Предмет, метод и задачи социально-экономической статистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:38, контрольная работа

Описание работы

Статистика — отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных.
Слово «статистика» происходит от латинского status — состояние дел. В науку термин «статистика» ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль в 1746 году, предложив заменить название курса «Государствоведение», преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 495.50 Кб (Скачать файл)

БАЛТИЙСКИЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.И.КАНТА


 

 

Кафедра

«Экономики  фирмы и рынков»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«Предмет, метод  и задачи социально-экономической  статистики»

(по дисциплине статистика)

 

 

 

 

 

Студентки 3 курса

заочного  отделения

специальности «маркетинг»

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

Статистика — отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных.

Слово «статистика» происходит от латинского status — состояние дел. В науку термин «статистика» ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль в 1746 году, предложив заменить название курса «Государствоведение», преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины. Несмотря на это, статистический учет вёлся намного раньше: проводились переписи населения в Древнем Китае, осуществлялось сравнение военного потенциала государств, велся учет имущества граждан в Древнем Риме и т. п.

Статистика разрабатывает специальную методологию исследования и обработки материалов: массовые статистические наблюдения, метод группировок, средних величин, индексов, балансовый метод, метод графических изображений и другие методы анализа статистических данных.

Статистика, используя систему количественных показателей, стремится адекватно отразить условия, процесс и результаты функционирования рыночной экономики, проанализировать тенденции и закономерности развития экономики и общества в целом.

 

Предмет социально-экономической статистики

Социально-экономическая  статистика как общественная наука изучает количественную сторону различных массовых экономических явлений и процессов общественной жизни с учетом их качественной стороны.

В широком понимании  социально-экономическая статистика включает:

1) Общую теорию статистики – разрабатывает методологию получения, обработки и анализа статистических данных.

2) Экономическую статистику – концентрирует основное внимание на количественном описании экономического процесса, состояния и развития экономики в целом.

3) Социальную статистику – дает количественную характеристику уровня жизни населения, состояния и развития социальной сферы.

4) Отраслевую статистику – изучает экономические процессы, протекающие в рамках конкретных отраслей.

Социально-экономическая  статистика рассматривает производство, распределение и потребление  материальных благ и услуг, закономерности их изменения, экономические и социальные условия жизни людей. С помощью  системы количественных показателей  она отображает качественные стороны общественных массовых явлений.

 

Методы, применяемые в социально-экономической  статистике

Общая теория статистики разрабатывает научную методологию, общие принципы вычисления статистических показателей, методы статистического  исследования.

Социально-экономическая  статистика использует показатели и  методы в конкретных условиях социальной и экономической жизнедеятельности  общества.

Таким образом, методы расчета  и анализа показателей социально-экономической  статистики опираются на инструментарий теории статистики. Это, прежде всего, метод статистического наблюдения (сплошного и, преимущественно, выборочного), метод группировок, метод обобщающих показателей — абсолютных и относительных величин, средних величин, индексный метод. Все эти методы применяются с учетом конкретных особенностей изучаемых объектов, места и времени.

Особенно  большое значение в социально-экономической  статистике имеет балансовый метод. Наиболее широкое применение он находит в сочетании с методом группировок. Можно отметить, что метод группировок пронизывает все разделы социально-экономической статистики. Анализ результатов статистических группировок требует применения методов математической статистики: рядов распределения, теории корреляции, факторного и дисперсионного анализа и т.п.

Важной особенностью социально-экономической статистики является ее системный подход к изучению экономики, что предполагает разработку для изучения экономики системы  показателей, которая охватывает основные виды экономической деятельности и  аспекты экономического процесса.

Социально-экономическая  статистика постоянно совершенствует свою методологию, что обеспечивает успешное решение задач, возникающих  перед ней.

 

Задачи социально-экономической  статистики

 

Задачей социально-экономической  статистики выступает подготовка полной и оперативной информации, обеспечивающей количественно-качественную характеристику состояния и развития национальной экономики.

В современных  условиях центральной задачей социально-экономической  статистики является создание модели государственной статистики, адаптированной к условиям развития рыночных отношений на базе современных систем показателей, соответствующих международным стандартам учета и статистики.

Основными задачами социально-экономической  статистики в условиях рыночной экономики являются систематическое описание и анализ следующих социально-экономических явлений и процессов:

