Пути и условия снижения безработице в молодежной среде российского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: состоит в теоретическом и практическом изучении проблемы и анализе ситуации молодежного рынка труда в России и на примере Забайкальского края.
Объект исследования – молодежь, находящаяся в статусе безработного.
Предмет исследования - причины безработица среди российской молодежи и факторы снижающие ее темпы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1 1. БЕЗРАБОТИЦА МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА 4
1.1 Безработица: понятие, причины возникновения, виды 4
1.2 Молодежь на рынке труда 9
1.3 Государственное регулирование молодежной занятости 13
2. АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ 16
2.1 Уровень молодежной безработице РФ 16
2.2 Пути и условия снижения безработице в молодежной среде российского общества 23
3.СОСТОЯНИЕ БЕЗРАБОТИЦЕ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ 25
3.1Безработица - актуальная проблема среди выпускников Заб.края 25
3.2 Программы поддержки молодёжи Забайкальского края 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

тупая.docx

— 140.41 Кб (Скачать файл)

Таблица.2.6

Год

Экономически активные

Занятые

Безработные

Уровень Безработицы, %

2012

75 676 000

71 545 000

4 131 000

5,46

2011

75 800 000

70 800 000

5 000 000

6,60

2010

75 440 000

69 804 000

5 636 000

7,47

2009

75 658 000

69 285 000

6 373 000

8,42

2008

75 757 000

70 965 000

4 791 000

6,32

2007

75 159 000

70 570 000

4 588 000

6,11

2006

74 167 000

68 855 000

5 312 000

7,16

2005

73 432 000

68 169 000

5 263 000

7,17

2004

72 950 000

67 275 000

5 675 000

7,78

2003

72 391 000

66 432 000

5 959 000

8,23

2002

72 357 000

66 659 000

5 698 000

7,88

2001

71 547 000

65 123 000

6 424 000

8,98

2000

72 770 000

65 070 000

7 700 000

10,58


 

Таблица усредненных статистических данных о безработице в России по годам.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица.2.7

График уровня молодежной  безработицы в России по годам

    

По данной таблице 2.7 видно что наряду с 2000г,(что составляло 10,58% )уровень безработице был весьма велик, чем на оставшиеся годы, в последующие годы  начался резкий спад до 2008г,но затем вновь наступил переломный момент и безработица снова подскочила скачкообразным путем(2009-8,42%),но ближе к 2012г,сново началось снижение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица.2.8

График численности занятой молодежи в России по годам.

Если рассматривать таблицу.2.8,то здесь четко прослеживается занятость молодого поколения, волнообразным   движением видно, что с 2000г  по 2012г. идет то спад, то высь, нет определенной стабильности для молодежи.   

Анализ занятости и безработицы молодежи на рынке труда в России таким образом, имеет ряд неэкономических характеристик – это и социальные, и политические, и нравственно психологические проблемы. Никакие деньги не могут адекватно выразить масштабы страданий и бедствий миллионов безработных. Они чувствуют себя ненужными и лишними людьми, у них формируется заниженная самооценка способностей и всех личностных качеств, что отрицательно сказывается на нравственном облике человека, вредит его психическому и физическому здоровью, подрывает устои семейной жизни и т. д. 

 

2.2 Пути и условия  снижения безработице в молодежной  среде российского общества

Сегодняшний день работа для студента - это получение практического профессионального опыта, новых знаний, ознакомление с условиями работы в различных организациях, что помогает студентам формироваться как работникам, выбирать место постоянной работы после окончания учебы, заинтересовать собой работодателя.  Молодые люди зачастую не имеют активной позиции в поиске работы, и не используют многие пути для возможности нахождения работы. В немалой степени это связано с нежеланием попадать в некомфортные и жесткие ситуации рынка труда. Для решения этой проблемы предложено, прежде всего, раннее привлечение подростков к труду.

Кроме того, оказалось, что в  информационных каналов о спросе на рынке труда явно недостаточно. В связи с этим необходимой представляется работа по широкому и доступному информированию населения о существующих на рынке вакансиях.

Также приобретая, казалось бы, престижную специальность, выпускник рискует оказаться невостребованным по окончании вуза в связи с резко изменившимся рейтингом престижных специальностей. В данном случае наиболее важным представляется наличие у выпускников навыков, позволяющих быстро адаптироваться к изменившейся ситуации. Еще одним не мало важным решением, становится  создание информационных систем, позволяющих учитывать спектр вакансий, анализировать их и прогнозировать ситуацию на рынке труда тоже улучшит ситуацию.

Молодым специалистам предлагается ряд эффективных методов поиска работы:

    • Рассылка резюме потенциальным работодателям.
    • Объявление в СМИ или обращение по объявлениям фирм-работодателей.
    • Участие в ярмарках вакансий.
    • Обращение в службы занятости.
    • Использование рекомендаций родственников и знакомых.
    • Рассылка резюме9 потенциальным работодателям.

Еще одним ресурсом являются социальные сети - использование деловых связей родственников и знакомых. Старый, но приносящий результаты способ. Сегодня существует также несколько изданий, помогающих людям найти работу. Самые крупные и эффективные из них - «Работа для Вас», «Работа сегодня».

Одним из способов решения создавшейся проблемы вокруг безработицы молодежи является появление новых форм занятости, связанных с развитием информационных технологий. Основными программными мероприятиями со студентами вузов и ссузов должны стать:

    • сбор статистических данных о количестве выпускников по различным специальностям, особое внимание уделяется неперспективным в плане трудоустройства профессиям;
    • организация дней открытых дверей на предприятиях;
    • работа молодежных бирж труда;
    • проведение дней интенсивного консультирования для молодежи;
    • информирование об услугах, оказываемых безработным гражданам службой занятости.

