Предмет, методология и задачи статистики. Организация статистики в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 08:15, реферат

Описание работы

Статистика имеет многовековую историю, уходя своими корнями в глубокую древность, С образованием государств появилась необходимость в статистической практике, т.е. в сборе сведений о наличии земель, численности населения, о его имущественном положении. Статистические дисциплины играют важную роль в системе экономического образования. Для общеэкономических специальностей, статистика является основой для разработки и совершенствования методов экономического анализа. Сама же статистика - самостоятельная общественная наука, имеющая свой предмет и метод исследования

Содержание работы

Введение
3
1.1 Общее представление о статистике, краткие сведения из истории, статистические показатели
5
1.2 Предмет статистической науки и ее методология
8
1.3 Современная организация статистике в РФ и ее задачи
15
Заключение
19
Список литературы
20

Файлы: 1 файл

Предмет методология и задачи статистики Организация статистики в России.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

Типовые примеры раннего этапа  применения статистических методов  описаны в Библии, в Ветхом Завете. Там, в частности, приводится число  воинов в различных племенах. С  математической точки зрения дело сводилось  к подсчёту числа попаданий значений наблюдаемых признаков в определённые градации.

Сразу после возникновения теории вероятностей (Паскаль, Ферма, XVII век) вероятностные  модели стали использоваться при  обработке статистических данных. Например, изучалась частота рождения мальчиков и девочек, было установлено отличие вероятности рождения мальчика от 0.5, анализировались причины того, что в парижских приютах эта вероятность не та, что в самом Париже, и т. д.

В 1794 г. (по другим данным — в 1795 г.) К.Гаусс разработал метод наименьших квадратов, один из наиболее популярных ныне статистических методов, и применил его при расчёте орбиты астероида Церера — для борьбы с ошибками астрономических наблюдений.[4] В ХIХ веке заметный вклад в развитие практической статистики внёс бельгиец Кетле, на основе анализа большого числа реальных данных показавший устойчивость относительных статистических показателей, таких, как доля самоубийств среди всех смертей.

Современный этап развития статистических методов можно отсчитывать с 1900 г., когда англичанин К. Пирсон основал журнал «Biometrika». Первая треть ХХ в. прошла под знаком параметрической статистики. Изучались методы, основанные на анализе данных из параметрических семейств распределений, описываемых кривыми семейства Пирсона. Наиболее популярным было нормальное распределение. Для проверки гипотез использовались критерии Пирсона, Стьюдента, Фишера. Были предложены метод максимального правдоподобия, дисперсионный анализ, сформулированы основные идеи планирования эксперимента.

Разработанную в первой трети ХХ в. теорию анализа данных называют параметрической статистикой, поскольку её основной объект изучения — это выборки из распределений, описываемых одним или небольшим числом параметров. Наиболее общим является семейство кривых Пирсона, задаваемых четырьмя параметрами. Как правило, нельзя указать каких-либо веских причин, по которым распределение результатов конкретных наблюдений должно входить в то или иное параметрическое семейство. Исключения хорошо известны: если вероятностная модель предусматривает суммирование независимых случайных величин, то сумму естественно описывать нормальным распределением; если же в модели рассматривается произведение таких величин, то итог, видимо, приближается логарифмически нормальным распределением. и т. д.

В настоящее время  трудно назвать науку, которая не изучала бы массовые процессы той  или иной области. В познании любых  массовых явлений конкретного вида, (т.е. любой наукой) используются общие  положения статистики как науки: накапливаются данные о множестве объектов (элементов) изучаемого явления, результаты эти описываются (обобщаются) с использованием набора специфических характеристик (показателей) с соблюдением выработанных статистикой требований (условий, правил).

При применении к разным областям явлений статистический метод учитывает их особенности.

Специфические приемы, с  помощью которых статистика изучает  массовые явления, образуют статистическую методологию (или метод статистики).

