Переписи населения, их значение и методология проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Объектом курсовой работы являются переписи населения 2002 и 2010 годов.
В ходе работы над курсовой были поставлены следующие задачи:
исследовать и дать характеристику переписям населения;
провести сравнительный анализ;
определить какие существуют пути совершенствования методологии проведения переписей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Перепись населения – основной источник данных о населении…….5
Перепись населения: сущность, цели, задачи и принципы проведения…………………………………………………………………5
Переписи населения и методы их проведения…….…………………...16
Глава 2. Сравнительный анализ переписей населения Российской Федерации 2002 и 2010годов…………………………………………………………….......20
2.1. Численность населения и его состав по различным признакам:
2.1.1. Городское и сельское население……………………………………..…..20 2.1.2. Половозрастная структура……………………………………………......25
2.1.3. Уровень образования населения…………………………………....…....31 2.1.4. Национальный состав……………………………………………………..34
2.1.5. Занятость населения……………………………………………………....39 2.2. Источники средств к существованию………….……………......................41
Глава 3. Предложения по совершенствованию программы российских переписей …………………… ………………………………………………...45
Заключение………………………………………………………………….........52
Список использованной литературы…………………………………………...56

Файлы: 1 файл

Курсач(Статистика).docx

— 446.48 Кб (Скачать файл)




По данным переписи 2010 г. преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 30-летнего возраста (в 2002 г. – с 33-летнего возраста).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.3. Уровень образования  населения.

Уровень образования характеризуется распределением населения в возрасте 15 лет и более по высшему из достигнутых образовательных уровней: профессиональное образование (послевузовское, высшее, неполное высшее, специальное, начальное), общее образование (среднее, основное, начальное, не имеющие начального образования). Возрастная граница в 15 лет определена требованиями обязательности получения населением Российской Федерации основного общего образования согласно Федеральному закону «Об образовании» от 13 января 1996 года № 12-ФЗ. При переписи населения 2010 г. учтено 110,6 млн человек в возрасте 15 лет и более, имеющих образование основное общее и выше, что составляет 94% лиц этой возрастной группы, указавших уровень образования. По сравнению с 2002 г. число лиц с указанным уровнем образования увеличилось на 1,2 млн человек (1,1%). Динамика уровня образования населения в возрасте 15 лет и более следующая

Таблица 8

Уровень образования населения

 

Миллионов человек

На 1000 человек, указавших уровень

образования

2002 г.

2010 г.

2002 г.

2010 г.

Все население в возрасте 15 лет и более

121,3

121,1

   

   в том числе:

       

население, указавшее уровень образования:

119,9

117,6

1000

1000

профессиональное образование

       

высшее

19,4

27,5

162

234

из него послевузовское

0,4

0,7

3

6

неполное высшее

3,7

5,4

31

46

среднее

32,9

36,7

275

312

начальное

15,4

6,6

128

56

общее образование

       

среднее (полное)

21,3

21,5

177

182

основное

16,7

12,9

139

110

начальное

9,3

6,3

78

54

не имеют начального общего образования

1,2

0,7

10

6

не указавшие уровень образования

1,4

3,5

   

Из общей численности лиц в возрасте 15 лет и более 70,8 млн человек (60%) имеют профессиональное образование (высшее, включая послевузовское, среднее и начальное). За 2002-2010 гг. численность специалистов с высшим профессиональным образованием увеличилась на 8,1 млн человек

(на 42%), со средним профессиональным  образованием на 3,8 млн человек (на 12%), а численность лиц с начальным профессиональным образованием уменьшилось на 8,8 млн человек (на 57%).

Впервые при переписи были получены данные о численности специалистов по ступеням высшего профессионального образования. Из общей численности лиц с высшим профессиональным образованием степень бакалавра имеют 1,1 млн человек (4,3%), специалиста – 25,1 млн человек (93%) и магистра 0,6 млн человек (2,3%).

Среди специалистов с высшим профессиональным образованием 707 тыс. человек имеют послевузовское образование (в 2002 г. – 369 тыс. человек).

Впервые при переписи была получена численность лиц, имеющих ученую степень. В России насчитывается 596 тыс. кандидатов наук и 124 тыс. докторов наук. Среди кандидатов наук женщины составляют 265 тыс. человек (44%), среди докторов наук – 41 тыс. человек (33%). По возрасту среди кандидатов наук преобладают лица в трудоспособном возрасте (65%), среди докторов наук – лица старше трудоспособного возраста (51%).

Увеличилась численность лиц с неполным высшим образованием (на 44%), при этом 68% из них продолжают обучение. Незначительно выросла численность лиц, имеющих среднее (полное) общее образование (на

192 тыс. человек, или на 0,9%). В то же время уменьшилась  численность лиц в возрасте 15 лет и более с основным общим и начальным образованием.

По сравнению с прошлой переписью среди молодежи в возрасте 16-29 лет зафиксирован рост на 83% численности лиц с высшим (включая послевузовское) профессиональным образованием и сокращение численности лиц со средним и начальным профессиональным образованием соответственно на 2,9 и 54 процентов. В расчете на 1000 человек в этом возрасте приходится 220 человек с высшим (в 2002 г. – 113), 233 человека со средним профессиональным (в 2002 г. – 227) и 57 человек с начальным профессиональным образованием (в 2002 г. – 118).Сокращение численности молодежи, имеющей основное общее образование (9 классов) и среднее (полное) общее образование, соответственно, на 32% и 25%, объясняется, главным образом, тем, что в эту численность вошло малочисленное поколение 1990-х годов рождения, а также тем, что молодежь, окончившая образовательное учреждение, продолжила обучение. Об этом свидетельствует и рост численности лиц с неполным высшим образованием (на 65%). Однако следует отметить, что 434 тыс. человек в возрасте 16-29 лет имеют начальное общее образование, из них 59% не обучаются.

