Серый импорт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - на основе изучения теоретических основ статистики выполнить экономико-статистический анализ «серого» импорта.
В данной работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и причины распространения «серого импорта»;
- дать характеристику «серого импорта» в России;
- провести экономико-статистический анализ «серого» импорта в России.

Файлы: 1 файл

паолный серый импорт.docx

— 81.96 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

В последние несколько лет, как  для России, Украины, так и Беларуси весьма актуальна проблема, которая  получила название «серый импорт». Под  серым импортом понимается товар, который  ввезен в страну по неофициальным  каналам, с занижением тарифных платежей за счет недостоверного декларирования, растаможенный с нарушениями  таможенного кодекса и не имеющий  гарантийного талона продавца, подтверждающего  качество изделия и право потребителя  на гарантийное и сервисное обслуживание. В данном случае искусственно занижается таможенная оценка товара, уменьшается  налогооблагаемая база и вместе с  ней – себестоимость товара. Серый  импорт с точки зрения Таможенного  и Уголовного кодексов - это та же контрабанда, закамуфлированная под  легальный ввоз товара.

В настоящее время в  импорте Российской Федерации, как  и во всей экономике нашей страны, происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и  услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию  в ней предприятий, организаций  и других хозяйствующих субъектов.

Основная задача государства  в области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как  можно больше своей продукции, сделав их товары наиболее конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее  конкурентоспособными на внутреннем рынке.

Актуальность выбранной  темы обусловлена значимостью внешнеэкономической  деятельности в современной экономической  жизни и 

важностью таможенного контроля ввоза товаров «серого импорта».

Цель работы - на основе изучения теоретических основ статистики выполнить экономико-статистический анализ «серого» импорта.

В данной работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть сущность и причины распространения «серого импорта»;

- дать характеристику  «серого импорта» в России;

- провести экономико-статистический  анализ «серого» импорта в  России.

Предметом работы является  такое явление как «серый»  импорт.

Объект исследования - область  статистики  в отношении изучения «серого импорта».

Структура работы включает введение, основную часть, состоящую  из четырех глав, заключение.

При выполнении работы был  изучен ряд учебной и научной  литературы, такой как: «Статистика» под редакцией Ионина В.Г.,  «Внешнеэкономическая деятельность» под редакцией Баринова В.А., Грачева Ю.Н. и т. д., а также были использованы интернет-ресурсы: http://customs.ru/ru/.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и  сущность "серого" импорта. Причины  распространения "серого" импорта

 

Понятие  «серый» товар  трактуется как тот товар, который  ввезен в страну по неофициальным каналам, растаможенный с нарушениями таможенного кодекса и не имеющий гарантийного талона продавца, подтверждающего качество изделия и право Потребителя на гарантийное и сервисное обслуживание.

У появления "серых" схем есть свои предпосылки. Главная из них - несбалансированность ценовой политики производителей на различных локальных рынках сбыта. Поэтому у поставщика возникает  искушение привезти "серый" товар, чтобы увеличить норму прибыли, продав его по ценам, сложившимся  на внутреннем рынке.

К сожалению, реалии бизнеса таковы, что большинство участников ВЭД  считают «серую» схему таможенного  оформления наиболее оптимальной и  выгодной, поскольку она позволяет  экономить деньги (на таможенных платежах и пошлинах, оплате грамотного специалиста  по ВЭД, дополнительных расходах, связанных  с выгрузкой и хранением, простое  автомашины) и время (на согласовании вида и перечня документов с таможенными  органами, транспортными компаниями, поставщиками, самой процедуре таможенного оформления). Следует заметить, что таможенные посты довольно охотно берутся за «серые» поставки, особенно, если она требует хорошего знания таможенного законодательства и несколько отличается то таможенной схемы.

