Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:38, контрольная работа
Статистика — отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных.
Слово «статистика» происходит от латинского status — состояние дел. В науку термин «статистика» ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль в 1746 году, предложив заменить название курса «Государствоведение», преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины.
Статистика — отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных.
Слово «статистика» происходит от латинского status — состояние дел. В науку термин «статистика» ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль в 1746 году, предложив заменить название курса «Государствоведение», преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины. Несмотря на это, статистический учет вёлся намного раньше: проводились переписи населения в Древнем Китае, осуществлялось сравнение военного потенциала государств, велся учет имущества граждан в Древнем Риме и т. п.
Статистика разрабатывает специальную методологию исследования и обработки материалов: массовые статистические наблюдения, метод группировок, средних величин, индексов, балансовый метод, метод графических изображений и другие методы анализа статистических данных.
Статистика, используя систему количественных показателей, стремится адекватно отразить условия, процесс и результаты функционирования рыночной экономики, проанализировать тенденции и закономерности развития экономики и общества в целом.
Предмет социально-экономической статистики
Социально-экономическая статистика как общественная наука изучает количественную сторону различных массовых экономических явлений и процессов общественной жизни с учетом их качественной стороны.
В широком понимании социально-экономическая статистика включает:
1) Общую теорию статистики – разрабатывает методологию получения, обработки и анализа статистических данных.
2) Экономическую статистику – концентрирует основное внимание на количественном описании экономического процесса, состояния и развития экономики в целом.
3) Социальную статистику – дает количественную характеристику уровня жизни населения, состояния и развития социальной сферы.
4) Отраслевую статистику – изучает экономические процессы, протекающие в рамках конкретных отраслей.
Социально-экономическая статистика рассматривает производство, распределение и потребление материальных благ и услуг, закономерности их изменения, экономические и социальные условия жизни людей. С помощью системы количественных показателей она отображает качественные стороны общественных массовых явлений.
Методы,
применяемые в социально-
Общая теория статистики
разрабатывает научную
Социально-экономическая
статистика использует показатели и
методы в конкретных условиях социальной
и экономической
Таким образом, методы расчета
и анализа показателей
Особенно большое значение в социально-экономической статистике имеет балансовый метод. Наиболее широкое применение он находит в сочетании с методом группировок. Можно отметить, что метод группировок пронизывает все разделы социально-экономической статистики. Анализ результатов статистических группировок требует применения методов математической статистики: рядов распределения, теории корреляции, факторного и дисперсионного анализа и т.п.
Важной особенностью
социально-экономической
Социально-экономическая статистика постоянно совершенствует свою методологию, что обеспечивает успешное решение задач, возникающих перед ней.
Задачи социально-
Задачей социально-экономической статистики выступает подготовка полной и оперативной информации, обеспечивающей количественно-качественную характеристику состояния и развития национальной экономики.
В современных
условиях центральной задачей социально-
Основными задачами социально-экономической статистики в условиях рыночной экономики являются систематическое описание и анализ следующих социально-экономических явлений и процессов:
Решение задач
12.1 На основании данных таблицы выявите зависимость между видом высшего образования, полом и уровнем средней заработной платы, проведя комбинированную группировку.
№ п/п |
Вид высшего образования |
Среднемесячная заработная плата, руб. |
Возраст, лет |
Стаж работы по специальности, лет |
Пол |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
техническое |
4800 |
38 |
15 |
мужской |
2 |
техническое |
10000 |
32 |
10 |
мужской |
3 |
военное |
2000 |
26 |
5 |
мужской |
4 |
экономическое |
6000 |
40 |
7 |
женский |
5 |
техническое |
3200 |
47 |
25 |
женский |
6 |
медицинское |
1900 |
27 |
4 |
мужской |
7 |
экономическое |
5400 |
23 |
1 |
женский |
8 |
экономическое |
7000 |
40 |
18 |
женский |
9 |
военное |
2500 |
42 |
20 |
мужской |
10 |
медицинское |
2300 |
28 |
5 |
мужской |
11 |
техническое |
1900 |
51 |
19 |
мужской |
12 |
гуманитарное |
1200 |
22 |
1 |
женский |
13 |
экономическое |
11000 |
33 |
5 |
мужской |
14 |
техническое |
4100 |
45 |
20 |
женский |
15 |
гуманитарное |
2500 |
29 |
7 |
мужской |
16 |
военное |
1800 |
25 |
4 |
женский |
17 |
военное |
2300 |
29 |
8 |
женский |
18 |
техническое |
2700 |
52 |
28 |
женский |
19 |
экономическое |
8000 |
43 |
3 |
мужской |
20 |
гуманитарное |
5000 |
47 |
20 |
мужской |
21 |
гуманитарное |
1100 |
22 |
1 |
женский |
22 |
экономическое |
7000 |
27 |
3 |
женский |
23 |
гуманитарное |
4000 |
35 |
10 |
мужской |
24 |
техническое |
2400 |
59 |
33 |
женский |
25 |
медицинское |
3000 |
47 |
22 |
женский |
26 |
медицинское |
1600 |
25 |
1 |
женский |
27 |
медицинское |
5000 |
40 |
17 |
мужской |
28 |
военное |
3000 |
45 |
25 |
мужской |
29 |
экономическое |
15000 |
36 |
14 |
мужской |
30 |
гуманитарное |
2000 |
26 |
2 |
женский |
Решение:
Для того, чтобы выявить
зависимость между видом
В каждой группе и подгруппах необходимо определить уровень средней заработной платы путем расчета простой средней арифметической. Это самый распространенный вид средней, который используется, когда расчет осуществляется по несгруппированным статистическим данным, где нужно получить среднее слагаемое.
Средняя арифметическая (простая) рассчитывается по следующей формуле:
где хi- индивидуальные значения признака;
n - численность совокупности.
Результаты расчетов представлены в таблице:
Таблица 1 – Комбинированная группировка работников по виду высшего образования и полу
Группы и подгруппы по виду высшего образования и полу |
Количество человек |
Среднемесячная заработная плата, руб. |
Экономическое, в т.ч. |
7 |
8485,7 ((11000+8000+15000+6000+5400+ |
- мужчины |
3 |
11333,3 ((11000+8000+15000):3) |
- женщины |
4 |
6350 ((6000+5400+7000+7000):4) |
Техническое, в т.ч. |
7 |
4157,1 ((4800+10000+1900+3200+4100+ |
- мужчины |
3 |
5566,7 ((4800+10000+1900):3) |
- женщины |
4 |
3100 ((3200+4100+2700+2400):4) |
Медицинское, в т.ч. |
5 |
2760 ((1900+2300+5000+3000+1600):5) |
- мужчины |
3 |
3066 ((1900+2300+5000):3) |
- женщины |
2 |
2300 ((3000+1600):2) |
Гуманитарное, в т.ч. |
6 |
2633,3 ((2500+5000+4000+1200+1100+ |
- мужчины |
3 |
3833,3 ((2500+5000+4000):3) |
- женщины |
3 |
1433,3 ((1200+1100+2000):3) |
Военное, в т.ч. |
5 |
2320 ((2000+2500+3000+1800+2300):5) |
- мужчины |
3 |
2500 ((2000+2500+3000):3) |
- женщины |
2 |
2050 ((1800+2300):2) |
Всего |
30 |
8646,7 |
Выводы:
Между видом образования, полом и средней заработной платой работников существует прямая связь.
Работники мужского пола получают зарплату более высокую, чем работницы, получившие аналогичное высшее образование (по всем видам образования).
Информация о работе Предмет, метод и задачи социально-экономической статистики