 

3.СОСТОЯНИЕ БЕЗРАБОТИЦЕ  СРЕДИ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ  ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

3.1Безработица - актуальная  проблема среди выпускников  Заб.края10

На рынке  труда Читинской области складывается диспропорция11 между спросом и предложением рабочей силы. В сложном положении оказываются выпускники профессионального  образования.

Численность студентов в Читинской области постоянно растет ( в 2004г. -76.7 тыс. человек или 6,75% ). Доля студентов в общей  численности трудовых ресурсов в 2003 году составила  9,8%,  из них доля студентов высших учебных заведений 5,3%, средних специальных учебных заведений - 2,8%, учащихся профессиональных училищ и профессиональных лицеев - 1,7%. Таким образом, 9,8% студентов представляет собой трудовой резерв, способности которого могут быть использованы в будущем. Эти цифры говорят о том, что при сокращении численности населения области контингент студентов растет.

Наиболее популярными среди абитуриентов считаются специальности экономического  и гуманитарного направления: экономика, юриспруденция, бухгалтерский учет и тд.

 Надо отметить, что специалистов по указанным специальностям готовят большинство вузов и ссузов. Так, юристов (ежегодно более 700 человек) выпускают Читинский государственный университет, Забайкальский государственный педагогический университет, Забайкальский институт предпринимательства, Современный гуманитарный институт, Читинский институт Байкальского государственного университета экономики и права, Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса; бухгалтеров (ежегодно более 900 человек) - Читинский государственный университет, Забайкальский институт ж/д транспорта, Забайкальский институт предпринимательства, Забайкальский аграрный институт, Читинский лесотехнический колледж, и мн.др. В результате  выпускники испытывают серьезные трудности в трудоустройстве.

По данным вузов в 2003 году трудоустроились 1,2 тыс. человек - это 53% выпуска специалистов, обучавшихся по дневной форме, средних специальных учебных заведений 1177 чел. (48%), призваны в ряды Российской армии - 235 чел. (9,5%).

Не сумев самостоятельно трудоустроиться, выпускники образовательных учреждений обращаются в службу занятости. По данным центров занятости населения  в 2002 –2004 году было поставлено на учет  2134 выпускника образовательных учреждений человека. Доля специалистов, стоящих на учете в центрах занятости населения, имеющих профессиональное образование, в общей численности  зарегистрированных безработных достаточно велика. Наибольшее  количество представляют выпускники  учебных заведений начального профессионального образования.(см.приложение.2). Низкий уровень трудоустройства объясняется структурным несоответствием программных профилей выпускников потребностям рынка труда, недостатком  их квалификации.

Департаментом федеральной службы занятости населения по Читинской области по заданию Министерства Труда и социального развития был проведен опрос руководителей различных отраслей экономики Читинской области для выявления их мнения в области обеспечения квалифицированными кадрами. Среди наиболее важных проблем,  с которыми  сталкиваются предприятия, 75% опрашиваемых отметили, что испытывают дефицит работников определенных профессий, специальностей; 75% недостаточную квалификацию работников.

В 63% опрашиваемых предприятий осуществляется прием специалистов с высшим образованием, в 75-ти% выпускников среднего профессионального образования, в 50-ти% выпускников начального профессионального образования.

 

 

 

3.2 Программы  поддержки молодёжи Забайкальского  края

Для решения проблем трудоустройства выпускников необходимо:

  1. Разработать механизмы прогнозирования спроса и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг, регулирование их с помощью согласования объемов и профилей подготовки в профессиональных образовательных учреждениях;
  2. Развитие системы профессионального образования по направлениям и программам, обеспечивающим их конкурентноспособность на рынке труда. Необходимо готовить специалиста не на отдельную специальность, а на комплекс профессий для группы предприятий, объединений близких по технологии процессов, орудий и продуктов труда, и следовательно предъявляющие сходные требования к профессиональной подготовке специалиста.
  3. Выпускников высшей школы необходимо готовить к выходу на рынок труда. В учебные программы должны включаться специальные курсы: «Основы профессиональной культуры», «Навыки активного поиска работы и поведения на рынке труда»;
  4. В решении проблемы трудоустройства выпускников профессиональной школы более активно должны участвовать работодатели. Участие работодателей необходимо в формировании профессионально - квалификационных требований к выпускникам, подготовка специалистов на основе договоров под конкретные рабочие места, организации практик стажировок, оказание материальной и кадровой помощи учебным заведениям.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, молодежь на рынке труда представляет собой достаточно уязвимую категорию граждан, вопросы контролирования и помощи которой являются вопросами государственной политики.

Молодые специалисты - это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта «надежда» не имеет соответствующей социальной защищенности, «непристроенность» молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны.

Молодежный рынок труда формируется молодыми людьми, нуждающимися в трудоустройстве. Это незанятые выпускники вузов и среднеспециальных учебных заведений. Разумеется, не все выпускники учебных заведений ищут работу и попадают на рынок труда. Часть из них планирует продолжить образование, другие не трудоустраиваются по иным причинам.

Признано, что выпускники средних и высших учебных заведений относятся к категории граждан, нуждающихся в дополнительных гарантиях по обеспечению рабочими местами, так как в основном они, не имея достаточных навыков и квалификации, не готовы к жёсткой конкуренции на современном рынке труда. Не последнее место занимает и низкий уровень социальной обустроенности молодых специалистов.

Информация о работе Пути и условия снижения безработице в молодежной среде российского общества