Во всяком статистическом исследовании можно выделить три последовательные стадии:

1) Статистическое наблюдение, т.е. сбор первичного статистического  материала.

2) Группировка и сводка  результатов наблюдения.

3) Вычисления специфических  характеристик изучаемого явления  и анализ полученных сводных  и расчетных материалов, формулировка выводов и предложений.

На этих стадиях статистического  исследования применяются специфические  методы, образующие в совокупности содержания методологии статистической науки.

Рассмотрим основные характерные черты этих стадий:

На первой стадии - стадии статистического наблюдения, перед статистикой стоит задача организации учета единичных (индивидуальных) значений элементов массового явления, объединенных по некоторой качественной однородности в совокупность.

Статистическая совокупность - это масса (множество, выбор) отдельных явлений единиц или элементов, объединенных единой качественной основой, но различающихся между собой по ряду других признаков.

В индивидуальных значениях  признаков конкретного элемента данной совокупности проявляются не только свойственные для всех элементов (единиц) совокупности закономерности (причины, обстоятельства), но и индивидуальные причины, случайные для всей совокупности. Например, на производительность труда отдельного рабочего в определенный день влияют не только общие условия производства, но и индивидуальные причины. В обобщающих статистических характеристиках явления следствия, вызванные этими случайными причинами, взаимно погашаются и остаются следствия, обусловленные общими для всех элементов совокупности причинами.

В этом проявляется действие закона больших чисел, который требует  достаточно большого числа наблюдений для того, чтобы статистические характеристики были точными и свободны от влияния  случайных фактов.

Следовательно, характерным  для этой стадии является метод массовых наблюдений.

Сами наблюдения могут  быть организованы с охватом всех единиц совокупности (как сплошные наблюдения) или только части их (как несплошные наблюдения). В последнем  случае формирование единиц несплошного  наблюдения также может осуществляться с различными приемами (способами).

Как известно, закон больших  чисел рассматривается такой  наукой как математика.

Однако, содержание закономерностей  массовых явлений, следовательно и  конкретные уровни статистических показателей  определяются не законом больших чисел, а законом развития самого изучаемого явления.

Статистический показатель - обобщённая количественная характеристика явлений и процессов в единстве с их качественной определённостью. Численность населения, удельный вес  работающих людей в этой численности - наиболее простой для понимания пример статистического показателя. Сводные экономические показатели, относящиеся к сложному комплексу экономических явлений или к многообразным национально-хозяйственным процессам и объектам, называют синтетическими (например, валовый национальный продукт, национальный доход, национальное богатство). Величина показателя определяется в результате измерения объектов (элементов) и меняется в зависимости от методологических особенностей его построения, обусловленных в свою очередь степенью охвата изучаемых процессов. Показатели называются натуральными, когда они выражены в единицах счета или в различных физических единицах измерения (в мерах линейных, площади, объема, массы и др.), и денежными, или стоимостными, когда они представляют собой денежную оценку экономических объектов. Условно, статистические показатели можно разделить и на объёмные и качественные. Себестоимость единицы изделия - это качественный статистический признак. Он даёт представление о возможностях и закономерностях развития событий (сколько будет стоить партия данного товара и даже возможная прибыль с его продажи). Показатели, связанные с изменениями величины совокупности объектов относят к объёмным показателям, т.к. они не влияют на качество. Совокупность взаимосвязанных показателей, отображающих процессы общественной жизни в определённых условиях, образуют систему статистических показателей. Эта система постоянно совершенствуется, из-за изменений условий жизни и системы экономических показателей.

 

 

 

1.3 Современная организация  РФ и ее задачи

В основу организации  статистической работы в РФ положены следующие основные принципы:

1) централизованное руководство  статистикой;

2) единое организационное строение и методология;

3) неразрывная связь статистических органов с органами государственного управления.

Согласно новой структуре  федеральных органов исполнительной власти, установленной Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314, Государственный комитет Российской Федерации по статистике был преобразован в Федеральную службу государственной статистики (Росстат).

