Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:57, курсовая работа
Актуальность выбранной темы неоспорима, поскольку осуществление государством эффективной ДКП напрямую воздействует на кредитную деятельность коммерческих банков, регулирует расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.
Введение………………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты денежно-кредитного регулирования………………….6
1.1 Основы денежно-кредитного регулирования, цели и объекты……………….6
1.2 Национальный Банк – центральный банк страны……………………………...9
2. Оценка роли Национального Банка Казахстана в денежно-кредитном регулировании экономики………………………………………………………….15
2.1 Инструменты денежно-кредитной политики Национального Банка………..15
2.2 Анализ инструментов денежно-кредитной политики………………………..18
2.3 Анализ денежно-кредитной политики Национального Банка за 2009 – 2010 г.г……………………………………………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы………………………………………………32
Члены Правления Национального Банка Казахстана от Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Казахстана назначаются и освобождаются соответственно Президентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан и Председателем Национального Банка Казахстана.
Национальный Банк Казахстана
координирует свою деятельность с Правительством
Республики Казахстан. Национальный Банк
Казахстана и Правительство обязаны
информировать друг друга о предполагаемых
действиях и достигнутых
Национальный Банк Казахстана учитывает в своей деятельности экономическую политику Правительства и содействует ее реализации, если это не противоречит выполнению его основных функций и осуществлению денежно-кредитной политики.
Председатель Национального Банка Казахстана или один из его заместителей вправе принимать участие в заседаниях Правительства с правом совещательного голоса.
Правительство не несет ответственности по обязательствам Национального Банка Казахстана, также как и Национальный Банк Казахстана не несет ответственности по обязательствам Правительства, за исключением случаев, когда он принимает на себя такую ответственность.
Национальный Банк Казахстана может действовать как банк, финансовый советник и агент государственных органов по соглашению с ними.
Национальный Банк Казахстана
выступает в качестве финансового
советника Правительства
Национальный Банк Казахстана
вправе осуществлять операции с государственными
ценными бумагами, выпущенными по
решению Правительства
Национальный Банк Казахстана не вправе приобретать в свою собственность государственные ценные бумаги центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета при их размещении на первичном рынке. Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета согласовывает с Национальным Банком Казахстана ежемесячные объемы выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга Правительства с учетом их воздействия на ликвидность банковской системы и приоритетов денежно-кредитной политики, условия допуска финансовых организаций к первичному размещению государственных ценных бумаг, выпущенных по решению Правительства.
Таким образом, Национальный Банк Казахстана – центральный банк страны и является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан.
2. Оценка роли Национального Банка Казахстана в денежно-кредитном регулировании экономики
2.1 Инструменты денежно-кредитной политики Национального Банка
Национальный Банк Казахстана является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан. Денежно-кредитная политика осуществляется Национальным Банком Казахстана с целью обеспечения стабильности цен.
Денежно-кредитная политика осуществляется путем установления:
- официальной ставки рефинансирования;
- уровней ставок вознаграждения
по основным операциям денежно-
- нормативов минимальных резервных требований;
- в исключительных
случаях прямых количественных
ограничений на уровень и
В целях реализации денежно-кредитной политики Национальный Банк Казахстана осуществляет следующие виды операций:
- предоставление займов;
- прием депозитов;
- валютные интервенции;
- выпуск краткосрочных
нот Национального Банка
- покупка и продажа государственных и других ценных бумаг, в том числе с правом обратного выкупа;
- переучет коммерческих векселей;
- другие операции по
решению Правления
Национальный Банк Казахстана
устанавливает официальную
Национальный Банк Казахстана производит в соответствии с официальной ставкой рефинансирования переучет коммерческих векселей.
Официальная ставка рефинансирования является ориентиром по ставкам вознаграждения для основных операций денежно-кредитной политики.
Официальная ставка рефинансирования Национального Банка на состояние 01.10.2011 г. составляет 7 %. [3] В таблице 1. приведены данные за период 2009- 2011 г.