    • численность и структура населения страны, его распределение по регионам; наиболее важные показатели воспроизводства населения (показатели рождаемости, смертности, естественного прироста и т.д.);
    • экономические ресурсы страны, их структура и динамика, распределение по отраслям и секторам экономики, эффективность их использования;
    • основные результаты экономического процесса, размеры и структура произведенного продукта; темпы экономического роста; использование произведенного продукта на накопление и потребление; пропорции между отраслями и секторами экономики и др.;
    • результаты производства в основных отраслях экономики; производство наиболее важных товаров (услуг);
    • распределение доходов: первичное и вторичное распределение; формирование конечных доходов и их использование; дифференциация при распределении доходов между различными группами населения и т.д.;
    • инфляция и факторы, влияющие на нее;
    • занятость населения и безработица; факторы, влияющие на показатели занятости населения и безработицы;
    • уровень жизни населения, его динамика; основные факторы, влияющие на уровень благосостояния населения; потребление товаров и услуг; доходы и сбережения; имущество домашних хозяйств; финансовые активы домашних хозяйств и т.д.
    • развитие социальной сферы; образование; здравоохранение; взаимосвязи между показателями развития социальной сферы и экономического роста;
    • состояние здоровья населения (заболеваемость, смертность, средняя продолжительность жизни);
    • жилищно-коммунальное хозяйство и услуги, размеры и структура жилищного фонда и т.п.;
    • инвестиционный процесс; объем инвестиций и их структура; источники финансирования и их эффективность;
    • функционирование финансовой системы: государственный бюджет; финансовые операции, осуществляемые различными секторами экономики; денежная масса в обращении; объем предоставляемых кредитов; финансовая задолженность; операции страховых компаний; фондовый рынок; операции с ценными бумагами и т.д.;
    • внешнеэкономические связи; определение потребности внешнеэкономического заимствования; структура и динамика золотовалютных резервов и т.д.;
    • развитие науки и техники; влияние научно-технического прогресса на экономический рост;
    • состояние окружающей среды и меры по ее защите; расходы на защиту окружающей среды (экология);
    • производственно-технологические связи между отраслями экономики; зависимость между конечным спросом и производством продукции в важнейших отраслях экономики на основе модели межотраслевого баланса;
    • наиболее важные качественные характеристики развития экономики: производительность труда, эффективность использования основных фондов и других экономических ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение задач

 

12.1 На основании данных таблицы выявите зависимость между видом высшего образования, полом и уровнем средней заработной платы, проведя комбинированную группировку.

п/п

Вид высшего

образования

Среднемесячная заработная плата, руб.

Возраст,

лет

Стаж работы по специальности, лет

Пол

1

2

3

4

5

6

1

техническое

4800

38

15

мужской

2

техническое

10000

32

10

мужской

3

военное

2000

26

5

мужской

4

экономическое

6000

40

7

женский

5

техническое

3200

47

25

женский

6

медицинское

1900

27

4

мужской

7

экономическое

5400

23

1

женский

8

экономическое

7000

40

18

женский

9

военное

2500

42

20

мужской

10

медицинское

2300

28

5

мужской

11

техническое

1900

51

19

мужской

12

гуманитарное

1200

22

1

женский

13

экономическое

11000

33

5

мужской

14

техническое

4100

45

20

женский

15

гуманитарное

2500

29

7

мужской

16

военное

1800

25

4

женский

17

военное

2300

29

8

женский

18

техническое

2700

52

28

женский

19

экономическое

8000

43

3

мужской

20

гуманитарное

5000

47

20

мужской

21

гуманитарное

1100

22

1

женский

22

экономическое

7000

27

3

женский

23

гуманитарное

4000

35

10

мужской

24

техническое

2400

59

33

женский

25

медицинское

3000

47

22

женский

26

медицинское

1600

25

1

женский

27

медицинское

5000

40

17

мужской

28

военное

3000

45

25

мужской

29

экономическое

15000

36

14

мужской

30

гуманитарное

2000

26

2

женский


 

 

Решение:

 

Для того, чтобы выявить  зависимость между видом высшего  образования, полом и уровнем  средней заработной платы, необходимо сгруппировать всех работников в  группы по виду высшего образования, выделив при этом в каждой группе две подгруппы по половому признаку.

В каждой группе и подгруппах необходимо определить уровень средней  заработной платы путем расчета простой средней арифметической. Это самый распространенный вид средней, который используется, когда расчет осуществляется по несгруппированным статистическим данным, где нужно получить среднее слагаемое.

Средняя арифметическая (простая) рассчитывается по следующей  формуле:

 

где хi- индивидуальные значения признака;

n - численность совокупности.

Результаты расчетов представлены в таблице:

 

Таблица 1 – Комбинированная  группировка работников по виду высшего  образования и полу

Группы и  подгруппы по

виду высшего образования  и полу

Количество человек

Среднемесячная заработная плата, руб.

Экономическое, в т.ч.

7

8485,7

((11000+8000+15000+6000+5400+7000+7000):7)

- мужчины

3

11333,3

((11000+8000+15000):3)

- женщины

4

6350

((6000+5400+7000+7000):4)

Техническое, в т.ч.

7

4157,1

((4800+10000+1900+3200+4100+2700+2400):7)

- мужчины

3

5566,7

((4800+10000+1900):3)

- женщины

4

3100

((3200+4100+2700+2400):4)

Медицинское, в т.ч.

5

2760

((1900+2300+5000+3000+1600):5)

- мужчины

3

3066

((1900+2300+5000):3)

- женщины

2

2300

((3000+1600):2)

Гуманитарное, в т.ч.

6

2633,3

((2500+5000+4000+1200+1100+2000):6)

- мужчины

3

3833,3

((2500+5000+4000):3)

- женщины

3

1433,3 

((1200+1100+2000):3)

Военное, в т.ч.

5

2320

((2000+2500+3000+1800+2300):5)

- мужчины

3

2500

((2000+2500+3000):3)

- женщины

2

2050

((1800+2300):2)

Всего

30

8646,7


 

Выводы:

Между видом образования, полом и средней заработной платой работников существует прямая связь.

Работники мужского пола получают зарплату более высокую, чем  работницы, получившие аналогичное  высшее образование (по всем видам образования).

Информация о работе Предмет, метод и задачи социально-экономической статистики