Себестоимость продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Себестоимость является одним из основных качественных показателей любого предприятия и отражает все стороны хозяйственной деятельности. Значение себестоимости связано с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени на ее создание, сырьем и материалом, которые используются в процессе и т.д.
Выбор темы данной курсовой работы обусловлен ее актуальностью в условиях рыночных отношений, когда каждое предприятие стремится извлечь максимальную прибыль с наименьшими затратами.
Целью данной курсовой работы является определение резервов снижения себестоимости продукции на предприятии на основе анализа показателей статистики себестоимости и использовании статистических методов в их исчислении.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…3
Теоретическая часть……………………………………………….............4
Общая характеристика себестоимости……………………………….4

Изучение динамики себестоимости товарной продукции и отклонения фактической себестоимости от плановой……………….6

Поэлементный и постатейный состав себестоимости……………….8

Изучение динамики себестоимости с помощью показателя затрат на один рубль товарной продукции…………………………………..…11

Аналитическая часть……………………………………………..............15
Применение графического и табличного методов в изучении выполнения плана и динамики себестоимости продукции………...15
Применение индексного метода анализа затрат на один рубль товарной продукции………………………………………………….24
Применение корреляционного метода в изучении влияния факторов на динамику себестоимости продукции……………………………..26

Заключение………………………………………………………………..35
Приложения……………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………….41

Файлы: 1 файл

Курсовая по статистике (Шагалиев Егор).docx

— 170.87 Кб (Скачать файл)



 

Данные свидетельствуют  о том, что в отчетном году, равно  как и в прошлом, наибольший удельный вес занимают материальные затраты (67,9 %), что говорит о материалоемком характере производства. Следовательно, важнейшим направлением снижения затрат на производство будет поиск резервов по сокращению этих расходов. Как известно, главным источником экономии материалов является их рациональное использование.

 

Рисунок 2. Структура затрат на производство продукции в 2012 году

 

Структуру затрат наглядно иллюстрирует рисунок 2. по данным таблицы 2. Как видим, удельный вес затрат овеществленного труда (материалы, амортизация) в отчетном периоде увеличились по сравнению с предыдущим годом при сохранении прочих затрат. Такое изменение характеризует повышение материальных затрат на производство. Таким образом, анализ данных показывает, что на данном предприятии произошло улучшение структуры затрат на производство, что вызвано увеличение материальных затрат.

Как же повлияло изменение  структуры затрат на изменение общей  суммы затрат? Это можно увидеть из данных, представленных в таблице 3. Для исчисления влияния факторов необходимо определить индекс выпуска продукции следующим образом: Для исчисления влияния факторов необходимо определить индекс выпуска продукции следующим образом:

 

IВП = ВП 2012г / ВП 2011г = 1,017 или 101,7%

 

Данный индекс свидетельствует  об увеличении выпуска продукции  в стоимостном выражении. Для  нашего конкретного случая будем  считать, что цены на продукцию в 2012 остались на уровне 2011 года, т. е. они не повлияли на рост общей стоимости выпуска продукции.

 

Таблица 3. Расчет влияния изменения структуры затрат на изменение общей суммы затрат.

 

 

 

Показатели

2011г.

млн.руб

2012г.

млн.руб.

2011г.пересчитанный на IВП

(2 столбец* IВП)

Влияние на общие затраты

ВП

(4столбец-2)

Влияние на общие затраты 

элементов затрат

(3 столбец-4)

 

1

2

3

4

5

6

1

Материальные затраты

8049,00

8440,00 

8185,83

136,93

254,17

2

Заработная плата основная и дополнительная

2561,00

2522,00

2604,54

43,54

-82,54

3

Амортизация основных фондов

1150,00

1201,00

1169,55

19,55

31,45

4

Прочие расходы

250,00

268,00

254,25

4,25

13,75

5

Итого

12010,00

12431,00

12214,17

204,17

216,83


 

Итак, увеличение общих затрат было вызвано увеличением затрат по всем элементам, кроме заработной платы. Если бы объем производства остался на уровне 2011 г., то себестоимость продукции увеличилась бы на 216,83 млн. руб.

