Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 20:00, курсовая работа
Цель данной работы: состоит в теоретическом и практическом изучении проблемы и анализе ситуации молодежного рынка труда в России и на примере Забайкальского края.
Объект исследования – молодежь, находящаяся в статусе безработного.
Предмет исследования - причины безработица среди российской молодежи и факторы снижающие ее темпы.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 1. БЕЗРАБОТИЦА МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА 4
1.1 Безработица: понятие, причины возникновения, виды 4
1.2 Молодежь на рынке труда 9
1.3 Государственное регулирование молодежной занятости 13
2. АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ 16
2.1 Уровень молодежной безработице РФ 16
2.2 Пути и условия снижения безработице в молодежной среде российского общества 23
3.СОСТОЯНИЕ БЕЗРАБОТИЦЕ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ 25
3.1Безработица - актуальная проблема среди выпускников Заб.края 25
3.2 Программы поддержки молодёжи Забайкальского края 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Как подросткам, молодежи легально заработать деньги на «карманные расходы»? Нынешняя ситуация с подростковой занятостью вызывает тревогу. В наше время легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. "Макдональдс", " Sabway" и "Русское бистро", естественно, не могут предоставить возможности заработка всем желающим. Поэтому если не решить проблему государственного контроля над занятостью молодежной группы, то возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества(10%) и т.д.
Молодежь в возрасте 18-24 года – это студенты, также могут быть школьники, и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.
Молодых людей 25-30-летнего возраста не устраивает крайне низкая оплата труда на государственных предприятиях, поэтому они стремятся активно заниматься предпринимательской деятельностью (около 70-80% регистрируемых предприятий альтернативного сектора экономики организуется ими).
Как показывают исследования,
более 50% молодёжи, занятой на
предприятиях
государственного сектора, работает по
совместительству, около 25% - подрабатывает
в различных альтернативных формах занятости.
Ситуация на регистрируемом рынке труда края в 2012 году по сравнению с прошлым годом более благоприятная. Обратилось за содействием в трудоустройстве 49 139 незанятых граждан (на 17,4 % меньше по сравнению с прошлым годом), признано в установленном порядке безработными гражданами 28 554 гражданина (на 23,9 % меньше, чем в прошлом году).
Предложение зачастую отстает от спроса. Не смотря на то, что широко требуются именно рабочие специальности, выпускников ВУЗов оказывается гораздо больше, чем выпускников профессионально-технических училищ и лицеев. Все чаще приходиться сталкиваться с ситуацией, когда человек с высшим профессиональным образованием получает еще одну рабочую специальность и встает за станок. Грустно признавать, но жизнь вынуждает специалистов с авторитетными дипломами вставать за прилавок магазина или отправляться в заводские цеха. Такой «перекос» в системе подготовки кадров существует во всей России, не только в Чите. Снижение общего уровня жизни населения привело к сверхзанятости среди учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от учебы время. Таким образом, они вынуждены подрабатывать на различных работах нелегальным путём, вопреки закону.
По прогнозу, в 2013 году предложение рабочей силы на рынке труда из числа молодёжи в возрасте 16-29 лет, впервые ищущей работу, составит более 10 000 человек. Пройдут переподготовку 610 человек в год.
В 2013 году учебные заведения закончат около 10 млн. человек по России, из них в службу занятости обратятся не менее 5000 человек.4
Наша статистика не отражает в полной мере ситуацию на рынке груда, и особенно в его молодежном сегменте. Молодежь все реже стала регистрироваться на бирже труда, чем люди в других возрастах. Статистика позволяет оценивать тенденции развития только официальной части открытого рынка труда и преимущественно в государственном секторе. Служба занятости охватывает лишь часть спроса на труд и предложений рабочей силы. В результате не учитывается все многообразие новых явлений в сфере занятости, связанных с особенностями российских рыночных отношений, и в частности скрытая безработица.
Для молодых людей скрытая безработица5 представляет не меньшую опасность, чем зарегистрированная, так как именно они рискуют в первую очередь оказаться за воротами предприятий. Кроме того, вынужденное безделье действует разлагающе на несформировавшееся сознание.
