Переписи населения, их значение и методология проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Объектом курсовой работы являются переписи населения 2002 и 2010 годов.
В ходе работы над курсовой были поставлены следующие задачи:
исследовать и дать характеристику переписям населения;
провести сравнительный анализ;
определить какие существуют пути совершенствования методологии проведения переписей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Перепись населения – основной источник данных о населении…….5
Перепись населения: сущность, цели, задачи и принципы проведения…………………………………………………………………5
Переписи населения и методы их проведения…….…………………...16
Глава 2. Сравнительный анализ переписей населения Российской Федерации 2002 и 2010годов…………………………………………………………….......20
2.1. Численность населения и его состав по различным признакам:
2.1.1. Городское и сельское население……………………………………..…..20 2.1.2. Половозрастная структура……………………………………………......25
2.1.3. Уровень образования населения…………………………………....…....31 2.1.4. Национальный состав……………………………………………………..34
2.1.5. Занятость населения……………………………………………………....39 2.2. Источники средств к существованию………….……………......................41
Глава 3. Предложения по совершенствованию программы российских переписей …………………… ………………………………………………...45
Заключение………………………………………………………………….........52
Список использованной литературы…………………………………………...56

Файлы: 1 файл

Курсач(Статистика).docx

— 446.48 Кб (Скачать файл)

Что касается субъективных факторов недоучета, то, как показывает практика, некоторые люди считают,  что кое-кого вообще не надо переписывать. Например, младенцев или стариков, поскольку первые еще «маленькие», а вторые – уже совсем старые, от тех и других «нет никакой пользы».

Одномоментность проведения переписи означает что все собранные в ее ходе данные относятся к одному определенному и заранее установленному моменту, который называется критическим моментом переписи, или моментом счета. При этом любые изменения, произошедшие в период времени между критическим моментом и временем, когда непосредственно проводится опрос, не учитываются.

Необходимость установления критического момента переписи определяется тем, что население, его численность и состав непрерывно меняются.

Установление критического момента также является одним из способов избежания повторного счета, т.е. переписывание одного человека  одновременно в двух местах, если даже в момент проведения переписи он находился вне места своего обычного проживания.

Критический момент переписи подбирается таким образом, чтобы минимизировать территориальную мобильность населения, т.е. чтобы вероятность застать переписываемых вместе постоянного (обычного) проживания была максимальной. Соответственно, выбирается месяц года, когда эта мобильность минимальна. Затем учитывается наличие выходных и праздничных дней, школьных и студенческих каникул и т.п. При этом необходимо, чтобы критический момент переписи был как можно ближе к началу года, чтобы обеспечить большую сопоставимость результатов переписи и  ежегодных межпереписных расчетов численности населения. В итоге, скажем, в нашей стране перепись обычно назначалась на один из будних дней во второй декаде января. Например, в 1959 и 1970 годах перепись населения проводилась 15 января, в 1979 году – 17 января и в 1989 году – 12 января. Непонятным исключением стала новая многострадальная перепись населения России, которая должна была состояться еще в 1999 году, но которая несколько раз переносилась и окончательно была проведена 9 – 16 октября 2002 года.

В качестве критического момента при этом обычно выбирается полночь, т.е. 0 часов 00 минут, первого дня проведения переписи.

Критический момент переписи следует отличать от периода проведения переписи. Перепись реально проводится в течение нескольких дней (обычно 7 – 10 дней), но вся собранная информация, как уже сказано, относится к ее критическому моменту. Изменения, произошедшие после критического момента, не учитываются. Не учитываются родившиеся после критического момента, хотя бы они и родились в первые минуты первого дня переписи. Умершие после критического момента учитываются как живые, поскольку на критический момент они были еще живы.

Что касается времени проведения переписи, то, как сказано, она реально обычно проводится в течение 7 – 10 дней. Но бывают и так называемые однодневные переписи, когда весь сбор информации, проводится в течение одного дня. Однодневная перепись может считаться идеальным вариантом с точки зрения обеспечения полноты информации по состоянию на критический момент времени (поскольку те или иные события наиболее свежи в памяти). Но проведение однодневных переписей обычно сопряжено или с гораздо большими затратами, или с теми или иными неудобствами для населения, с нарушением привычного образа жизни. Чтобы устранить этот недостаток однодневной переписи можно раздавать переписные листы заранее, а в день проведения переписи  собирать их, уточняя при этом, в случае необходимости, те или иные сведения, исправляя изменения, произошедшие после критического момента, что возможно сделать достаточно быстро. Так поступали во время Первой все общей переписи населения России (1897) и во время Всесоюзной переписи 1937 года.

