Оценка роли Национального Банка Казахстана в денежно-кредитном регулировании экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы неоспорима, поскольку осуществление государством эффективной ДКП напрямую воздействует на кредитную деятельность коммерческих банков, регулирует расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты денежно-кредитного регулирования………………….6
1.1 Основы денежно-кредитного регулирования, цели и объекты……………….6
1.2 Национальный Банк – центральный банк страны……………………………...9
2. Оценка роли Национального Банка Казахстана в денежно-кредитном регулировании экономики………………………………………………………….15
2.1 Инструменты денежно-кредитной политики Национального Банка………..15
2.2 Анализ инструментов денежно-кредитной политики………………………..18
2.3 Анализ денежно-кредитной политики Национального Банка за 2009 – 2010 г.г……………………………………………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы………………………………………………32

Файлы: 1 файл

К. Денежно кредитная политика.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

В 2010 году отмечалось стабильное снижение темпов инфляции в Казахстане.

По итогам 2010 года инфляция сложилась на уровне 6,2%. Данный уровень инфляции в 1,5 раза ниже по сравнению с инфляцией 2009 года.

Фактически сложившийся  уровень инфляции в 4 квартале 2010 года (1,4%) был

ниже прогноза (1,8-2,0%), который был опубликован в  предыдущем выпуске «Обзора инфляции». Инфляция на протяжении всего периода  была ниже прогнозных значений.

В 4 квартале 2010 года цены на продовольственные товары росли низкими темпами, что нехарактерно для данного периода. Прирост цен составил лишь 0,6%, что является исторически минимальным, за исключением 4 квартала 1998 года, когда цены на продовольственные товары снижались.

Формирование инфляционных процессов происходило, главным  образом, под воздействием удорожания платных услуг населению. В их структуре наибольший прирост цен  пришелся на регулируемые услуги. Влияние  со стороны непродовольственных товаров было незначительным, и динамика цен на данные товары определялась, главным образом, фактором сезонности.

В 2010 году инфляционный фон в экономике оставался минимальным. Как следствие, ситуация на потребительском рынке характеризовалась постепенным снижением инфляции. Ее незначительное ускорение произошло лишь в конце года ввиду повышения потребительского спроса и фактора сезонности.

Фактический уровень  инфляции в годовом выражении  на конец декабря 2010 года также сложился ниже прогнозного, опубликованного в предыдущем выпуске «Обзора инфляции». Так, в декабре 2010 года годовая инфляция сложилась на уровне 6,2% при прогнозе 8,0%.

Невысокая деловая активность, стагнация кредитной активности банков, низкие темпы роста реальных денежных доходов населения, ограниченный потребительский спрос послужили основными факторами снижения инфляционного фона в экономике.

Тем не менее, следует  отметить, что макроэкономическая ситуация в Казахстане в 2010 году характеризуется большей стабильностью по сравнению с ситуацией 2008-2009 годов. При этом, если в первой половине года сокращался объем производства во многих отраслях экономики (обрабатывающая промышленность, строительство, грузооборот, розничный товарооборот), то уже во второй половине 2010 года наметился переломный момент. По предварительным данным реальный рост ВВП по итогам 2010 года составил 1%.

Мировые цены на товарных рынках в 2010 году оставались волатильными. При этом отмечался рост цен на нефть, металлы, тогда как цены на пшеницу постепенно снижались. Рост мировых цен сказался на удорожании промышленной продукции казахстанских производителей, тем не менее, он не оказал значительного влияния на инфляционные процессы на потребительском рынке.

Минимальный инфляционный фон в экономике позволил Национальному Банку проводить денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение стабильности обменного курса тенге и стабильности финансового сектора страны. В частности, Национальный Банк продолжил предоставление банковскому сектору займов рефинансирования.

