Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:57, курсовая работа
Актуальность выбранной темы неоспорима, поскольку осуществление государством эффективной ДКП напрямую воздействует на кредитную деятельность коммерческих банков, регулирует расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.
Введение………………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты денежно-кредитного регулирования………………….6
1.1 Основы денежно-кредитного регулирования, цели и объекты……………….6
1.2 Национальный Банк – центральный банк страны……………………………...9
2. Оценка роли Национального Банка Казахстана в денежно-кредитном регулировании экономики………………………………………………………….15
2.1 Инструменты денежно-кредитной политики Национального Банка………..15
2.2 Анализ инструментов денежно-кредитной политики………………………..18
2.3 Анализ денежно-кредитной политики Национального Банка за 2009 – 2010 г.г……………………………………………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы………………………………………………32
Определение стоимостных параметров функционирования экономики посредством монетарного регулирования выступает как регулирование предложения денег и общих ценовых условий предоставления кредита.
Спрос на деньги и их предложение являются наиболее труднопредсказуемыми величинами, поскольку количественно они не могут быть оценены абсолютно точно и окончательно участниками денежного оборота. Соответственно все величины относительные как с точки зрения прогнозирования, так и с точки зрения регулирования денежного оборота.
Роль государства ограничена регулированием отношений и защитой прав участников денежного оборота, установлением основных его принципов, норм и правил. Правовое регулирование не должно отменять права и свободы участников денежного оборота, а возможные ограничения должны быть соразмерными и обуславливаться необходимостью защиты основ конституционного строя путем соответствующей законодательной регламентации – определения содержания прав участников, основных гарантий осуществления таких прав. Это обеспечит недопущение возможных ошибок или своевременное их устранение и тем самым гарантирует реальное восстановление нарушенных прав.
При правовом регулировании
устанавливаются пределы
В связи с этим нормативная база государственного денежно-кредитного регулирования формируется по следующим направлениям:
При регулировании денежного оборота применяется принцип разграничения действия норм гражданского и банковского законодательства в части регламентации отношений по использованию денег. Регулирование конституционного права ведомственными нормативными актами служит основанием неправомерных ограничений данного права, ставя реализацию права в зависимость от наличия специального разрешения.
Особое внимание уделяется
мерам по совершенствованию
Благодаря строгой, подчас жесткой правовой регламентации денежно-кредитного регулирования вырабатывается действенный механизм его реализации.
Таким образом, денежно-кредитное регулирование является одним из элементов экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
Денежно-кредитное
Цель денежно-кредитного регулирования – поддержание стабильности цен в современных условиях является определяющей и часто трактуется как последовательное снижение уровня инфляции.
Методы денежно-кредитного регулирования –кредитное регулирование, процентное регулирование, управление государственным долгом, валютное регулирование.
Инструменты денежно-кредитного регулирования - официальные процентные ставки, норма обязательных резервов, валютная интервенция, операции на открытом рынке, кредиты банкам, прямые количественные ограничения.
1.2 Национальный Банк – центральный банк страны
Центральные банки занимают особое место, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны и выступают государственными органами экономического управления. Главенствующая их роль обусловлена широкими полномочиями, которые предоставлены им государством.
Центральный банк является эмиссионным, резервным, кассовым центром страны, обладает правом нормотворчества, контроля, выполняет роль «кредитора последней инстанции», «банка банков», определяет денежно-кредитную и валютную политику; основная цель его деятельности – не извлечение прибыли, а воплощение в жизнь денежно-кредитной политики и руководство кредитной системы страны.
Как показывает мировой опыт, наделение центрального банка государством широкими полномочиями позволяет обеспечить эффективное функционирование двухуровневой банковской системы.
Наделенный государством эмиссионным правом, центральный банк проводит общегосударственную политику стабилизации экономики, товарно-денежной сбалансированности.
Основным объектом денежно-кредитного регулирования со стороны центрального банка выступает совокупная наличная и безналичная денежная масса в экономике, от динамики которой зависит изменение различных компонентов совокупного, платежеспособного спроса. поскольку деньги на современном этапе развития носят кредитный характер, то есть денежная масса в основном создается в процессе кредитно-депозитной деятельности банков, регулирование структуры и объема денежного оборота центральный банк осуществляет посредством управления операциями банков второго уровня.
Центральный банк последовательно реализует разные стратегии денежно-кредитного регулирования.
Центральным банком Республики Казахстан является Национальный Банк Республики Казахстан, который является верхним уровнем банковской системы и представляет интересы страны в отношениях с центральными банками других стран, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях.
Правовая основа деятельности Национального Банка Казахстана основывается на Конституции, на Законе Республики Казахстан « О Национальном Банке Республики Казахстан», Законом Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», а также другими законодательными актами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан, а также международными договорами, заключенными Республикой Казахстан.
