Себестоимость продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Себестоимость является одним из основных качественных показателей любого предприятия и отражает все стороны хозяйственной деятельности. Значение себестоимости связано с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени на ее создание, сырьем и материалом, которые используются в процессе и т.д.
Выбор темы данной курсовой работы обусловлен ее актуальностью в условиях рыночных отношений, когда каждое предприятие стремится извлечь максимальную прибыль с наименьшими затратами.
Целью данной курсовой работы является определение резервов снижения себестоимости продукции на предприятии на основе анализа показателей статистики себестоимости и использовании статистических методов в их исчислении.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…3
Теоретическая часть……………………………………………….............4
Общая характеристика себестоимости……………………………….4

Изучение динамики себестоимости товарной продукции и отклонения фактической себестоимости от плановой……………….6

Поэлементный и постатейный состав себестоимости……………….8

Изучение динамики себестоимости с помощью показателя затрат на один рубль товарной продукции…………………………………..…11

Аналитическая часть……………………………………………..............15
Применение графического и табличного методов в изучении выполнения плана и динамики себестоимости продукции………...15
Применение индексного метода анализа затрат на один рубль товарной продукции………………………………………………….24
Применение корреляционного метода в изучении влияния факторов на динамику себестоимости продукции……………………………..26

Заключение………………………………………………………………..35
Приложения……………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………….41

Файлы: 1 файл

Курсовая по статистике (Шагалиев Егор).docx

— 170.87 Кб (Скачать файл)

Корреляция – это статистическая зависимость между случайными величинами, не имеющими строго функционального характера, при которой изменение одной из случайных величин приводит к изменению математического ожидания другой.

  1. Парная корреляция – связь между двумя признаками (результативным и факторным или двумя факторными).
  2. Частная корреляция – зависимость между результативным и одним факторным признаками при фиксированном значении других факторных признаков.
  3. Множественная корреляция – зависимость результативного и двух или более факторных признаков, включенных в исследование.

Корреляционный анализ проводится в три этапа:

На первом этапе осуществляется выбор формы связи между факторным и результативным признаком, то есть выбирается тип аналитической функции. Я решил  воспользоваться графическим методом для определения  формы связи  между факторным и результативным признаком.

При прямолинейной форме  зависимости между факторным  и результативным  признаками функция  связи  имеет вид прямой: ;    

При параболической форме - имеет вид параболы: ;

При гиперболической форме - вид гиперболы: .

Для использования графического метода  определения  формы связи  между факторным и результативным признаком построим таблицу 7. Беру данные по 10ти предприятиям, с 1 по 10.

Таблица 7

Показатели производственных расходов на сырье и материалы, и себестоимость реализованной товарной продукции по 10 предприятиям

Предприятия

Производственные расходы  на сырье и материалы (за вычетом отходов)

Себестоимость реализованной  товарной продукции

1

1444

11952

2

4662

20735

3

17652

71214

4

9074

90115

5

19831

93290

6

29849

72140

7

31441

75650

8

35742

81020

9

42800

197440

10

3832

32380

Итого

196327

745936


 

Определим форму зависимости показателя себестоимости реализованной продукции от производственных расходов в наиболее многочисленной смене рис.3:

 

В нашем случае зависимость  между показателем себестоимости  и показателем производственных расходов, как видно из графика выше, является прямолинейной - она подчиняется уравнению .

На втором этапе осуществляется решение аналитического уравнения связи путем нахождения его параметров а0 , а1,… аn.

Параметр а0 означает влияние на результативный признак не включенную в регрессионную модель факторов. Параметры а1,… аn – коэффициенты регрессии, означают величину результативного признака при изменении факторного признака на единицу измерения.

В случае прямолинейной формы  зависимости параметры аналитического уравнения связи  находятся путем решения следующей системы уравнений:

 

Таблица 8

Вспомогательная таблица для расчета теоретической  линии регрессии.

Предприятия

Производственные расходы на сырье и материалы

Себестоимость реализованной товарной продукции

       

1

1444

11952

17258688

2085136

142850304

24520,109

2

4662

20735

96666570

21734244

429940225

33379,263

3

17652

71214

1257069528

311593104

5071433796

69140,733

4

9074

90115

817703510

82337476

8120713225

45525,499

5

19831

93290

1850033990

393268561

8703024100

75139,52

6

29849

72140

2153306860

890962801

5204179600

102719,074

7

31441

75650

2378511650

988536481

5722922500

107101,85

8

35742

81020

2895816840

1277490564

6564240400

118942,503

9

42800

197440

8450432000

1831840000

38982553600

138373,177

10

3832

32380

124080160

14684224

1048464400

28341,273

итого

196327

745936

20040879796

5814532591

79990322150

743183




 

Занесем данные из таблицы 7 в соответствующие графы таблицы 8 в ранжированном порядке (порядке возрастания) показателя производственных расходов (х) и рассчитаем необходимые вспомогательные показатели.

