Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:35, курсовая работа
Себестоимость является одним из основных качественных показателей любого предприятия и отражает все стороны хозяйственной деятельности. Значение себестоимости связано с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени на ее создание, сырьем и материалом, которые используются в процессе и т.д.
Выбор темы данной курсовой работы обусловлен ее актуальностью в условиях рыночных отношений, когда каждое предприятие стремится извлечь максимальную прибыль с наименьшими затратами.
Целью данной курсовой работы является определение резервов снижения себестоимости продукции на предприятии на основе анализа показателей статистики себестоимости и использовании статистических методов в их исчислении.
Введение…………………………………………………………………….…3
Теоретическая часть……………………………………………….............4
Общая характеристика себестоимости……………………………….4
Изучение динамики себестоимости товарной продукции и отклонения фактической себестоимости от плановой……………….6
Поэлементный и постатейный состав себестоимости……………….8
Изучение динамики себестоимости с помощью показателя затрат на один рубль товарной продукции…………………………………..…11
Аналитическая часть……………………………………………..............15
Применение графического и табличного методов в изучении выполнения плана и динамики себестоимости продукции………...15
Применение индексного метода анализа затрат на один рубль товарной продукции………………………………………………….24
Применение корреляционного метода в изучении влияния факторов на динамику себестоимости продукции……………………………..26
Заключение………………………………………………………………..35
Приложения……………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………….41
Содержание
Введение…………………………………………………………
Введение
Себестоимость является
одним из основных качественных показателей
любого предприятия и отражает все
стороны хозяйственной
Для развития любого предприятия в современных условиях необходимо знать значение снижения себестоимости продукции, потому что себестоимость является одним из основных качественных показателей, в обобщенном виде отражающих все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда. Ее снижение приводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. Чтобы добиваться снижения себестоимости надо знать ее состав, структуру и факторы ее динамики, методы калькуляции себестоимости. Все это является предметом статистического изучения при анализе себестоимости.
Анализ себестоимости продукции имеет важное значение для предпринимательской деятельности организаций. Разработка и реализация контролирования себестоимости базируется на соответствующей информации о состоянии дел в той или иной области деятельности организации. Так, данные учета издержек производства и калькулирования себестоимости продукции являются важным средством выявления производственных резервов, постоянного контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью повышения рентабельности производства.
Выбор темы данной курсовой работы обусловлен ее актуальностью в условиях рыночных отношений, когда каждое предприятие стремится извлечь максимальную прибыль с наименьшими затратами.
Целью данной курсовой работы является определение резервов снижения себестоимости продукции на предприятии на основе анализа показателей статистики себестоимости и использовании статистических методов в их исчислении.
Теоретическая часть
Себестоимость продукции – это денежное выражение непосредственных затрат предприятия на производство и реализацию продукции. Рассматривается как обобщающий показатель, характеризующий все стороны деятельности предприятия, а также отражающий эффективность его работы и включающий в себя стоимостную оценку использования в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию. По сути, себестоимость это затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме. Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия.
Как экономическая категория
себестоимость продукции
определения прибыли и рентабельности;
Виды себестоимости:
В практике статистики различают два основных типа себестоимости по элементам затрат: производственную и полную.
Производственная себестоимость – охватывает только затраты, связанные с процессом производства продукции, начиная с момента запуска сырья в производство и кончая освидетельствованием готовых изделий и сдачей их на склад готовой продукции.
Полная себестоимость – это сумма расходов, связанных с производством продукции (производственная себестоимость), и расходов по ее реализации (коммерческие расходы). Коммерческие расходы включают в себя затраты на упаковку, хранение, погрузку, транспортировку и рекламу.
Себестоимость отдельных видов продукции определяется путем составления калькуляций, различают три типа калькуляций: плановую, нормативную и отчетную.
В плановой калькуляции – себестоимость определяется путем расчета затрат по отдельным статьям.
В нормативной калькуляции – себестоимость определяется по действующим на данном предприятии нормам, и поэтому она в отличие от плановой калькуляции пересматривается, как правило, ежемесячно.