Необходимость сохранения золотовалютных резервов и поддержания конкурентоспособности отечественных производителей потребовала пересмотра подходов к валютной политике со стороны Национального Банка. В феврале 2010 года был установлен новый коридор обменного курса тенге на уровне 150 тенге за доллар США +/-3%. Это позволило значительно снизить девальвационные ожидания на рынке.

В 2010 году Национальный Банк постепенно снизил официальную ставку

рефинансирования с 10,5% до исторически минимального уровня – 7,0%. В марте 2010 года были снижены минимальные резервные требования к банкам с 2% до 1,5% по внутренним обязательствам и с 3% до 2,5% по иным обязательствам. Для поддержания текущей ликвидности банков, находящихся в процессе реструктуризации долга, в ноябре 2010 года были установлены отдельные нормативы МРТ в размере 0% по всем обязательствам данных банков.

Предпринятые меры позволили  стабилизировать ситуацию на финансовом рынке. Спрос на ресурсы Национального  Банка со стороны банков сократился, тогда как объем операций по изъятию ликвидности увеличился. В результате банки накопили значительный объем ликвидности в инструментах Национального Банка, в то время как роста кредитования экономики не произошло.

В этих условиях Национальный Банк внес некоторые изменения в инструменты денежно-кредитной политики. Были увеличены сроки и снижены ставки по привлекаемым от банков депозитам и выпускаемым краткосрочным нотам Национального Банка.

В конце 2009 года – начале 2010 года на внутреннем валютном рынке отмечалось значительное нарастание негативных девальвационных ожиданий. При этом Национальный Банк Республики Казахстан принимал значительные усилия по обеспечению стабильности обменного курса и сохранению неявного коридора в пределах 120 тенге за доллар США ±2%.

Только за период с октября 2009 года по февраль 2010 года Национальный Банк Республики Казахстан использовал более 9 млрд. долл. США на обеспечение стабильности обменного курса тенге. Объем золотовалютных резервов за этот период снизился на 10,4%.

Однако ситуация, сложившаяся к началу 2010 года в мировой экономике, в том числе девальвация валют стран – торговых партнеров Республики Казахстан и значительное снижение цен на энергоресурсы, являющиеся основой казахстанского экспорта, не обеспечивала устойчивость показателей платежного баланса на 2010 год и могла привести к их резкому ухудшению.

В условиях неизбежности изменения подходов при проведении денежно-кредитной политики Национальным Банком Республики Казахстан были изучены  варианты смещения акцентов с обеспечения  стабильности цен и продолжения политики перехода к инфляционному таргетированию к установлению валютного коридора. Анализ мирового опыта продемонстрировал, что единственно правильным решением в сложившихся условиях является проведение единовременной девальвации национальной валюты с последующим удержанием курса на новом уровне.

В этой связи Национальным Банком Республики Казахстан в феврале 2010 года был установлен новый коридор обменного курса тенге на уровне 150 тенге за доллар США +/-3%. Это позволило не только значительно снизить девальвационные ожидания на рынке, но и обеспечить восстановление конкурентоспособности отечественных производителей и сохранение золотовалютных резервов.

В результате данных мер, а также возобновления роста  мировых цен на основные позиции казахстанского экспорта ситуация на внутреннем валютном рынке стабилизировалась, а к концу 2010 года наметилась тенденция укрепления национальной валюты. Национальному Банку Республики Казахстан удалось восполнить объем золотовалютных резервов. На конец 2010 года он составил 23,2 млрд. долл. США, что на 16,8% больше по сравнению с 2009 годом.

Минимальный инфляционный потенциал в экономике позволил Национальному Банку Республики Казахстан в качестве основного  направления денежно-кредитной политики определить принятие мер по восстановлению доверия населения к национальной валюте.