Сфера деятельности статистической службы определена в Положении о Федеральной службе государственной статистики, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 339. Согласно данному Положению Росстат является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

  • по принятию нормативных правовых актов в сфере государственной статистической деятельности;
  • по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны;
  • контролю в сфере государственной статистической деятельности в порядке и в случаях, установленных законодательством РФ.

В соответствии с государственным устройством РФ создана единая система государственной статистики, которая проводит работу по единому плану и методологии. Методология статистических показателей, формы, методы сбора и обработки статистических данных, устанавливаемые Росстатом, являются официальными статистическими стандартами РФ.

Система государственной  статистики находится в ведении  Правительства РФ и ему подотчетна, что обеспечивает неразрывную связь  с органами государственного управления.

Система государственной  статистики в России имеет иерархическую структуру.

Низовыми органами государственной  статистики являются городские и  районные управления государственной  статистики. В областях, краях и  республиках, а также в Москве и Санкт-Петербурге имеются комитеты по статистике. Руководящим организационным и методологическим центром является Росстат.

Он осуществляет государственное  управление всей находящейся в его  ведении единой системой статистических органов, делом статистики, учета  и отчетности во всех отраслях народного  хозяйства, созданием и функционированием статистической информационной системы на основе единой научной методологии.

В состав самого Росстата входят такие управления, как: аналитическое, информационных ресурсов и регистров, статистических стандартов и классификаций, организации статистического наблюдения, системы национальных счетов и балансов, статистики финансов и платежного баланса, статистики цен, статистики товарных рынков и торговли и др.  Организация российской государственной статистики за двухсотлетнюю историю не претерпела существенных изменений. И до настоящего времени Федеральное агентство по статистике (бывший Госкомстат России) сохраняет трехуровневую систему управления, на каждом из которых он представлен, соответственно, центральным аппаратом на федеральном уровне – территориальным комитетом государственной статистики в субъекте федерации – территориальным органом (отделом) государственной статистики в административной единице субъекта федерации.  

 Федеральное агентство  по статистике  является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики, основная его задача - обеспечить официальной статистической информацией, являющейся частью государственных информационных ресурсов, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждан и организации.

В этой части задач  существенно не изменилось и место  государственной статистики в обществе, поскольку и в условиях рыночных преобразований альтернативы главному информационному ведомству страны не существует. Но вместе с тем изменения, произошедшие в институциональной структуре экономики и государственной политике ее регулирования, иной хозяйственный и социальный климат, сложившийся к настоящему времени в обществе, обусловленный интеграцией России в международное сотрудничество, делают необходимым развитие системы государственной статистики. Основной целью такого совершенствования выступает, прежде всего, необходимость усиления роли и статуса государственной статистики в обществе, ее координирующей роли в государственном регулировании экономики и социальной сферы, укрепления информационной основы в построении исследований рынков производства и потребления. 

 В результате приватизации и разгосударствления предприятий существенно изменилась институциональная структура экономики России. Высокие темпы роста регистрации предприятий и организаций были характерны не только для крупных регионов и городов - мегаполисов, но и для страны в целом. 

 Совершенно очевидно, что государственное управление  в условиях рыночной экономики  должно опираться на точную  информацию и знания о происходящих  процессах не только на макро  уровне, но и на уровне субъекта  Федерации. При этом официальная информация должна быть объективной и пользоваться доверием у государства и ее потребителей.  

 

Удовлетворение потребностей органов власти и управления, средств  массовой информации, населения, научной  общественности, коммерческих организаций и предпринимателей, международных организаций в разнообразной, объективной и полной статистической информации – главная задача Федеральной службы государственной статистики. Для ее решения действует система государственной статистики, в состав которой входят центральный аппарат на федеральном уровне и территориальные органы Росстата, расположенные во всех субъектах Российской Федерации, а это более 23 тысяч работников.

 

 

Заключение

Информация о работе Предмет, методология и задачи статистики. Организация статистики в РФ