Основные понятия о рядах динамики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является подробное изучение методов выравнивания динамических рядов и на основе выявления тенденций научиться осуществлять прогноз развития явлений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1 Основные понятия о рядах динамики 5
1.2 Методы сглаживания и выравнивания динамических рядов 7
1.3 Особенности прогнозирования явлений 12
2. ПРИКЛАДНАЯ ЧАСТЬ 17
2.1 Применение методов выравнивания и прогнозирования на
практике 17
2.2 Динамика продаж телефонов «iphone» в магазине
«Ион» 23
2.3 Прогнозирование численности постоянного населения Москвы
в трудоспособном возрасте 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

курсавик - копия.doc

— 164.72 Кб (Скачать файл)

Динамика потребления овощей на одного члена домохозяйства в  области за 2003-2011 гг. характеризуется  следующими данными:

Таблица 3

Динамика  потребления овощей на одного члена  домохозяйства

Годы 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Потребление овощей, кг.

30,0

32,1

36,0

30,9

38,7

48,9

46,8

53,4

54,0


 

Выявить основную тенденцию потребления  овощей на одного члена домохозяйства  за 2003 – 2011 гг.:

1)    методом сглаживания с помощью 3-членной скользящей средней;

2)    методом аналитического выравнивания по прямой;

3) построить график потребления овощей на одного члена домохозяйства области по фактическим и выровненным данным, (используя программу Excel.

Решение:

1. Выявим тенденцию потребления овощей на одного члена домохозяйства методом сглаживания  с помощью трехчленной скользящей средней.

Результаты расчетов представим в  виде таблицы.

Таблица 4

Расчетная таблица

Годы

t

Потребление овощей, кг.

Скользящие средние, кг.,  ȳi

2003

1

30,0

-

2004

2

32,1

(30,0 + 32,1 + 36,0)/3 = 32,7

2005

3

36,0

(32,1 + 36,0 + 30,9)/3 = 33,0

2006

4

30,9

(36,0 + 30,9 + 38,7)/3 = 35,2

2007

5

38,7

(30,9 + 38,7 + 48,9)/3 = 39,5

2008

6

48,9

(38,7 + 48,9 + 46,8)/3 = 44,8

2009

7

46,8

(48,9 + 46,8 + 53,4)/3 = 49,7

2010

8

53,4

(46,8 + 53,4 + 54,0)/3 = 51,4

2011

9

54,0

-


 

Сглаживание ряда динамики показывает устойчивую тенденцию увеличения потребления овощей на одного члена домохозяйства: значение 3-членной скользящей средней возрастает от периода к периоду.

2. Выявим основную тенденцию потребления овощей на одного члена домохозяйства методом аналитического выравнивания по уравнению линейного тренда:

yt  = а + bt ,   где а и b   найдем из системы нормальных уравнений.

В данной задаче нечетный ряд и 2007г., как уровень, занимающий серединное положение, принимает значение равное 0.

Составим расчетную таблицу.

Таблица 5

Расчетная таблица

Годы

t

Потребление овощей, кг.yi

t2

yit

ȳ

2003

-4

30,0

16

-120

27,9

2004

-3

32,1

9

-96,3

31,225

2005

-2

36,0

4

-72

34,55

2006

-1

30,9

1

-30,9

37,875

2007

0

38,7

0

0

41,2

2008

1

48,9

1

48,9

44,525

2009

2

46,8

4

93,6

47,85

2010

3

53,4

9

160,2

51,175

2011

4

54,0

16

216

54,5

ИТОГО:

0

370,8

60

199,5

370,8


 

Найдем параметры a  и b, используя метод наименьших квадратов:

+ 0= 370,8

0+60b=199,5

Откуда,

а=41,2

b =3,325

Отсюда уравнение линейного  тренда имеет вид:

yt =41,2+3,325t

Подставим значения t и запишем расчетные ȳ в таблицу.

Таким образом, фактические значения  yi заменены теоретическими выравненными  ȳ от случайных колебаний

С помощью метода аналитического выравнивания так же наблюдается тенденция  к росту потребления овощей на одного члена домохозяйства.

  1. Нанесем на график фактические и выровненные данные.

Рисунок 1 Фактические и выровненные данные
Данный график наглядно показывает рост потребления овощей на одного члена домохозяйства.
3. Аналитическое выравнивание ряда динамики с применением индексов сезонности.

Рассмотрим метод на основании  имеющихся данных о динамике реализации картофеля на колхозных рынках:

Таблица 6

Реализация  картофеля на колхозных рынках за три года

Месяцы

Реализация картофеля, т.