Для этого Национальный Банк Республики Казахстан принимал меры по предоставлению краткосрочной  тенговой ликвидности банкам. В рамках данного направления предоставлялись  займы рефинансирования банкам, был скорректирован перечень инструментов, принимаемых в качестве залогового обеспечения по данным операциям. Была постепенно снижена официальная ставка рефинансирования с 10,5% до исторически минимального уровня – 7,0%. В марте 2010 года были снижены нормативы минимальных резервных требований к банкам с 2% до 1,5% по внутренним обязательствам и с 3% до 2,5% по иным обязательствам. Для поддержания текущей ликвидности банков, находящихся в процессе реструктуризации долга, в ноябре 2010 года были установлены отдельные нормативы МРТ в размере 0% по всем обязательствам данных банков.

Кроме того, поддержка  банковской системы со стороны государства  в рамках Плана совместных действий Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2010-2011 годы, способствовала значительному улучшению ситуации с банковской ликвидностью. Как следствие, со 2 квартала 2010 года сократился спрос на ресурсы Национального Банка Республики Казахстан со стороны банков.

Сохраняющиеся высокие  риски в экономике Республики Казахстан и ограниченный спрос  на кредитные ресурсы со стороны  реального сектора, а также низкое качество ссудного портфеля банков не способствовали росту кредитной активности. В результате банки накопили значительный объем ликвидности в инструментах Национального Банка Республики Казахстан, несмотря на снижение ставок вознаграждения и увеличение сроков по привлекаемым от банков депозитам и выпускаемым краткосрочным нотам Национального Банка Республики Казахстан.

 

Основной целью денежно-кредитной политики является обеспечение стабильности цен. Меры Национального Банка Республики Казахстан по достижению данной цели будут способствовать поддержанию экономического роста, развитию потенциала депозитного рынка, а также восстановлению кредитной активности банковского сектора.

Национальный Банк Республики Казахстан продолжит проведение политики обменного курса, направленной на обеспечение баланса между внутренней и внешней конкурентоспособностью казахстанской экономики. Курсовая политика будет проводиться с целью недопущения значительных колебаний реального курса национальной валюты, которые могут оказать негативное влияние на конкурентоспособность отечественного производства в условиях постоянно меняющейся мировой конъюнктуры.

В целях создания условий  для повышения гибкости курсообразования коридор колебаний тенге с 5 февраля 2011 года будет расширен: 150 долларов/тенге (+)10% или 15 тенге, (-)15% или 22,5 тенге. Преобладающие тенденции в динамике курса тенге будут обусловлены ситуацией на мировых финансовых и товарных рынках и состоянием платежного баланса.

Процентная политика Национального Банка Республики Казахстан будет направлена на удержание рыночных ставок на денежном рынке краткосрочных инструментов в пределах коридора ставок Национального Банка Республики Казахстан. Проводимые мероприятия будут обеспечивать снижение волатильности рыночных ставок и повышение стабильности денежного рынка, а также способствовать эффективному управлению ликвидностью. Официальная ставка рефинансирования, являющаяся верхней границей коридора, будет определяться исходя из ситуации на денежном рынке и уровня инфляции. Ставка по депозитам банков, размещаемым в Национальном Банке Республики Казахстан, будет определяться как нижняя граница коридора краткосрочных ставок на денежном рынке. При этом она будет устанавливаться на минимально возможном уровне с тем, чтобы дестимулировать банки в накоплении свободных ресурсов на депозитах в Национальном Банке Республики Казахстан.

С целью изъятия избыточной ликвидности Национальный Банк Республики Казахстан продолжит эмиссию  краткосрочных нот. Их выпуск будет  также направлен на поддержание вторичного рынка государственных ценных бумаг, формирование кривой доходности по финансовым инструментам сроком до 1 года.

При ожидаемом незначительном инфляционном давлении со стороны фундаментальных  факторов Национальный Банк Республики Казахстан будет принимать меры по обеспечению финансовой стабильности. Продолжится мониторинг уровня ликвидности банков и связанных с ним рисков, в том числе валютных. При необходимости Национальный Банк Республики Казахстан будет предоставлять займы рефинансирования для поддержания текущей ликвидности банков. Сроки данных операций останутся короткими.

