отчеты возможных объектов инвестирования. Кроме того, унификация и гармонизация правил статистического учета позволила бы аналитикам разных стран работать в других странах, программисты могли бы тиражировать свои статистической программы, а издатели распространять книги.
Международные стандарты были разработаны с целью удовлетворения потребностей большинства пользователей, принимающих экономические решения (например, о приобретении, сохранении или продаже пакетов акций). Для этих целей были выделены семь основных групп пользователей - инвесторы, служащие, кредиторы, поставщики, покупатели, правительство, общественность. Стандарты являются международно признаваемыми, а также позволяют избежать привязки к модели учета какой - либо отдельной страны. В полной мере международными стандартами руководствуются только ТНК (транснациональные корпорации), для которых применять национальные методы учета каждой страны не представляется возможным.
Выше уже было сказано,
что распространены две системы международных
норм в области статистического учета
и составления отчетности - GAAP (General Accepted
Accounting Principles) и IAS (International Accounting Standards - международные
стандарты финансовой отчетности).
Классификация концептуальных положений
зависит от субъективных факторов, и в
наиболее общем виде они характеризуют
принципы организации учета и качественные
параметры учетной информации.
При этом следует особо
отметить, что все государственные
структуры различных уровней, разработали
систему стандартных форм (письменных
и электронных) для физических и
юридических лиц с целью
Информация о работе Международный опыт статистического учёта