Индексы сезонности, %

первый год, у1

второй год, у2

третий год, у3

всего за три года, yi

в среднем за три года, yi

Январь

70

71

63

204

68

26,05

Февраль

71

85

60

216

72

27,59

Март

82

84

59

225

75

28,74

Апрель

190

308

261

759

253

96,93

Май

280

383

348

1011

337

129,12

Июнь

472

443

483

1398

466

178,54

Июль

295

261

305

861

287

109,96

Август

108

84

129

321

107

41,00

Сентябрь

605

630

670

1905

635

243,30

Октябрь

610

450

515

1575

525

201,15

Ноябрь

184

177

185

546

182

69,73

Декабрь

103

168

104

375

125

47,89

ИТОГО:

3070

3144

3182

9396

261

100,00


Применяя формулу средней арифметической простой, определим средние месячные уровни за три года:

За январь: уi = (70+71+63)/3 = 68 т.

Февраль: уi = (71+85+60)/3 = 72 т   и т.д.

Программа Excel считает среднее арифметическое автоматически при введении  необходимых формул.

И, наконец, исчислим за каждый месяц индексы сезонности, применяя формулу :

Январь: Is =68/261 = 0,2605 или 26,05%

Февраль: Is =72/261 = 0,2758 или 27,59%  

Март: Is =75/261 = 0,2873 или 28,74%  

Апрель: Is =253/261 = 0,9693 или 96,93%  

Май: Is =337/261 * 100 = 129,12%  

Июнь: Is =466/261 * 100 = 178,54%   и т.д.

С помощью мастера диаграмм построим график сезонной волны.

 

Рисунок 2 График сезонной волны

 

По индексам сезонности можно наблюдать  рост или снижение продажи картофеля  в различное время года. Так, наименьший спрос приходится на январь – февраль, а наибольший – на сентябрь-октябрь.

 

2.2 Динамика продаж  телефонов  «iphone»

в магазине «Ион» 

Имеются следующие данные по продажам мобильных телефонов «iphone» в магазине «Ион»:
Таблица 7
Данные по продажам
Годы
2007
2008
2009
2010
2011
2012
Кол-во телефонов
20
24
33
29
52
93

 

1. Выявить основную тенденцию продажи мобильных телефонов «iphone» за 2007-2012гг.:

1) методом сглаживания с помощью 3-членной скользящей средней, получив предварительное упрощенное представление о тенденции ряда;

2) методом аналитического выравнивания, используя уравнение тренда;

3) построить график продажи мобильных телефонов по фактическим и выровненным данным, (используя программу Excel.)

2. Определив тенденцию продажи телефонов за 6 лет, осуществить прогноз на основе полученных данных на 2 года вперед и учесть возможные отклонения, рассчитав среднеквадратическую ошибку и доверительный интервал.

Решение:

1. Выявим тенденцию продажи мобильных телефонов «iphone»  с помощью трехчленной скользящей средней:

Таблица 8

Расчетная таблица

Годы

Продажа «Iphone», шт.

Скользящие средние, шт.,  ȳi

2007

20,0

-

2008

24,0

(20,0 + 24,0 + 33,0)/3 = 25,7

2009

33,0

(24,0 + 33,0 + 29,0)/3 = 28,7

2010

29,0

(33,0 + 29,0 + 52,0)/3 = 38

2011

52,0

(29,0 + 52,0 + 93,0)/3 = 58

2012

93,0

-




 

 

 

 

 

 
Сглаживание ряда динамики показывает устойчивую тенденцию увеличения продажи телефонов«Iphone»: значение  3-членной скользящей средней возрастает от периода к периоду.

1.Выявим основную тенденцию продажи мобильных телефонов «iphone» методом аналитического выравнивания по уравнению линейного тренда:

yt  = а + bt ,   где а и b   найдем из системы нормальных уравнений.

В данной задаче имеетя четное число уровней ряда и две величины, занимающие серединное положение, обозначаются через -1 и 1,а все остальные – через 2 интервала.

Составим расчетную таблицу.

Таблица 9

Расчетная таблица

Годы

t

Продажа телефонов, шт yi

t2

yit

ȳ

yi- ȳ

(yi- ȳ)2

2007

-5

20,0

25

-100

10

10

100

2008

-3

24,0

9

-72

22,8

1,2

1,44

2009

-1

33,0

1

-33

35,5

-2,5

6,25

2010

1

29,0

1

29

48,2

-19,2

368,64

2011

3

52,0

9

156

60,9

-8,9

79,2

2012

5

93,0

25

465

73,6

19,4

376,36

ИТОГО:

0

251

70

445

251

0

931,9

Информация о работе Основные понятия о рядах динамики