Однако многие фирмы на протяжении долгих лет успешно работают по честной  схеме и не собираются от этого  отходить. Более того, в настоящее  время многие участники ВЭД, практиковавшие «серое» оформление взяли курс на «выбеливание» своих компаний. Причем причины этому сугубо экономические: введение системы управления рисками, сводки контрольных показателей и, как следствие, корректировка таможенной стоимости. «Белая» таможня может оказаться для компании более выгодной и удобной, так как:

-  при полной оплате  таможенных сборов можно сэкономить  на стоимости услуг таможенного  брокера (при оформлении «серого»  товара брокер берет деньги  не только за свои услуги, но  и за риск);

- при правильном оформлении  товаросопроводительных документов  можно сэкономить на непредвиденных  расходах в пути;

-  упростится таможенное оформление грузов;

-  статус добросовестного  импортера крайне полезен, а  долголетняя репутация «белой»  фирмы даст шанс получить освобождение  от рисков совершенно бесплатно; 

-  импортер получает  большую стабильность[4, c.112].

Фирм-"инкассаторов" насчитывается  обычно несколько. Они ни юридически, ни формально не связаны между  собой. За каждой из них стоит бизнес разных предпринимателей, но возможность  кредитоваться друг у друга каждый день у них существует. Так достигается  стабильность их общего бизнеса. Все  операции проходят без каких-либо бумаг, но доверие между участниками  схемы полное.

Ежедневный оборот каждой из таких  фирм составляет 5-10 млн. руб. Деньги эти  двигаются только в двух направлениях: либо к фирме-импортеру, работающей при одном из таможенных складов, либо на рублевый счет оффшорной компании, вполне легально работающей в России. На оффшор средства уходят только в  случае их излишка у фирм-"инкассаторов". Основанием для платежа служат бестоварные  операции, например, консультационные и другие услуги. Прямых платежей стараются  избегать - вначале одна фирма платит другой, а уже та платит на оффшор.

Основным же получателем средств  являются фирмы-"таможенники". Это "белые фирмы". Они открывают  паспорта сделок, производят таможенные платежи, получают и растомаживают  грузы. У них есть реальные директора, которые подписывают документы  и решают вопросы с таможней. Но "белыми" эти фирмы остаются недолго. Закрывают оплатой паспорта сделок они не всегда, а если и  делают это, то, естественно, по невысокой  цене, значащейся в таможенных документах. Реальные платежи проводит пул оффшорных  зарубежных фирм, юридически никак  не связанных с российским пулом, но реально работающих с ним по клиринговой схеме.

Источником средств, из которых  оффшоры платят поставляющим в Россию западным производителям, являются как  вывезенные из страны, но постоянно  работающие на импорт в Россию капиталы, так и поступающие из России "избыточные" средства.

Впрочем, есть еще и иностранная  подпитка. Если у кого-то на Западе возникает  желание и потребность инвестировать  в Россию, то переведя средства на счета  одной из оффшорных фирм, он очень  оперативно получит их в России от фирм-"инкассаторов".

С помощью этой схемы можно вернуть  в страну средства, которые были инвестированы на Западе, а можно  и оперативно перевести их обратно.

Поставка импортных товаров  осуществляется на деньги оффшорных  фирм. Производителю импортируемой  продукции платит один из оффшоров, участвующих в схеме, хотя он никогда  не выступает поставщиком товаров. В этой роли выступают другие фирмы. Одновременно с платежом в пользу производителя на Западе в России происходит платеж в рублях со стороны  реального получателя импортного товара. Как только реальные платежи совершены  и груз отправлен, фирма-"таможенник" открывает паспорта сделок, а затем  растомаживает его, используя свои механизмы влияния на таможне, и распределяет товары через систему посредников их реальным получателям. В результате деньги физически не пересекают границу России - они обращаются в двух замкнутых системах по обе ее стороны. Таким образом, все участники "серых" схем успешно обходят преграды российского валютного контроля.

Маркетологи, занимающиеся изучением рынка, знают, как важно  иметь представление о реальной ёмкости рынка или о размере  внутреннего потребления товара. Ведь если знать, сколько того или  иного товара потребляется, то можно  точно спланировать, какое количество данного товара производить или  закупать [10, c.59].

Очень часто известная  формула расчёта внутреннего  потребления «импорт + внутреннее производство – экспорт» даёт сильно заниженный результат. Причина занижения заключается  в том, что импорт, представляющий собой учётный показатель официальной  таможенной статистики, в свою очередь, содержит данные как о торговле по реальным, так и по заниженным ценам. Последняя ситуация называется «серый импорт».

Если маркетолог, анализируя рынок, сможет вычленить долю серого импорта из полного объёма и пересчитать  её в реальный денежный объём, то тогда  итоговая цифра внутреннего потребления  станет более приближенной к реальности.

