Переписи населения, их значение и методология проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Объектом курсовой работы являются переписи населения 2002 и 2010 годов.
В ходе работы над курсовой были поставлены следующие задачи:
исследовать и дать характеристику переписям населения;
провести сравнительный анализ;
определить какие существуют пути совершенствования методологии проведения переписей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Перепись населения – основной источник данных о населении…….5
Перепись населения: сущность, цели, задачи и принципы проведения…………………………………………………………………5
Переписи населения и методы их проведения…….…………………...16
Глава 2. Сравнительный анализ переписей населения Российской Федерации 2002 и 2010годов…………………………………………………………….......20
2.1. Численность населения и его состав по различным признакам:
2.1.1. Городское и сельское население……………………………………..…..20 2.1.2. Половозрастная структура……………………………………………......25
2.1.3. Уровень образования населения…………………………………....…....31 2.1.4. Национальный состав……………………………………………………..34
2.1.5. Занятость населения……………………………………………………....39 2.2. Источники средств к существованию………….……………......................41
Глава 3. Предложения по совершенствованию программы российских переписей …………………… ………………………………………………...45
Заключение………………………………………………………………….........52
Список использованной литературы…………………………………………...56

Файлы: 1 файл

Курсач(Статистика).docx

— 446.48 Кб (Скачать файл)

 

Почти 67 млн жителей страны (48%) указали источником средств к существованию доход от трудовой деятельности (в 2002 г. – 62 млн человек, или 43%). Основным этот источник назвали около 63 млн человек, из них у 51 млн человек доход от трудовой деятельности был единственным источником средств к существованию. В 2002 г. свыше 18 млн опрашиваемых (12,7%) назвали одним из источников средств к существованию личное подсобное хозяйство. В 2010 г. доход от личного подсобного хозяйства имели 15 млн человек (10,8%), но основным его назвали только 2,1 млн человек, или 14% от всех имеющих этот источник. Следует отметить, что для 1,4 млн человек личное подсобное хозяйство было единственным источником средств к существованию, из них 99% – это лица в трудоспособном возрасте. Численность стипендиатов уменьшилась по сравнению с 2002 г. на 17% в связи с ростом числа обучающихся с полным возмещением затрат на обучение в образовательных учреждениях высшего и

среднего профессионального образования. Рост на 5% численности пенсионеров, получающих пенсию по старости, социальную пенсию,

пенсию по случаю потери кормильца, за выслугу лет, произошел за счет увеличения в населении страны числа лиц старше трудоспособного возраста.

В межпереписной период наблюдался и рост численности лиц, получающих пенсию по инвалидности (на 10%). Из 5,2 млн человек 3,5 млн человек назвали этот источник основным. А для 2,6 млн человек (51% всех инвалидов) эта пенсия была единственным источником средств к существованию.Численность лиц, получающих пособие (кроме пособия по безработице), составила почти 11 млн человек и сократилась по сравнению с 2002 г. на 35 процентов. Большинство из них (65%) – дети и подростки до 16 лет. Для 1,7 млн человек это был основной источник средств к существованию, из них для 1,2 млн человек – единственный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Предложения по совершенствованию программы российских переписей

Основанные на анализе международного опыта предложения для программы переписи населения России можно разделить на два типа: трансформация имеющихся вопросов и/или подсказов к существующим вопросам и включение новых вопросов. С одной стороны, включение новых вопросов необходимо для более глубокого изучения социально-демографических явлений, с другой стороны, расширение программы сплошной переписи вряд ли будет способствовать успеху ее проведения, тем более что изучение предлагаемых вопросов возможно на выборочной основе, как показал международный опыт. Поэтому основное предложение касается возвращения короткого и длинного переписного листа, включение вопросов рассматривается только в случае реализации данного подхода. 39 В противовес формальной, зарегистрированной инвалидности, в которую попадают далеко не все лица с серьезными нарушениями здоровья.157 К первому типу предложений относятся следующие предложения:

1. Разделить вопрос о  фактическом и официальном семейном  состоянии на два отдельных  вопроса, следующих один за другим. С целью изучения распада сожительств  необходимы подсказы: «прекращение  сожительства по причине смерти  партнера», «разошелся/лась», «никогда не состоял». С целью более глубокого изучения распада зарегистрированных браков, необходимо существующие варианты дополнить подсказом «разошёлся, но не разведён официально». В качестве альтернативы разделения вопроса на два самостоятельных возможен вариант сплошного перечня семейного состояния со всеми вариантами прекращения союзов как зарегистрированных, так и фактических, включая указанные выше. Первым подсказом должен идти вариант «никогда не состоял в браке».