На основании данных таблицы 7 имеем систему уравнений в следующем виде:

                              10а0 + 196327a1 = 745936

  196327a + 5814532591a1 = 20040879796

                               196327a0 + 196327 * 196327a1 = 745936* 196327

                               196327 * 10a0 + 5814532591 * 10a1 = 20040879796* 10

                               1963270a0 + 38544290929a1 = 146447377072                                

                               1963270a0 + 58145325910 a1= 200408797960

                                 -19601034981a1 = -53961420888

                                 a1 = = 2,753

                                 a0 = = = 20544,777

Следовательно,  найденное  аналитическое уравнение связи  имеет вид:     20544,777+ 2,753x. Подставим соответствующие значения х в уравнение, полученные данные занесем в графу таблицы 8:

  1. 20544,777+ 2,753* 1444 = 24520,109
  2. 20544,777+ 2,753* 4662 = 33379,263
  3. 20544,777+ 2,753* 17652 = 69140,733

4) 20544,777+ 2,753* 9074 = 45525,499

5) 20544,777+ 2,753* 19831= 75139,52

6) 20544,777+ 2,753* 29849= 102719,074

7) 20544,777+ 2,753* 31441= 107101,85

8) 20544,777+ 2,753* 35742= 118942,503

9) 20544,777+ 2,753* 42800 = 138373,177

10) 20544,777+ 2,753* 3832 = 28341,273

 

Так как  (743183 ≈ 745936), то можно считать, что построенное парное уравнение корреляции является искомым, и вправе сделать следующий вывод:

- с увеличением себестоимости на 1 единицу показатель производственных затрат в среднем повышается на 2,753.

Далее рассчитаем коэффициент  эластичности по формуле:

 

                                         Э = 2,753 * = 2,753 * 0,26319 = 0,724

Таким образом, увеличение показателя производственных расходов на 1% приводит к увеличению себестоимости товарной продукции на 72,4%

На третьем этапе осуществляют оценку тесноты связи между факторным и результативным признаками с помощью показателей тесноты связи.

В случае линейной связи  между факторным и результативным признаками производят расчеты линейного  коэффициента корреляции по следующей формуле:

                                                       

Численный коэффициент корреляции варьирует в пределах от -1 до +1.   Положительное его значение говорит  о прямой связи, отрицательное - об обратной. Близость к нулю говорит о слабой связи, близость к ±1  говорит о существенной связи, при r = ± 1 - связь функциональная.

Для экономической интерпретации  линейного коэффициента корреляции применяется коэффициент детерминации. Он определяется по формуле:

 

Коэффициент детерминации характеризует долю дисперсии результативного признака, объясняемую влиянием соответствующего факторного признака.

В случае криволинейной зависимости (параболической, гиперболической) тесноту связи между факторным и результативным признаками   определяют  с   помощью корреляционного  отношения  по формуле:

 

Рассчитаем величину линейного  коэффициента корреляции по формуле, так  как на лицо линейная связь между  факторным и результативным признаками.

 

 

 

σx = = 14000,370

σy =

= 49343,967

 

 

Как видно, связь между  показателем  себестоимости товарной продукции и показателем производственных затрат на предприятиях № 1 - № 10 не в полной мере отображает ситуацию, так как r = 0,781 не близко к «1», это говорит о существовании других факторов, таких как брак, амортизация основных фондов и прочие расходы.

Для установления размера вариации показателя объема себестоимости товарной продукции от показателя затрат рассчитаем коэффициент детерминации по формуле:

 

 

Следовательно, на 60,99% вариация показателя себестоимости товарной продукции объясняется изменением показателя производственных затрат на предприятиях № 1- № 10.

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении мне хотелось бы отметить, что вопросы калькуляции  и анализа себестоимости продукции занимают важное место в планировании и анализе производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Анализ себестоимости  по статьям затрат дает возможность установить динамику отдельных статей и ее влияние на себестоимость продукции. Результат анализа позволяет видеть, под влиянием каких статей расходов формировался тот или иной уровень себестоимости, в каких направлениях необходимо вести борьбу за снижение себестоимости. В моей работе было показано какие статьи затрат составляют себестоимость товарной продукции.

Основываясь на выше сказанном, можно так же сделать вывод, что калькуляция должна вскрывать достижения и недостатки работы предприятия.

В условиях свободной конкуренции  цена продукции, произведенной предприятиями, фирмами, выравнивается автоматически. На нее воздействуют законы рыночного ценообразования. В то же время каждый предприниматель стремится к получению максимально возможной прибыли.

 И здесь, помимо факторов увеличения объема производства продукции, продвижения ее на незаполненные рынки и другое, неумолимо выдвигается проблема снижения затрат на производство и реализацию этой продукции, снижения издержек производства.

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

Товарная  продукция в фиксированных оптовых  ценах предприятия

в предыдущем году

14141

25794

81649

85376

115924

83847

84186

83750

195990

36881

в отчетном году фактически

14395

23120

86286

103099

122282

89329

88716

97097

210155

36544

в отчетном году по плану

14300

24010

85000

100450

120900

87920

86920

96800

208690

36300

№11

№12

№13

№14

№15

№16

№17

№18

№19

№20

в предыдущем году

7070

12897

40825

42688

57962

41923

42093

41875

97995

18440

в отчетном году фактически

7197

11560

43143

51549

61141

44664

44358

48549

105077

18272

в отчетном году по плану

7150

12005

42500

50225

60450

43960

43460

48400

104345

18150

Информация о работе Себестоимость продукции