Национальный Банк Казахстана подотчетен Президенту Республики Казахстан.
Подотчетность Президенту Республики Казахстан означает:
- назначение Президентом
Республики Казахстан с
- назначение на должность
и освобождение от должности
Президентом Республики
- утверждение Президентом Республики Казахстан структуры и общей штатной численности, системы оплаты труда Национального Банка Казахстана; - утверждение Президентом Республики Казахстан Положения о Национальном Банке Казахстана;
- утверждение Президентом Республики Казахстан годового отчета Национального Банка Казахстана;
- утверждение Президентом
Республики Казахстан
- представление Национальным Банком Казахстана по вопросам своей компетенции информации, запрашиваемой Президентом Республики Казахстан [2]. Национальный банк Казахстана является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет самостоятельный баланс и вместе со своими филиалами, представительствами и организациями составляет единую структуру.
Центральный аппарат Национального Банка Казахстана располагается в г.Алматы. Национальный Банк Казахстана может открывать свои филиалы и представительства в Республике Казахстан и за ее пределами.
Основной целью Национального Банка Казахстана является, обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан.
Для реализации основной цели на Национальный Банк Казахстана возлагаются следующие задачи:
Основные функции
- проводит государственную
денежно-кредитную политику Рес
- участвует в обслуживании
государственного долга
- является кредитором
последней инстанции для
- определяет порядок, систему и форму осуществления платежей и переводов денег в Республике Казахстан, организует, а также осуществляет надзор (оверсайт) за платежными системами;
- осуществляет валютное
регулирование и валютный
Уставный капитал Национального Банка Казахстана принадлежит государству и формируется в размере не менее 20 миллиардов казахстанских тенге путем отчислений от нераспределенного чистого дохода.
Резервный капитал Национального Банка Казахстана формируется в размере не менее уставного капитала, пополняется за счет нераспределенного чистого дохода и предназначается исключительно для компенсации потерь и возмещения убытков по проводимым операциям в порядке, установленном Правлением Национального Банка Казахстана.
Национальный Банк Казахстана представляет собой единую централизованную структуру с вертикальной схемой подчинения. Органами Национального Банка Казахстана являются Правление и Совет директоров (Директорат).
В структуру Национального Банка Казахстана входят центральный аппарат, состоящий из департаментов и других подразделений, филиалы, представительства и организации.
Председатель Национального Банка Казахстана назначается Президентом Республики Казахстан с согласия Сената Парламента сроком на 6 лет.
Председатель действует от имени и представляет без доверенности Национальный Банк Казахстана в отношениях с государственными органами, банками, финансовыми, международными, иностранными и другими организациями. Председатель Национального Банка Казахстана наделен полномочиями принимать оперативные и исполнительно-распорядительные решения по вопросам деятельности Национального Банка Казахстана, за исключением полномочий, оговоренных настоящим Законом для Правления Национального Банка Казахстана, заключать от имени Национального Банка Казахстана договоры. Председатель Национального Банка Казахстана ответственен за деятельность Национального Банка Казахстана.
Председателем Национального Банка Казахстана на сегодняшний день является Марченко Г.А.
Заместители Председателя Национального Банка Казахстана назначаются Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Национального Банка Казахстана сроком на 6 лет, независимо от сроков назначения Председателя Национального Банка Казахстана. Заместители Председателя представляют Национальный Банк Казахстана без доверенности, подписывают документы в пределах своей компетенции.
Заместителями Председателя Национального Банка Республики Казахстан на данный момент являются Акишев Д.Т., Альжанов Б.А., Галиева Д.Т., Таджияков Б.Ш.
Высшим органом Национального Банка Казахстана является Правление. Основные функции Правления Национального Банка Казахстана:
- одобрение государственной денежно-кредитной политики;
- утверждение нормативных правовых актов Национального Банка Казахстана, касающихся отдельных вопросов банковской деятельности, бухгалтерского учета, платежей и переводов денег, вексельного обращения, осуществления валютных операций и надзора за их соблюдением;
- определение номинальной стоимости и дизайна банкнот и монет на основе утвержденной Президентом Республики Казахстан концепции, принятие решения о выпуске банкнот и монет национальной валюты Республики Казахстан, замене банкнот и монет при изменении их дизайна или формы, а также установление порядка обмена ветхих и поврежденных банкнот и монет;
- установление официальной ставки рефинансирования;
- утверждение нормативов
минимальных резервных
По вопросам, отнесенным к его компетенции, Правление Национального Банка Казахстана принимает постановления.
Правление Национального Банка Казахстана состоит из девяти человек. В состав Правления Национального Банка Казахстана входят Председатель Национального Банка Казахстана и четыре должностных лица Национального Банка Казахстана, один представитель от Президента Республики Казахстан и два представителя от Правительства Республики Казахстан, а также руководитель уполномоченного органа.