В отчетной калькуляций – себестоимость определяется фактическими затратами на изготовление продукции. Благодаря чему становятся возможными проверка выполнения плана и выявление отклонений от него на отдельных участках производства.
Статистика себестоимости
– статистическое изучение структуры себестоимости продукции;
– изучение динамики себестоимости товарной продукции и отклонение фактической себестоимости от плановой;
– определение размера экономии от снижения себестоимости продукции;
– изучение динамики себестоимости с помощью показателя затрат на один рубль товарной продукции;
– плановые и отчетные показатели затрат на один рубль товарной продукции.
Для изучения себестоимости продукции применяются основные статистические методы: группировок, средних и относительных величин, графический, индексный, а также метод сопоставления.
1.2. Изучение динамики себестоимости товарной продукции и отклонения фактической себестоимости от плановой.
Себестоимость продукции является обобщающим показателем издержек производства, с помощью которого можно проанализировать уровень и динамику затрат на производство и реализацию разнородной продукции по предприятию в целом.
Для анализа изменения
себестоимости произведенной
Имея данные о себестоимости за предыдущий период (Zо), по плановым расчетам (Zпл) и за отчетный период (Z1), можно дать общую характеристику степени выполнения планового задания по снижению себестоимости и ее динамики, а также определить абсолютную сумму экономии или перерасхода в результате изменения себестоимости
Индивидуальный плановый индекс себестоимости:
I Zпл = Z пл / Zо
Индивидуальный фактический индекс себестоимости
I Zф = Z 1 / Zо
Индивидуальный индекс выполнения плана по себестоимости
I Zвп = Z 1 / Zпл
Исчисленные индексы и абсолютные изменения себестоимости взаимосвязаны и образуют систему:
Эф = Эпл + Эсверхприбыль;
Плановая экономия (перерасход)
от изменения себестоимости
Эпл = (Z пл - Zо) x qпл
Сверхплановая экономия (перерасход)
в связи с отклонением
Эсверхпл = (Z 1 - Z пл) x q1
Фактическая экономия (перерасход)
в связи с отклонением
Эф = (Z 1 - Zо) x q1
Анализ динамики себестоимости продукции осуществляется с помощью индексного метода. Введем следующие обозначения:
z0 – себестоимость единицы продукции в базисном периоде;
zпл – плановая себестоимость единицы продукции в отчетном периоде;
z1 – фактическая себестоимость единицы продукции в отчетном периоде;
qпл – плановый объем выпуска продукции в отчетном периоде;
q1 – фактический объем выпуска продукции в отчетном периоде.
1) индекс планового задания по изменению себестоимости:
2) индекс выполнения планового
задания по уровню
3) индекс фактического
снижения себестоимости
Где,
∑z1q1 – фактическая себестоимость произведенной продукции в отчетном периоде;
∑z0q0 – затраты на производство фактически выпущенной в отчетном периоде продукции, рассчитанные по плановой себестоимости или себестоимости базисного периода.
Фактическая сумма экономии
(перерасхода), полученная в результате
изменения себестоимости
Сопоставление издержек производства во времени с помощью агрегатного индекса себестоимости может быть осуществлено только по сравнимой части продукции, которая производилась как в базисном, так и в отчетном периодах.
Статистика изучает
Большое значение для анализа уровня, структуры и динамики себестоимости имеет группировка затрат по экономическим элементам.
По элементам затрат каждое предприятие определяет, сколько израсходовано сырья, материалов, топлива, электроэнергии, денежных средств на заработную плату, сколько начислено амортизации, сделано отчислений на социальное страхование в расчете на весь выпуск продукции.
Данная группировка затрат не зависит от того, где они производились – в основном или вспомогательном цехе, на складе или в заводоуправлении.
Так, по элементу затрат «заработная
плата» учитывается заработная плата
и рабочего, и директора. Группировка
затрат по экономическим элементам
нужна для определения
Она важна для экономической
характеристики самого