Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 17:10, курсовая работа
Объектом курсовой работы являются переписи населения 2002 и 2010 годов.
В ходе работы над курсовой были поставлены следующие задачи:
исследовать и дать характеристику переписям населения;
провести сравнительный анализ;
определить какие существуют пути совершенствования методологии проведения переписей.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Перепись населения – основной источник данных о населении…….5
Перепись населения: сущность, цели, задачи и принципы проведения…………………………………………………………………5
Переписи населения и методы их проведения…….…………………...16
Глава 2. Сравнительный анализ переписей населения Российской Федерации 2002 и 2010годов…………………………………………………………….......20
2.1. Численность населения и его состав по различным признакам:
2.1.1. Городское и сельское население……………………………………..…..20 2.1.2. Половозрастная структура……………………………………………......25
2.1.3. Уровень образования населения…………………………………....…....31 2.1.4. Национальный состав……………………………………………………..34
2.1.5. Занятость населения……………………………………………………....39 2.2. Источники средств к существованию………….……………......................41
Глава 3. Предложения по совершенствованию программы российских переписей …………………… ………………………………………………...45
Заключение………………………………………………………………….........52
Список использованной литературы…………………………………………...56
По данным переписи 2010 г. преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 30-летнего возраста (в 2002 г. – с 33-летнего возраста).
2.1.3. Уровень образования населения.
Уровень образования характеризуется распределением населения в возрасте 15 лет и более по высшему из достигнутых образовательных уровней: профессиональное образование (послевузовское, высшее, неполное высшее, специальное, начальное), общее образование (среднее, основное, начальное, не имеющие начального образования). Возрастная граница в 15 лет определена требованиями обязательности получения населением Российской Федерации основного общего образования согласно Федеральному закону «Об образовании» от 13 января 1996 года № 12-ФЗ. При переписи населения 2010 г. учтено 110,6 млн человек в возрасте 15 лет и более, имеющих образование основное общее и выше, что составляет 94% лиц этой возрастной группы, указавших уровень образования. По сравнению с 2002 г. число лиц с указанным уровнем образования увеличилось на 1,2 млн человек (1,1%). Динамика уровня образования населения в возрасте 15 лет и более следующая
Таблица 8
Уровень образования населения
Миллионов человек |
На 1000 человек, указавших уровень образования | |||
2002 г. |
2010 г. |
2002 г. |
2010 г. | |
Все население в возрасте 15 лет и более |
121,3 |
121,1 |
||
в том числе: |
||||
население, указавшее уровень образования: |
119,9 |
117,6 |
1000 |
1000 |
профессиональное образование |
||||
высшее |
19,4 |
27,5 |
162 |
234 |
из него послевузовское |
0,4 |
0,7 |
3 |
6 |
неполное высшее |
3,7 |
5,4 |
31 |
46 |
среднее |
32,9 |
36,7 |
275 |
312 |
начальное |
15,4 |
6,6 |
128 |
56 |
общее образование |
||||
среднее (полное) |
21,3 |
21,5 |
177 |
182 |
основное |
16,7 |
12,9 |
139 |
110 |
начальное |
9,3 |
6,3 |
78 |
54 |
не имеют начального общего образования |
1,2 |
0,7 |
10 |
6 |
не указавшие уровень образования |
1,4 |
3,5 |
Из общей численности лиц в возрасте 15 лет и более 70,8 млн человек (60%) имеют профессиональное образование (высшее, включая послевузовское, среднее и начальное). За 2002-2010 гг. численность специалистов с высшим профессиональным образованием увеличилась на 8,1 млн человек
(на 42%), со средним профессиональным образованием на 3,8 млн человек (на 12%), а численность лиц с начальным профессиональным образованием уменьшилось на 8,8 млн человек (на 57%).
Впервые при переписи были получены данные о численности специалистов по ступеням высшего профессионального образования. Из общей численности лиц с высшим профессиональным образованием степень бакалавра имеют 1,1 млн человек (4,3%), специалиста – 25,1 млн человек (93%) и магистра 0,6 млн человек (2,3%).
Среди специалистов с высшим профессиональным образованием 707 тыс. человек имеют послевузовское образование (в 2002 г. – 369 тыс. человек).