Понятно, что в подобной ситуации большинство молодых людей стремится к стабильности своего трудового статуса, пытается избежать возможности потери заработка.
Особо следует отметить такой социально- значимый факт, как увеличение продолжительности безработице. В последнее время безработица среди молодежи все больше приобретает застойный характер. Взять 2001г.например,18% от общего числа зарегистрированных безработных не имели работы в период от 6 месяцев до 1 года, а 36,9%-более года.6 Повсеместно наблюдается сокращение емкости официального рынка труда и потеря баланса между спросом и предложением рабочей силы, что приведет к дальнейшему росту общей безработицы, а также и молодежной. Поэтому необходима рациональная организация общеобразовательного и профессионального образования молодежи, согласованного как с развитием национальной экономики, так и с мировыми тенденциями на рынке труда.
Государственное регулирование молодежной безработицы должно реализовываться не только на федеральном, но и на уровне регионов. Особую значимость государственное регулирование молодежной безработицы приобретает в Забайкальском крае, который переживает период структурной перестройки, формирования новой системы управления всеми сферами общественной жизни.
В развитых странах
мира государственная политика
занятости функционирует по
Государственное регулирование молодежной безработицы осуществляется посредством нормативно - правовых и организационно-управленческих механизмов, они предопределены Конституцией страны и соответствующим Федеральным законом. Нормативно-правовые механизмы регламентируют процесс государственного регулирования молодежной безработицы, а организационно-управленческие механизмы определяют структуру и содержание деятельности субъектов государственного регулирования молодежной безработицы.
Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи были созданы специальные службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы.
Конституция Российской Федерации в ст. 37 закрепляет право каждого на труд, а также на защиту от безработицы.
Основным социальным назначением прав и свобод в сфере труда является обеспечение занятости населения страны, предоставление гражданам возможностей честно зарабатывать средства к существованию, которые позволят им жить достойно.
Также отношения в сфере занятости определяются международными и национальными нормативными правовыми актами.
Статьи 34, 37 Конституции РФ составляют правовую основу отношений, возникающих в сфере занятости и трудоустройства. Положения названных статьей гарантируют гражданину свободное распоряжение своими способностями к труду, включая свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Положения всех нормативных актах, регулирующих отношения в области занятости и трудоустройства должны соответствовать Конституционным нормам.
В ст. 23 Всеобщей декларации прав человека закреплено право на труд, предполагающее обеспечение членов общества работой. К отношениям в области занятости и трудоустройства могут быть применены следующие конвенции МОТ:
- Конвенция №122 о политике в
области занятости и
- Конвенция №29 о принудительном или обязательном труде,
- Конвенция №105 об упразднении принудительного труда,
- Конвенция №111 о дискриминации в области труда и занятий,
- Конвенция №142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов,
- Конвенция №159 о профессиональной
реабилитации и занятости
- Конвенция №149 о занятости и
условиях труда и жизни
- Конвенция №179 о найме и трудоустройстве моряков.
Наряду с конституционными нормами предписания международно-правовой регламентации составляют основу правового регулирования отношений в сфере труда и занятости.
Отношения в сфере занятости населения в Российской Федерации регулируются Законом РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и иными законами и подзаконными нормативными правовыми актами, определяющими государственную политику в области занятости в отношении отдельных групп населения, особо нуждающихся в защите от безработицы.
На федеральном уровне приняты и подзаконные акты, направленные на регулирование отношений в области занятости и трудоустройства. В частности, Постановлением Правительства РФ №458 от 22 апреля 1997 года утвержден Порядок регистрации безработных граждан, Постановлением Правительства РФ №875 от 14 июля 1997 года утверждено Положение об организации общественных работ.