Наличие единой программы означает, что и сбор первичных данных и их последующая обработка ведутся по единым для всех участников переписи правилам процедуры, по одному и тому же общему для всех плану. Обо всех людях, проживающих на территории страны и подлежащих переписи, собираются сведения об одних и тех же признаках, или характеристиках, включенных в переписной лист.

Разработка программы переписи является важнейшим этапом, занимающим по времени несколько месяцев или даже лет.  Она включает в себя создание переписного листа – специального бланка, содержащего набор признаков, которые будут фиксироваться в ходе переписи. В зависимости от метода переписи применяются переписные листы различной формы. Индивидуальный переписной лист предназначен для записей сведений об одном человеке. В переписных листах списочной формы записываются сведения обо всех членах семьи или домохозяйства.

Одновременно с созданием переписного листа формируется перечень разработочных таблиц, в которых будут обобщены и представлены (опубликованы) итоги переписи.

Строгость соблюдения данного принципа очень важна. Хорошо известно, что малейшие изменения в редакции вопроса переписного листа или социологической анкеты может привести к значительному нарушению сопоставимости данных. Точно также, если статистические органы разных территорий одной и той же страны (тем более – такой, как Россия) будут разрабатывать данные переписи по «собственным программам», создавать свои «собственные» разработочные таблицы, никогда не удастся получить сводные данные по всей стране.

Важнейшим требованием также является соблюдение преемственности при разработке программ последующих переписей. Если не соблюдать эти требования, то будет невозможно построить сколько-нибудь длительные статистические ряды данных о численности и составе населения, поскольку данные каждой отдельной переписи будут несопоставимы с предыдущими переписями.

Поименность, как принцип проведения переписи, означает сбор персональных и легко идентифицируемых сведений о каждом отдельном человеке. В этом соотношении перепись населения противоположна социологическим опросам, которые, как правило, анонимны. Сведения о человеке собирает в ходе личных бесед специально обученный персонал (счетчики или регистраторы), который фиксирует их на именных переписных листах.

В некоторых развивающихся странах иногда принимают процедуру сбора сведений о населении, которая известна еще со времен Древнего Рима и которая заключается в том, что люди сами должны являться в специальные офисы, где и заполняются переписные листы. При этом на тело человека иногда даже ставят специальный долго несмываемый штамп, свидетельствующий о том, что человек прошел перепись.

При проведении переписи населения в России 2002 года также были открыты специальные переписные офисы, в которых смогли пройти перепись те, кто не хотел бы, чтобы счетчики приходили к ним домой, а так же те, у кого вообще нет дома.

Поимменность дает возможность детальной комбинированной группировки собранных сведений по различным признакам.

С поименностью связан такой принцип проведения переписи, как самоопределение, которое означает, что все сведения фиксируются исключительно со слов опрашиваемого и что запрещено требовать документального подтверждения этих сведений.

Применение принципа самоопределения обусловлена, с одной стороны, стремлением повысить степень доверия к переписи со стороны населения, с другой – невозможностью объективного отнесения человека к той или иной категории по большинству фиксируемых признаков.

Некоторые авторы дополняют принцип самоопределения также принципом непосредственного получения сведений от населения. Но думается в этом нет необходимости, т.к. принцип самоопределения  перекрывает то, что можно сказать и что обычно говорится о принципе непосредственности.

Принцип конфиденциальности, или анонимности, получаемых в ходе переписи сведений является логическим дополнением принципов поименности и самоопределения. Он означает, что счетчикам и другим участникам переписи, имеющим доступ к ее первичным документам, запрещено сообщать кому то ни было получаемою в ходе ее персональную информацию об опрашиваемых. Информация обрабатывается, используется и публикуется только в статистическом обобщенном виде. Нарушение этого принципа ведет в нашей стране ответственность согласно законодательству Российской Федерации. В некоторых других странах (например, в США) и уголовную ответственность.