Национальный Банк Республики Казахстан будет способствовать дальнейшему переориентированию банков на внутренние источники при формировании базы фондирования. Для этого Национальный Банк Республики Казахстан увеличит в 2011 году капитализацию АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов» на 11 млрд. тенге.

Также для стабилизации ресурсной базы банков будет рассмотрен вопрос о переводе временно свободных денежных средств небанковских финансовых организаций, размещаемых в Национальном Банке Республики Казахстан, на депозиты отечественных банков.

Реализация данных мер  денежно-кредитной политики позволит Национальному Банку Республики Казахстан достичь установленных ориентиров по инфляции. Это будет способствовать выходу экономики на траекторию устойчивого и качественного роста.

 

Таблица 3. Прогноз основных показателей денежно-кредитной политики на 2011 год

 

2009

(факт)

2010

(оценка)

2011 (прогноз)

1 сценарий

2 сценарий

3 сценарий

Инфляция, %

         

- на конец года, %

9,5

6,2

6,0-8,0

6,0-8,0

6,0-8,0

Официальная ставка рефинансирования, %

10,5

7,0

6,0

7,0

8,0

Денежная база, млрд. тенге

1525

2451

2395

2697

2728

изменение в %

4,2

60,7

-2,3

10,0

11,3

Денежная масса, млрд. тенге

6267

7386

7042

8097

8524

изменение в %

35,4

17,9

-4,7

9,6

15,4

Депозиты резидентов в банковской системе, млрд. тенге

5409

6473

6123

7070

7459

изменение в %

39,0

19,7

-5,4

9,2

15,2

Кредиты банков экономике, млрд. тенге

7460

7644

7539

8092

8296

изменение в %

2,8

2,5

-1,4

5,9

8,4

Уровень монетизации  экономики, %

39,0

46,2

45,9

46,5

46,5



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Денежно-кредитное регулирование является одним из элементов экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитное регулирование  нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы.

Цель денежно-кредитного регулирования – поддержание  стабильности цен в современных условиях является определяющей и часто трактуется как последовательное снижение уровня инфляции.

Методы денежно-кредитного регулирования –кредитное регулирование, процентное регулирование, управление государственным долгом, валютное регулирование.

Инструменты денежно-кредитного регулирования - официальные процентные ставки, норма обязательных резервов, валютная интервенция, операции на открытом рынке, кредиты банкам, прямые количественные ограничения.

Национальный Банк Казахстана – центральный банк страны и является единственным органом, определяющим и  осуществляющим государственную денежно-кредитную  политику Республики Казахстан.

Большинство экономистов  рассматривают кредитную политику как неотъемлемую часть любой  экономической политики. Действительно, в ее пользу можно привести несколько  конкретных доводов:

  1. Быстрота и гибкость, то есть по сравнению с фискальной политикой кредитно-денежная может быстро меняться. Так, в США комитет открытого рынка Совета Федеральной резервной системы буквально ежедневно принимает решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влияет на денежное предложение и процентную ставку.
  2. Слабая зависимость от политического давления. Например, провести в Государственной Думе новый налог либо поднять ставку уже имеющегося значительно сложнее, нежели повысить учетную ставку Центрального банка, хотя и в последнем случае ощущается влияние политической Среды. Кроме того, даже по своей природе кредитно-денежная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная. Изменения в государственных расходах непосредственно влияют на перераспределение ресурсов. В то время как кредитно-денежная политика, наоборот, действует тоньше, а потому представляется более приемлемой в политическом отношении.
  3. Монетаризм, представители которого аргументировано доказывают, что изменение денежного положения и количества денег в обращении — ключевой фактор определения уровня экономической активности и фискальная политика относительно неэффективна.

Информация о работе Оценка роли Национального Банка Казахстана в денежно-кредитном регулировании экономики