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.7
Данные официальной статистики не позволяют адекватно оценить масштабы занятости молодежи в секторах экономики. Анализирую проблемы молодежной занятости, основное противоречие, характерное для рынка труда, - это увеличивающийся разрыв между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетворения. Поскольку молодежь, как правило, не имеет практического опыта трудовой деятельности (либо он недостаточный), ее высокие требования к оплате труда делают проблематичным поиск подходящей работы. Поэтому уровень безработицы среди молодежи намного выше, чем в старших возрастах (табл.2.1), населения - 18,9%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,9 раза, в том числе среди городского населения - 3,1 раза, сельского населения - 2,4 раза.
Если посмотреть по данным (таблицы2.2), то в течение всего анализируемого периода, виден наиболее высокий уровень безработицы в возрастной группе 15-19 лет который составляет до 32,1% в 2004 г. и 30,9% в 2008 г. И также в группе от 20-24 лет до 16,2% в 2000 г. и 12,9% в 2008 г.
Если смотреть 2008 г. средний возраст безработных мужчин и женщин составлял 34,7 года, то в октябре 2010 г. он значительно увеличился до 35,3 года. В группе молодых людей, чей возраст до 20 лет, уровень безработицы вырос и составил 32,6%,в группе 20-24 лет - 13,4%. В среднем среди молодежи в возрасте от 15-24лет уровень безработицы в октябре 2010 г. составил 15,5%,в том числе среди городского населения - 14,1%,среди сельского. В 2008 г. лица не имеющие трудового опыта составляли в общей численности безработных 27%. Доля данной группы безработных имела тенденцию к увеличению на протяжении 2000-2006 гг. (таблица.2.1). Лишь в 2007-2008 гг. наблюдается небольшое сокращение численности безработных, которые ранее не имели работы, но это примерно всего лишь 2%.
В октябре2010 г. численность безработных составила 1,4 млн. чел.(27,6% в общей численности безработных) и сократилась по сравнению с октябрем2009 г. на 25 тыс. человек, или на 1,8%. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (по 18% - за счет молодежи до 20 лет и 25 до 29 лет, 46% - от 20 до 24 лет). При этом каждый шестой молодой безработный - выпускник учебного заведения. 8
Уровень безработицы - одна из самых главных характеристик, описывающая экономику страны или региона. Практически всегда считается, что чем выше уровень безработицы, тем хуже экономическая ситуация и ниже уровень жизни населения.
Россия - огромная страна, состоящия из 83 федеральных субъектов - республик, краев, округов, областей и городов федерального значения. У каждого из этих регионов своя история, правительство, ресурсы, население и экономика, и, соответственно, уровень безработицы в каждом из регионов разный.
Уровень безработицы в февраль
2013 составил 5,76%, изменившись на -0,19%
по сравнению с январь
2013 (5,95%), и -0,69%
по сравнению с февраль 2012 (6,45%).
Численность экономически активного населения
в февраль 2013 составила 75 337 000. Изменение составило 129 000 (0,17%) по сравнению с январь
2013 (75 208 000) и 596 000 (0,80%) по сравнению с февраль2012 (74 741 000).
Из общего числа экономически активного
населения 71 000 000 были трудоустроены, и численность трудоустроенных
людей изменилась на 269 000 (0,38%) по сравнению с январь
2013, когда было 70 731 000 занятых людей, и на 1 083 000 (1,55%)
по сравнению с февраль 2012, когда 69 917 000 людей имело работу.
В это же самое время, количество безработных
в февраль 2013 составило 4 337 000. При этом изменение составило -140 000человек (-3,13%)
по сравнению с январь 2013 (4 477 000) и -487 000 (-10,10%) в сравнении с февраль
2012 (4 824 000).
Ниже представлены таблицы сопоставление данных по безработице за текущий и предыдущие года.
Таблица.2.3
График уровня безработицы в России по месяцам, %
График численности экономически активного населения в России по месяцам.
Таблица.2.5
График численности безработного населения в России по месяцам.
Ниже представлены усредненные данные по занятости населения и уровне молодежной безработицы в России по годам в виде таблиц и графиков: численность экономически активного населения, количество людей, имеющих работу, количество безработных и уровень безработицы.
Информация о работе Пути и условия снижения безработице в молодежной среде российского общества