Впервые при переписи была получена численность лиц, имеющих ученую степень. В России насчитывается 596 тыс. кандидатов наук и 124 тыс. докторов наук. Среди кандидатов наук женщины составляют 265 тыс. человек (44%), среди докторов наук – 41 тыс. человек (33%). По возрасту среди кандидатов наук преобладают лица в трудоспособном возрасте (65%), среди докторов наук – лица старше трудоспособного возраста (51%).
Увеличилась численность лиц с неполным высшим образованием (на 44%), при этом 68% из них продолжают обучение. Незначительно выросла численность лиц, имеющих среднее (полное) общее образование (на
192 тыс. человек, или на 0,9%). В то же время уменьшилась численность лиц в возрасте 15 лет и более с основным общим и начальным образованием.
По сравнению с прошлой переписью среди молодежи в возрасте 16-29 лет зафиксирован рост на 83% численности лиц с высшим (включая послевузовское) профессиональным образованием и сокращение численности лиц со средним и начальным профессиональным образованием соответственно на 2,9 и 54 процентов. В расчете на 1000 человек в этом возрасте приходится 220 человек с высшим (в 2002 г. – 113), 233 человека со средним профессиональным (в 2002 г. – 227) и 57 человек с начальным профессиональным образованием (в 2002 г. – 118).Сокращение численности молодежи, имеющей основное общее образование (9 классов) и среднее (полное) общее образование, соответственно, на 32% и 25%, объясняется, главным образом, тем, что в эту численность вошло малочисленное поколение 1990-х годов рождения, а также тем, что молодежь, окончившая образовательное учреждение, продолжила обучение. Об этом свидетельствует и рост численности лиц с неполным высшим образованием (на 65%). Однако следует отметить, что 434 тыс. человек в возрасте 16-29 лет имеют начальное общее образование, из них 59% не обучаются.
Таблица 9
Уровень образования населения
Мужчины |
Женщины | |||||||
млн человек |
на 1000 человек в возрасте 15 лет и более, указавших уровень образования |
млн человек |
на 1000 человек в возрасте 15 лет и более, указавших уровень образования | |||||
2002 г. |
2010 г. |
2002 г. |
2010 г. |
2002 г. |
2010 г. |
2002 г. |
2010 г. | |
Все население в возрасте 15 лет и более, имеющее образование основное общее и выше |
51,0 |
50,9 |
933 |
954 |
58,4 |
59,7 |
895 |
929 |
в том числе имеют: профессиональное образование |
||||||||
высшее (включая послевузовское) |
8,6 |
11,6 |
158 |
217 |
10,8 |
16,0 |
166 |
248 |
неполное высшее |
1,7 |
2,5 |
31 |
46 |
2,0 |
2,9 |
31 |
46 |
среднее |
13,9 |
16,1 |
253 |
301 |
19,0 |
20,7 |
292 |
321 |
начальное |
8,7 |
3,7 |
159 |
70 |
6,7 |
2,8 |
102 |
44 |
общее образование |
||||||||
среднее (полное) |
10,3 |
10,7 |
189 |
201 |
11,0 |
10,7 |
168 |
167 |
основное |
7,8 |
6,3 |
143 |
119 |
8,9 |
6,6 |
136 |
103 |
Следует отметить уменьшение доли неграмотного населения в возрасте 10 лет и более. Если в 2002 г. доля неграмотных в этой возрастной группе составляла 0,5%, то в 2010 г. – 0,3 процента. Среди неграмотного населения 42% – это лица в возрасте 60 лет и более (в 2002 г. – 67%). Подавляющее
большинство остальных неграмотных – это лица с тяжелыми физическими и умственными недостатками. Впервые при переписи были получены данные о посещении детьми дошкольных образовательных учреждений. Охват детей в возрасте 0-9 лет дошкольным и школьным обучением характеризуется
следующими данными.