Таблица 2.1.Официальная ставки Национального Банка
Дата установ- |
№, дата постановления |
Размер ставки, % | |
ления ставки |
Правления НБК / |
рефинансирования |
РЕПО/ |
(с) |
Cов.Директоров |
(единая) |
Обратное РЕПО |
01.01.2009 |
№144 от 24.12.2008 |
11,0 |
11 |
01.04.2009 |
№20 от 28.03.2009 |
11,0 |
11 |
01.07.2009 |
№53 от 23.06.2009 |
10,5 |
10,5 |
01.10.2009 |
№76 от 22.09.2009 |
10,5 |
10,5 |
01.01.2010 |
№115 от 22.12.2009 |
10,0 |
10,0 |
05.02.2010 |
№ 8 от 04.02.2010 |
9,5 |
9,5 |
01.04.2010 |
№23 от 20.03.2010 |
9,5 |
9,5 |
12.05.2010 |
№41 от 12.05.2010 |
9,0 |
9,0 |
10.06.2010 |
№54 от 10.06.2010 |
8,5 |
8,5 |
10.07.2010 |
№62 от 09.07.2010 |
8,0 |
8,0 |
10.08.2010 |
№72 от 07.08.2010 |
7,5 |
7,5 |
04.09.2010 |
№88 от 04.09.2010 |
7,0 |
7,0 |
01.01.2011 |
№119 от 29.12.2010 |
7,0 |
7,0 |
01.04.2011 |
№17 от 29.03.2011 |
7,0 |
7,0 |
01.07.2011 |
№58 от 25.06.2011 |
7,0 |
7,0 |
01.10.2011 |
№79 от 27.09.2011 |
7.0 |
7,0 |
В целях регулирования объемов и ставок вознаграждения по депозитам и займам банков Национальным Банком Казахстана используются нормативы минимальных резервных требований.
Нормативы минимальных резервных требований рассчитываются Национальным Банком Казахстана как процент от суммы обязательств банков. Структура обязательств банков, принимаемых для расчета, условия выполнения минимальных резервных требований и порядок их резервирования, а также нормативы минимальных резервных требований устанавливаются Национальным Банком Казахстана.
Изменение нормативов минимальных резервных требований вводится в действие не раньше чем через месяц со дня принятия такого решения. При нарушении нормативов минимальных резервных требований банки несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Минимальные резервные требования – это обязательная доля от суммы обязательств банка, которую банк поддерживает в виде наличных тенге в своей кассе и денег на корреспондентских счетах в Национальном Банке в национальной и свободно- конвертируемой валютах (резервные активы). [4].
Для определения минимальных резервных требований для каждого банка используются нормативы минимальных резервных требований.
Нормативы минимальных
резервных требований – это доля
в процентах от суммы обязательств,
перечень которых установлен Правилами
о минимальных резервных
Структуру обязательств банка, принимаемых для расчета минимальных резервных требований, составляют внутренние и иные обязательства банка.
Внутренние обязательства банка – это обязательства банка перед резидентами по балансовым счетам.
Нормативы минимальных резервных требований устанавливаются постановлением Правления Национального Банка отдельно по внутренним и иным обязательствам.
Минимальные резервные требования на определенную дату рассчитываются банком, как сумма резервных требований по внутренним обязательствам, которые рассчитываются путем умножения значения норматива резервных требований по внутренним обязательствам на величину внутренних обязательств на определенную дату, и резервных требований по иным обязательствам, которые рассчитываются путем умножения значения норматива резервных требований по иным обязательствам на величину иных обязательств банка на определенную дату.
Так на 25.06.2009 г. Национальный Банк Республики Казахстан распространяет пресс-релиз, в котором сообщается об изменении нормативов минимальных резервных требования для банков второго уровня.
В целях регулирования
краткосрочной ликвидности
В соответствии с действующим
Снижение нормативов минимальных резервных требований позволит банкам высвободить, по оценке, около 90 млрд. тенге. Высвобожденные средства могут быть направлены на поддержание кредитной активности банков.
Национальный банк Казахстана в 2010 г. понизил нормативы минимальных резервных требований для коммерческих банков. по внутренним обязательствам минимальные резервные требования снижены с 2% до 1,5%, по иным обязательствам — с 3% до 2,5%.
Данная мера позволила предоставить банковской системе ликвидность в размере 50 млрд тенге.
В настоящее время нормативы
минимальных резервных
Покупка и продажа государственных и других ценных бумаг осуществляется Национальным Банком Казахстана в рамках общей денежно-кредитной политики.
Национальный Банк Казахстана устанавливает ставки вознаграждения по основным операциям денежно-кредитной политики в целях воздействия на рыночные ставки вознаграждения на финансовом рынке в рамках осуществляемой денежно-кредитной политики.
Национальный Банк Казахстана регулирует
общий объем заимствования