Попробуем выявить признаки торговли, которые могут быть связаны  с «серым импортом» и которые  могут быть выявлены с помощью  анализа таможенной статистики.

Признак первый: «непрямой» канал поставки, организованный с  нерациональным логистическим плечом. Речь идёт о том, что производитель  зарубежного товара поставляет его  в Россию не самостоятельно, а через  «вторые руки». Причём эти «вторые  руки» географически удалены  от производителя. Например, страна-производитель  товара Италия или Испания, а поставляется из Латвии или Литвы; или произведенный в Китае товар поставляется из Германии или Нидерландов. Казалось бы, для чего везти товар из Китая в Европу, чтобы потом поставить его в Россию? Ответ: либо для того, чтобы снизить его реальную закупочную стоимость и сэкономить натаможенных платежах в бюджет Российской Федерации, либо для того, чтобы исключить ввозимый товар из перечня товаров, контролируемых по стране происхождения товаров и избежать корректировки таможенной стоимости. Поэтому разброс стран-производителей и стран-поставщиков, связанный с нелогичной географией доставки, может быть признаком серого импорта.

Признак второй: «непрямой» канал поставки, связанный с наличием многочисленных российских фирм-посредников. Сегодня так называемый «профиль компании» - тема, доступная для всех желающих изучить участников того или  иного рынка. Если компания:

  • никак не продвигает себя в Интернете;
  • не является законопослушным субъектом сдачи финансовой и иной статистической отчётности (проще говоря, данных о ней в официальной, доступной статистике просто нет).

Признак третий: контрактная  цена значительно отличаются от розничных  цен аналогичных товаров на российском рынке более чем в 2-3 раза. Только в этом случае, конечно, нужно хорошо ориентироваться в ценах.

Признак четвёртый: товар  известного производителя, выпускающего определенную номенклатуру изделий, подтверждение  которой (описание, фотографии) легко  можно получить на его сайте, отражается в таможенной статистике под не соответствующим  данной номенклатуре кодом ТН ВЭД  или содержит описание, отличное от опубликованного производителем. Цель подобной операции: ввоз под более  низкую ставку импортной пошлины  или попытка избежать затрат на исполнение требований законодательства РФ в части  применения к ввозимому товару мер  нетарифного регулирования[10, c.88].

Чаще услуги по «серому» оформлению оказывают логистические компании, предоставляющие и транспорт, так  как им легче осуществлять замену счетов. В то же время «белые»  логистические компании, занимающиеся международными перевозками грузов и предлагающие сервис по таможенному оформлению в пакете с транспортом, выставляют вполне адекватные цены на брокерские услуги. Калькуляция показывает, что в некоторых случаях экономия на таможенных платежах дает меньшую прибыль, чем экономия на стоимости услуг таможенного брокера.

Серый импорт считается безусловным  элементом контрафакта представителями  правообладателей, поскольку путает их планы поставок и не дает извлечь  намеченную прибыль, провоцируя ценовой  демпинг. К тому же осложняются отношения  с дистрибьюторами в регионах, которые оперируют малыми объемами и очень чувствительны к неконтролируемым поставкам на их местный рынок.

У представителей госорганов такой однозначности нет. Кто-то согласен, что параллельный импорт - часть контрафакта. Кто-то искренне недоумевает, почему оригинальную продукцию, завезенную «левой» фирмой, причисляют к контрафакту, ограничивая это  понятие подделками. Еще недавно  остановить серый импорт было довольно сложно в силу преобладания мнения, что к контрафакту правомерно причислять исключительно подделки. На сегодняшний день действия таможни, судов, правоохранительных органов  все чаще опираются на широкое  толкование контрафакта. Важно отметить, что расширение границ контрафакта  в правоприменительной практике не сопровождалось серьезными изменениями  правовой базы. Изменение претерпела не буква закона, а ее трактовка, что явилось результатом сложного переговорного процесса бизнеса  и власти.

Как показал опыт, серый  импорт практикуют довольно разные участники  ВЭД: мелкие торговые фирмы, крупные  оптовые компании, челноки (их вклад в серый импорт ограничен в основном приграничными районами), и даже благотворительные фонды.

Информация о работе Серый импорт