2. Расширить вопрос о  национальности возможностью указать  более одной национальности, вне  зависимости от указной первой  национальности. Необходимость ограничения числа указываемых национальностей (не более двух - трех) требуется изучить дополнительно.

3. «Встроить» вопрос о  наличии научной степени в  вопрос о наивысшем достигнутом  уровне образования или исключить  его из программы переписи, поскольку  данные о числе полученных  ученых степеней можно получить  на основе административных данных. К тому же территориальное  распределение кандидатов и докторов  наук, концентрация их в СКФО, отражается, скорее, иные ценности, чем достижение научных истин.

4. Исключить вопрос о  посещении дошкольных учреждений, поскольку контингент детей, посещающих  дошкольные учреждения, возможно  установить с помощью административных  данных. Кроме того, для целей  планирования и прогнозирования, что наиболее актуально в данной  сфере, требуются ежегодные данные. В качестве альтернативы возможно рассмотреть объединение вопросов об обучении (8.3) и посещении дошкольного учреждения (8.4) в один с выделением основных типов посещаемых образовательных учреждений: дошкольное, общеобразовательное, начальное, среднее и высшее профессиональное, дополнительное.

5. Уточнить варианты ответов  о месте работы. Сначала классифицировать  на работу на дому и вне  дома, для ответивших «вне дома» варианты ответа: «за границей» (уточнить страну), «в том же населенном пункте, где обычное место жительства», «в другом». В случае последнего ответа, уточнить название района, муниципалитета, населенного пункта, а не только региона. Для городов с численностью населения 158 выше определенного порога, уточнять конкретный адрес места работы или почтовый индекс.

6. В ответах на вопрос  о месте рождения указывать  не только регион, но и район/городской  округ.

7. Включить вопрос об  источнике информации о респонденте  с контрольной функцией. Среди  традиционных подсказов (лично, член  домохозяйства, не член домохозяйства) необходим вариант «административные  данные», в случае сохранения нежелательной практики обращения к административным данным параллельно с опросом населения.

8. Блок вопросов о жилищных  условиях дополнить вопросом  о правах на занимаемое жилое  помещение, с выделением вариантов: собственность, в т.ч. ипотека, оплачиваемая аренда, неоплачиваемая аренда или бесплатное пользование, иные виды.

Ко второму типу предложений, касающихся включения новых вопросов в выборочную часть программы относятся следующие:

1. Язык. Включить вопрос  об обычно употребляемом (разговорном) языке с разбивкой на сферы  употребления (дома, на работе, учебе).

2. Образование. Включить  вопрос об «области полученных  знаний». Формат постановки вопроса  может быть двояким: выбор из  перечня, что потребует существенно  больше пространства переписного  листа или заполнить самостоятельно, дав пояснения, что потребует  дополнительного время на обработку  информации.

3. Маятниковая миграция. Вслед за вопросом о месте  работы поставить вопросы о  способах достижения работы/учебного  учреждения, в случае использования  нескольких видов транспорта  указать тот, с помощью которого  преодолевается наибольшее расстояние; частоте поездок на работу/учебу  в течение недели; затраченном  времени.

4. Здоровье. Включить вопрос  о нарушениях здоровья в следующей  формулировке: Имеются ли у Вас  ограничения (затруднения) в активности, препятствующие выполнению повседневных  дел, связанные со следующими  нарушениями: слуха, зрения, передвижения (подъемом по лестнице) и/или возможностью  самообслуживания, концентрацией внимания  и запоминанием. Варианты ответа: 1) отсутствуют затруднения 2) есть  некоторые затруднения 3) есть серьезные  затруднения 4) не могу делать  самостоятельно. Данная формулировка  позволяет выявить характер ограничений  и степень их серьезности, а  не причины нарушений, 159 связанные  с органами или структурами  тела, о которых респондент может  быть не осведомлен и или  иметь искаженное представление. Анализ программ переписей, проводимых традиционными и альтернативными методами, позволил сформулировать ряд предложений по изменению содержания программы российской переписи населения. Использование разных методов для получения данных по основным и дополнительным переменным становится постепенно распространенным явлением. По пути кардинального разделения методов сбора данных по основным и дополнительным переменным, при сохранении традиционного метода для получения основных переменных, пошли в Канаде и США, где обследования не являются даже частью переписи, а переписной лист содержит не более 10 вопросов. Изучение здоровья населения, образования, маятниковой миграции и других переменных, важных для каждой конкретной страны (Швейцария – пользование языками, Германия – иммиграция, страны Балтии – эмиграция, ее причины, Бразилия – образование, рождаемость, смертность) необходимо и возможно в рамках выборочных методов. Выборочные части программ позволяют расширить экономический блок вопросов, содержание которых не анализировалось, но количественно (по числу вопросов) он доминирует среди остальных блоков в программах переписей предполагающих, выборочную часть, за редким исключением (Швейцария).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Данные о состоянии населения на определенный момент времени получают из переписей населения и специальных выборочных обследований, в том числе и социологических исследований.