 

Таблица 9

Уровень образования населения

 

 

Мужчины

Женщины

млн человек

на 1000 человек в

возрасте 15 лет и

более, указавших

уровень образования

млн человек

на 1000 человек в

возрасте 15 лет и более,

указавших уровень

образования

2002 г.

2010 г.

2002 г.

2010 г.

2002 г.

2010 г.

2002 г.

2010 г.

Все население в возрасте 15 лет и более,

имеющее образование основное общее и

выше

51,0

50,9

933

954

58,4

59,7

895

929

в том числе имеют:

профессиональное образование

 

высшее (включая послевузовское)

8,6

11,6

158

217

10,8

16,0

166

248

неполное высшее

1,7

2,5

31

46

2,0

2,9

31

46

среднее

13,9

16,1

253

301

19,0

20,7

292

321

начальное

8,7

3,7

159

70

6,7

2,8

102

44

общее образование

               

среднее (полное)

10,3

10,7

189

201

11,0

10,7

168

167

основное

7,8

6,3

143

119

8,9

6,6

136

103


 

Следует отметить уменьшение доли неграмотного населения в возрасте 10 лет и более. Если в 2002 г. доля неграмотных в этой возрастной группе составляла 0,5%, то в 2010 г. – 0,3 процента. Среди неграмотного населения 42% – это лица в возрасте 60 лет и более (в 2002 г. – 67%). Подавляющее

большинство остальных неграмотных – это лица с тяжелыми физическими и умственными недостатками. Впервые при переписи были получены данные о посещении детьми дошкольных образовательных учреждений. Охват детей в возрасте 0-9 лет дошкольным и школьным обучением характеризуется

следующими данными.

Таблица 10

Посещение детьми дошкольных образовательных учреждений

 

Всего,

тыс. человек

в том числе в возрасте, лет

0-2

3-5

6

7-9

Дети в возрасте 0-9 лет

15058

4977

4460

1462

4159

в том числе:

посещающие общеобразовательные учреждения

4368

-

-

422

3946

посещающие дошкольные образовательные учреждения

5136

1010

3256

805

65

не посещающие общеобразовательные и дошкольные

образовательные учреждения

5090

3772

1081

189

48

не указавшие посещение перечисленных учреждений

464

195

123

46

100


Дошкольные образовательные учреждения посещают только 1 млн детей в возрасте до трех лет, что обусловлено использованием матерями права на предоставляемый государством отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. Дошкольное образование получают 4,1 млн детей в возрасте 3-6 лет , или 69% (в 2002 г. – 3,1 млн детей, или 60%), из них в городских населенных пунктах 3,1 млн детей (74% городских детей этого возраста), в селе – около 1 млн детей (55% сельских детей этого возраста).

В возрасте 6-9 лет 4,4 млн детей, или 78% обучаются в общеобразовательных учреждениях (в 2002 г. – 4,7 млн детей, или 82%), а 15% детей этого возраста (в 2002 г. – 11%) продолжают посещать дошкольные образовательные учреждения. Не получают дошкольное образовательное или общеобразовательное обучение 1,3 млн детей в возрасте 3-9 лет, или 13% (в 2002 г. – 1,5 млн детей, или 16%), в городе такие дети составляют 9,7%, в селе – 21 процент. Сократилось число детей в возрасте 7-15 лет, не посещающих общеобразовательные учреждения, с 277 тыс. человек (1,6%) в 2002 г. до 129,5 тыс. человек (1,1%) в 2010 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.4. Национальный  состав.

В Российской Федерации переписи населения являются единственным источником сведений о национальном составе населения. Сведения о национальной принадлежности при Всероссийской переписи населения 2010 года собирались в полном соответствии со статьей 26 Конституции Российской Федерации по самоопределению опрашиваемых. В переписных листах формы Л к вопросу «Ваша национальная принадлежность» был дан подсказ «по самоопределению в соответствии со ст. 26 Конституции РФ», а также была предусмотрена метка «отказ от ответа» 

Таблица 11

Численность населения наиболее многочисленных национальностей

 

Миллионов человек1

В процентах к указавшим национальную

принадлежность

2002 г.

2010 г.

2002 г.

2010 г.

Все население

145,17

142,86

   

Указавшие национальную принадлежность

143,71

137,23

100

100

из них:

       

русские

115,89

111,02

80,64

80,90

татары

5,55

5,31

3,87

3,87

украинцы

2,94

1,93

2,05

1,41

башкиры

1,67

1,58

1,16

1,15

чуваши

1,64

1,44

1,14

1,05

чеченцы

1,36

1,43

0,95

1,04

армяне

1,13

1,18

0,79

0,86

аварцы

0,81

0,91

0,57

0,66

мордва

0,84

0,74

0,59

0,54

казахи

0,65

0,65

0,46

0,47

азербайджанцы

0,62

0,60

0,43

0,44

даргинцы

0,51

0,59

0,35

0,43

удмурты

0,64

0,55

0,44

0,40

марийцы

0,60

0,55

0,42

0,40

осетины

0,51

0,53

0,36

0,39

белорусы

0,81

0,52

0,56

0,38

кабардинцы

0,52

0,52

0,36

0,38

кумыки

0,42

0,50

0,29

0,37

якуты (саха)

0,44

0,48

0,31

0,35

лезгины

0,41

0,47

0,29

0,35

буряты

0,45

0,46

0,31

0,34

ингуши

0,41

0,44

0,29

0,32

Информация о работе Переписи населения, их значение и методология проведения