Ярким примером несоблюдения принципа конфиденциальности является  имевшее место в нашей стране в прошлом засекречивание подавляющего большинства статистических данных, полученных в результате переписи населения. Абсурд доходил до того, что до конца 1980-х  годов засекречивались даже данные о возрастном составе населения страны.

Необходимость строгой централизации управления вытекает из того, что перепись населения – это сложная и дорогостоящая операция, требующая координации усилий огромного числа участников. Как уже говорилось, данные, полученные в ходе переписи, должны быть сопоставимы независимо от того, кто именно и в какой части страны проводит перепись. Вся собранная информация должна направляться для обработки в единый общенациональный информационно-вычислительный центр.

Все это требует наличия специальных государственных органов, ответственных за проведение переписи. В нашей стране проведение переписи возложено на Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат РФ). В США перепись проводит Бюро цензов Министерства торговли. В других странах также имеются соответствующие органы. Каждый из таких органов имеет разветвленную сеть региональных и местных подразделений (у нас в стране они называются Статистическими управлениями Статистическими бюро при местных администрациях), образующих строгую иерархическую вертикаль. Вся эта система работает в соответствии с положениями, установленными или законодательно, или специальными правительственными решениями, которые принимаются за несколько лет до ее проведения переписи и в которых устанавливаются сроки ее проведения, критический момент, ее основные задачи, а также даются поручения другим органам государственной власти в части оказания содействия проведению переписи населения.

Помимо перечисленных выше 7 принципов проведения современных переписей населения некоторые авторы называют и другие. В частности говорится о принципе регулярности (периодичности) проведения переписей. Важность этого принципа очевидна. Только в случае регулярного, со строгой периодичностью, проведения переписей населения возможно получение сопоставимых статистических данных о населении за длительный период времени. Согласно рекомендациям Статистической комиссии ООН, переписи должны проводиться раз в 5 или 10 лет в годы, в годы оканчивающиеся соответственно на 5 или 0 лет, или близкие к ним. Это необходимо для обеспечения сопоставимости данных по разным странам мира и для расчета численности населения земного шара. Кроме того, это необходимо для обеспечения сопоставимости данных «о возрастной структуре населения, которые чаще всего публикуются в виде пятилетних группировок».

 

1.2. Переписи населения  и методы их проведения.

Современные переписи населения проводятся или методом опроса, или методом самоисчисления. Различия между ними заключаются в том, что в первом случае переписной лист заполняется счетчиком (регистратором) в процессе личной беседы с переписываемым лицом, а во втором – люди сами заполняют бланк переписи, после чего регистратор проверяет правильность его заполнения, уточняя пропущенные или неясные сведения.

Выбор того или иного метода проведения переписи диктуется, во-первых, степенью подготовленности населения, уровнем, как говорят, «культурного развития», а во-вторых, стремлением получить возможно более точные сведения при минимальных затратах.

Самоисчисление экономит как материальные, так и время проведения переписи, но связано с большим риском получить неточные и неполные сведения, особенно в странах с низким культурным уровнем населения. Участие в заполнении переписных листов огромного числа людей, не имеющих специальной подготовки, делает также необходимым уделять гораздо большее внимание  формулировкам вопросов, чтобы гарантировать их однозначное понимание всеми участниками переписи.

Опрос позволяет получить более точные сведения, но связаны с большими затратами.

Баланс достоинств и недостатков опроса и самоисчисления обуславливает то, что в современных условиях порой стараются сочетать оба эти метода, применяя, скажем, метод опроса в сельских местностях, а самоисчисление в городах.

Так было, например, в нашей стране во время переписей 1897 и 1920 годов, когда в городах применялся метод самоисчисления (в 1920 году – только в крупных городах), а сельской местности – метод опроса. Во всех остальных отечественных переписях населения применялся метод опроса.

В западноевропейских странах, США, Австралии, издавна применялся метод самоисчисления. В тех странах, где население имеет более высокий уровень «культурного развития» и «привыкло» к регулярному проведения переписей и заочному способу общения с разными властями, часто применяют такую разновидность метода самоисчисления, как почтовый опрос. В этом случае переписные лисы предварительно рассылаются по почте, а затем или собираются счетчиками, или также отправляются по почте респондентами в переписные участки в заранее оплаченных конвертах. Разумеется, полученные таким образом сведения в случае необходимости уточняются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Категории населения, учитываемые при переписях.

Информация о работе Переписи населения, их значение и методология проведения