Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:08, курсовая работа
Цель работы - на основе изучения теоретических основ статистики выполнить экономико-статистический анализ «серого» импорта.
В данной работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и причины распространения «серого импорта»;
- дать характеристику «серого импорта» в России;
- провести экономико-статистический анализ «серого» импорта в России.
Введение
В последние несколько лет, как
для России, Украины, так и Беларуси
весьма актуальна проблема, которая
получила название «серый импорт». Под
серым импортом понимается товар, который
ввезен в страну по неофициальным
каналам, с занижением тарифных платежей
за счет недостоверного декларирования,
растаможенный с нарушениями
таможенного кодекса и не имеющий
гарантийного талона продавца, подтверждающего
качество изделия и право потребителя
на гарантийное и сервисное
В настоящее время в
импорте Российской Федерации, как
и во всей экономике нашей страны,
происходят глубокие изменения. Если раньше
внешнеэкономическая
Основная задача государства
в области международной
Актуальность выбранной
темы обусловлена значимостью
важностью таможенного контроля
ввоза товаров «серого импорта»
Цель работы - на основе изучения
теоретических основ статистики
выполнить экономико-
В данной работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и причины распространения «серого импорта»;
- дать характеристику «серого импорта» в России;
- провести экономико-
Предметом работы является такое явление как «серый» импорт.
Объект исследования - область статистики в отношении изучения «серого импорта».
Структура работы включает введение, основную часть, состоящую из четырех глав, заключение.
При выполнении работы был изучен ряд учебной и научной литературы, такой как: «Статистика» под редакцией Ионина В.Г., «Внешнеэкономическая деятельность» под редакцией Баринова В.А., Грачева Ю.Н. и т. д., а также были использованы интернет-ресурсы: http://customs.ru/ru/.
1. Понятие и сущность "серого" импорта. Причины распространения "серого" импорта
Понятие «серый» товар трактуется как тот товар, который ввезен в страну по неофициальным каналам, растаможенный с нарушениями таможенного кодекса и не имеющий гарантийного талона продавца, подтверждающего качество изделия и право Потребителя на гарантийное и сервисное обслуживание.
У появления "серых" схем есть свои предпосылки. Главная из них - несбалансированность ценовой политики производителей на различных локальных рынках сбыта. Поэтому у поставщика возникает искушение привезти "серый" товар, чтобы увеличить норму прибыли, продав его по ценам, сложившимся на внутреннем рынке.
К сожалению, реалии бизнеса таковы,
что большинство участников ВЭД
считают «серую» схему
Однако многие фирмы на протяжении долгих лет успешно работают по честной схеме и не собираются от этого отходить. Более того, в настоящее время многие участники ВЭД, практиковавшие «серое» оформление взяли курс на «выбеливание» своих компаний. Причем причины этому сугубо экономические: введение системы управления рисками, сводки контрольных показателей и, как следствие, корректировка таможенной стоимости. «Белая» таможня может оказаться для компании более выгодной и удобной, так как:
- при полной оплате
таможенных сборов можно
- при правильном оформлении
товаросопроводительных
- упростится таможенное оформление грузов;
- статус добросовестного
импортера крайне полезен, а
долголетняя репутация «белой»
фирмы даст шанс получить
- импортер получает большую стабильность[4, c.112].
Фирм-"инкассаторов" насчитывается обычно несколько. Они ни юридически, ни формально не связаны между собой. За каждой из них стоит бизнес разных предпринимателей, но возможность кредитоваться друг у друга каждый день у них существует. Так достигается стабильность их общего бизнеса. Все операции проходят без каких-либо бумаг, но доверие между участниками схемы полное.
Ежедневный оборот каждой из таких фирм составляет 5-10 млн. руб. Деньги эти двигаются только в двух направлениях: либо к фирме-импортеру, работающей при одном из таможенных складов, либо на рублевый счет оффшорной компании, вполне легально работающей в России. На оффшор средства уходят только в случае их излишка у фирм-"инкассаторов". Основанием для платежа служат бестоварные операции, например, консультационные и другие услуги. Прямых платежей стараются избегать - вначале одна фирма платит другой, а уже та платит на оффшор.
Основным же получателем средств являются фирмы-"таможенники". Это "белые фирмы". Они открывают паспорта сделок, производят таможенные платежи, получают и растомаживают грузы. У них есть реальные директора, которые подписывают документы и решают вопросы с таможней. Но "белыми" эти фирмы остаются недолго. Закрывают оплатой паспорта сделок они не всегда, а если и делают это, то, естественно, по невысокой цене, значащейся в таможенных документах. Реальные платежи проводит пул оффшорных зарубежных фирм, юридически никак не связанных с российским пулом, но реально работающих с ним по клиринговой схеме.