Таблица 10
Посещение детьми дошкольных образовательных учреждений
Всего, тыс. человек |
в том числе в возрасте, лет | ||||
0-2 |
3-5 |
6 |
7-9 | ||
Дети в возрасте 0-9 лет |
15058 |
4977 |
4460 |
1462 |
4159 |
в том числе: посещающие общеобразовательные учреждения |
4368 |
- |
- |
422 |
3946 |
посещающие дошкольные образовательные учреждения |
5136 |
1010 |
3256 |
805 |
65 |
не посещающие общеобразовательные и дошкольные образовательные учреждения |
5090 |
3772 |
1081 |
189 |
48 |
не указавшие посещение перечисленных учреждений |
464 |
195 |
123 |
46 |
100 |
Дошкольные образовательные учреждения посещают только 1 млн детей в возрасте до трех лет, что обусловлено использованием матерями права на предоставляемый государством отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. Дошкольное образование получают 4,1 млн детей в возрасте 3-6 лет , или 69% (в 2002 г. – 3,1 млн детей, или 60%), из них в городских населенных пунктах 3,1 млн детей (74% городских детей этого возраста), в селе – около 1 млн детей (55% сельских детей этого возраста).
В возрасте 6-9 лет 4,4 млн детей, или 78% обучаются в общеобразовательных учреждениях (в 2002 г. – 4,7 млн детей, или 82%), а 15% детей этого возраста (в 2002 г. – 11%) продолжают посещать дошкольные образовательные учреждения. Не получают дошкольное образовательное или общеобразовательное обучение 1,3 млн детей в возрасте 3-9 лет, или 13% (в 2002 г. – 1,5 млн детей, или 16%), в городе такие дети составляют 9,7%, в селе – 21 процент. Сократилось число детей в возрасте 7-15 лет, не посещающих общеобразовательные учреждения, с 277 тыс. человек (1,6%) в 2002 г. до 129,5 тыс. человек (1,1%) в 2010 году.
2.1.4. Национальный состав.
В Российской Федерации переписи населения являются единственным источником сведений о национальном составе населения. Сведения о национальной принадлежности при Всероссийской переписи населения 2010 года собирались в полном соответствии со статьей 26 Конституции Российской Федерации по самоопределению опрашиваемых. В переписных листах формы Л к вопросу «Ваша национальная принадлежность» был дан подсказ «по самоопределению в соответствии со ст. 26 Конституции РФ», а также была предусмотрена метка «отказ от ответа»
Таблица 11
Численность населения наиболее многочисленных национальностей
Миллионов человек1 |
В процентах к указавшим национальную принадлежность | |||
2002 г. |
2010 г. |
2002 г. |
2010 г. | |
Все население |
145,17 |
142,86 |
||
Указавшие национальную принадлежность |
143,71 |
137,23 |
100 |
100 |
из них: |
||||
русские |
115,89 |
111,02 |
80,64 |
80,90 |
татары |
5,55 |
5,31 |
3,87 |
3,87 |
украинцы |
2,94 |
1,93 |
2,05 |
1,41 |
башкиры |
1,67 |
1,58 |
1,16 |
1,15 |
чуваши |
1,64 |
1,44 |
1,14 |
1,05 |
чеченцы |
1,36 |
1,43 |
0,95 |
1,04 |
армяне |
1,13 |
1,18 |
0,79 |
0,86 |
аварцы |
0,81 |
0,91 |
0,57 |
0,66 |
мордва |
0,84 |
0,74 |
0,59 |
0,54 |
казахи |
0,65 |
0,65 |
0,46 |
0,47 |
азербайджанцы |
0,62 |
0,60 |
0,43 |
0,44 |
даргинцы |
0,51 |
0,59 |
0,35 |
0,43 |
удмурты |
0,64 |
0,55 |
0,44 |
0,40 |
марийцы |
0,60 |
0,55 |
0,42 |
0,40 |
осетины |
0,51 |
0,53 |
0,36 |
0,39 |
белорусы |
0,81 |
0,52 |
0,56 |
0,38 |
кабардинцы |
0,52 |
0,52 |
0,36 |
0,38 |
кумыки |
0,42 |
0,50 |
0,29 |
0,37 |
якуты (саха) |
0,44 |
0,48 |
0,31 |
0,35 |
лезгины |
0,41 |
0,47 |
0,29 |
0,35 |
буряты |
0,45 |
0,46 |
0,31 |
0,34 |
ингуши |
0,41 |
0,44 |
0,29 |
0,32 |
Информация о работе Переписи населения, их значение и методология проведения