В данной курсовой работе отведено место переписям населения.

Перепись населения – это организация сбора, обработки и публикации демографических, экономических и социальных данных обо всем населении, проживающем в определенный момент времени в стране.

Как показала перепись населения 2002 года численность населения сократилась. В основном это связано с естественной убылью населения, то есть превышением числа умерших над числом родившихся.

По данным переписи население Российской Федерации проживает в 2940 городских поселениях (городах и поселках городского типа) и 142 тыс. сельских населенных пунктах.

Что касается половозрастной структуры, то наблюдается, характерное  для населения России,  значительное превышение численности женщин над численностью мужчин, которое в 2002 году составило 10,0 млн. человек против 9,6 млн. человек в 1989 году. Это связано (ухудшение  соотношения полов) с высокой степенью преждевременной смертностью мужчин.

Нельзя не отметить и уровень образования населения. Из общего числа лиц  в возрасте 15 лет  и боле 71,4 млн. человек (59%) имеют профессиональное образование (высшее, среднее и начальное). За 1989 – 2002 года число специалистов с высшим образованием увеличилась на 6,6 млн. человек на (52%), со средним профессиональным - на  11,2 млн. человек (на 52%), с начальным образованием - на 0,7 млн. человек (на 5%).

При переписи 2002 года население могло указать все имеющиеся у него источники средств к существованию в отличии от прошлой переписи, когда у населения выяснялось не более двух источников  средств к существованию. Указывались такие источники, как: сбережения (350 тыс. человек), доход от ценных бумаг и доход от сдачи внаем или аренду имущества (225 тыс. человек) и некоторые другие виды.

Результаты переписи еще раз показали, что Россия является одним из самых многонациональных государств мира.

Если верить документам, сегодня в России живет больше китайцев и вьетнамцев (4 млн. 43 тыс. человек), чем казахов, таджиков, узбеков, туркмен, киргизов, грузин и молдаван вместе взятых (3 млн. 243 тыс. человек).  По  прогнозам специалистов-демографов,  к 2015 году каждый четвертый житель России  будет китайцем. Похоже,  что восточная  экспансия становится все более реальной.

Необходимо выделить и то, что граждане России  выезжают в другие страны. Но иногда они остаются там жить, что естественно влияет на развитие нашей страны.

Из всего вышеуказанного можно сделать вывод, что перепись  важной составляющей развития государства. Перепись населения – это процесс сбора информации о населении и она необходима, так как  решает важнейшую задачу - установление более или менее точной численности той или иной страны. Перепись - это точные расчеты по пенсиям, детским пособиям, капиталовложениям в экономику и сельское хозяйство. Данные переписи влияют на расположение и расширение производства, распределение товаров, использование человеческого потенциала.

Перепись должна решать важнейшую задачу - установить точную численность населения России. Это будет сделать довольно непросто. Сотни тысяч сезонных рабочих и предпринимателей, занимающихся строительством или торговлей, миллионы людей без российского гражданства из республик бывшего СССР временно или постоянно проживающих на территории России - их учет невозможен традиционными методами прописки или временной регистрации. Речь уже идет не просто о торговцах фруктами из средней Азии или с Кавказа. Иммиграция в Россию будет возрастать, учитывая ее огромную притягательность для населения стран бывшего СССР. В последнее время произошло перераспределение населения между социальными группами, его расслоение по уровню доходов. Миграционные потоки изменили географию народонаселения.

Может это и хорошо, что Россия так привлекательна, может быть прирост населения станет одним из стимулов экономического роста - ответить на этот и еще много других вопросов, можно только имея точные данные переписи.

 

 

 


Информация о работе Переписи населения, их значение и методология проведения