∆ВП общ. = (136,93+254,17)+(43,54+-82,54)+(19,55+31,45)+(4,25+13,75) = 421,1 млн.руб.

Имея данные о себестоимости  за предыдущий период (Zо), по плановым расчетам (Zпл) и за отчетный период (Z1), можно дать общую характеристику степени выполнения планового задания по снижению себестоимости и ее динамики, а также определить абсолютную сумму экономии или перерасхода в результате изменения себестоимости.

Таблица 4. Расчет финансовой деятельности предприятия у.е.

   

Предыдущий год

(o)

По увержден

ному плану млн.руб.

(пл)

По плану на фактически реализованную продукцию,млн.руб.

/%от плана, i

По отчету млн.руб../% от  утвержд.плана

(выполнение плана)  i

 

Себестоимость реализованной товарной продукции, млн.руб. (Z)

12010

11610

11952

102,9%

i=1,029

11894

102,4%

i=1,024

 

Стоимость реализованной продукции, млн.руб. (C)

 

14010

14405

102,8%

i=1,028

14385

102,6%

i=1,026


 

1) Индивидуальный плановый индекс себестоимости:

I Zпл = Z пл / Zо;

11610/12010=0,97

(плановая экономия составляет 400 млн. руб.)

2) Индивидуальный фактический индекс себестоимости:

I = Z 1 / Zо;

11894/12010=0,99

(фактическое снижение себестоимости составило 1% или 120,1 млн. руб.)

3) Индивидуальный индекс выполнения плана по себестоимости

I Zвп = Z 1 / Zпл; 11894/11610=1,02

(сверхплановый перерасход себестоимости составил 2 % или 240,2 млн.руб.)

Исчисленные индексы и  абсолютные изменения себестоимости  взаимосвязаны:

I Zф = I Zпл  x  I Zвп ;

0,97  x 1,02 x 100% = 99

Кроме суммы экономии (перерасхода) себестоимости в расчете на единицу продукции, можно определить общие суммы экономии (перерасхода) себестоимости с учетом объемов произведенной продукции.

Эф  =  Эпл  +  Эсверхприбыль;

Эпл  = (Z пл  -  Zо)  x  qпл

Эсверхпл  = (Z 1  -  Z пл)  x  q1

Эф  = (Z 1  -  Zо)  x  q1

Для оценки выполнения плановых заданий  и динамики себестоимости сравнимой  товарной продукции используют следующие  три индекса.

1. Индекс планового задания:

11952 / 12010 = 0,995

Данный индекс характеризует изменение  плановой себестоимости единицы  изделия по сравнению со средней  годовой себестоимостью предыдущего  года в расчете на плановый объем  и ассортимент продукции. Разность между числителем и знаменателем дает плановую сумму общей экономии (перерасхода) от изменения себестоимости  сравнимой товарной продукции:

11952 - 12010  =  - 58

2. Индекс выполнения планового  задания:

11894 / 11952 = 0,995

Рассчитывается этот индекс только в аналитических целях и характеризует  соотношение уровней фактической  и плановой себестоимости в расчете  на фактический объем и состав продукции, что устраняет влияние  ассортиментных сдвигов. Разность между  числителем и знаменателем дает размер сверхплановой суммы экономии (перерасхода), полученной вследствие снижения (повышения) себестоимости продукции:

11894 – 11952 = - 58

3. Индекс фактического изменения  себестоимости сравнимой товарной  продукции:

11894  / 12010 = 0,99

Последний показатель характеризует  динамику себестоимости продукции. Поскольку в знаменателе индекса  фигурирует фактическая себестоимость  единицы продукции предыдущего  года, то он охватывает только продукцию, сравнимую с предыдущим годом. Разность между числителем и знаменателем дает сумму фактической экономии (перерасхода), полученную вследствие снижения (повышения) себестоимости  продукции:

11894 – 12010 = - 116

 

2.2. Применение индексного метода анализа затрат на один рубль товарной продукции.

Показатель себестоимости  продукции — затраты на рубль  товарной продукции, который выгоден  тем, что во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой  отрасли производства, и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между  себестоимостью и прибылью. Исчисляется  он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции  к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах. На его уровень оказывают влияние  как объективные, так и субъективные, как внешние, так и внутренние факторы.