Источником средств, из которых оффшоры платят поставляющим в Россию западным производителям, являются как вывезенные из страны, но постоянно работающие на импорт в Россию капиталы, так и поступающие из России "избыточные" средства.
Впрочем, есть еще и иностранная
подпитка. Если у кого-то на Западе возникает
желание и потребность
С помощью этой схемы можно вернуть в страну средства, которые были инвестированы на Западе, а можно и оперативно перевести их обратно.
Поставка импортных товаров осуществляется на деньги оффшорных фирм. Производителю импортируемой продукции платит один из оффшоров, участвующих в схеме, хотя он никогда не выступает поставщиком товаров. В этой роли выступают другие фирмы. Одновременно с платежом в пользу производителя на Западе в России происходит платеж в рублях со стороны реального получателя импортного товара. Как только реальные платежи совершены и груз отправлен, фирма-"таможенник" открывает паспорта сделок, а затем растомаживает его, используя свои механизмы влияния на таможне, и распределяет товары через систему посредников их реальным получателям. В результате деньги физически не пересекают границу России - они обращаются в двух замкнутых системах по обе ее стороны. Таким образом, все участники "серых" схем успешно обходят преграды российского валютного контроля.
Маркетологи, занимающиеся
изучением рынка, знают, как важно
иметь представление о реальной
ёмкости рынка или о размере
внутреннего потребления
Очень часто известная формула расчёта внутреннего потребления «импорт + внутреннее производство – экспорт» даёт сильно заниженный результат. Причина занижения заключается в том, что импорт, представляющий собой учётный показатель официальной таможенной статистики, в свою очередь, содержит данные как о торговле по реальным, так и по заниженным ценам. Последняя ситуация называется «серый импорт».
Если маркетолог, анализируя рынок, сможет вычленить долю серого импорта из полного объёма и пересчитать её в реальный денежный объём, то тогда итоговая цифра внутреннего потребления станет более приближенной к реальности.
Попробуем выявить признаки торговли, которые могут быть связаны с «серым импортом» и которые могут быть выявлены с помощью анализа таможенной статистики.
Признак первый: «непрямой» канал поставки, организованный с нерациональным логистическим плечом. Речь идёт о том, что производитель зарубежного товара поставляет его в Россию не самостоятельно, а через «вторые руки». Причём эти «вторые руки» географически удалены от производителя. Например, страна-производитель товара Италия или Испания, а поставляется из Латвии или Литвы; или произведенный в Китае товар поставляется из Германии или Нидерландов. Казалось бы, для чего везти товар из Китая в Европу, чтобы потом поставить его в Россию? Ответ: либо для того, чтобы снизить его реальную закупочную стоимость и сэкономить натаможенных платежах в бюджет Российской Федерации, либо для того, чтобы исключить ввозимый товар из перечня товаров, контролируемых по стране происхождения товаров и избежать корректировки таможенной стоимости. Поэтому разброс стран-производителей и стран-поставщиков, связанный с нелогичной географией доставки, может быть признаком серого импорта.
Признак второй: «непрямой» канал поставки, связанный с наличием многочисленных российских фирм-посредников. Сегодня так называемый «профиль компании» - тема, доступная для всех желающих изучить участников того или иного рынка. Если компания:
Признак третий: контрактная цена значительно отличаются от розничных цен аналогичных товаров на российском рынке более чем в 2-3 раза. Только в этом случае, конечно, нужно хорошо ориентироваться в ценах.
Признак четвёртый: товар
известного производителя, выпускающего
определенную номенклатуру изделий, подтверждение
которой (описание, фотографии) легко
можно получить на его сайте, отражается
в таможенной статистике под не соответствующим
данной номенклатуре кодом ТН ВЭД
или содержит описание, отличное от
опубликованного
Чаще услуги по «серому» оформлению
оказывают логистические
Серый импорт считается безусловным
элементом контрафакта
У представителей госорганов
такой однозначности нет. Кто-то
согласен, что параллельный импорт
- часть контрафакта. Кто-то искренне
недоумевает, почему оригинальную продукцию,
завезенную «левой» фирмой, причисляют
к контрафакту, ограничивая это
понятие подделками. Еще недавно
остановить серый импорт было довольно
сложно в силу преобладания мнения,
что к контрафакту правомерно
причислять исключительно подделки.
На сегодняшний день действия таможни,
судов, правоохранительных органов
все чаще опираются на широкое
толкование контрафакта. Важно отметить,
что расширение границ контрафакта
в правоприменительной практике
не сопровождалось серьезными изменениями
правовой базы. Изменение претерпела
не буква закона, а ее трактовка,
что явилось результатом
Как показал опыт, серый импорт практикуют довольно разные участники ВЭД: мелкие торговые фирмы, крупные оптовые компании, челноки (их вклад в серый импорт ограничен в основном приграничными районами), и даже благотворительные фонды.