Влияние факторов первого  уровня на изменение затрат на рубль  товарной продукции рассчитывается способом цепных подстановок. Сумма  постоянных и переменных затрат зависит  от уровня ресурсоемкости и изменения  стоимости материальных ресурсов в  связи с инфляцией. Чтобы установить, как факторы повлияли на изменение  суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на рубль товарной продукции за счет каждого фактора  умножить на фактический объем реализации продукции, выраженный в плановых ценах.

При исследовании данного  показателя применяется факторный  анализ, изучающий влияние на него различных факторов (объективных  и субъективных)

Анализ затрат на 1 рубль  проводится по следующей схеме:

1)    фактические затраты сопоставляются с базисными;

2) определяется влияние факторов на изменение данного показателя;

3)    выявляются причины отклонения.

 

 

Таблица 5. Рассчет З1 руб.    

   

По утвержденному

плану

%

к итогу

По плану на фактически реализованную продукцию

%

к итогу

По отчету

%

к итогу

 

Себестоимость реализованной продукции, млн. руб.

11610

82,9%

11952

83%

11894

82,7%

 

Стоимость реализованной продукции, млн. руб.

14010

100

14405

100

14385

100%

 

З1 руб  = себестоимость/стоимость

0,8287

 

0,8297

 

0,8226

 

 

Анализируя данную таблицу  следует отметить, что общее изменение  затрат на 1 руб. товарной продукции  составило:

З1 руб = 0,8287 - 0,8226 = 0,0061

Показатель затрат на 1 рубль  товарной продукции – один из показателей  экономической эффективности производственной деятельности предприятия.

Следует отметить, что анализ выполнения плана по уровню затрат на 1 руб. товарной продукции имеет  большое значение, так как показатель затрат на 1 руб. товарной продукции  остается важнейшим показателем  деятельности промышленного предприятия.

Таблица 6. Планирование прибыли.

3п\п

 

В предыдущем

Году

(%)

В отчетном

году фактически

В отчетном

году по плану(% от факта)

 

Объем реализации продукции  в опт. ценах предприятия принятых в плане

13575 (100%)

14079 (100%)

От предыдущ. Года (108%)

13830 (100%)

От факта (98%)

 

Затраты на производство (без внутризаводского оборота) и их структура в ценах  соответствующих лет, у.е.

12010 (88,5%)

12431 (88,3%)

От предыдущ. Года (104%)

 
 

Прибыль

1565 (11,5%)

1648 (13,3%)

 От предыдущ. Года (105%)

 

 

Согласно этому методу можно  планировать прибыль.

Затраты на производство (Зпр) реализованной продукции включают полную фактическую себестоимость реализованной продукции, т.е. стоимость сырья, расходы на оплату труда производственных рабочих, а также накладные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства: на содержание управленческого персонала, аренду, электроэнергию, техническое обслуживание и текущий ремонт. Вычитая все эти расходы из выручки от реализации, получим прибыль от реализации продукции, т.е. прибыль от производственной деятельности.

В настоящее время предприятия  самостоятельно разрабатывают задания  по снижению себестоимости отдельных  видов продукции и уменьшению затрат на производство.

Имея данные о себестоимости  единицы изделия за предыдущий период (Z0), по плановым расчетам (Zпл) и за отчетный период (Z1), можно дать общую характеристику степени выполнения планового задания по снижению себестоимости и ее динамики, а также определить абсолютную сумму экономии или перерасхода в результате изменения себестоимости.

 

2.3.Применение корреляционного метода в изучении влияния факторов на динамику себестоимости продукции

 

 

Корреляционный  анализ является одним из методов статистического анализа взаимосвязи нескольких признаков.

Он определяется как метод, применяемый тогда, когда данные наблюдения можно считать случайными и выбранными из генеральной совокупности, распределенной по многомерному нормальному закону. Основная задача корреляционного анализа (являющаяся основной и в регрессионном анализе) состоит в оценке уравнения регрессии.

Информация о работе Себестоимость продукции